Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:29, шпаргалка

Краткое описание

1 Сущность и необходимость финансов.
2. Функции финансов. Распределительная и контрольная функции.
3. Финансовые ресурсы гос-ва, их понятие.Состав и источники их формирования.
...
56. Оборачиваемость оборотных средств и управление ею.
57. Основные фонды предприятия как объект реальных инвестиций.
59. Источникик кап. вложений: управление их структурой и объемами.

Файлы: 1 файл

Теория финансов.docx

— 129.57 Кб (Скачать)

 

1 Сущность и необходимость финансов. Виды ДО, определяющих содержание Ф

Ф - это не деньги, а специфич. форма эк. отношений в общ-ве, связ. с движением ст-ти. Ф явл. эк. категорией. Ф – сов-ть ден. отн-й, посредством кот. осущ-ся распред-е и перераспр-е общ. продукта, г.о. чистого дохода, и форм-е на этой основе централиз. и децентрализ. фондов ДС, использ. на цели расширен. ва и для удовлетв-я общегос. потр-тей.

Это и истор. категория. Ф. возникли на опр. этапе историч.разв-я, когда появились объективн. предпосылки и условия для этого.

Объективн. причиной возн-я и функц-ния Ф. явл. необх-ть распределения созд. в общ-ве продукта в ден. форме (ВВП).

Условия функц-я Ф.:1) тов. пр-во, опосред. ден. отнош-ми; 2)наличие гос-ва, как субъекта обществ. отнош-й; 2 теории о сущ-ти Ф.: 1. Ф возн-т на 2-й стадии воспроизв. процесса при распр-и и перераспр-и обществен. продукта. 2. Ф присущи всем стадиям воспроизв. процесса и явл. их основой.

Ф. хар-ся след. признаками:- всегда выступают в форме ден. потоков и обр-ся в процессе созд-я, суммир-ния и исп-ния ДС; - их мат. основой явл. фин.рес-сы, возн. в рез-те движения входн. и выходн. потоков ДС; - способность Ф. удовлетворять потр-ти гос-ва или отд. звеньев хоз-ва зав-т от ур-ня эфф-ти эк-ки и рац. орг-ции фин. мех-ма; - активн. хар-р фин. инструментов обусловлен эк. интересами всего общ-ва и его отд. участников. Т.е. Ф имеют фондовый, распределит., ден. хар-р и их мат. носителем явл. фин. рес-сы.

Ф. функц-ют в рамках тов-ден. отн-ний всегда явл. ден. Отн-

 

2. Функции финансов. Распределительная и контрольная функции.

Ф-ции  Ф.- это способ выр-ния сущности данной эк. категории, способ практич. реализации ее св-в.

РФ Ф. проявл-ся в процессе распр-я и перераспр-я ст-ти ВВП, с пом. Ф. Мех-м действия РФ на макроур-не проявляется в процессе первичн. распр-я ст-ти ВВП, когда у субъектов, участв. в этом процессе, форм-ся первичн. д-ды.  Необх-ть дальнейшего распр-я ст-ти ВВП связана с функц-ем не произв. сферы, соц. сферы, а так же с необх-тью перераспр-я ден. ср-в м/у различн. отраслями эк-ки, территориями, ур-ми гос. упр-я и местн. самоупр-я, различн. соц.группами нас-я.

Процесс перераспр-я осущ-ся ч/з: 1.Бюдж. сферу (в ходе уплаты н-гов, неналог. платежей прп и нас-ем, в ходе фин-я из бюджета р-дов прп и гр-н) 2.Фин. рынок (привл-е доп. ден. ср-в с пом. выпуска ц/б, получение банк. кредитов, %, дивидендов) 3. страх. рынок (в процессе уплаты страх. взносов, выплаты и получение страх. вознагр-ний) 
 Распред-ся также часть нац. богатства гос-ва в виде накоплений прошлых лет (прибыль, сбережения нас-я); поступления от ВЭД(внешн. торговля, внешн. займы, кредиты, дивиденды по ц/б ин. резидентов.

На микроур-не в кач-ве объектов действия РФ выступают выручка  от реализации ПРУ.

РФ  Ф. - объективн. сп-ть Ф. уч-ть в процессе распр-я и перераспр-я ст-ти ВВП и др. объектов путем формир-я ден. д-дов, накоплений, фондов ден. ср-в у субъектов распределит.

 

3. Финансовые ресурсы гос-ва, их понятие.Состав и источники их формирования

ФР – ден. поступления, д-ды, накопления, нах. в собств-ти либо в распоряжении хоз. субъектов, гос-ва, гр-н, аккумулир. в различн. фондах ден. ср-в, как централизованных так и децентрализованных и исп-е в соотв-и с их целевым напр-ем. ФР явл-ся мат. основой ФО и созд-ся в процессе распр-я и перераспр-я ДС на всех уровнях хоз-я. Т.е. к ФР относится та часть ДС, кот. испол-ся гос-вом, местн. органами власти и хоз. субъектами в процессе распр-я и перераспр-я ВВП.

По ур-ню упр-я ФР : 1) централиз-е – ФР: ДС, кот. гос-во аккумулирует для вып-я своих ключевых ф-ций и реализации установл. эк. и соц политики. (субъект - гос-во). Сюда отн-ся установл. гос-вом обязат. платежи, за счет кот. формир-ся целевые бюдж. и внебюдж. фонды. Гл. напр-я: фин-ние общегос. программ по развитию эк-ки, повыш-ю ур-ня жизни нас-я, модернизации пр-ва, внедр-е новых технологий, развитию науки, культуры  2) децентрализ-е ФР созд-ся на микро уровне конкр. прп и орг-ми в процессе их х/д. (субъект - прп и орг-ции): выступают в форме чист. д-дов, пост. от реализации пр-ции и др. операций после возмещения затрат на их получение; использ. прп на тек. и инв. нужды заемн. и привлеч. ср-ва. Децентрализ. ФР обесп-ют стабильн. функц-е прп и его саморазвитие.

Признаки  ФР: 1. всегда явл. ден. ср-ми, но не все ден. ср-ва явл.ФР.

 

4. Направления использования централизованных  и децентрализованных фин.ресурсов

ЦФР – ден. поступления, д-ды, накопления, образов. в процессе распред-я ВВП, части нац. богатства, поступлений от ВЭД, нах. в распоряжении гос-ва, аккумулир. в централиз. фондах ден.ср-в и использ. на расширение воспр-ва и удовлетворение др. общегос. потребностей.

Гос бюджет - самый знач-ый из всех общегос фондов. V его д-дов и р-дов постоянно растет, что связано с объективн эк процессами и прежде всего с ростом ВВП, а также с действующ. в конкр. гос-ве зак-вом.

Осн. виды ЦФР: налог. д-ды; неналог. д-ды, уплач. ЮЛ и ФЛ; взносы по гос. соц. страх-ю.

ЦФР исп-ся по след. направлениям, кот. строго регламентированы гос-вом: финансир-е: общегос. р-ды, нац. оборона, правоохран д-ть и обесп-е безоп-ти гос-ва, нац. эк-ка, ООР, ЖКУ и жил стр-во, здравоохр-е, физ-ра и спорт, культура, СМИ, образов-е, соц пол-ка.

Формы исп-я ЦФР: бюдж. ассигнования; субсидии, субвенции, дотации; бюдж. ссуды и займы; стипендии, пособия, пенсии; обр-е; мат. поддержка.

ДЦФР- ФР прп, орг-ций, ИП – ден. накопления, поступления, д-ды, кот. форм-ся в процессе распр-я ст-ти ВВП, др. ист-ков, находятся в собств-ти или распоряжения

 

6. Сферы и звенья ФС РБ, их  краткая хар-ка. Взаимосвязь сфер  и звеньев ФС.

Понятие ФС явл. дальнейш разв-ем и конкретиз-ей понятия «финансы». По эк. сод-ю Ф. - разнообраз группы, виды, формы фин отнош-й. Эти разнообраз эл-ты необх-мо классиф-ть.  
Систематизация и классиф-ция фин. отношений осущ-ся по различн. критериям:

I. По статусу субъекта  ФО и его роли в проц-се  обществ воспр-ва выд-ют сферы фин с-мы.

II. По хар-ру д-ти фин.  отн-й, отнесение их к различн.  отраслям эк-ки, различн. формам  собственности, организационно-правовым  формам - этот критерий позволяет  выделить в рамках сфер фин.  с-мы её отд.звенья.

Т.обр., элементами любой ФС выступают сферы и звенья. Эти  элементы обладают опред. самостоятельностью. И в то же время сост-ют единую с-му. В состав ФС гос-ва исходя из роли субъектов ФО в процессе обществ. воспр-ва традиционно включ-ся 2 крупн. сферы:

1. Ф. прп (орг-ций) –  ДЦФ. 2. Общегос. Ф. – ЦФ.

