Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

финансы_билеты.docx

— 231.78 Кб (Скачать)

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) государственной власти; органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления; органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ); кредитные организации; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы

Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий

Президент РФ инициирует бюджетный процесс в Российской Федерации, направляя Федеральному Собранию ежегодное Бюджетное послание и определяя в нем приоритеты бюджетной политики на планируемый финансовый год; подписывает и обнародует федеральные законы, включая закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К ведению законодательных (представительных) органов власти, представительных органов местного самоуправления относятся: рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней..

К ведению органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся: составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления..

Участниками бюджетного процесса являются также Банк России и другие кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета (так называемые уполномоченные банки). Банк России как основной орган денежно-кредитного регулирования совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики

К ведению органов государственного, муниципального финансового контроля относится осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проведение экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Бюджетным законодательством к  участникам бюджетного процесса отнесены также главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств участвуют  в бюджетном процессе на стадии составления  бюджета, его исполнения, составления отчета об исполнении бюджета.

  1. составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

Составление бюджетов - стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год. Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на год. При этом исходными макроэкономическими показателями служат объем валового внутреннего продукта на год и темп его роста, уровень инфляции. На основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития формируется перспективный финансовый план - документ о прогнозных возможностях по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Основой для своевременного и качественного  составления проектов бюджетов служат необходимые для этого сведения: о составе и ставках налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней; предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из других бюджетов; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченнос-и.

Разработка проекта бюджета  включает две стадии — подготовительную и конкретно-адресную.

На подготовительной стадии проводятся организационно-методические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год

Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до очередного года. Решение о начале работы инициирует Президент РФ, а Правительство РФ организует поэтапное ее проведение.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики страны на очередной год.

Минфин РФ в двухнедельный срок:

•  направляет бюджетные  проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

• уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

Второй этап — распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере

Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует  перечень федеральных целевых программ

Реформирование бюджетного процесса1 требует:

• создать механизм подготовки проекта бюджета, обеспечивающего распределение бюджетных расходов по стратегическим целям, задачам и программам главных распорядителей бюджетных средств;

• разработать методологию  составления бюджетных проектировок последних;

• обеспечить взаимосвязь  среднесрочного и годового бюджетных циклов.

Рассмотрение и утверждение  бюджета — стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.

Успешное рассмотрение и утверждение  бюджета невозможно без соблюдения определенных требований, характеризующих  взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе

• учет временного фактора

•  представление в  законодательный орган власти проекта  бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями

•  творческое сотрудничество парламента и правительства, создание согласительных комиссий для преодоления  возникших разногласий по предметам  чтений

• ясная определенность с исполнением бюджета текущего года.

•  своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (законы о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета.

• наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочий законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.

В случае непринятия проекта закона о федеральном бюджете или  невступления в силу соответствующего закона до 1 января очередного года Государственная  Дума может принять закон о  порядке финансирования расходов из федерального бюджета в I квартале финансового года.

На региональном и местном уровнях  рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в аналогичном порядке с учетом некоторых особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов; меньшим числом чтений; подписанием закона (решения) о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.

  1. организация исполнения бюджетов

Исполнение бюджета — стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета.

Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета.

В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса  РФ в Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы1 яв- ляются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений

Кассовое исполнение бюджета является частью исполнения бюджета и представляет собой совокупность процедур, обеспечивающих прием доходов, распределение и зачисление их на счета соответствующих бюджетов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов и ведение учета и отчетности.

функции по приему, хранению и выдаче средств (в том числе  в наличной форме) осуществляют банковские учреждения на основе открытия в них бюджетных счетов органам казначейства или финансовым органам. Казначейские органы выполняют функции по распределению регулирующих налогов между бюджетами разных уровней, списанию средств со счета бюджета по поручению бюджетополучателей, а также ведению учета доходов и расходов в разрезе их отдельных видов и составлению отчетности об исполнении бюджета. Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время существует смешанная система исполнения бюджета.

Исполнение бюджетов соответствующих  уровней возложено на исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, которые организуют этот процесс через соответствующие финансовые, казначейские, налоговые, таможенные органы. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основано на принципах:

• единства кассы, когда  все доходы, привлечение и погашение  источников финансирования дефицита бюджета  поступают на единый счет бюджета, с  которого осуществляются все расходы;

• полного и своевременного поступления в бюджет доходов  в разрезе отдельных источников;

• своевременного и полного  финансирования расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями с учетом установленных бюджетным законодательством случаев внесения в них изменений в пределах фактического наличия средств на едином счете;

•   целевого и эффективного использования бюджетных средств;

• осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Бюджетное законодательство предусматривает процедуры исполнения бюджетов по доходам и расходам. Исполнение бюджета по доходам предусматривает процесс:

•  распределения в  соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• зачисления доходов (собственных  и регулирующих) на счета соответствующих бюджетов;

• возврата излишне уплаченных сумм доходов;

• учета доходов бюджета  и составления отчетности о доходах  соответствующего бюджета.

Санкционирование расходов предполагает следующие основные этапы:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"