Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

В данной работе содержаться ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика.docx

— 28.56 Кб (Скачать)

1. Эмиссия (лат. emissio –  выпуск, от emitto – выпускаю) выпуск  в обращение денег и ценных  бумаг. 

Эмиссия ценных бумаг осуществляется эмитентом. Эмитент ценных бумаг  – это юридическое лицо (хозяйствующий  субъект), орган государственной  исполнительной власти либо орган местного самоуправления, выпускающие ценные бумаги и частные лица, несущие  от своего имени обязательства перед  владельцами ценных бумаг по осуществлению  прав, закрепленных ценными бумагами.

Целью эмиссии ценных бумаг  для компаний является привлечение  внешних источников финансирования, поэтому каждый раз, прежде чем организовывать эмиссию, перед эмитентом стоит  задача выбора наиболее целесообразных для этих целей финансовых инструментов.

1. Под эмиссией ценных  бумаг понимается выпуск их  в обращение. 

2. Эмитентами ценных бумаг  могут быть юридические лица (предприятия,  банки) и органы государственной  власти и управления, муниципальные  образования, которые от своего  имени выпускают ценные бумаги  и несут обязательства по ним  перед владельцами ценных бумаг.  Некоторые виды ценных бумаг  могут выпускать и физические  лица (например, векселя).

3. Эмиссия ценных бумаг  производится при учреждении  акционерных обществ, а также  при необходимости увеличения  уставного капитала или потребности  привлечения дополнительных финансовых  ресурсов.

4. Органы исполнительной  власти используют эмиссию ценных  бумаг обычно для покрытия  дефицита бюджетов либо для  решения других значимых задач. 

5. Продажа ценных бумаг  их первым владельцам формирует  первичный рынок ценных бумаг. 

6. При конструировании  ценных бумаг и других финансовых  инструментов эмитентом ставится  цель, чтобы они были взаимовыгодны  как эмитенту, так и инвестору. 

7. Эмиссия ценных бумаг  регламентируется законодательством  РФ и состоит из нескольких  этапов 

8. Размещение ценных бумаг  может осуществляться по открытой  и закрытой подписке.

9. Эмитент может организовывать  эмиссию и размещение ценных  бумаг самостоятельно или привлекать  для этих целей профессиональных  посредников – андеррайтеров. 

10. Андеррайтер – это  лицо принимающее на себя обязательства  организовать эмиссию и разместить  ценные бумаги эмитента

2. Инструменты регулирования  денежного обращения

В процессе реализации денежно-кредитной  политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы  в обращении. Центральный банк как  эмиссионный центр страны изучает  состояние денежного обращения  и совершенствует его организацию. Он располагает системой экономических  и административных мер регулирования  в обращении денежной массы. Федеральный  закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил  основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

- процентные ставки по  операциям Банка России;

- нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);

- операции на открытом  рынке;

- рефинансирование банков;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров  роста денежной массы;

- прямые количественные  ограничения;

- эмиссию облигаций от  своего имени.

3. Формирование валютного курса рубля осуществляется на основе урегулирования на валютном рынке спроса и предложения под воздействием нескольких десятков факторов, носящих структурный, конъюнктурный, политический, экономический, правовой и психологический характеры и воздействующих на рыночный курс рубля прямо и косвенно. Факторы, влияющие на формирование валютного курса рубля, можно разделить на три группы:1

    • Долгосрочные (непосредственно определяют паритет покупательной способности валюты) – объем ВНП, величина денежной массы в обращении, уровень инфляции, уровень процентных ставок;
    • Среднесрочные (оказывают влияние на соотношение спроса и предложения валюты на валютном рынке) – состояние платежного баланса страны, уровень безработицы, индекс промышленного производства, уровень процентной ставки, способы государственного регулирования валютного рынка, инфляционные ожидания, уровень развития сопредельных с валютным секторов финансового рынка, степень свободы перелива капиталов между различными сферами экономики;
    • Краткосрочные (все остальные факторы, возникающие неожиданно и носящие непредсказуемый характер) – ожидания экономических агентов, назначения и отставки высших должностных лиц, политические убийства, войны и т.д.

При прочих равных условиях увеличение ВНП приводит к удорожанию национальной валюты. Рост ВНП означает стабильность экономики, увеличение промышленного  производства, приток зарубежных инвестиций, увеличение экспорта, вследствие чего спрос на национальную валюту со стороны  иностранцев повышается, ее курс растет. Величина денежной массы прямо связана  с изменением валютного курса. Проведение жесткой денежно-кредитной политики приводит к падению цен, сокращению денежной массы, что, в свою очередь, приводит к удорожанию рубля.

