Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:29, шпаргалка

Краткое описание

1 Сущность и необходимость финансов.
2. Функции финансов. Распределительная и контрольная функции.
3. Финансовые ресурсы гос-ва, их понятие.Состав и источники их формирования.
...
56. Оборачиваемость оборотных средств и управление ею.
57. Основные фонды предприятия как объект реальных инвестиций.
59. Источникик кап. вложений: управление их структурой и объемами.

Файлы: 1 файл

Теория финансов.docx

— 129.57 Кб (Скачать)

 

 

 

рассмотр-я и принятия з-на о респ. б-те на очеред фин год, а также опублик-е в установл. порядке в СМИ утвержденных б-тов  и отчетов об их исполн-и, полноту  представл-я И. о ходе исполн-я  б-тов (кроме сведений, отнесенных к  гос. секретам); 5) самостоятельности б-тов (наличие у б-тов всех уровней бюдж. с-мы РБ собств д-дов и ист-ков фин-я дефицита б-та, а также правом соответствующ гос органов определять направл-я р-дов, сам-но сост-ть, рассм-ть, утверждать и исполнять бюджет); 6) эфф-ти использ-я бюдж. ср-в (при составлении, рассм-нии, утв-нии и исполн-и б-тов все уч-ки бюдж. процесса д. исходить из необх-ти достижения заданных целей с использ-ем мин. V бюдж. ср-в или достижения макс. рез-та с использ-ем опр. бюджетом V ср-в); 7) общего (сов.) покрытия р-дов б-тов (все р-ды б-та д. обесп-ся общей суммой д-дов б-та и поступл-й из ист-ков фин-я его дефицита); 8) достовер-ти (б-ты форм-ся на основе обоснов-х прогнозн макроэк. пок-лей СЭР); 9) адресности и цел. назначения бюдж. средств (бюдж. ср-ва выдел-ся в распоряж-е конкр. получателей бюдж. ср-в с направлением их на финансир-е конкр. целей); 10) ответственности уч-ков бюдж. процесса (каждый участник бюдж. процесса несет ответ-ть за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса)

 

этом они явл. ведущими по сравн-ю с др. сферами ФО. Бюджет можно назвать центральн элементом фин с-мы, т.к.все др. звенья так или иначе, в большей или меньшей мере связаны с ним определ эк отнош-ми. Благодаря бюджету осущ-ся распр-е и перераспр-е обществен продукта и нац д-да м/у терр-ми страны, отраслями эк-ки, производств и непроизводств сферами, хозяйствующ субъектами, населением.

Бюджет форм-ся путем поступл-я в этот фонд опр д-дов, кот затем расход-ся на конкр цели. Д-ды и р-ды гос. бюджета утвержд-ся законодат-но в виде фин. плана. V бюдж. д-дов и р-дов и их стр-ра зависят от ур-ня разв-я эк-ки,от приор направл-й соц-эк разв-я и от др ф-ров.

Т.обр., бюджет представляет собой систему ден. отношений по поводу распр-я и перераспр-я общественного продукта с целью образования и расходования централиз. фонда ден. средств, использ. на выполнение общегос. задач и утверждаемого законодательно в форме финансового плана, состоящего из доходной и расходной частей.

Необходимость существования  бюджета обусловлена тем, что  в условиях товарно-денежных отношений  гос-во не м. выполнять свои ф-ции  без соответствующего финансир-я. Бюджет явл. тем фондом, в кот. аккумулируются ден. ср-ва секторов экономики посредством  распределения и перераспределения  общественного продукта и нац. д-да.

 

кормильца, за выслугу лет, оказание услуг по выплате пенсий и пособий; 2) выплату пособий по гос соц страх-ю (по болезни и времен нетрудосп-ти, по беремен-ти и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в мед. учреждении до 12-недельного срока беременности, на выплату пособий семьям, воспит. детей, на погребение); 3) оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспит. ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня; 4)выплату пенсий гр-нам, выехавшим на пмж за границу, в соотв. с зак-вом и межд. договорами РБ; 5) оказание мат. помощи нуждающимся пожилым и нетрудосп. гражданам; 6) финансир-е мер-й по обеспечению занятости населения; 7) выплату взыскателям в кач-ве компенсации недополуч. суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоят-ми, имевшими место по не завис. от должника причинам, с послед.возмещением Фонду выплаченных сумм нанимателем; 8) фин-е выплат на сан-кур. лечение и оздоровл-е; 9) фин-е и мат-технич. обеспеч-е тек. д-ти Фонда и его террит. органов; 10) фин-е иных выплат в соответ-и с закон-вом о гос. соц. страх-и.

Использование средств Фонда  осущ-ся ч/з территориальные органы главного государственного казначейства Министерства финансов.

 

размера бюдж дефицита, кот  выр-ся в установл-и предельн размера дефицита бюджета (2-3% от ВВП; 5% от НД; 8-10% от общ суммы р-дов на соотв. год)Сниж-е бюдж. дефицита вкл-т в себя 2 направления: 1) увеличение д-дов; 2) уменьшение р-дов  

Увелич-е  д-дов м. происходить: 1.За счет введения в законодат-ом порядке доп видов налогов; 2.За счет расширения уже действующей доходной базы бюджета. 
При осущ-и этих мероприятий нецелесообразно увелич-ть налоги, т.к. это приведет к усилению налог бремени на эк-ку и как рез-т снижение стимулов у налогоплательщиков, граждан, к снижению эфф-ти д-ти и, след-но, к снижению поступлений налогов в бюджет.

Сниж-е р-дов явл. достаточно сложн проблемой, кот. д. решатся  исходя из целесообр-ти отд видов  бюджет расходов, должна учитывать  приоритеты эк и соц характера.  

Фин-е  бюдж дефицита осущ-ся за счет след. ист-ков: 1. внутренних, в рамках которых: a) внутрен гос займы; b) поступл-я от реал-и гос имущ-ва; c) доходы от приватиз-и гос имущ-ва; d) кредиты ЦБ. В РБ с 2005 г. не использ-ся этот источник в качестве фин-я дефицита. 
2.внешних: a) кредиты правительств иностранных государств; b) кредиты международных кредитно-финансовых организаций; c) внешние государственные займы.

 

 

 

провед-е модерн-и, реконстр-и и  др. р-ды, связ. с увелич-ем ст-ти ОС, НМА  и мат. запасов, а также р-ды, при  осущ-нии кот созд-ся или увелич-ся им-во, нах. в респ. и коммун собств-ти) Кап р-ды б-тов также вкл-т в  себя р-ды на созд-е гос запасов  и резервов, приобр-е зем участков и имущ прав на объекты инт собств-сти.

Формы расходов бюджета:

- расходы на функционирование  бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим  лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости  ОС, НМА.и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные  займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых  обязательств;

- др. формы расходов в  соответствии с бюджетным законодательством.

 

другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Собств. д-ды – д-ды бюджета, зачисление кот. полностью или частично в соотв. бюджет предусмотрено закон-вом на пост. основе. Они включают: 1) налог. д-ды, зачисл. в бюджет в соотв-и с закон-вом на пост основе; 2) неналог. д-ды, зачисл. в бюджет в соотв-и с закон-вом на постоянной основе; 3)безвозм. поступления, за исключением межбюдж. трансфертов.

Регулирующ. д-ды – д-ды бюджета, ежегодно распределяемые м/у вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюдж. регулирования.

К регулирующ д-дам республ  бюджета и местн бюджетов относятся  доходы, кот могут частично или  полностью передаваться в др бюджеты  и по кот установлен норматив в  виде верхн уровня отчисл-я от налог  дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определ-м  местными Советами депутатов.Дан нормативы  определ-ся з-ном о респ бюджете  на очередн фин год, решениями  местн Советов депутатов о  бюджете на очеред фин год.

 

разрыва при исполнении соответств. бюджетов, а также для реализации инв. программ и проектов. Бюдж. кредиты  м. предост-ся на краткосрочной и  долгосрочной основе для финансирования временного кассового разрыва и  для реализации инвестиционных проектов. Обязательным сопровождением этой формы  отношений являются договоры, которые  действуют с момента их заключения до полного выполнения заемщиком  своих обязательств. Данная форма  отношений является платной.