Ф. прп.( сов-ть эк. отношений, связ. с формир-ем и использ-ем к-ла, денежных д-дов и фондов в процессе кругооборота их ср-в): 1) по хар-ру д-ти – Ф. комм. орг-ций и некомм. орг-ций; 2) по отрасли эк-ки – пром. прп, АПК, строит. орг-ций, энергетики и т.д.;

Исходя из ХК РБ, к субъектам  хоз-я кроме комм. и некомм. орг-ций, отнесены также ФЛ и ИП. Т.обр., целесообразно

 

7. Фин.политика – составная часть  эк. Пол-ки гос-ва. Ее цели и  задачи…

ФП – сост. часть эк. политики гос-ва. В процессе разработки ФП, и ее направлений, мер-тий, закладываются фин. основы для достижения целей и решения задач эк. политики.

Глав субъект ФП – гос-во. Объекты ФП – ФО и фин рес-сы, кот формир-ся и исп-ся в различных сферах и звеньях ФС гос-ва. 
   ФП – сов-ть целенаправл мер гос-ва в области упр-я фин-ми, направл на разработку и реализ-ю наиболее эф мероприятий, для создания фин основы выполнения эк пол-ки гос-ва.

Сод-е ФП раскрывается в след. структурных элементах: 1. выработка научно обоснов. концепций развития Ф. в общ-ве, кот. д. базир-ся на действии объективн. эк. законов учитывать перспективы разв-я производств. сил и производств. отношений в общ-ве, и особенности эк. и соц. развития гос-ва (исп-е стимулир и сдерж. ФП) 2. Опр-е осн. напр-ний использ-я Ф. на перспективу и на тек. период. Эти напр-я основ-ся на важнейших целях и задачах эк. политики гос-ва; Выделение в составе различн. отраслей эк-ки наиболее приоритетных; установление направлений перспектив развития соц. сферы (разраб-ка фин. стратегий и фин. тактики гос-ва. 3. Реализация, осущ-е практич. действий, направл. на достиж-е поставл.

 

5. Понятие о финансовой системе,  основы ее построения.

Многообразие форм образ-я  и использ-я ФР и уч-ков процесса распр-я и перераспр-я ВВП предполагает созд-е комплексной с-мы упр-я  Ф. 

Понятие ФС явл. дальнейш. разв-ем и конкретизацией понятия «финансы». По эк. сод-ю Ф. - разнообразные группы, виды, формы фин. отношений. Эти разнообразные  эл-ты необходимо классиф-ть.

Систематизация и классиф-ция  фин. отношений осущ-ся по различн. критериям:

   I. По статусу субъекта  фин. отн-й и его роли в  процессе обществ. воспр-ва выд-ют сферы фин. с-мы.

   II. По хар-ру д-ти фин. отн-й, отнесение их к различн. отраслям эк-ки, различн. формам собственности, организационно-правовым формам - этот критерий позволяет выделить в рамках сфер фин. с-мы её отд.звенья.

Т.обр., элементами любой ФС выступают сферы и звенья. Эти  элементы обладают опред. самостоятельностью. И в то же время сост-ют единую с-му.

 

8. Составные части фин.политики, их  хар-ка

ФП – сост. часть эк. политики гос-ва. В процессе разработки ФП, и ее направлений, мер-тий, закладываются фин. основы для достижения целей и решения задач эк. политики.

Главн субъект ФП – гос-во. Объекты ФП – ФО и фин рес-сы, кот. формир-ся и исп-ся в различных сферах и звеньях ФС гос-ва. 
ФП – сов-ть целенаправл мер гос-ва в области упр-я фин-ми, направл на разработку и реализ-ю наиболее эф мероприятий, для создания фин основы выполнения эк пол-ки гос-ва.

ФП  включает: 1)  бюджетная (формир-е централиз-го фонда ДС, кот. исп-ся для выполнении функций гос-ва в целях удовлет-я общегос-х потребностей)  Гл. задача – укрепление гос. фин-ов, сниж-е бюдж дефицита, создание благопр фин условий для развития отраслей народн хоз-ва. При планир-и бюджетн пол-ки гос-во должно исходить из необх-ти обеспеч-я эк соц стаб-ти. Осн. проблема – несбалансир-ть об-в гос-ва и имеющихся у него фин рес-сов. Поэтому гос-во не в состоянии полностью профин-ть мер-я, соответств. этим обяз-вам. В 1очередь это касается соц. гарантий Конст-и.

2)налоговая (изъятие части дох-ов ФЛ и ЮЛ для передачи в бюджет и перераспр-я на общегос нужды).

Функции налогов: а) фискальная (изъятие дох-ов нас-я и хоз-х субъектов для формир-я бюджетн фонда), б) стимулирующая выражается ч/з эк. рычаги мотивация труда, эк. расход-ю ФР, в) регулирующая (способ-ть н-гов возд-ть на разв-е эк-ки,

.

 

9. Финансовая политика гос-ва на  современном этапе развития страны

Финансовая политика РБ регламентируется следующими документами:

-  Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;

-  Прогнозом социально-экономического развития РБ на соответствующий год;

-  Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;

-  Основными направлениями ДКП на соответствующий год;

-  Нац стратегией устойчивого соц-эк развития РБ на период до 2020 г.;

-  Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

В отличие от ДКП, ведущейся  на основе долгоср программы развития банк сектора и денеж-кред сферы, бюджетное планир-е в РБ, как  правило, охватывает лишь очередной  фин год.

Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

-   обеспеч-е устойч эк роста на качеств уровне, позволяющее повысить реал доходы насел-я;

-   создание налоговой системы, отвечающей требованиям эк роста и фин стабилизации;

-     снижение налоговой нагрузки;

-   повышение эф-ти гос расходов и сокращ-е уровня расходов бюджета по отнош-ю к ВВП;


 

 

 

2. ФР всегда имеют собственника  или лицо, кот. распоряжается ими.

3. цел. направленность, т.е.  конкр. исп-е ФР на опр. цели (расширение воспр-ва, мат. стимулирование, соц. нужды, оборуд-е, управление  и т.д.)

V, состав и стр-ра ФР опр-ся гос-вом и устанавл-ся в ходе разработки фин. политики, зак-но закр-ся в опр. НПА (закон о бюджете).

Формы мобилизации ФР также  устан-ся гос-вом и они постепенно изменяются и соверш-ся в зав-ти от объективных эк. условий, стратегич. и тактич. задач фин. политики гос-ва.

Важн. источник ФР гос-ва –  ст-ть ВВП. От V созд. ВВП в 1очередь и зависят V мобилизуемых ФР. Вел-на ФР инвестируемых в пр-во будет оказывать непосредств. влияние на темпы его роста и эфф-ти.

Ист-ки ФР гос-ва: 1) на макроур-не: - ВВП;- часть нац. богатства гос-ва;- пост-я от ВЭД; - привл. и заемн. рес-сы; 2) на микроур-не: - собств. ФР, ср-ва прп, кот. приравн-ся к собств. (з/п и отпускные деньги), привлеч. ср-ва (заемн ср-ва, ср-ва от продажи а, об), ср-ва, получ. прп в порядке перераспр-я (от мин-ств, из бюджета).

Осн. виды ФР на макро уровне: кредиты МВФ и др. межд. орг-ций и внутр. кредиты НБ, налоги,  отчисления во внебюдж. фонды, платежи населения в местн. бюджет. Основные виды ФР на микро уровне: прибыль, амортизация, кредитные инвестиции, страховые возмещения.

 

процесса и дальнейшего  распр-я и использ-я по целевому назн-ю.

КФ Ф. тесно связана с РФ и явл. производной от нее. Ее необх-ть вытекает из объективн. хар-ра распределит. процесса, кот. требует осущ-я мех-ма контроля за последоват. и пропорц. распр-ем ст-ти ВВП, соблюдением закономерности процесса распр-ния, за выявлением нарушений в этом процессе.

При рассмотрение содержания КФ часто происходит ее отождествление с фин. контролем. КФ Ф. связана с  фин. контролем и в тоже время  отлич-ся от него как отношение эк. базиса и надстройки в общ-ве.

КФ как объективн. способность  эк. категории явл. эл-том эк. базиса. Фин. контроль явл. одной из сторон управленч. д-ти гос-ва и др.субъектов и т.обр. явл. эл-том надстройки.

Гос-во регламент-ет мех-м  действия КФ путем орг-ции и осущ-я  фин. контроля.

КФ - объективная способность Ф. осущ-ть контроль за процессом распр-я и перераспр-я ст-ти ВВП и др. объектов с целью соблюдения законности этого процесса, выявлять последствия в эк-ке от функц-ния различн. форм фин. отношений, м-дов и способов их орг-ции.

