2)Государственное регулирование.
Немаловажным направлением государственного
вмешательства в деятельность
монополий в условиях экономики
рыночного типа является государственное
регулирование фирм, обладающих
монопольной властью, с помощью
фиксации верхнего уровня цены,
установления «справедливой» цены
или «справедливой нормы прибыли».
Как правило, регулированию подвергаются,
прежде всего, и главным образом,
естественные монополии. К естественным
монополиям, как уже отмечалось,
относятся в первую очередь
различные коммунальные услуги:
почта, телеграф, телефонные станции,
местные электрические или газовые
компании и т.п. Поскольку технологически
невозможно и экономически бессмысленно
формирование конкурентных рынков
подобных коммунальных услуг,
то для обеспечения удовлетворения
потребностей населения в данных
услугах в необходимых объемах
и по приемлемым ценам, остается
только один путь - государственное
регулирование естественных монополий,
главным образом путём воздействия
на их цены (тарифы) и уровни
прибыльности. Хотя государственное
регулирование объективно необходимо
только в отношении естественных
монополий, оно нередко применяется
и в отраслях, структура рынков
которых не исключает конкуренцию.
3)Антимонопольное законодательство.
Очевидное зло, приносимое чрезмерной
экономической властью тех или
иных монополий, заставляет страны
с рыночным типом экономики
прибегать нередко к прямому
недопущению, подавлению или устранению
монополистических структур с
помощью специального антимонопольного
законодательства.
Основные различия в антимонопольной
политике и практике «рыночных» стран
связаны с неодинаковыми акцентами
в использовании направлений
регулирования монополий и прямого
недопущения, подавления или устранения
их в форме дробления на отдельные
самостоятельные предприятия. В
этой связи различают особенности
европейского и американского подходов
в антимонопольной политике. Антимонопольная
политика в европейских странах
в большей мере направлена на регулирование
уже сложившихся монополий независимо
от того, какими путями они добились
своего монопольного положения, причем
данное регулирование не предполагает
структурных изменений, т.е. не содержит
требований о деконцентрации, дроблении
фирм на самостоятельные предприятия.
Что же касается особенностей государственной
политики воздействия на монополии
в США, то для неё, прежде всего, и
безусловно, характерна гораздо меньшая
опора на регулирование. Такое воздействие
считается целесообразным и необходимым
только применительно к естественным
монополиям. В отношении же обычных
монополий американское законодательство
исходит из того, что совсем необязательно
лишать фирму монопольно высоких
прибылей, если монопольное положение
на рынке достигнуто ею «благодаря
более высоким деловым качествам,
изобретательности или же просто счастливому
случаю».
12. Система антимонопольного
регулирования экономики включает
следующие элементы:
l понятие монополиста,
его качественные и количественные
характеристики;
l виды монополистической
деятельности, подлежащей государственному
регулированию;
l перечень форм недобросовестной
конкуренции, подлежащей запрещению;
l определение системы
антимонопольных органов,их задач,
функций и полномочий;
l меры ответственности
за нарушение антимонопольного
законодательства.
13. Федеральная
антимонопольная служба является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию
нормативных правовых актов, контролю
и надзору за соблюдением законодательства:
- в сфере конкуренции
на товарных рынках,
- защиты конкуренции на
рынке финансовых услуг, деятельности
субъектов естественных монополий
и рекламы.
Также в сферу деятельности
антимонопольного ведомства входят:
- контроль за соблюдением
законодательства о размещении
заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд,
- функции по контролю
за осуществлением иностранных
инвестиций в Российской Федерации.
14. Методы регулирования
деятельности естественных монополий.
Назначение государственно-правового
регулирования - соблюсти, а при необходимости
уравновесить баланс интересов субъектов
естественных монополий и потребителей.
Высокая экономическая эффективность
естественных монополий делает недопустимым
их дробление, но с другой стороны
их бесконтрольная деятельность способна
принести значительный вред, поэтому
государство не может воздерживаться
от регулирования естественных монополий.
Суть любого регулирования
состоит в упорядочении деятельности
участников социального общения, прежде
всего в установлении для них
определенных правил поведения, в данном
случае - в рыночных отношениях. Регулирование
является основной формой воздействия
государства на естественные монополии,
и его специфика проявляется
в его методах, которыми Федеральные
антимонопольные органы не наделены.
Специально образованные
федеральные органы исполнительной
власти по регулированию естественных
монополий по своим структуре
и функциям, а также полномочиям
и порядку их осуществления они
имеют много сходного с федеральными
антимонопольными органами. Они устанавливают
цены на продукцию монополии и
определяют состав потребителей продукции,
которым монополия обязана поставлять
свою продукцию.
Во всех узаконенных сферах
деятельности естественных монополий
образуются органы регулирования естественных
монополий. Один федеральный орган
исполнительной власти может регулировать
сразу несколько сфер деятельности
естественных монополий и совсем
необязательно в каждой сфере
иметь отдельный орган. Для осуществления
своих полномочий они вправе создавать
свои территориальные органы и наделять
их полномочиями в пределах своей
компетенции. Территориальные органы
создаются с разрешения Правительства
РФ и образуют вместе с соответствующим
федеральным органом единую систему
регулирования в соответствующей
сфере естественной монополии.
Первой Указом Президента
УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована
Федеральная энергетическая комиссия
Российской федерации (ФЭК РФ) как
федеральный орган исполнительной
власти по регулированию естественных
монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам; транспортировка
газа по трубопроводам; услуги по передаче
электрической и тепловой энергии.
Указом Президента РФ от 25 января 1996г.
№96 была образована Федеральная служба
Российской Федерации по регулированию
естественных монополий в области связи
(ФСЕМС России).
Последней по счету была
образована Федеральная служба Российской
Федерации по регулированию естественных
монополий на транспорте (ФСЕМТ России).
Она имела статус федерального органа
исполнительной власти по регулированию
естественных монополий в следующих
сферах: железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов,
аэропортов.
Согласно Указу Президента
РФ от 22 сентября 1998 г. №1142 "О структуре
федеральных органов исполнительной
власти" Федеральная служба России
по регулированию естественных монополий
в области связи и Федеральная
служба России по регулированию естественных
монополий на транспорте упразднены.
Их функции переданы вновь образованному
Министерству РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
К этому министерству перешли
и функции упраздненных Государственного
комитета РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства, а также Государственного
антимонопольного комитета РФ.
Концентрацией функций упраздненных
перечисленных федеральных органов
в рамках одного федерального органа
в ранге Министерства Российской
Федерации преследовалась цель усилить
государственную поддержку развития
предпринимательства, особенно малого
и среднего. Намечавшееся упразднение
Федеральной энергетической комиссии
Российской Федерации не было осуществлено,
и у нее сохранился статус самостоятельного
федерального органа исполнительной власти.
15. Система антимонопольного
регулирования экономики включает
следующие
элементы:
а) понятие монополиста, его
качественные и количественные характеристики;
б) виды монополистической
деятельности, подлежащей
государственному
регулированию;
в) перечень форм недобросовестной
конкуренции, подлежащий запрещению;
г) определение системы
антимонопольных органов, их
задач, функций и
полномочий;
д) меры ответственности
за нарушение антимонопольного законодательства.
16. Главной задачей
государственной инвестиционной
политики является формирование благоприятной
среды, способствующей привлечению и повышению
эффективности использования инвестиционных
ресурсов в развитии экономики и социальной
среды.
2.Участники фондового
рынка
Инвесторы принимают
решения о вложениях в ценные
бумаги ради следующих основных
целей.
1 Деньги. Кредит.
Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М.
Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред.
проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 328