Долговые  обяз-ва - формы: 1) кредитных соглашений или договоров, заключ-х от лица РБ в пользу указанных кред-в. 2) гос ц/б, выпус-х от имени РБ; 3) договоров о предоставлении гос гарантий и поручительства. Кредитные соглашения и договоры в системе гос кред-я заключ-ся с кредит-ми орган-ми, прежде всего с коммер-ми Б. Гос ц/б- это обяз-ва, выпущ-е от имени гос-ва или гарантиров-е им. Гос ц/б явл-ся основным источником формир-я гос. долга. Мировой рынок гос ц/б включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.д.

 

развития общества р-дов, а также для сбалансир-я д-дов  и р-дов бюджета; 2)Он выступает  инстр-том сбалансир-я и укрепления ДО в стране. 
Функции гос кредита: 1) распред.: проявл-ся в перераспр-и ст-ти  ВВП и части НБ посредством гос кредита. Гос-во выпускает различ формы казначейских обяз-в и реализует их на финан-ом рынке нас-ю и субъектам хоз-я. Т.о, ч/з перераспр-е доходов граждан, предпр-й, орг-й создается соответс-й централиз-й фонд. Процесс перераспр-я ФР продол-ся и при испол-и ср-в дан фонда, которые в конечном счете принимают участие в фин-и народн хоз-ва и соц-культ-х меропр-й. 2) регулирующая: заключ-ся в сознательном возд-и на общеэк и соц процессы. Распростр-ся на сферы пр-ва, занятости населения, денеж обращ-я. Посредством рес-ов ГК фин-ся развитие произ-ва, его модерн-я, инновац мероприятия. Особую роль ГК играет в регулир-и денеж обращ-я, т .к. позволяет изъять (или добавить их) ДС из наличн оборота, тем самым воздействуя на оптимиз-ю ден массы и обеспеч-я устойч-ть нац валюты.3) стимулирующая: проявл-ся при устойч условиях привл-я ср-в в централиз-й фонд. Устойчивость обеспеч-ся выгодностью вложения сбережений в гос ц/б (высокие проценты, возможность их реализации на финансовом рынке), повыш-й эк-й интерес к ним.

 

относительн. регулярность н-гов

Виды  налогов: 1) по эк. содержанию (*прямые – непосред-но

отн-ся на уменьш-е д-да или  им-ва плат-ка; * косвенные – вкл-ся в выпускн цену реализ ТРУ и  оплач-ся покупателем вместе с ценой  приобр. ТРУ); 2) по принадлеж-ти к органам  гос. власти (* республ., * местные); 3) по ист-кам уплаты в бюджет (* н-ги из выручки – НДС, акцизы; * н-ги, отн. на с/с – на недв-ть, зем., экол. и  на добычу прир. рес-сов в пределах лимита; * н-ги из прибыли – на прибыль  и на доходы; * из чист. прибыли –  экол. и на добычу, штрафы за наруш-е  налог. закон-ва); 4) по способу и м-ду изъятия н-гов (*кадастровые, *деклирационные); 5) в зав-ти от объекта обложения ( с з/п, с выручки от реализации, на ст-ть им-ва, на выбросы и потребление  прир. ресурсов).

Функции налогов: а) фискальная (изъятие доходов нас-я и хоз-х субъектов для формир-я бюджет фонда), б) стимулирующая выражается ч/з эк рычаги мотивация труда, эк. расход-ю ФР, в) регулирующая (способ-ть н-гов возд-ть на разв-е эк-ки, обесп-ть ее уст. рост, ликв-ть диспроп-ции м/у V пр-ва и платежесп. спросом), г) распределительная (н-ги – особая форма распределит. отношений м/у гос-вом и налогоплат-ми), д) контрольная (возм-ть измер-я поступлений н-гов и их сопост-я с потр-ми гос-ва в ФР)


 

 

 

25. Бюджетный процесс, его этапы

Б п – регл-мая зак-вом деят-ть гос органов, иных участников б п по: сост, рассм, утвер и исполн б-в, а также сост, рассм, утве отчетов об их исполн-и.  В б п выдел-ся след этапы:1.Сост проектов б-в – возл-ся на прав-во РБ, а также на местные исп. и расп. органы. Прав-во РБ орг-т сост-е проектов рес и конс б РБ, а местные исполн и распор органы - соответствующих местных бюджетов. Прав-во РБ делегирует свою функцию по составлению бюджета Минфину РБ, а на уровне местных - местным фин органам. Пр-ты б-в разл уровней сост-ся на основе прогнозов и пр-м соц-экон разв терр.2.Рассм и утв б-в: разр-ные проекты выносятся на рассм Прав-ва и местных исп органов, в пр-се кот вносятся изменения в запла-ные доходные ист-ки, объем и напр расходов, в величину и размер б дефицита. После рассм проекта респ б, он напр-ся Пр-ту, кот после ознакомления с ним пред-т его на рассмотрение Па-та, где прод-ся дальнейшее рассм. Оконч-м моментов утверждения б-а на следующий год явл подписание его Пр-ом.

 

27. Налоговая система государства,  ее понятие и структура

Налоговая система – сов-ть налогов, пошлин и сборов, взимаемых на тер РБ, а такжеи норм, правил иметодов изъятия налогов, а также система ответ-ти уч-ков налог. отношений.

Для РБ хар-на 2хуровн налог с-ма, кот. опр-ся организац стр-рой гос-ва. Налог система РБ вкл-т общересп и местн налоги и сборы. В налог стр-ре осн долю доходов бюджета состав-т косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы (НДС – 35%, акцизы – 10%).

Общая хар-ка налог с-мы вкл-т: 1) порядок  установ-я и ввода в действие н-гов; 2) виды налогов в их соответ-и  с бюдж. классиф-ей; 3) порядок распред-я  налогов м/у различ уровнями бюдж. с-мы; 4) с-ма налог. органов; 5) права и обяз-ти налогоплат-ка и налог. органов; 6) ответ-ть налогоплательщика; 7) налог. законодательство.

Принципы орг-ции  налог. с-мы – исходные базовые категории и положения, формир. налог. с-му РБ в конкр. условиях хоз-я.

Общенац. принципы построения налог. с-мы: 1) равномер-ти

 

 

31. Финансы рганизаций и их место  в финн. сис-ме гос-ва. Классиф-я  орг-й и видов их деят-ти. Ф-сы орг-й реального сектора эк-ки ─ отд. звено сферы «ф-сы субъектов хоз-ния», кот. наряду с др. сферой образует финн. сис-му РБ. Состав сферы ф-сы субъектов хоз-ния:-ф-сы п/п матер. пр-ва;-ф-сы непроизв-ых учреждений. Ф-сы п/п ─ совок-ть финн. отнош-й и потоков, возникающих на микроур-не и ведущих к образов-ю и ф-нию децентрализ. ф-дов ден. ср-в. Состав ф-сов п/п матер. сферы пр-ва: - ф-сы пром-ти, с/х, грузов. трансп-та, торговли, строит-ва, ЖКХ, др. П/п ─ основной субъект финн. отнош-й в гос-ве. В зав-ти от целев. назнач. п/п: -комм. п/п(ф-ют в сфере матер. пр-ва);-некомм. орг-и(в непроизв-ой сфере). Осн. Цель создания комм. п/п ─ получ-е прибыли с перспективой её послед. распредел-я между уч-ми бизнеса.

 

30. Гос.долг, его содержание. Управление  гос.долгом.

Существование гос кредита  ведет за собой возникновение  гос долга. 

Гос. долг- сумма всех выпущ-х и не погаш-х долговых обяз-в гос-ва, а также %, которые необх-мо погасить по соответс-м долговым обяз-м.