 

ями, но не все ден. отн-я  явл. Ф. Чтобы опр-ть место Ф. в сов-ти ден. отн-ний целесообразно условно сгрупп-ть ден-распределит. отн-я: 1.Ден. отн-я связ. с распр-ем ст-ти созд. обществ. продукта (ВВП), на фонд возмещения потребляемых ф-ров пр-ва и вновь созд. ст-ть. 
2.Ден. отн-я связ. с распр-ем вновь созд. ст-ти. В ходе этого распр-я с пом. Ф. форм-ся первичн. д-ды у субъектов, участв. в этом процессе преимущ-нно в сфере пр-ва. 3.Ден. отн-я связ. с к-п пр-ции, оказанием услуг и вып-ем работ. Характ. признаком явл. двухсторонн. движ-е ст-ти. Денежные отношения имеют эквивалентный характер. 
4.Ден. отн-я связ. с перераспр-ем или вторичн. распр-ем вновь созд. ст-ти. Необх-ть перераспр. процесса связана с тем, что не все субъекты эк. отн-й в общ-ве в ходе первичн. распр-я форм-ют необх. ден. д-ды, фонды ден. ср-в для их д-ти.

Непроизв. или соц. сфера  в процессе первичн. распр-я не форм-ет необх. ден. д-ды и фонды ден. ср-в, также гос-во не форм-ет достаточн. V ден. ср-в для вып-я гос. задач. Т.обр., подвергаются распр-нию первичн. д-ды с целью окончат. формир-я ден. д-дов, накоплений и фондов ден. ср-в у всех субъектов эк. отн-й. Хаар. признаком явл. одностор. движ-е ст-ти, кот. проявляется в том, что часть д-дов одних субъектов передается в собств-ть др. субъектов безвозвратно (н-ги). Т.обр. к Ф. полностью отн-ся 4 группа. Также Ф. проявляют себя в 1 и 2 группе наряду с др. эк. категориями взаимодействуя с ними. 3 группа исходя из классич. научн. подходов рассмотрения сущ-ти и признаков Ф. не вкл-ся в сов-ть фин. отн-й (ден. отн-я связ. с ценообр-ем, ден. отн-я связ. с калькулированием с/с).

 

целей, решение стратегич. и тактич.задач в области ФП.

Классиф-я ФП: 1) по терр. признаку – общегос. и отд. территорий и регионов; 2) по временному признаку – фин. стратегия (вкл-т крупномасштаб глобальн цели и задачи ФП, кот будут оказывать влияние на различ стороны разв-я общ-ва и реш-я кот носит долговр хар-р) и фин. тактика (сов-ть мер-тий в области ФП, кот реализ-ся в конкр. периоде, относящ к опр этапу эк и соц разв-я гос-ва, отд террит-й, направл-ая на реш-е стратег задач)

Цели  ФП: повыш-е V и эф-ти использ-я ФР, оздоров-е эк-ки, достиж-е более высок уровня жизни нас-я.

Задачи  ФП: 1. Мобилиз-я необх ФР, изыскание доп резервов их увелич-я для обеспеч-я эк соц развития гос-ва в опр период. 2. Установл-е и соблюд-е оптимальн. пропорций в распред-и мобильных ФР по различн сферам обществ д-ти, отраслям эк-ки. 3. Орг-ция эф рац, целевого использ-я ФР по различн. напр-ям, мер-тиям.

Принципы  ФП: 1. Сбалансир-ть д-ды и р-ды во всех сферах и звеньях фин системы гос-ва и особенно в бюджетн звене. 2. Формир-е фин резервов на различн уровнях, у различных субъектов хоз-я. 3. Сосредоточение оптимального размера фин ресурсов в руках гос-ва.

 

дополнить этим звеном  данн. сферу ФС. Ф д/х  (д-ды от предпр. д-ти, фин. операций с ц/б, депозитов и соц. выплат. Их роль возрастает, т.к. Ф. д/х активно участвуют в накопле-и ден сбереж-й, кот. выступают в кач-ве важн. ист-ка фин-я инв-ций).

ЦФ вкл-т след. звенья: 1. Гос. бюджет (осн. централиз. фонд гос-ва, основн. фин. план; вкл-т 2 раздела: д-ды - все виды ЦФР, р-ды - направления их использ-я) 2. Целевые бюдж. и внебюдж. фонды (Цель созд-я внебюдж фондов – привлеч-е доп ФР и их исп-е на отд. мер-тия. Внебюдж фонды исп-ся для расшир-я соц услуг нас-ю, для стимул-я отстающ отраслей, инфрастр-ры, для обеспеч-я доп рес-ми приоритет отраслей эк-ки.): внебюдж. фонд – ФСЗН, бюдж. фонды – фонд поддержки произв-лей с/х пр-ции, дор фонд, инновац фонды, фонд природы, фонд нац разв-я. 3. Гос. кредит (сов-ть ДО, возник м/у гос-вом, ЮЛ и ФЛ, а также др. гос-ми по поводу привл-я доп рес-сов на усл-ях сроч-ти, плат-ти, возврат-ти. Гос-во в этих отнош-ях выступает как заемщик, а ФЛ и ЮЛ как кредиторы. В межгос отнош-ях гос-во может выступать и как заемщик, и как кредитор)

Отд. сферой ФС явл. органы упр-я Ф., кот. организуют д-ть всех др. сфер. В составе этой сферы выделяют звенья: 1. органы общего упр-я финансами (высшие органы законодат. и исполнит. власти). 2. Органы оперативн. упр-я: ·МинФин ·ЦБ ·МНС ·ГТК 3. Органы отраслевого упр-я: Фин. службы мин-в и ведомств; Фин. службы прп и орг-ций.

 

 

прп, орг-ций, ИП и используемые на расширение воспр-ва предпр. д-ти и  удовлетворения др. потр-тей  этих субъектов.

Осн. виды ДЦФР: 1) собств. ср-ва (прибыль, АО, др. ден. накопл-я); 2) приравн. к собств. ср-ва (мин. зад-ть по з/п, по авансам, мин. зад-ть по налог. и неналог. платежам и отчисл-ям); 3) заемн. ср-ва (банк. ссуды, ком кредиты, бюдж ссуды); 4) привл ср-ва (паевые взносы, внеш инв-ции); 5) рес-сы, прераспр от вышестоящ орг-й на фин, страх рынке, из бюджета.

Напр-я исп-я ДЦФР: вып-е всех фин. об-в перед гос-вом предусм. зак-вом; возврат заемн. ср-в, уплата % за польз-е; уплата страх.взносов и вып-е др. фин. об-в; финансир-е р-дов, связ. с расширением пр-ва: (а) расширение осн. к-ла, б) расшир-е оборотн. к-ла, в) вложения, связ. с реконструкцией, модернизацией, технологич. перевоор-ем, г) финансир-е НИОКР, д) фин-е ОбС, е) по мат. стимулир-ю раб-ков, ж) соц. нужд); фин-ние благотв. д-ти, спонсорства; выплата дивидендов по акциям и др. напр-я, предусм. БП прп.

Формы исп-я ДЦФР: налог. д-ды и неналог. д-ды, % за кредит, страх. взносы, инв-ции, премии, мат. помощь, дивиденды, нераспределенная прибыль.

 

-   поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

-   концентр-я бюджет средств с целью реализации важнейших гос программ и мероприятий;

-   оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

Признаком стаб-ти бюджетно-налог  системы в мир практике служат след. пороговые знач-я:

-   дефицит бюджета - не более 3% ВВП;

- уровень государственного долга  для переходных экономик - не более  55% ВВП;

- уровень платежей по обслуживанию  внешнего долга в V доходов бюджета - не более 30%.

С принятием в 2001 г. Инвестиционного  кодекса РБ значительно улучшилась правовая среда для инвестиц деят-ти. Вместе с тем сохраняются серьезные  недостатки: противоречивость нормативных  правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих  норм.

Для РБ ден-кред и бюджетно-налог регулир-е играет особую роль, т.к. проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

РБ сравнительно недавно  стала независимым гос-вом и  еще не успела выработать традиции ведения нац эк-ки в качестве самостоят  единицы. Для нее важно использ-ть опыт, накопл-й развит странами, у  которых фин система носит  устойчивый и стабильный характер.

 

обесп-ть ее уст рост, ликв-ть диспроп-ции м/у V пр-ва и платежесп спросом), г) распределительная (н-ги – особая форма распределит отнош-й м/у гос-вом и налогоплат-ми), д) контрольная (возм-ть измер-я поступл-й н-гов и их сопост-я с потр-ми гос-ва в ФР)

Принципы  НП: 1. ур-нь налог. ставки д. б. установлен с учетом возмож-й налогоплат-ка. 2. н/о д. носить однократн хар-р. 3. уплата налог платежей д.б обязательной и сущ-ть наказание за неуплату и просрочку оплаты. 4.процедуры исчисл-я и погаш-я налог платежей д.б простыми и удобными. 5. необходимо поддерживать соц. равновесие.

3)денежно-кредитн (стратегия гос-ва, напр. на регулир-е ден массы в обращ-и, V кр-тов, ур-ня % ставок и др. пок-лей ден. обращ-я и фин рынка для достиж-я общеэк. целей) ДКП осущ-ся ЦБ совместно с Минфином и др. гос. органами. Цели и задачи ДКП: поддерж-е ровн. и устойч. эк. роста, обесп-е стабильности ден-кр. с-мы, корд-ция д-ти ЦБ с д-тью др.гос. органов, содейтсвие решению соц. и эк. задач гос-ва.