Уровень инфляции и изменение  валютного курса находятся в  обратной зависимости – чем выше уровень инфляции, тем быстрее  падает курс национальной валюты.

Включение процентных ставок в группу долгосрочных и среднесрочных  факторов объясняется тем, что данный курсообразующий фактор служит не только стимулом к движению капиталов между  странами, что позволяет отнести  его к долгосрочным факторам, но и является инструментом регулирования  спроса и предложения на валютном рынке со стороны Центрального банка, что относит его к группе среднесрочных  факторов.

Уровень реальных процентных ставок определяет общую доходность вложений в экономику страны, изменение  процентных ставок и курса валюты находится в прямой зависимости. Платежный баланс является итоговым документом внешнеэкономической деятельности страны за определенный период, превышение поступлений из-за рубежа над платежами  за границу составляет положительное  сальдо платежного баланса и приводит к росту курса национальной валюты, превышение платежей за рубеж над  поступлениями создает дефицит  платежного баланса и ведет к  падению курса. Курс рубля находится  в обратной зависимости от уровня безработицы и в прямой зависимости  от изменений промышленного производства.

4. Государственные  финансы – форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

5. Управление финансами осуществляется специальным аппаратом (системой органов) с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. Целью управления является достижение и поддержание сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения поставленных государством экономических и социальных задач.

 В соответствии со  структурой финансовой системы  РФ система органов управления финансов включает в себя: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц.

 Управление  финансами сочетает в себе, во-первых, административно-распорядительные методы, основанные на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств,

 Во - вторых, экономические  методы, базирующиеся на материальной  заинтересованности участников  финансовых отношений в лучшем  использовании финансовых ресурсов.

  Общее (стратегическое) управление финансами в России  осуществляется в соответствии  ее Конституцией высшими органами  государственной власти- Федеральным  Собранием и двумя его палатами  Государственной Думой и Советом  Федерации, Президентом РФ, Правительством  РФ.

 Парламент принимает  финансовое законодательство, устанавливает  налоги, сборы, обязательные налоговые  платежи, утверждает федеральный  бюджет и отчет о его исполнении. Кроме того, он устанавливает  предельный размер государственного  внутреннего и внешнего долга. 

 Президент РФ регламентирует  деятельность финансовой системы,  имеет право «вето» на финансовое  законотворчество Парламента.

 Правительство РФ составляет  проект федерального бюджета,  исполняет утвержденный Парламентом  бюджет, является единым центром  оперативного управления финансами. 

 Важнейшим  правительственным  органом, осуществляющим управление  финансами в РФ, является  Министерство  финансов РФ. Это федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий  проведение единой государственной  финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в России, осуществляющий общее руководство  организацией финансов в стране  и координирующий деятельность  в этой сфере других федеральных  органов власти.

6. Государственный  бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

7. Министерство  финансов Российской Федерации  организует составление и составляет  проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также участвует в составлении проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

8. Оперативное  управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

9. Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

10. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА — политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий.

11. Основные направления  антимонопольной политики в современных  условиях

Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину  айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться  и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса  и другими проявлениям пренебрежения  интересами потребителя.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует  механизмы само регуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может  появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция  быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Всевластию же монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

В разных странах и в  различные периоды преобладают  те или иные государственные воздействия  на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с  рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

1)активизация конкурентных  рыночных структур, противостоящих  монополии, с помощью тех или  иных мер по либерализации рынков;

2) государственное регулирование  монополий путем контроля над  ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий  с помощью специального антимонополистического  законодательства. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

1)Либерализация рынков. Данное  направление не связано с подавлением  монополий непосредственно. Оно  исходит из такого очевидного  факта, что сила монополии тем  слабее, чем эффективнее работают  конкурентные рыночные механизмы  и чем, соответственно, более развитыми  являются конкурентные рыночные  структуры. Соответственно, главная  задача данного направления сводится  к тому, чтобы создать в экономике  обстановку, затрудняющую или делающую  просто невыгодным отдельным  фирмам злоупотреблять их монопольным  положением, обеспечить своеобразную  антимонопольную профилактику в  экономике и обществе. Подрыву  монополизма с помощью активизации  конкурентных рыночных механизмов  нередко способствует процесс  ускорения развития науки и  техники, т.к. благодаря некоторым  достижениям НТП отдельные естественные  монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно  заметной была данная тенденция  в отрасли связи. Например, если  еще двадцать лет назад передачу  информации на сверхдальние расстояния  могли осуществлять только немногие  особо крупные компании, то затем,  благодаря появлению спутниковой  связи реализация подобных функций  стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от  необходимости прибегать к услугам  компаний-монополистов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"