 Классификация гос долга: 1) По виду займа внутренний – обяз-ва, выраж-е в валюте РБ (т.е. перед юр и физ лицами страны) и внешний - в ИВ (перед иностр-ми прав-ми и междун-ми финн-ми орг-ми); 2) по срокам образя и погашения: а) капитальный долг- все долговые обяз-ва на начало года, б) текущий долг- отражает сумму предст-х платежей, срок погаш-я кот-х наступает в дан-м периоде.

3) по форме долгового обяз-ва: а) облиг-е займы (продажи гос ц/б). б) безоблиг-е займы (подписания соглашений, договоров); 4) по сроку погашения: а) краткосроч-е займы (долговые обяз-ва, срок погаш-я < 1 г. б) долгосрочные  > 1 года.

Управл-е гос  долгом- непрерывный, сознат-й, поэтапный процесс формир-я и распред-я ср-в гос долга, а также его обслуж-я.

 

35. Денежные расходы (ДР) организаций:  понятие, состав, источники фин-ния.

Расходы орг-и – ум-е эк выгод в теч. отч. периода путём уменьш-я акт-в или увел-я обяз-в, ведущее к уменьш-ю собств. капитала орган-и, не связ-му с его передачей собств-ку имущ-ва или распредел-ем между участниками. Направления возникнов-я ДР п/п: 1.текущая деят-ть (сопрорвожд-ся расходами, связанными с пр-вом и реализ-й прод-и, работ, услуг); 2.инвестиц. деят-ть (сопровожд-ся расходами по приобрет-ю, созданию, реализ-и и пр. выбытию ОС, НА, доходных влож-й в долгоср. активы и др.); 3. Фин. деят-ть (сопров-ся расходами, кот. ведут к измен-ю величины и состава внес-го собств. капитала, обяз-в по кредитам и займам). Состав расходов по тек. деят-ти: 1. с/с прод-и (отраж-ся прямые затраты и распред-мые косв. затраты, непоср-но связ. с произв-м прод-и, работ, услуг); 2. управленч. расходы (отраж-ся косв. затраты, связ. с упр-ем организ-ей и учит-мые на сч. 26 «Общехоз. Затраты»); 3. расходы по реализации (отраж-ся расходы, кот. сопровожд-т реализ-ю прод-и, работ, услуг. сч. 44 «Расходы на реализ-ю»); 4. прочие

 

42. Реализационные цены и механизм  их формирования: цены п/п и  отпускные цены на прод-ю. Каналы реализации и реализационные цены: 1)  Реализация государству в рамках госзаказа – гос цены. 2) Реализация партнерам по бизнесу в рамках договорных поставок – договорные цены. 3) Свободная реализация по усмотрению товаропроизводителя – свободные рыночные цены. В основе каждой из этих цен лежит цена п/п (цена товаропроизводителя). Методы формирования цены п/п:

1. Метод полных  издержек. Цена товаропроизводителя = полная сумма его затрат + планируемую им к получению прибыль. Основной недостаток – отсутствие стимулов к минимизации издержек, что важно в условиях конкуренции. 2. Метод маржинальных издержек. Основан на делении затрат на постоянные и переменные. Цена товаропроизводителя = Переменные затраты на единицу продукции + Валовая маржа. Основной недостаток – требует становление управленческого учета. Инновационный метод. 3. Метод маркетинговых оценок: а)метод оценки реакции покупателей; б) метод сходной цены; в)тендерный метод. Основной недостаток - все три вариации этого метода ориентированы не на

 

32. Финансовая работа(ФР) в организациях: понятие и содержание.

ФР п/п - это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение п/п фин. рес-ми для удовлетворения его воспроизводственных, инвест., расчётных нужд. Предмет ФР: 1) фин. отношения (с партнерами, с работниками, с бюджетами); 2) фин. потоки (УФ, рез фонд,  аморт фонд, фонд накопления и фонд сбережения). Направления ФР  п/п: 1) Фин. планирование – процесс  расчета, обоснования потр-ти п/п  в фин. ресурсах и ее балансировки с

возможными источниками  покрытия. 2) Оперативно-управленческая работа - это процесс мониторинга  любой хозяйственной ситуации, сделки с целью обеспечения их 

 

33. Финансовая служба(ФС) организаций:  понятие и виды устройства.

ФС – это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации  деятельности предприятия (организации). ФС является частью единого механизма управления предприятием (организацией) и тесно связана с другими их службами. ФС предназначена для  выработки и реализации оптимальной финансовой  политики предприятия (организации), финансового обеспечения всех их воспроизводственных нужд. Виды организационного устройства ФС: 1) на небольших предприятиях – 1 работник, 2) на средних – фин. группа в составе бухгалтерии, 3) на крупных – фин. отдел, 4) на рыночных – фин. дирекция.

 

34. Финасовый менеджмент (ФМ) как система  управления финансами организации. 

ФМ ─ это: А )Система научных принципов и приемов разработки эффективных управленческих решений в сфере финансов. Б) система знаний  по эффективному управлению финансовыми ресурсами организаций (предприятий). В)процесс сознательного воздействия субъекта управления на объект управления. Принципы ФМ: основополагающие (интеграции ФМ с общей сис-мой упр-ния, взаимоувязки управленч. реш-й, вариативности управленч. реш-й, стратегич. Ориентации упр. реш-й); частные (в отд. п/п).  Ф-и  ФМ как управляющей подсис-мы: -воспроизводственная; -организационная; -плановая;- стратегическая; -стимулирующая; -контрольно-аналитическая. Ф-и ФМ как

 

36. Затраты на производство и  реализацию. Себестоимость. 

Денежные  расходы - все расходы, осуществляемые предприятием в ходе его деятельности, приводящие и не приводящие  к получению экономической выгоды.

Затраты предприятия -  часть денежных расходов, направленных на извлечение предприятием экономических выгод -на НЗП; -на расходы будущих периодов; -на  ГП. Себестоимость продукции – это стоимостное выражение природных, трудовых, материальных ресурсов, задействованных предприятием в производстве конкретных видов продукции (работ, услуг). Себестоимость показывает во что обходится предприятию (организации) производство продукции (работ, услуг). Источники покрытия затрат на производство: 1)собственные средства: а)выручка; б) прибыль

 

37. Планирование объёма и структуры  затрат организации: важность  и способы составления сметы  затрат, калькуляция с/с.

Механизм формиров-я  с/с ГП: затраты на пр-во распред-ся по 3м напр-ям: расходы НЗП, производств. с/с ГП, расходы буд. Периодов. Вывод: при планировании затрат на ГП необходимо принимать во внимание изменение остатков расходов на НЗП и расходов буд. Периодов. Если имеется прирост НЗП или прирост расходов буд. периодов, то сумму прироста минусуем из затрат на пр-во и наоборот. Алгоритм определ-я с/с: произв. с/с ГП = затраты на пр-во +(-) расходы НЗП +(-) расходы буд. периодов. Полная с/с прод-и = производств. с/с + расходы на реализацию. Способы планиров-я затрат: 1) составление сметы затрат.( плановый объём затрат в целом по п_п, прод-и); 2) калькуляция (плановый объём затрат на ед-цу прод-и). Алгоритм

 

38. Контроль за объемом и структурой  затрат организации.

Контроллинг — это комплексная система  управления затратами организации.

Контроль и контроллинг: Контроль за уровнем затрат фиксирует допущенные отклонения в прошлом; Контроллинг ориентирован на опережающий контроль и оперативное отслеживание  текущих событий. В фокусе оценки оказывается не прошлое, а настоящее и будущее.