Денеж пол-ка включает: Эмиссионная политика- выпуск ден. знаков и их обращ-е регулирует. Неогранич выпуск ведет к инфляции. Вал. политика- направлена на обеспеч-е стаб-ти нац. валюты и своевр. осущ-е м/н расчетов. Кред. политика государства- отвечает за усиление роли кредита в удовлетв-и потребностей функц-я и разв-я д-ти хоз. субъектов

 

ФС гос-ва – сов-ть обособл. и в то же время взаимосвяз.сфер и звеньев фин. отн-й, кот. хар-ют формир-е и использ-е ден. д-дов, накоплений и фондов ден. ср-в на макро- и микроур-нях, а также сов-ть органов упр-я, организующих функц-ние этих элементов.

В основе построения ФС положены следующие принципы:

1)Принцип единства: a. Единая мат. база, на кот. происходит формир-е ФР в различн. сферах и звеньях ФС; b. Единая нормативно-правовая база, с пом. кот. осущ-ся упр-е всеми сферами и звеньями ФС; c. Единые фин. планы, кот. составляются в различн. сферах и звеньях ФС и взаимосвязаны м/у собой основным фин. планом страны - бюджетом. 
2) Принцип функционального назначения отд. элементов ФС, кот. выр-ся в том, что кажд. звену ФС присущи конкр. задачи, оно выполняет свои ф-ции, а упр-е фин. отношениями в этих звеньях осущ-ют опр. органы упр-я.


 

 

 

10. Общее понятие об управлении  финансами

Упр-е гос. Ф. можно опред-ть как использ-е гос органами полит и эк власти от имени общ-ва и над обществом для управл-я ФР в целях, необход-х и признанных этим обществом.

В системе упр-я фин-ми выделяют объект и субъект управл-я. Объектами упр-я явл. группы ФО, а субъектами – фин органы упр-я. К финансовым относят отношения хоз субъектов и населения с гос. и местн. органами власти по поводу уплаты обязат. платежей в бюджет и внебюдж. фонды и выделения ср-в из этих фондов.

К объектам фин. упр-я также можно отнести  взаимоотношения:

– м/у хоз. субъектами по поводу распред-я доходов (совместн фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);

– м/у страх орг-ми с одной стороны и хоз субъектами и насел-ем с др. стороны по поводу образ-я и использ-я страх. фондов;

– м/у хоз. субъектами и вышестоящими организациями по поводу образ-я и распр-я фондов ден. средств, создаваемых вышестоящей организацией;

– внутри прп, учреждений, организаций по распред-ю выручки, формированию ден. д-дов, накоплений, фондов ден. ср-в и их использ-ю.

Объекты упр-я финансами можно  классиф-ть также по звеньям фин. с-мы: гос. финансы, финансы хоз. субъектов и местные финансы.

Субъектами управления фин-ми явл. законодат и исполнит органы власти и упр-я в соотв-и с компетенцией в

 

11. Органы общего и оперативного  управления финансами, их задачи  и функции

 Орг-ция  упр-я финансами включает: 1. стратегич. или общее упр-е 2. оперативное или непосредственное упр-е.

Стратегич упр-е финансами выр-ся: 1) в определ-и ист-ков и V ФР, кот. д. обеспечить воспр-во исходя из пропорций, предусмотр. важнейшими программн док-ми гос-ва; 2) в установл-и оптимальн. пропорций м/у ФР, аккумулир. в руках гос-ва, и рес-ми, аккумулир. в отдельных отраслях прп; 3) в выявлении наиб. эффект. направлений использ-я ФР.

В РБ стратег.  упр-е осущ-ет Президент и высшие органы законодат.  и исполнит. власти.

Президент РБ исходя из положений Констит-и: 1) призван обеспечить согласован функц-е и взаимод-е органов законодат. и исполнит. власти; 2) определять внутр. и внешн. политику гос-ва, на основе кот. строится  фин. политика. 3) подписывает з-ны после принятия их парламентом 4) издает директивы, декреты, указы, по ? формир-я и использования ФР.

Задача Президента - контроль за целевым и эфф. расход-ем ФР гос-ва.

Парламент РБ как  высший законодат. орган: 1) принимает з-ны, регламентир. функционир-е фин. отношений; 2) устанавливает н-ги, сборы, пошлины, и др. платежи.

Совет министров  РБ как высший орган исполнит. власти осущ-ет упр-е финансами ч/з свои структурн. подразделения: мин-ва, ведомства, госкомитеты, комитеты.

Оперативн (непосредств) упр-е  фин-ми осущ-ют специализир органы на общегос ур-не (Минфин, МНС, НБ, ГТК), на отрасл уровне (фин управл-я, отделы, эк службы мин-в и ведомств) и на уровне отдельных предпр-й и орг-й (фин. отделы, эк.

 

13. Система фин.планов и прогнозов,  их взаимосвязь

Систематиз-я фин планов м. провод-ся по разл признакам. В зав-ти от уровня упр-я соответст субъектом, различ-т: - первичн фин.планы; - сводные фин. планы. ПФП комм. орг-ций: - фин. планы орг-ций реальн. сектора эк-ки;- фин. планы орг-й непроизвод сферы.

Осн форма фин планов реальн сектора эк-ки - расчетные балансы доходов и расходов (годовые фин планы). Включает след разделы: 1. д-ды и поступл-я (ист-ки и виды ФР орг-ций): - собств. ФР (ам. отч-я); - заемн. ФР (долгоср.кредиты и займы, привлеч. ср-ва) 2. Р-ды и отчисл-я (отр-ся напр-я и формы использ-я ФР орг-й). Взаимоотн-я с б-том м. отраж-ся в отд разделе или в д-дах и р-дах. Особ-ть этого планов док-та - в нем отр-ся не все виды д-дов прп и не все направл-я расход-я ФР. Не отр-ся весь V выручки от реал-и пр-и, краткоср кредиты, р-ды связ. с пр-вом и реализ-й ПРУ, налоги, уплач. из выручки и относимые на с/с.

В совр. усл-х  состав-ся и др формы план док-ов: план ДДС прп, кредит,кассов, инв, валют планы. 
Кроме того, в рамках БП сущ-ют разделы: 1. Баланс ден. р-дов и поступл-й прп; 2. Прогноз баланса актива и пассива. Сост-ся с-мы б-тов на прп. В орг-ях непроизв сферы, осущ комм. д-ть, могут составл-ся такие же фин планы, как и в реальн секторе, но с учетом спец-ки д-ти.

В группе ПФП выделяют так  же фин планы орг-ций непроизв сферы, финансир-ых из б-та. Осн. форма  планового док-та - смета. Виды смет: 1. смета р-дов на сод-е орг-ции, финансир. из б-та (отр-ся сумма предусмотр. данной орг-цией бюдж. ассигн-й по соотв. б-ту) Отраж-ся след группы р-дов: А) тек расходы –з/п, начисл-я на з/п, приобр-е предметов снабж-я и расходн мат-лов, командиров и служебн разъезды,

 

12. Фин. планирование, его содержание, принципы, методы и задачи.

Фин план-е – д-ть, напр. на обоснов-е планомерн формир-я, распр-я и использ-я ФР, как на общегос ур-не, так и на ур-не терр-й, отраслей, прп, орг-й. Осн объект фин. план-я - ФР. 
Субъекты фин. планир-я - органы гос. власти, местного упр-я и самоупр-я, специализир. структурн. подразделения различн. отраслей, прп, орг-ций. 
В процессе фин план-я на различ ур-нях прояв-т свое действие распредел  и контрольн ф-ции Ф. С пом. РФ устан-ся научно обоснов пропорции формир-я, распр-я и использ-я ФР. С пом. КФ контрол-ся соблюд-е пропорций на разл. уровнях. Они выр-ся в конкр. фин. пок-лях.

Цель фин. план-я – обесп-е ФР-ми воспроизв. процесса на различн. уровнях в соотв. с программами, прогнозами СЭР различны.субъектов, с целями и задачами фин. политики.

Задачи фин. план-я: 1. установл-е необх. V ФР и опред-е конкр. ист-ков его формир-я. 2. разработка мех-ма мобилиз-и ФР. 3. Установл-е научно обоснов пропорций распред-я ФР. 4. опред-е конкр. направл-й расходов-я ФР исходя из приоритетности, целевой направленности. 5. обесп-ние сбалансир-ти мат. и ФР, а также эфф. и экономного их использ-я.

В основе фин  план-я лежат опр. принципы: 1. Пр-п единства фин. планов (отражает взаимосвязь, взаимод-е различ фин планов, составл-ых субъектами хоз-я в рамках единой фин

 

14. Содержание и задачи фин.контроля  и его назначение

Фин. контроль – проверка спец-но созд. органами правильн-ти соблюд-я устан. форм фин. отношений, изучение + и - сторон с целью дальнейш. совершенств-я.