Информационной  основой  контроллинга является управленческий учет: 1) информация бухгалтерского учета отражает уже свершившийся факт  удорожания себе-стоимости производства, позволяет вычислить виновных и в лучшем случае принять запоздалые меры.     Это открытая информация. 2) -информация управленческого учета ориентирована на внутренние потребности менеджеров и потому должна отражать показатели затрат, доходов, прибыли

 

 

39. Денежные поступления и денежные  доходы. понятие, состав. Выручка п/п и её место в составе ден. доходов организации. Денежные поступления п/п – это все виды ден. средств поступающих на счета п/п в виде выручки от реализации прод-ии, бюджетных ассигнований, займов, фин. помощи и т.п. Денежные доходы (ДД) п/п – это часть ден. поступлений, являющихся результатом успешной предпринимательской деят-ти самого п/п. Направления ДД: 1) доходы от тек. деят-ти; 2) от инвест. деят-ти; 3) от фин. деят-ти. Состав дох-в по текущей деят-ти: выручка от реализации прод-и, товаров, работ, услуг. Состав дох-в по инвест. деят-ти: -доходы, связ. с реализ-ей и пр. выбытием инвест. акт-в; -доходы, связ. с участием в УФ др. орг-ий; - доходы по договорам о совмест. деят-ти; - ст-ть инвест. акт-в,

 

 

40. Операционные и внереализационные  доходы организации.

Операционные – доходы от инвест. деят-ти; внереализационные  – доходы от финн. деят-ти.

Состав дох-в  по инвест. деят-ти: -доходы, связ. с реализ-ей и пр. выбытием инвест. акт-в; -доходы, связ. с участием в УФ др. орг-ий; - доходы по договорам о совмест. деят-ти; - ст-ть инвест. акт-в, получ-ых безвозм-но; -доходы, сопровождающие передачу во врем. пользование инвест. недвиж-ти; - прибыль прошлых лет по инвест. деят-ти, выявл. в отч. году и т.п. Состав дох-в по фин. деят-ти: -полож. разница между фактич. затратами на выкуп акций и их номин. ст-тью; - доходы, связ. с выпуском, размещением, обращением и погаш-ем долговых ЦБ  собственного выпуска; - полож. курсовые разницы, возник. от пересчета активов и обяз-в, выраженных в ин.валюте; - прибыль прошлых лет по финн. деят-ти, выявленный в отч. году и т.п.

 

41.Способы  определения и учета выручки.  Факторы, влияющие на выручку.

Выручка  – это разновидность денежных доходов п/п, образуемых в результате сбыта произведенных продукции, работ, услуг. Способы определения и учета выручки: А) Метод начислений - по факту отгрузки продукции. Под выручкой здесь понимается стоимость отгруженной продукции. Б) Кассовый метод - по факту оплаты продукции. Под выручкой  здесь понимается сумма денежных средств, поступивших в кассу или на расчетный счет предприятия в рез-те оплаты поставленной прод-и. Выбор метода определения и учета выручки принадлежит самому п/п, фиксируется в его учетной политике и остается неизменным в теч. фин. года. Практическая значимость выбора метода учета и определения выручки: 1.Этот выбор определяет перспективы поступления средств на предприятие и его последующую платежеспособность (метод начислений


 

 

 

Комм. п/п счит-ся создан-ми с момента их гос. регистрации. Классиф-я комм. орг-й: 1) в зав-ти от отраслев. принадл-ти; 2) в зав-ти от формы организац. устр-ва: - хоз.товар-ва и общ-ва;-акцион. п/п; - производств. кооперативы; -гос или част унитар предпр-я и т.д. Виды деят-ти комм. орг-и: 1. Произв-ая, 2. Комм., 3. Фин., кот. связана с получ-ем док-тов от финн. акт-вов. (вместе они образ-т экономич-ю). Прин-пы организ-и ф-сов комм. п/п: 1) хоз. самост-ти; 2) матер. заинерес-ти; 3) матер. отв-ти; 4) самофин-ния; 5) создания фин. рез-вов; 6) фин. к-ля. Факторы, влияющие на орган-цию ф-сов комм. п/п: 1) внешние (конъюнктура рынка, инфляция, налоговая, ценовая, вал. пол-ка); 2) внутр.(объём с/с прод-и, ур-нь устан-ых реализац. цен, стр-ра ассорт-та прод-и).

 

уплаты н-гов (обязат участие всех граждан и гос-ва в 

формиров-и д-дов бюджета); 2) определен-ти (сумма налогов, формы и способы  их уплаты д.б заранее известны плат-ку); 3) удоства (налоги д. уплач-ся вовремя и способом, удобным для плат-ка); 4) экономич-ти (сокращ-е затрат на взим-е н-гов); 5) эфф-ти (н-ги д. оказ-ть влияние на эк-ку); 6) соразмерности н-гов с источником их уплаты и с объектом н/о); 7) однократ-ти н/о (1 и тот же ист-к облаг-ся н-гом только 1 раз); 8) всеобщ-ть н-гов (един подход к н/о независимо от формы собств-ти и вед. подчинен-ти); 9) оптим-ти н-гов (обесп-е справндл. налог. нагрузки на налогоплат-ка с учетом птор-тей гос-ва в ФР); 10) стабильность н-гов (установл-е стабильн. налог. закон-ва в теч. длит периода).

Внутринац принципы: 1) приоритет  норм, уст. налго. закон-вом над нормами  др. законодат. док-тов в отношении  н-гов; 2) четкое разгранич-е прав м/у  отд. органами власти; 3) опр-е в законодат  порядке прав и обяз-тей плат-ков  и налог. органов; 4) запрет введения н-гов, наносящ ущерб нац. безопосности, полит. стаб-ти и наруш. установл. единое эк. простр-во; 5) унификация н/о.

 

Респ б д.б. принят до начала б года. И именно юрид силу имеет  республиканский бюджет, а не консол б РБ. 3.Исполн б-в: исп б-в разл уровней также возлагается на Минфин и местные финансовые органы. В пр-се исполнения б-в могут производиться корр-ки дох и расх, кот д пройти опред юрид обоснование. Исполн б-в предусматривает выполнение утв-ных пок-й по расходам, осущ-ие контроля за цел эф исп-ие б ср-в. 4.Сост, рассм, утв отчетов об исп б за пред год: гос отчетность об исп респ и мест б-в пред-ся в стат органы в сроки, устан-ые зак-вом. По рез-там исполнения рес б проект сост-т Минфин, пред-ет его Пр-ту для вынесения на рассмотрение Па-та. Проект отчета д б рассм-н, одобрен и принят Пар-том до момента утверждения респ б на след бюджетный год. После принятия Пар-том и подписания През-ом, этот отчет прин-т силу закона.

 

количественную оценку цены, а на произвольное ее установление в процессе продажи товара. Критерий выгодности цены товаропроизводителю: Цена должна возмещать товаропроизводителю его индивидуальные издержки производства и обеспечивать ему получение запланированной прибыли. Механизм принятия менеджером ценовых  решений: а) Выбор наиболее выгодного канала реализации, гарантирующего сбыт продукции, б) Выбор наиболее выгодной цены, обеспечивающей максимально возможную выручку. Состав цены: 1.Цена предприятия = Полн. себест. продукции + Ожидаемая прибыль. 2.Отпускная цена = Полн. себест. + Ожидаемая прибыль + Косвенные налоги (в 2012году + Акцизы + НДС.

1.Принятый состав отпускной  цены в Республике Беларусь  определяется отдельной статьей   Закона «О Республиканском бюджете».

2.Последовательность налоговых  включений в цену предприятия:  акцизы + НДС

3.Последовательность налоговых  выплат из выручки: НДС; акцизы

 

расходы по тек. деят-ти (отраж-ся расходы, учитываемые на сч. 90 «Доходы и расходы по тек. деят-ти», субсчёт 90/8 «Прочие расходы по тек. деят-ти»: расходы,связ. с реализ. и прочим выбытием запасов, мат. помощь, штрафы и др.) Состав расходов по инвест. деят-ти, сч. 91 «Пр. доходы и расходы»: - расходы, связ. с реализ-ей и пр. выбытием инвест. акт-в; - расх., связ. с участием в УФ др. п/п; - расходы по договорам о совм. деят-ти; - ст-ть инвест. акт-в, переданных безвозм-но; - расходы, сопровожд. передачу во врем. пользов-е недвиж-ти; - убыток прошлых лет по инвест. деят-ти, выявл. в отч. году. Состав расходов по фин. деят-ти: - %, подлежащие к уплате за пользов-е организ-ей кредитами, займами; - отриц. разница между фактич. затратами на выкуп акций и их номин. ст-тью; - расходы, связ. с получ-ем во врем. пользов-е имущ-ва по договору финн. аренды; - расходы, связ. с выпуском, размещ-ем и погаш-ем долговых ц.б. собственного выпуска; - отрицат. курс. разницы, возник. от пересчёта акт-в и обяз-в, выраж. в ин. валюте; - убыток прошлых лет по финн. деят-ти, выявлен. в отч. году.

 

Меры, примен-е  в управ-и гос долгом:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование.Это отказ гос-ва от уплаты осн долга и % по всем ранее выпущ займам;

3) конверсия. Принятие гос-вом реш-я об измен-и доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

Для определ-я эф-ти системы  управл-я гос долгом не существует единого показателя. Оценивается  эф-ть отдельных аспектов деят-ти гос  органов в этой области.

 

управляемой подсис-мы: - упр-ние акт. и пасс.; упр-ние инвест. деят-тью, фин. потоками, финн. рисками;-антикриз. упр-ние фин-ми. Цели ФМ – Получить  наибольшую прибыль,  выгоду в заданных условиях: Обеспечить выживание бизнеса, Обеспечить стабильное развитие бизнеса, Обеспечить поступательное развитие бизнеса. Виды управленческих стилей: 1. Пассивный управленческий стиль, основанный на приспособлении к, имеющейся бизнес- среде; 2. Активный стиль, основанный на максимально полном использовании, имеющейся бизнес- среды; 3.Проактивный стиль, основанный на формировании новой бизнес – среды.

 

Фин. отдел включает: плановое бюро, бюро анализа, расчетное бюро, бюро банковских операций. Все бюро включают в себя группы. Финансовая дирекция: 1.Возглавляет финансовую дирекцию финансовый директор, который является, как правило, первым замом руководителя предприятия. 2.Финансовая дирекция п/п объединяет в себе финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга и другие службы предприятия, что значительно увеличивает возможности ее регулирующего воздействия на финансовые отношения и потоки. 3.Более широкие полномочия финансовых дирекций позволяют им экспериментировать, внедрять новые прогрессивные виды финансовой работы.

 

 

результативности. 3) Контрольно-аналитическая  работа ─ это работа по выявлению  негативных явлений и недопущению  их распространения и отрицательного влияния на деятельность п/п. Участки ФР: -формирование финансовой политики п/п, -формирование маркетинговой политики п/п, -формирование  ценовой и инвестиционной политики, формирование амортиз и налоговой политики, -оформление всех платежных и расчетных документов, -организация расчетов предприятия с бюджетом. банками, налоговой службой, страх. компаниями.

 

по центрам их формирования, что придает информационным потокам  нужное качество. Это закрытая информация.

Данные управленческого  учета – сугубо внутренние отчеты. Они не могут предоставляться  внешним пользователям.

Информация, содержащаяся во внутренних отчетах представляет собой  коммерческую тайну предприятия.

По своей сути управленческий  учет – это учет затрат и результатов  по центрам ответственности, местам возникновения и отдельным видам  продукции.

Основная задача управленческого  учета — обеспечить эффективное  управление затратами.

+ эффект операционного  рычага????

 

составления сметы затрат: 1. Матер. затраты. 2. Расходы на ОТ. 3. Отчисл-я на соц. Нужды. 4. Амортизация. 5. Пр. затраты. 6. Итого затраты на пр-во (1+2+3+4+5). 7. Прирост(уменьш-е) расходов буд. периодов и рез-тов предстоящих платежей. 8. Прирост(уменьш-е) остатков НЗП. 9. Произв-ая с/с ГП (6+ или – 7 и 8). 10. Расходы на реализацию. 11. Полная с/с реализ-мой прод-и (9+10). Алгоритм калькуляции с/с: 1. Сырьё и мат-лы. 2. Возвратные отходы (!вычит-ся!). 3. Топливо и энергия. 4. Осн. з/пл. 5. Доп. з/пл. 6. Начисл-я на з/пл. 7. Налоги и отчисл-я. 8. Расходы на эксплуат-ю обор-я. 9. Расходы на подгот-ку и освоение пр-ва. 10. Цеховые расходы. 11. Общезаводские расходы. 12. Пр. произв. расходы. 13. Итого произв. с/с (сумма 1-12). 14. Комм. расходы (расходы на реализ-ю). 15. Полная с/с ед-цы реализ. прод-и.

 

2) заемные средства (краткосрочные  кредиты. Практическая значимость себестоимости: 1.Себестоимость лежит в основе расчетов, связанных с определением  цены  продукции: Цена = Полн. себес. + Прибыль.   2.Себестоимость является составной частью расчета прибыльности  или убыточности бизнеса: Прибыль = Выручка – Полн.себ. Искусственное завышение себестоимости приводит к: -уменьшению прибыли предприятия, ущемлению  интересов государства как собирателя прямых налогов,      -Иозрастанию цены на продукцию, что провоцирует  трудности с ее реализацией. искусственное занижение себестоимости искажает достоверность бухгалтерского учета и делового рейтинга предприятия и т.п.

 

предполагает незамедлительное перечисление средств покупателя на счет продавца, а при кассовом методе  существует разрыв между отгрузкой  и оплатой продукции). 2.Этот выбор  определяет процедуру налогообложения  предприятия (при кассовом методе косвенные  налоги начисляются по факту поступления  выручки, но не позднее 60 дней после  отгрузки. При использовании метода начислений - сразу после факта  отгрузки продукции). Факторы определяющие объем выручки: Внутренние: -объемы реализации продукции -уровень товарности -качество продукции -цена продукции -сроки реализации продукции. Внешние: -уровень налоговой нагрузки в государстве -состояние рыночной конъюнктуры -уровень инфляции.

 

 

получ-ых безвозм-но; -доходы, сопровождающие передачу во врем. пользование  инвест. недвиж-ти; - прибыль прошлых  лет по инвест. деят-ти, выявл. в отч. году и т.п. Состав дох-в по фин. деят-ти: -полож. разница между фактич. затратами на выкуп акций и их номин. ст-тью; - доходы, связ. с выпуском, размещением, обращением и погаш-ем долговых ЦБ  собственного выпуска; - полож. курсовые разницы, возник. от пересчета активов и обяз-в, выраженных в ин.валюте; - прибыль прошлых лет по финн. деят-ти, выявленный в отч. году и т.п. Выручка  – это разновидность ДД п/п, образуемых в рез-те сбыта произведенных прод-и, работ, услуг.


 

 

 

43. Планирование и прогнозирование  объема продаж и выручки.

Выручка  – это разновидность денежных доходов п/п, образуемых в результате сбыта произведенных прод-и, работ, услуг. Планирование выручки – это научно обоснованный расчет ее объемов и сроков поступления на предприятие.  Важность планирования: -оно позволяет заранее просчитывать объемы ожидаемых поступлений средств; -оно позволяет заранее прогнозировать возможные направления использования выручки; -оно позволяет заблаговременно вносить нужные коррективы (еще на бумажном уровне) в процессы формирования и использования выручки. Методы  планирования выручки: Метод прямого счета (трудоемкий, точный) и Аналитический метод (упрощенный,

 

44. Порядок распределения и направления  использования выручки. Роль выручки.

Выручка  – это разновидность денежных доходов п/п, образуемых в результате сбыта произведенных прод-и, работ, услуг. Роль выручки: Выручка-это источник покрытия текущих затрат предприятия, Выручка –это источник уплаты многих налогов и сборов в бюджет и ЦЦФ, Выручка – это индикатор признания продукции  предприятия обществом, Выручка – это свидетельство платежеспособности предприятия, его надежности как делового партнера. Несвоевременность поступления выручки приводит к: - нарушению ритмичности работы  предприятия, -замораживанию оборотных средств; -задолженности перед

 

45. Прибыль и убыток и их влияние  на финансы организации.