Необх-ть фин. контроля вытекает из необх-ти реализации контр. ф-ции  Ф. Т.е. фин. контроль явл. реальным проявлением  контр. функции.

Объект фин  контроля – ден. отнош-я в процессе формир-я и использ-я ФР на всех ур-нях и во всех звеньях хоз-ва. Учитывая, что на разл виды ФР оказ-т вл-е разл. ф-ры, пок-ли, кол-во объектов фин контроля расшир-ся, н-р, на прибыль прп оказ-т вл-е ф-ры: V пр-ва, цены, с/с, кот также будут подверг-ся фин контролю, несмотря на то, что они не явл видами ФР и фин. пок-ми.

Предмет фин. контроля – опр. стоимостн пок-ли (прибыль, д-ды, рентаб-ть, с/с и др., почти все опер-и, соверш с использ-ем денег).Субъекты фин контроля – специализир органы и орг-и, наделен контрол полномоч-ми: гос органы; хозяйств органы; ауд орг-и и ауд-ры ИП.

Процесс фин  контроля вкл-т этапы: 1.План-е контрол. д-ти (опр-ся объекты, цели, задачи, формы фин. контроля, а также колич. и кач. пок-ли, по кот. будет производится оценка принятых управленч. решений) 2.Провед-е контрольн мер-я (сбор фин И. о сост-и объекта контроля, дается предварит оценка сост-я объекта); 3.Систематиз-я рез-тов контроля (обобщ-ся, групп-ся данные по конкр. критериям и

 

15. Виды и формы фин.контроля

Орг-ция  фин. контроля - группировка фин. контроля по различным признакам: 1)в зав-ти от субъектов фин. контроль делится на виды; 2) в зав-ти от времени проведения - на формы; 3)в зав-ти от способов и приемов осуществления контролирующей д-ти - на методы.

Виды фин  контроля: 1.Гос. контроль – реализ-ся ч/з направл-я: a) президентск контроль – проявл-ся при подписании законодат и подзакон актов, регулир ФО, а также при решении кадровых ? в процессе функц-я органов упр-я фин-ми; b) контроль законодат и исполнит органов власти – проявл-ся в процессе рассмотр-я Парламентом проектов, законов, кодексов, в процессе утв-я актов в сфере фин законодат-ва. Прав-во РБ осущ-т контроль в процессе рассмотр-я проекта б-та, отчета об исполн-и б-та за предшеств период, осуществляя мер-я в области эк и фин пол-ки. Президент РБ, законодат и исполнит органы власти делегируют свои контрольн полномочия высшему органу гос контроля в РБ - КГК); с) контроль фин-кред органов – осущ-ся Минфином и местн фин органами, МНС и его инспекциями, ГТК и там. органами, НБ.

2. Ведомств. контроль, кот. разделяется на 2 подвида: 1) Внутривед – осущ-ся специализир подраздел-ми различн.мин-в, вед-в, отрасл объед-й в своих подвед. орг-ях. 2) Внутрихоз (внутрифирмен) – осущ-ся в конкр орг-ях, прп эк, фин, бух. службами этих орг-й. 3. Независимый (ауд. контроль) – осущ-ся ауд орг-ми или аудиторами ИП в орг-ях, прп на

 

16. Методы фин.контроля

В зав-ти от приемов и способов осущ-я контрольных мер-й различают  след. м-ды: 1) Проверка – наиб. распростр. м-д, кот. осущ-ся различн.  контролирующими органами по разнообразным ? фин-хоз. д-ти ИП, органов упр-я различного уровня. Порядок проведения проверок гос. и вед. органами строго регламентированы соответствующими нормат. док-тами.  Проверки подразд-ся в зав-ти от различных признаков на виды: а) камеральные проверки (проводятся в контролир. органе на основе предоставляемой бух., стат. отчетности, первичных бух. док-тов, представляемых самими орг-циями, ИП.  б) документальн. (выездные) проверки (проводимые контролир. органами на самом объекте проверки) 
2) Обследование - обзор и общий анализ И. по конкр. ? фин.-хоз. д-ти проверяемого субъекта в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки (применяются специфич. приемы: опросы, анкетирование). 3) Эк. анализ (детальное изучение периодич. и годовой бух., фин. отчетности с целью оценки выполнения фин.пок-лей и в целом рез-тов хоз. д-ти орг-ции). 4) Надзор (с-ма периодич. контрольных действий за теми хоз. субъектами, кот. имеют лицензии на осущ-е опр. видов д-ти, с целью проверки соблюдения установл. законодат-вом требований и правил ведения этой д-ти). 5) Наблюдение (мониторинг) – с-ма постоянно совершаемых контрольн действий по наблюд-ю с

 

17. Эк.сущность и значение соц.страх-я.  Специфич.признаки соц.страх-я

Соц. страх-е – преоблад форма соц обеспеч-я в больш-ве гос-в. Оно представляет собой сов-ть ден распределит отнош-й, возникающ м/у гос-вом, ЮЛ и ФЛ  по поводу формир-я специализир (страх) фондов ден ср-в для мат обеспеч-я и обслуж-я граждан, не участвующих в общественно полезном труде.

Субъекты соц  страхования: гос-во; прп, орг-ции; население. Объект – специализир. фонды ден. средств, кот. м. созд-ся как на общегос. уровне, так и на уровне прп, орг-ций. 
Особ-ть с-мы соц страх-я -они проявл-ся как на стадии распред-я, так и перерас-я ст-ти ВВП.

Соц. страх-е  м.б. 2 видов: 1)гос. соц. страх-е - носит обязат. характер; 2)негос. соц. страх-е - носит добровольн. (дополнительный) характер.

Гос. соц. страх-е регламентируется гос-вом в соотв. НПА. Важнейшие задачи гос. соц. страх-я: 1)мат. поддержка лиц, утративших трудоспособность либо не имевших ее; 2)восстановление и сохранение трудоспособности работающих граждан, включая р-ды по оздоровлению, санаторно-курортному лечению.

С-ма гос. соц. страх-я  основана на принципах:

1)участие работающих граждан  и работодателей в создании  гос. страх фондов; 2)солидарный  хар-р созд-я страх фондов,

 

18. Формир-е и исп-е ФСЗН. Источники  фин.рес-сов ФСЗН

Гос. внебюдж. фонд – фонд ден. ср-в, образуемый в соотв. с законодат. актами вне респ. б-та и местн. б-тов для осущ-я опр. задач и ф-ций гос. органов.

С 2011 г. ФСЗН получил статус самостоятельного и не входит в состав д-дов респ. б-та. Д-ды б-та фонда: взносы на гос. соц. страх-е; неналог. д-ды.

Ср-ва ФСЗН образуются за счет: 1) обязат страх взносов работодателей, работающих граждан, Белорусского респ унит страх прп "Белгосстрах" за лиц, получающих ежемес страх. выплаты и пособия по временной нетрудоспос-ти в связи с повреж-ем здоровья вследствие несчастн случая на пр-ве или проф забол-я; 2) обязат страх взносов ФЛ, уплач ими сам-но; 3) обязат страх взносов, уплач гражданами РБ, ин гражданами и лицами без гражд-ва, осуществл предприн д-ть; 4) поступл-й от работодателей сумм возмещ-я р-дов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; 5) д-дов от капитализ-и ср-в Фонда; 6) добровольн перечисл-ий (безвозм (спонсорск) помощь и пожертв-я) в Фонд; 7) др. поступл-й (%, уплач банком за пользов-е ден ср-ми Фонда, администр штрафов, налагаемых органами Фонда, и иных предусмотр зак-вом поступлений).

Ср-ва Фонда  имеют цел. назн-е и исп-ся на: 1) выплату пенсий по возрасту, по инвалид-ти, по случаю потери


 

 

 

оплата услуг транспорта, связи, коммуникац услуг. Б) Субсидии и тек трансферты - субсидии гос органам, выплаты стипендий, пособий, пенсий. В) кап. р-ды – капит влож-я в ОС, приобр-е оборуд-я, предметов длит. польз-я и р-ды на кап. ремонт. 2. Смета д-дов и р-дов по внебюдж. д-ти (если бюдж. орг-я осущ-ет опр. услуги за плату) Сост-ся на кажд вид бюдж д-ти орг-и и вкл-т разделы: 1. д-ды в кот. отраж-ся поступл-я вне бюдж. средств. 2. направления расходования этих ср-в, но обязательно в соответствии с бюдж. классификацией. 3. Налоги и отчисления.

СФП: 1. Общегос фин планы (гос бюджет – осн фин план гос-ва, в его составе различ-т и др фин планы этого уровня: сметы д-дов и р-дов цел бюдж фондов; бюджет ФСЗН; сметы д-дов и р-дов инн фондов; фин планы СЭЗ 2. Террит. фин. планы: местн. б-ты  3. Отрасл фин планы: фин. планы отраслей реальн сектора эк-ки; сводные сметы отраслей непроизв сферы. 
В зав-ти от состава фин. с-мы РБ выделят группы фин. планов: 1. Фин. планы хоз. субъектов (деценр.). 2. общегос. или центр. фин. планы.В зав-ти от периода различ-т: 1. Перспектив фин планы (5 и более лет) 2. Тек или год фин планы (на 1 год с разбивкой по кварталам). 3. Оперативн фин планы (на 1 мес с разбивкой по декадам или неделям месяца).

Взаимосвязь и взаимод-е  фин планов проявл-ся в том, что  ПФП -база для составл-я СФП на отрасл и общегос ур-не. Центральн  место в с-ме фин планов занимает гос бюджет, в процессе сост-я  исполн-я кот. наиб четко проявл-ся взаимосвязь всех фин планов, сост. в фин.системе страны.

 

службы, бухгалтерии).

Центр. орган – Минфин. Задачи: * провед-е гос. политики, корд-ция д-ти др. фин. органов; * разраб-ка предложений по соверш-ю форм фин. отн-ний; * контроль за соблюдением фин. интересов гос-ва; * обесп-е активн. исп-я фин-сов в целях роста нац. д-да, эфф-ти пр-ва; * гос. политика в области страх. д-ти. Ф-ции: * составление проекта респ. б-та, консолид. б-та и предст-е их в Совмин для рассмотр-я; * сост-е прогнозов разв-я гос-ва; * орг-я работы по исполн-ю респ. бюджета (ч/з казнач. с-му); * методич. рук-во фин. с-мой страны; * анализ сост-я ден. обращения, работы банк. с-мы, повыш-е эфф-ти сост-я нац. ден. с-мы.

Отрасл. органы упр-я  финансами. Задачи: * орг-ция и упр-е яин. д-тью на ур-не соотв отрасли; * сост-е и орг-ция выполн-я сводных (отрасл.) фин. планов и прогнозов; * мер-я по повыш-ю эфф-ти фин. хоз. д-ти прп; * формир-е и орг-ция эфф. использ-я отраслевых фондов ден. ср-в; * контроль за вып-ем фин. планов.

На ур-не отд  прп. Задачи: * сост-е и орг-ция исполн-я БП, фин. планов на перспективу и тек. период; * орг-ция своевр. и полн. вып-я фин. об-в; * контроль за вып-ем фин. планов; * мер-я по изысканию доп. резервов, увелич-е ФР, их наиб. эфф. исп-е.

На 3этапе сост-ся фин. план как док-т, обязательный для исполнения, кот. подлежит утверждению должностн. лицом или соответствующим уполномоч. органом. Осн. м-д на этом этапе – балансовый (сопоставл-е планир. V ФР с планир. потребностями в этих рес-сах). М-д оптимизации плановых решений (разраб-ка нескольких вариантов планов, из кот. выбирается1, наиб. оптимальный.

 

фин.сфере. Их правомерно классиф-ть по звеньям фин системы. Так, тек упр-е гос фин-ми осущ-ют минфин и его террит органы. Упр-е местными фин-ми осущ-ют фин. органы местн. органов власти. Крупн хоз субъекты создают специализир органы упр-я фин-ми (департаменты фин-ов, фин управл-я или отделы), в небольших орг-ях функции по управл-ю фин-ми входят в должностн обяз-ти экон-тов, в основном гл. бухг-ров.

Ф-ции фин. упр-я: фин. план-е и прогнозир-е, фин. анализ, фин. контроль, учет фин. ресурсов с ден. средств, регулир-е финансов на основе использ-я всех этих функций.

Воздействие субъекта на объект упр-я  м. осущ-ся с пом. как админ-распорядит, так и эк. м-дов упр-я. АРМ – выраб-ка приказов, распоряжений, др. распорядит. док-тов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. ЭМ основаны на мат. заинтересованности персонала в повышении эфф-ти выполнения своих функций.

Стадии упр-я  финансами: 1) выраб-ка (созд-е) форм фин. отношений, их совершенствование (финансовое право);  2) практич. применение форм фин. отношении (фин. д-ть, сост. из составления и исполнения фин. планов и фин. прогнозов);  3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм фин. отношений с целью подготовки предложений для их дальнейш. совершенствования (фин. контроль).

 

договорной и платн  основе. 4. Обществ контроль – осущ-т общественные орг-ции (партии), представители труд. коллективов в своих орг-циях, прп по опр. ? фин-хозяйств. д-ти.

По сфере  фин. д-ти виды контроля: бюдж, налог, вал.,там.,банк., инв.

Формы фин. контроля: 1)Предварит контроль – осущ-ся до начала фин-хоз д-ти, до заключ-я договоров, до соверш-я фин операций. Осн. цель – предупрежд-е незакон действий должн лиц, наруш-я фин закон-ва, предотвращ-е нецел неэф расход-я ФР. Эту форму контроля применяют разл органы фин контроля, но >всего применяют гос органы в процессе рассмотр-я, составл-я различ фин планов, проектов, прогнозов, смет, в периоды их утв-я, в процессе осущ-я финансир-я ч/з казначейскую с-му. Рез-ты предварит контроля м. оформ-ся приказами, служебн. записками, распоряж-ми, указаниями. 2)Текущ(операт) контроль – провод-ся в период осущ-я фин-хоз д-ти, в процессе осущ-я хоз. операций, в процессе вып-я фин показ-ей разл фин планов на основе бух, стат, оперативн отчет-ти. Возможно урегулир-ть фин. ситуацию, предотвр-ть незакон или ошибоч действия. 3)Послед. конт-ль - после заверш-я фин операций, после выполн-я разл фин планов, после исполн-я б-та. Цель – выявл-е наруш-й фин закон-ва, ошибок, хищений мат.ценностей и ден. ср-в; выясн-е причин этих недостатков, ошибок; разработка предлож-й по недопущению таких недостатков в будущем

 

 

составляется отчетность); 4.Реализация рез-тов фин. контроля (доведение  принятых в процессе контроля решений  до заинтересов. лиц, выработка и  проведении мер-й по устранению выявл. нарушений и недостатков).

Цель  фин. контроля – своевремен получ-е всей И. о ходе процесса упр-я фин-ми на макро- и микроуровне; о выявленных наруш-ях для принятия соответств-х управленч решений.

Задачи фин контроля: 1) обеспеч-е своеврем-ти и полноты выполн-я фин обяз-в всеми субъектами хоз-я, органами упр-я, гражданами перед гос-вом; 2) содействие сбалансир-ти м/у потребностью в ФР и реальными объемами ФР на различн уровнях в конкр период времени или на перспективу; 3) соблюд-е фин.интересов всех субъектов хоз-я, усил-е их ответ-ти за рез-ты своей д-ти; 4) рост ФР во всех сферах и звеньях фин системы, обеспеч-е их эфф., целевого, рац. использования.

Баз принципы фин  контроля: закон-ть, ответ-ть, объектив-ть, компетен-ть, сист-ть, незав-ть.

Рез-ты фин контроля – документ матер, кот. отражают достовер-ть И. о фин-хоз. сост-и объекта контроля, открытых в процессе контроля отклон-х от принятых стандартов, наруш-ях установл. норм и правил.

 

с-мы). 2. Научн. обоснов-ти (научн  обоснов-е всех фин. пок-лей). 3. Предметно  целевой (план-е направл-я расход-я  ФР в предметно целевом разрезе) 4.непрерыв-ти (обеспеч-ся системат-сть  составл-я фин. планов на различн. периоды  в рамках единого фин. плана или  прогноза. 5.Гибкости (формир-е фин. резервов на различных уровнях)

Этапы фин. план-я: 1. Анализ вып-я пок-лей фин планов пред.периодов и в тек. планов периоде. 2. Расчет фин. пок-лей на планируемый период, составление фин. плана как единого док-та по установл. форме. 3. Вып-е фин. показателей

На 1этапе прим-ся м-д эк анализа (позвол-т определить степень вып-я фин пок-лей за истекший период по сравнению с фактич данными, выявляются резервы увелич-я ФР, определ-ся мер-я по наиболее эф использ-ю ФР. В рамках этого м-да исп-ся разл. виды анализа: горизонт., верт., факторный.

На 2этапе примен-ся м-ды: 1. м-д экстраполяции (расчетно аналит. м-д) – опр-е фин. пок-лей на основе выявл-я устойч. тенденций их разв-я на пред период. 2. нормативный - расчет пок-лей на основе фин норм и нормативов. 3. Индексный – основ-ся на примен-и индексов 4. Программно-целевой - оценка и выбор наиб предпочтит вариантов эк и соц развития субъектов в различных аспектах, сост-е программ.