Финансовый результат  деятельности  предприятия выявляется в результате сопоставления денежных доходов с денежными расходами  предприятия: Денежные доходы больше денежных расходов – Прибыль, и наоборот. Направления формирования конечных финансовых результатов деятельности предприятия: -основная деятельность (прибыль или убыток), инвестиц. деят-ть (прибыль или убыток), фин. деят-ть (прибыль или убыток).

Влияние прибыли (убытка) на организацию финансов п/п:  А) Прибыльная работа п/п: -платежеспособность предприятия (организации), -кредитоспособность предприятия

 

46. Общая прибыль предприятия: состав  и направления использования.

Понятие и идея показателя общей прибыли: Основная, инвестиц-ная и фин-вая деятельность предприятия могут быть завершены с прибылью или с убытком; Суммируясь прибыли (убытки) по трем основным направлениям деятельности предприятия (организации) суммируются.  В результате образуется общая прибыль. Общая прибыль предприятия – это интегрированный показатель качества хозяйствования.

Общая прибыль предприятия = Прибыль/убыток по осн. деят-сти + Пр-ль/убыток по инвестиц деят-сти + Пр-ль/убыток по фин деят-сти.

Прибыль от реализации продукции: 1) Выручка от реализации продукции(-косв налоги). 2) С/с реализ прод-ции. 3) Валовая прибыль (п1-п2). 4)Управленческие расходы) 5)Расходы на реал-цию 6)Прочие дох по тек деят-ти 7)Прочие

 

48. Показатель рентабельности: понятие,  алгоритм расчета.

Абсолютн сумма прибыли, получен предп-ем, хар-т фин результ-ть его деят-ти, но не позвол-т проанализ-ть достаточ-ть получен эф-та. Для го оценки исп-ся относительны пок-ль приб-ти, харак-щий отдачу от произведенных  затрат на пр-во и реал-юпрод-и или  отдачу вложенного в пр-во кап-ла, называемые рент-тью.

Рентабельность – относительный показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве

Базовые показатели рентабельности 1) Рентабельность продукции (Рпр-ции) отражает соотношение прибыли от ее реализации (Пр.) и текущих затрат, выступающих в форме

 

53. Определение плановой потребности  организации в оборотных средствах.

Процесс определения годовой  потребности предприятия в оборотных  средствах называется нормированием  и сводится определению норматива  оборотных средств. Норматив боротных средств -это минимально-необходимый  их объем, обеспечивающий непрерывность  процесса производства.

Важность нормирования: если оборотных средств у предприятия мало, то это грозит остановкой процесса производства, а если много, то они оседают в излишних производственных запасах.

Методы нормирования: -метод экстраполяции, -коэффициентный м-д. –м-д прямого счета.

Экстраполяция: Норматив оборотных средств на планируемый год определяется исходя из норматива

 

47. Чистая прибыль: формировангие  и направления использования.

Этапы распред-я  общ П: 1) уплата общегос налогов 2) образ-е ЧП (после штрафов и т.д) 3)образ-е из ЧП децентр фондов ден ср-в п/п

ЧП – П после вычет-я  из ОП налога на П, на недвиж-ть, оплаты штрафов, пеней и др санкций сверх  лимита

1.прибыль до НО 320

2.налог на прибыль 58

3.изменение отложенных  налоговых активов -10

4.изменение отложенных  налоговых обязательств 32

5.прочие налоги и сборы  из прибыли 70

6.чистая прибыль (убыток) 214

ЧП напр-ся на образ-е рез фонда (РФ), фондов накопл-я (ФН) и потребления (ФП).

РФ – сумма ден ср-в, кот п/п аккумул-т для самострах-я. Он –

 

49.  Факторы роста прибыли и повышения  рентабельности.

Общая прибыль п/п –интегрированный показатель качества хоз-ния Рентабельность – относительный показатель эффективности деятельности редприятия, характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве. Основные факторы роста прибыли и рентабельности: 1) разработка и внедрение нового товара или товара более высокого качества. При этом масса прибыли и рост уровня рентабельности обеспечивается за счет увеличения выпуска продукции с более высокой рентабельностью, а также за счет роста отпускных цен при повышении качества продукции; 2) освоение новых рынков. При этом возможен рост объема продаж; 3) внедрение новых прогрессивных методов производства, освоение новых видов сырья и материалов. Этот фактор тесно связан со снижением себестоимости продукции; 4) внедрение мероприятий по совершенствованию организации производства и управлению. Этот фактор относится к факторам роста производительности труда управленческого персонала; 5) Максимальная механизация и автоматизация производственных процессов; Максимальная загрузка оборудования по времени и мощности 5) применение

 

52. Классификация оборотных средств  организации.

ОбС - это часть средств предприятия, вложенная в оборотные активы предприятия задействованные и не задействованные в процессе производства.

Отличит пр-ки:1 пост-но возобн-ся; 2 Свободные экономические зоны б авансированы до получ-я дохода; 3 потр-ть в них зависит от объема хоз деят-ти.

Ф-ры:1 производств ф-р; 2 специфика матер р-сов; 3 вел-на спроса на прод-ю; 4 формы расчета с поставщиками и пок-ми; 5 учетн п-ка пр-я.

Классиф-я:

1 по х-ру участия в  воспроизв  процессе: обор произв  фонды и фонды обращ-я

2 нормир и ненормир-е

3 по источникам форм-я6  собств, заемн и привлеч

4 по степени ликв-ти: ликвид, быстрореал-е,медленнореал-е

5по степени риска: с  миним-м, малым, средним, высоким

6 по периду функц-я:постоян,перемен

7 по х-ру фин ист-ков  форм-я: валовые, чистые, собственные

Велна чист об кап-ла опр-ся как  разница м-у тек А и тек  П.

 

50. Планирование и прогнозирование  прибыли: значимость, способы.

Важность  планирования прибыли 1.Оно позволяет заранее предвидеть объемы ожидаемой прибыли и при необходимости – позитивно влиять на них 2.Оно позволяет заблаговременно предвидеть возможные направления использования прибыли и устанавливать приоритеты ее использования 3.Оно позволяет предвидеть суммы прямых налогов в бюджет государства

Методы планирования прибыли:- Метод прямого счета;2Аналитический метод

Метод прямого  счета Прибыль плановая (П план) = сумма прибыли (убытка) по результатам реализации всех видов продукции предприятия (Пj-вида)

 

 

51. Оборотные средства: сущность, роль.

ОбС-часть средств п/п, вложенная в обор активы п/п (задействованные и не задействованные в процессе произв-ва) Обор капитал-действенная часть ОбС, участвующих, задействованных в процессе произв-ва. Обор фонды- материализованные ОбС: а) оборотные производственные фонды - сырье, мат-лы, энергия, НЗП и т.п б)фонды обращения – ГП, товары отгруженные, ср-ва в расчетах и т.п. Состав оборотных средств: 1.Оборотные производствен-ные фонды 1.1 Производственные запасы: сырье, материалы, топливо и т.п. 1.2 НЗП 1.3 Расходы буд пер-в 2.Фонды обращения 2.1 Нереализованная продукция:-продукция на складе;-отгруженная продукция;-товары для перепродажи 2.2 Ден ср-ва:-в кассе;-на расчетных счетах;-в расчетах 3.Общая сумма ОбС п.1+п.2 Схема движения ОбС  Д-Т…П…Т*- Д* 1стадия Д-Т: оборотный капитал в своей первоначальной денежной форме (Д) направляется на приобретение товара  (Т) – произв-х запасов: сырья, мат-в и т.п. 2стадия. Т…П…Т* - производственные запасы (Т) поступают в производство (П) и

 

 

54. Расчет норматива оборотных средств  по сырью.

Норматив оборотных средств  по сырью = Норма запаса сырья (дней) х Однодневные затраты на производство.

Однодневные затраты на производство = Расход сырья в 4квартале планового  года : 90 (расчетное число дней в  квартале).

Расчет норматива  оборотных средств по сырью:

1) Интервал между поставками: норма текущего складского запаса, норма страхового запаса

2) Транспортировка сырья  из ближнего зарубежья

3) Период документооборота: Норма транспортного запаса, норма  подготовительного запаса,  норма  технологического запаса

4) Норма запаса сырья  (норма текущего складского запаса 

+  норма страхового  запаса + норма транспортного запаса + норма подготовительного запаса + норма  технологического запаса.

 

55. Источники формирования и пополнения  оборотных средств. Прирос норматива  оборотных средств.

Совок. норм-в  ОбС = сумме норм-вов по всем эл-там ОбС и опред-т в итоге общ. потреб-ть хоз. Субъекта в ОбС.

Годов. прирост/уменьш-е  норм-ва ОбС опред-ся путем сопоставл-я норм-вов на начало и конец планир. года. Потреб-ть предпр-я в ненормир. ОбС также опред-ся расчетн. путем. Методика расчета аналогична нормиров-ю. В част-ти, потреб-ть в ОбС по запасам тов-в рассчит-ся как произвед-е нормы запаса тов-в на одноднев. оборот тов-в в 4 квартале по покупн. ценам. Потреб-ть ср-в в кассе рассчит-ся умнож-ем нормы запаса ден. ср-в на одноднев. товарооб-т 4 квартала и т.д. Однако в целом потреб-ть в ненормир. ОбС устанавл-ся мене жестко, чем для нормируемых.

Механизм формирования и  воспроизводства  оборотных средств  А) На вновь образуемых предприятиях (Учредители формируют  стартовый  капитал. За счет этих средств создается  оборотный  капитал, кот принимает  вид норматива собственных оборотных  средств предприятия). Б) На действующих  предприятиях (Из полученной выручки  происходит простое воспроизводство  оборотного капитала (т.е воспроизводство  средств, вложенных в бизнес учредителями, при создании предприятия).Расширенное  воспроизводство оборотного капитала происходит путем финансирования

 

58. Механизм воспроизводства  ОФ. Формы и планирование кап.  вложений.

ОФ подвергаются моральному и физическому износу, теряют свою стоимость, полезность и потребительские  свойства. След-но, возникает необходимость  постоянного воспроизводства изношенных основных фондов.

Воспроизводство основных фондов  бывает простым и расширенным. Механизм простого воспроизводства ОФ предполагает постепенное накопление амортизационных  отчислений в специальном целевом  фонде предприятия –  в амортизационном  фонде. Механизм расширенного воспроизводства  ОФ предполагает постепенное накопление части чистой прибыли в специальном  целевом фонде предприятия    – в фонде накопления. Простое  и расширенное воспроизводство  ОФ осуществляется посредством инвестиций.

Кап. вложения - часть реальных инвестиций, а именно - вложения средств в воспроизводство основных фондов. Реальные инвестиции :влож-я ср-в в воспр-во ОФ; финан-ние прироста норматива собств обор ср-в

Виды кап. вложений: Новое строительство – капитальные затраты по созданию совершенно новых объектов. Реконструкция – капитальные затраты на полное или частичное переустройство существующего производства, его,

 

 

60. Амортизационные отчисления как  источник воспроизводства основных  фондов.

Амортизационные отчисления – основной источник капитальных  вложений

Объекты начисления амортизации: 1) Основные фонды всех  видов, состоящие на балансе

предприятия. 2) Объекты, находящиеся  на балансе капитального строительства, но уже частично эксплуатируемые  теми предприятиями, на баланс которых  они будут  переданы. 3) Оборудование, транспортные средства, числящиеся на балансе основной деятельности, но  находящиеся   в запасе.

Объекты по которым   амортизация не начисляется: 1) отдельные виды основных фондов: -на реконструкции, -на консервации, -фонды с истекшим сроком эксплуатации, 2) -средства труда стоимостью до 30 базовых величин ЗП (независимо от срока службы); -предметы, служащие менее 1 года (независимо от  стоимости).

Планирование годовой  суммы амортизационных отчислений:


 

 

(организации), -инвестиционная  активность предприятия (организации), -возможность расширенного воспроизводства  , -возможность  мотиваций работников  к труду, -возможность финансового  внимания к социально-бытовым  нуждам работников и т.п.. Б)  Убыточная  работа предприятия,  организации: -нарушение платежеспособности, -некредитоспособность, -свертывание  деловой активности, -невозможность  расширенного воспроизводства,  -невозможность  должных мотиваций  работников к труду, -невозможность  финансового внимания к социально-бытовым  нуждам работников.

 

бюджетом и ЦЦФ; -неплатежеспособности предприятия; -задержке выплат зарплаты и т.п. Факторы определяющие объем выручки: 1) Внутренние: -объемы реализации продукции, -уровень товарности, -качество продукции, -цена продукции, -сроки реализации продукции. 2) Внешние: -уровень налоговой нагрузки в государстве, -состояние рыночной конъюнктуры, -уровень инфляции.

Этапы распределения  выручки:

1 этап: из выручки уплачиваются  косвенные налоги.

2 этап: из выручки возмещаются  затраты на производство.

3 этап: сопоставление выручки  и затрат определяет КФР.

 

приблизительный).

Метод прямого  счета  (проникает в ассортимент продукции): Выручка план. по предприятию = Сумма выручек от реализации различных видов продукции (i- тых видов).

В план. определенного (i- того) вида продукции =(О1+Тв.п.г.- О2) i- того вида продукции  х Цену реализации i- того вида продукции.

Аналитический метод  (без проникновения в ассортимент продукции): Выручка план. по п/п определяется исходя из:   а) ст-ти запланированного выпуска продукции в отпускных ценах   б) общей стоимости продукции в переходящих остатках  

Выр. план. =О1+Тв.п.г.- О2.

 

 

оборотных средств  за прошлый  год и его корректировки на излишки или недостаток оборотных  средств, выявленные в прошлом году [прошлогодний норматив экстраполируется (переносится) на плановый период].

Коэф метод: Норматив оборотных средств на планируемый год определяется исходя из норматива оборотных средств за прошлый год и его корректировки на особенности планируемого периода.

Метод прямого  счета: Совок норматив ОбС = Сумма частных нормативов J-того вида(по сырью, НЗП, ГП). Частный норматив J-того вида = Однодневный расход ОбС J-того вида * Норму ОбС J-того вида.

 

полной себестоимости (Псс.): Р пр-ции = Пр. : Псс. х 100 Данным показателем  можно измерять как рентабельность всей  продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия 2)Рентабельность производства (Рпр-ва) определяется по всему его объему,  отражает отдачу авансированных в него средств и  исчисляется как процентное отношение  прибыли (П) к сумме основного (Оф) и оборотного (Ос) капитала: Р пр-ва =  П х 100 : (Оф  + Ос) Роль показателей рентабельности 1.Они уточняют оценку, осуществляемую при помощи абсолютных показателей прибыли 2.Они позволяют судить об истиной эффективности хозяйствования 3.Они позволяют оценить качество, полученной прибыли

 

расх по тек деят-ти 8)Прибыль/Убытокот тек деят-ти(п3-п4-п5+п6-п7)

Прибыль от инвестиц деят-сти: 1.Доходы по инвестиционной деятельности (за вычетом косвенных налогов): -доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов; -доходы от участия в уставном капитале других организаций; -проценты к получению; -прочие доходы по инвестиционной деятельности 2.Расходы по инвестиционной деятельности 3.Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности (п.1-п.2)

Прибыль от фин деят-ти 1.Доходы по фин деят-ти (за вычетом косвенных налогов): -положительные курсовые разницы; -прочие доходы по финансовой деятельности 2.Расходы по фин деят-ти: -проценты к уплате;-отриц курс разницы; -прочие расходы по фин деят-ти  3.Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности (п.1-п.2)

 

Обор произв фонды обсл-т сферу пр-ва и материал-ся в предметах труда, частично в ср-вах труда и воплащ-ся в прозв запасах. Кроме того обор произв фонды представ-ны также незаверш  прод-ей и расходы буд периодов, необх для созд-я заделов установки нового обор-я и др.Вкл-ют: Произ запасы; НЗП; Расх буд пер-в

Особ-ти  обор произв фондов: 

1 притерп-т изм-я своей   нат-вещ формы и утрач-т потребит  ст-ть в однократн произв цикле

2 переносят свою ст-ть  целиком и сразу на гот прод-ю

3 кол-во кругооборотов  в год зависит от от х-ра  производств цикла

Фонды обращ-я

Не участв-т в процессе пр-ва, обесп-я р-сами процесс обращ-я  и сост-т из нереализованной прод-ции:прод-ция  на складе, отгруженная прод-ция;тов  для перепродажи;2)Ден ср-ва(в кассе, на расч счетах, в расчетах)

 

рискованных мероприятий. Прибыль  рассматривается  как вознаграждение за риск; 6) привлечение заемных средств. До тех пор пока %ная ставка по банковским кредитам остается ниже нормы прибыли на вложенный капитал прибыль от привлеченных заемных средств растет и повышается рентабельность собственного капитала. 7) внешние факторы (независящие от предприятия): рост или снижение цен на сырье и материалы и др.; 8) влияние структуры рынка: рыночный спрос, динамика прироста населения, уровень доходов, размер цен, сис-ма налогооблажения, и др. 9) факторы воздействия информации; 10) колебания конъюнктуры рынка; 11) признание деятельности предприятия особо полезной для общества.