 

кормильца, за выслугу лет, оказ-е услуг по выплате пенсий и пособий; 2) выплату пособий по гос соц страх-ю (по болезни и времен нетрудосп-ти, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в мед учреждении до 12-недельного срока беремен-ти, на выплату пособий семьям, воспит детей, на погребение); 3) оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспит ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня; 4)выплату пенсий гр-нам, выехавшим на пмж за границу, в соотв. с зак-вом и межд. договорами РБ; 5) оказание мат. помощи нуждающимся пожилым и нетрудосп гражданам; 6) фин-е мер-й по обеспеч-ю занятости населения; 7) выплату взыскателям в кач-ве компенсации недополуч суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоят-ми, имевшими место по не завис. от должника причинам, с послед.возмещ-м Фонду выплаченных сумм нанимателем; 8) фин-е выплат на сан-кур леч-е и оздоровл-е; 9) фин-е и мат-технич. обеспечение тек. д-ти Фонда и его террит. органов; 10) финансир-е иных выплат в соответствии с закон-вом о гос. соц. страховании.

Использов-е средств Фонда  осущ-ся ч/з территориальные органы главного государственного казначейства Министерства финансов.

 

обеспечивающий содерж-е  нетрудоспособн граждан, неработающ граждан  за счет трудоспособн и работающих; 3)принцип гарантир-ти соц выплат гражданам в виде пенсий, пособий  в соотв-и с Конституций РБ и др законодат актами; 4)принцип  равенства граждан в праве  на получение соц выплат независимо от соц полож-я, нац и расовой  принадлеж-ти, пола, языка, места жит-ва и рода деят-ти. 5)дифференц-я условий  и размеров различ выплат по гос  соц страхованию.

  Различают след страховые случаи, при наступлении кот. граждане имеют право на получение выплат по гос. соц. страх-ю: 
1)болезнь, временная нетрудоспособность, включая связанную с беременностью и родами; 2)рождение ребенка и уход за ним до достижения установленного законодательством возраста; 3)достижение пенсионного возраста; 4)инвалидность приобретенная или с детства; 5)утрата кормильца; 6)смерть гражданина или члена его семьи; 7)производственные травмы и профессиональные заболевания; 8)потеря работы.

  Негос соц  страх-е осуще-ют негос страх орг-и, с кот граждане заключ-т договоры дополнит страх-я, в кот опред-ся условия, размеры и порядок внесения взносов и получ-я выплат.

 

целью опред-я тек. измен-й  в д-ти хоз субъектов, органов  упр-я различн уровня. 6) Ревизия (комплекс взаимосвяз. проверок фин.-хоз. д-ти орг-ций, учреждений, д-ти органов упр-я различного уровня с пом. специфич. приемов и способов.

Ревиз процесс подразд-ся на  этапы: 1.Подготовительн 2.Провед-е ревизион д-ти 3.Систем-я и обработка мат-лов ревизии 4.Реал-я выводов и рекоменд-й по рез-там ревизии 
Рез-ты ревизии обязательно оформ-ся док-но. Причем, если не выявлено никаких наруш-й, то составляется справка. Если же выявлены, то составляется акт.

Акт ревизии состоит из отд. разделов: 1.Вводн. часть, в кот. дается хар-ка ревизуемого объекта, и перечисл-ся все необход данные о ревизион группе. 2.Осн часть, в которой отраж-ся выявлен в ходе ревизии наруш-я, недостатки, указываются суммы недостач, выясняются причины. 3.Заключительн часть, т.е. выводы по рез-там ревизии, рекоменд-и по недопущ-ю таких нарушений и далее, рекомендации по улучшению эффективности деятельности.

Ревизия считается окончательно завершенной только после того как  все выявленные нарушения, недостатки будут устранены.

Ревизия считается окончательно завершенной только после того как  все выявленные нарушения, недостатки будут устранены.


 

 

 

19. Основные направления исп-я ФСЗН

Гос. внебюдж. фонд – фонд ден. ср-в, образуемый в соотв. с законодат. актами вне респ. б-та и местн. б-тов для осущ-я опр. задач и ф-ций гос. органов.

С 2011 г. ФСЗН получил статус самостоятельного и не входит в состав д-дов респ. б-та. Д-ды б-та фонда: взносы на гос. соц. страх-е; неналог. д-ды.

Ср-ва ФСЗН образуются за счет: 1) обязат. страх взносов работодателей, работающ граждан, Белорусского респ унит  страх прп "Белгосстрах" за лиц, получающих ежемес. страх. выплаты и пособия по временной нетрудоспос-ти в связи с повреждением здоровья вследствие несчастн случая на пр-ве или проф. заболев-я; 2) обязат страховых взносов физ. лиц, уплач. ими самостоятельно; 3) обязат. страх. взносов, уплач. гражданами РБ, ин. гражданами и лицами без гражд-ва, осуществл. предприн. д-ть; 4) поступлений от работодателей сумм возмещения р-дов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; 5) д-дов от капитализации ср-в Фонда; 6) добровольн. перечислений (безвозм. (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд; 7) др. поступлений (%, уплач. банком за пользование ден. средствами Фонда, администр. штрафов, налагаемых органами Фонда, и иных предусмотренных зак-вом поступлений).

Ср-ва Фонда  имеют цел. назн-е и исп-ся на: 1) выплату пенсий по возрасту, по инвалид-ти, по случаю потери

 

20. Сущность гос.бюджета. Специфика  бюджет.отношений в системе ФО

Бюджет представ-т собой сложное, многогранное явл-е. Во-первых, по эк. сущ-ти бюджет выр-т опр. ФО, имеющие свою специфику, во-вторых, бюджет – это фин. план гос-ва, сост. из дох.и расходн. частей и имеющий силу закона, в-третьих – это фонд ден. ср-в.

Сущ-ть и зн-е бюджета опред-ся эк отнош-ми в общ-ве. Ден ср-ва, необх. гос-ву для выполн-я его ф-ций, централизуются в распоряж-и соответств органов власти и управл-я в форме фондов ден средств. Главным из этих фондов является бюджет.

Бюджет обеспеч-т органам управл-я  возможность выполн-я ими своих  функ-й и явл-ся тем фондом, в  котором посредством распредел-я  обществен продукта и нац дохода мобилизуется часть ср-в от всех секторов эк-ки. Гос бюджет явл-ся составной  частью гос фин-ов, ведущим звеном фин системы, поэтому ему присущи те же осн черты, что и фин-ам в целом. Вместе с тем бюджет имеет и свою спец-ку, кот позвол-т выделять его в кач-ве самостоят эк катег-и.

Бюдж. отношения представл-т собой особую форму распред и перераспред отнош-й, связ. с созд-ем и расходов-ем особого централизован фонда ден ср-в, предназнач для удовлетвор-я общегос потреб-ей и финансирования соц-эк. программ, имеющих значение для всей страны.

Сфера действия бюдж отнош-й уже, чем  фин-ых, однако при

 

21. Бюджетное устройство, его понятие.  Бюджетная система, ее хар-ка. Принципы..

Бюдж. устр-во – орг-ция и принципы постр-я бюдж с-мы страны. Основа бюдж. устр-ва совр. гос-ва – бюдж. с-ма и принципы ее постр-я. Бюдж. с-ма – сов-ть отд. видов и ур-ней б-тов, объедин в единый б-т страны. Бюдж. процесс – регламент. нормами права д-ть органов власти и упр-я по сост-ю, рассм-ю, утв-ю и исполн-ю б-та. Бюдж. права регламент-т права уч-ков бюдж. процесса.

Бюдж. устр-во зав-т от адм-террит. устр-ва гос-ва. При унитарн. с-ме б-т 2хуровн., б-ты тер-й жестко связаны с центр. б-том, единая для гос-ва с-ма контрольн. органов. При фед. с-ме б-т 3хуровн. (фед., субъектов федерации, местн.)

 В РБ бюдж. с-ма 2хуровн. (респ. и местн. б-ты). Местн. б-ты: 1) б-ты  первичн. ур-ня (сельск., поселк., городск.), 2) баз. ур-нь (районн., городск.), 3) обл. ур-нь (областн., г. Минска)

Принципы  постр-я бюдж. с-мы: 1) единства (единство бюдж. с-мы РБ обеспеч-ся единой прав. базой, единой ден. с-мой, единым регулир-ем бюдж. отнош-й, единой бюдж. классиф-ей, единством порядка исполн-я б-тов и ведения бух учета и отчет-ти); 2)  полноты отраж-я д-дов и р-дов б-тов означает (д-ды и р-ды б-тов, определенные закон-вом, подлежат отраж-ю в б-тах в обязат.порядке и полн. V); 3) сбалансир-ти б-тов ( V предусм. б-том р-дов д. соотв-ть суммарному V д-дов бюджета и поступл-й из ист-ков фин-я его дефицита); 4) гласности (открытость для общества и СМИ процедур

 

22. Доходы гос.бюджета, их хар-ка. Структура доходов бюджета

Доходы бюджета - поступающие в бюджет ден. ср-ва, за искл-ем ср-в, явл. ист-ми фин-я дефицита бюджета, а также бюдж. крежитов, ср-в от возврата бюдж. займов и бюдж. ссуд.