Мероприятия по увеличению прибыли и рент-сти тесно связаны с др мероприятиями на п/п, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов пр-ва. Основные источники снижения себестоимости продукции - это экономия материальных, трудовых и денежных затрат. Основными факторами снижения себестоимости продукции являются: - ускорение НТП; - усовершенствование общественных форм организации пр-ва (т.е. концентрации, специализации п/п.)

 

для покрытия возможных убытков  и потерь, возник-х под влиянием внутр и внешн факторов. В РФ ежегодно напр-ся 5% от ЧП до достиж- я  опред-го % УФ (25 вроде=) )

ФН исп-ся на созд-е нов ОФ, произв и непроизв фондов и на прирост обор ср-в, на провед-е научно-иссслед-х работ и т.д. Размер П в ФН опред-ся п/п сам-но в зависимости от: НТП в отрасли, положения п/п на рынке, Ур-ня конкурентосп-ти пр-ции и самого п/п, степень прогресс-ти примен-го оборудования и технологий, моральн и физ износа ОФ, соотнош-я капиталоемк-ти пр-ва и рент-ти пр-ции.

ФП исп-ся на мат стимул-е работников п/п и на соц нужды. Из него – премии, не связ-е с производств пок-лями, мат помощь, саноторно-кур путевки и т.д.

Часть П, предназн-я для  потребл-я отправл-ся соб-кам. => на ряду с ФП выделяют дивидентный фонд и акцион фонд.

 

5) Расход сырья в 4квартале

6) Однодневный расход сырья  (=п.5 / 90)

7) Норматив оборотных средств  по сырью ( = п.4 * п.6).

Норма запаса: (в днях)

-текущий складской запас (=1\2среднего интервала между поставками)

-страховой запас (=1\2 тек. складского запаса)

-транспортный запас (=время пробега груза минус время документооборота)

-подготовительный запас (время на приемку сырья, разгрузку, складирование, сортировку) = транспортный запас – период документооборота

-технологический запас (время выдержки сырья на складе до подачи его в производство)=трансп. запас-период документооборота

 

превращаются в ГП, т.е. новые товары (Т*) 3стадия. Т*-Д*реализация созданного товара (Т*) и формируется выручка, т.е. новые деньги (Д*). Часть полученной выручки (Д*). направляется на закладку нового производственного цикла. ОбС опять приобретают денежную форму(Д) и т.д Роль ОбС 1)За 1 оборот оборотный капитал предприятия полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию. От его наличия и достаточности напрямую зависят масштабы и результаты бизнеса; 2)Непрерывность кругооборота оборотного капитала напрямую  влияет на ритмичность, непрерывность процесса производства; 3)Оборотный капитал обращается быстрее основного, а поэтому с увеличением его доли в общем капитале предприятия, возрастают возможности создания новой стоимости;4) ОбС- это первопричина непрерывного потока хозяйственных операций: а) покупка сырья – б)рост производственных запасов в)рост кредиторской задолженности г) рост ГП д) рост объемов реализации ж) рост выручки, сумм ДЗ и т.п.

 

 

Пj-вида = ПО1 j-вида  + П Т.В. п.г. j-вида – П О2 j-вида

ПО1 j-вида = О1 j-вида в ценах пр-тия - О1 j-вида по себестоимости

П Т.В. п.г. j-вида = П Т.В. j-вида в ценах пр-тия - П Т.В. j-вида по себестоимости

ПО2 j-вида = О2 j-вида в ценах пр-тия – О2 j-вида по себестоимости

Аналитический метод А) с использованием показателя базовой рентабельности за прошедший период: П план = Т.В.п.г. (по себест.) Х R.баз. отчетного пер. Б) с использованием показателя базовых затрат за прошедший период: П план = Т.В.п.г. (в отпуск.ценах.) Х (100- Затраты .баз. отч.периода)

 

Сумма амортизации годовая  на планируемый год = Среднегодовая  стоимость ОФ х Среднюю норму  амортизации за прошлый год

Среднегодовая стоимость  ОФ = Стоимость ОФ на начало пл.года + Среднегодовая стоимость вводимых ОФ - Среднегодовая стоимость выбывающих ОФ

Средняя норма амортизации  за прошлый год = сумма амортизационных  отчислений за прошлый год / Среднегодовая  стоимость ОФ за прошлый год х 100.

Среднегодовая стоимость  вводимых ОФ = стоимость вводимых ОФ / 12 х Месяцы функционирования вводимых ОФ на предприятии до конца планируемого года

Среднегодовая стоимость  выбывающих  ОФ = стоимость выбывающих ОФ / 12 х Месяцы  не функционирования выбывающих ОФ на предприятии до конца  планируемого года.

 

расширение. Техническое  перевооружение – капитальные затраты  на модернизацию существующего производства внедрение новой техники и  технологий. Приобретение нематериальных активов – капитальные затраты  по приобретению патентов, лицензий, торговых марок, программных продуктов.

Источники капитальных  вложений: 1) Собств (аморт фонд, часть чист прибыли). 2) Заемные (долгоср ссуды). 3) государственные (бюдж ассигнования). 4) Долевые (объединенные средства субъектов хозяйствования).

Важность планирования капитальных  вложений: -оно позволяет предприятию заблаговременно сопоставить свои инвестиционные намерения с инвестиционными возможностями и подкорректировать их с целью балансировки. Продукт планирования– план финансирования капитальных вложений:

1) планируемый объем кап  вложений (- стоимость кап строительства, - прирост норматива оборотных  средств в строительстве). 2) Итого  объем кап вложений. 3) Источники  покрытия кап затрат (средства  мобилизуемые в ходе строительства,  осуществляемого хозяйственным  способом, -сумма аморт отчислений, прибыль, долевые ср-ва, заемные  рес-сы). 4) Итого источников покрытия  кап затрат.

 

прироста норматива собственных  оборотных средств.)

Простое воспр-во ОбС(В конце каждого производственного цикла из полученной выручки возмещается норматив оборотных средств) Расширенное воспр-во ОбС(Из полученной прибыли, при необходимости, финансируется прирост норматива оборотных средств)

Источники формирования оборотного капитала – это ден ср-ва п/п (орг-ции), которые по сложившимся правилам направляются на финн-ние текущей деятельности п/п: производственной, расчетной и т.п. Виды источников ОбС: Собственные; Заемные; Государственные. Состав собств ист-в ОбС: 1)Выручка(простое воспр-во Обс); Прибыль(часть фонда накопл-я, финн-ние прироста норматива собств Обс) ; Устойчивые пассивы(мин-ная переходящая зад-сть п/ппо ОТ, нал платежами т.п.=>фин-ние прироста норматива). Состав заемных ист-в Обс:1)Кратк-ные банк.кр-ты2)гос кредит на пополнение ОбС 3)Кред зад-сть(НО не просроч-я) 4)Налоговый кр-т 5) Факторинг

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"