Принципы  форм-я д-дов: 1) пр-п знач-ти (в д-ды респ. б-та поступают наиб. значимые и регулярно поступающие д-ды – НДС, ВЭД, н-г на прибыль), 2) пр-п территор-ти (зачисл-е в местн. б-ты отд. д-дов и н-гов – зем, подоход. на недв-ть – в соотв-и с местом нах-я плат-ка)

Д-ды бюджетов классиф-ся по след группам: налог доходы; неналог доходы; безвозмезд поступл-я.

Налог. д-ды включают в себя: 1) респ. налоги, сборы (пошлины), местн. налоги и сборы и др. налог. д-ды, установл. Президентом РБ и (или) законами; 2) пени, начисл. за несвоеврем. уплату н-гов, сборов (пошлин); 3) % за польз-е отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, там. платежей и пени, налог. кредитом.

К неналог. доходам относятся: 1) доходы от использ-я им-ва, находящегося в гос.  собственности; 2)штрафы; 3) др. неналог. доходы.

К безвозм. поступлениям относятся необязательные тек. и капит. платежи, которые включают в себя поступления от: иностранных государств; международных организаций;

 

23. Расходы гос.бюджета, их эк  сущность. Хар-ка осн видов расходов. Стр-ра расходов

Расходы бюджета – ден. ср-ва, направляемые на фин. обесп-е задач и ф-ций гос-ва.

Принципы  осущ-я р-дов: 1) пр-п знач-ти (в расх. части респ. б-та – фин-е гос. программ и учреждений РБ), 2) пр-п территор-ти (из местн. б-тов фин-ся вся сеть соц-культ учрежд-й), 3) ведомств-ти (в соотв с вед классиф-ей р-дов, распоряд-ли в соотв с бюдж назнач-ми).

Формир-е р-дов бюджетов основывается на гос мин соц стандартах, обеспеч реал-ю закрепленных Конституцией соц. прав граждан.

Расходы респ бюджета и местн б-тов определ-ся с учетом программ СЭР РБ и соответств админ-тер единицы, нормативов бюдж обеспеч-ти и осущ-ся по направ-ям в размерах, установл законом о респ бюджете на очеред фин год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной фин. год.

Р-ды бюджета: 1) тек р-ды (часть р-одов бюджетов, обеспеч тек функц-е бюдж орг-й, оказ-е поддержки др бюджетам, орг-ям и ФЛ, отд отраслям эк-ки на текущ функц-е, а также вкл-т в себя др. р-ды бюджетов, не увелич-щие ст-ти ОС, НМА и мат запасов); 2) кап р-ды (часть р-дов бюджетов, обеспеч инн. и инв. д-ть, включ. в себя р-ды, предназнач для инв-ций в действующ или вновь создаваем орг-и, р-ды на

 

24. Бюджетный дефицит, основные причины  его возникновения. Ист-ки фин-я   дефицита

Сбалансир-ть бюджета явл. одним из показ-лей эк устойч-ти гос-ва. Превышение доходов над расходами, а также соответствие расходов доходам  свидетельствует о стабильности фин. положения гос-ва, позволяет  своевременно в необх. объеме финансировать  р-ды.

Различают: 1) Активный Д.- возникает в случае увелич-я расходов на развитие эк-ки, ее модерню и в конечном счете на подъем нац эк-ки. Пассивный Д- результат увелич-я расходов в связи с финанс-м мероприятий, не отражающихся на росте ВВП (управл-е расходы и др.); 2) краткоср-й и долгосроч-й; 3) структурный и циклический

Возникн-е дефицита связывают  с различ причинами: 1) низкая производ-ть труда; 2) выс уровень затрат; 3) превыш-е  темпов роста расх-ов над темпами  роста дох-ов; 4) отсут-е у органов  власти необх опыта макроэк прогноз-я; 5) сокр-е поступл-й в бюджет (из-за сниж-я эксп цен, недопол-я н-гов); 6) резк рост гос р-дов в связи  с ростом инфляции, ростом предост-я  налог льгот, числа соц. выплат; 7) либерализ-я налог. зак-ва (сниж-е  налог. ставок); 8) рост внешн. зад-ти страны

Упр-е бюдж дефицитом закл-ся в том, чтобы с пом. спец. м-дов, инстр-тов фин регулир-я стимул-ть эк и соц разв-е гос-ва. В рамках этого процесса следует рассм-ть гос регулир-е 

 

 

26. Необходимость и сущность налогов.  Функции налогов.

Налог – обязат., инд., безвозмездн. платеж, кот. уст-ся гос-вом в одностор. порядке и законодат-но закрепл-ся с целью создания общегос. фонда ден. ресурсов.

Налоги явл. историч. эк. категорией, кот. выр-ет ден. отношения субъектов  хоз-я и физ. лиц с гос-вом  по поводу формир-я фонда бюдж. рес-сов  страны.

Необх-ть их вытекает из наличия  гос-ва для выполн-я ф-ций, кот. необходимо формир-е общегос ден фондов, осн  ист-ком кот. явл налог платежи. Второй подход к раскрытию сущ-ти налогов закл-ся в рассмотр-и их как формы распред-я ВВП м/у  гос-вом и налогопл-ками.

Осн. признаками налог. отнош-й  явл.: 1) императивность (гос-во – главное  дейтсв. лицо в орг-ции налог отнош-й, уст-ет правила взим-я налогов, а  налогоплат-ки обязаны  своевр-но и  в полн. сумме выполнять налог. об-ва); 2) смена формы собств-ти (посредством  налогов часть коллект. и частн. собтв-ти стан-ся гос.); 3) безвозврат-ть и безвозмезд-ть уплаты налогов (одностор. движ-е ден. ср-в); 4) н-ги устан-ся в  целях фин. обесп-я д-ти законодат-ва; 5) законность н-гов (их установл-е осущ-ся на основе внутр. налог. закон-ва и межд .договоров); 6) абстрактность н-гов (н-ги пост-ют в бюджет в целом в общегос. фонд, а затем распр-ся по цел. назн-ю); 7)

 

28. Эк сущность и функции гос.кредита, его значение

Гос. кредит - структурн элемент общегос системы фин-ов. Как эк. категория гос кредит – сов-ть эк ден отнош-й, возник-х м/у гос-вом, ЮЛ и ФЛ данного гос-ва, ин гос-ми, м/н ФКО по поводу привлеч-я временно свободных ден ср-в на условиях платности, возвратности с целью их распределения и использования на финансирование общественных расходов.

Гос кредит представ-т собой форму движ-я ссудн кап-ла, когда владелец ден ср-в передает на время заемщику не капитал, а право польз-я им. Субъектами кред. отнош-й явл. гос-во (чаще в роли заемщика) и др. страны. Также юр., физ. лица, м/н фин орг-и. Осн формой гос кредита явл гос займы. Классиф-я займов: 1) по месту размещ-я внеш и внутр; 2) в зав-ти от эмитента выпускаемые правит-м, местными органами власти. 3)по сроку обращения долгоср (до 30 лет), среднеср, краткоср 4)по обращению на рынке рыночные, нерыночные. 5) по хар-ру получения д-да с твердым доходом, с плавающ доходом. 6) по возм-ти досрочн. погашения: с правом погаш-я и без. 7) по виду погаш-я с единоврем погаш-м, погаш-я по частям. 8) по м-дам размещ-я принуд-е, добров-е. Сущ-е гос кредита ведет за собой возникновение гос долга.

Знач-е гос. кредита: 1)Ср-ва, аккумулир-ые с пом гос кредита, использ-ся для фин-я важнейш на конк. этапе

 

29. Формы и инструменты гос.кредита

Форма гос. кредита - внешнее проявление содержания тех эк. отношений, кот. выражают эк. сущность гос. кредита. В зав-ти от хар-ра операций, сопровождающих мобилизацию ФР, различают формы государственного кредита:

1) гос. заимствования (* прямые кредиты - привлечение свободн. ср-в инвесторов как внутри гос-ва, так и за его пределами без продажи ц/б; * гос. займы - привлечение временно свободн. ден. ср-тв путем выпуска и реализации ц/б. 

2) гос.  гарантии – предост-ся Прав-вом по кредитам, выдаваемые банками ЮЛ. Предост. размер гарантий ежегодно устанавл-ся в з-не РБ «О бюджете. Гос. гарантии по внутр. и внешн. займам предоставляются Прав-вом по согласованию с Президентом на платной основе, и т.о. гос-во гарантирует не только погашение займов, но и выплату % по ним. В случае неплатежесп-ти заемщика гос-во имеет полную фин. ответственность по гарантированным обяз-вам.

3) бюдж. ссуды, займы, кредиты - предоставляются субъектам хоз-я, кроме бюдж. орг-ций, а также страх. и НКФО на финансир-е инв-иций, инн. проектов и программ. Бюдж. кредиты предоставляются вышестоящими бюджетами нижестоящим в случае возникновения временного кассового

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"