Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

финансы_билеты.docx

— 231.78 Кб (Скачать)

2.  Должно подтверждаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это весьма важное и актуальное для России условие.

3.  Предполагает контроль Российской Федерации (субъекта РФ) за реализацией переданных (делегированных) полномочий, который заключается в возможности соответствующих органов государственной власти РФ (субъекта РФ) давать указания органам государственной власти субъекта РФ (органам местного самоуправления) относительно выполнения переданных полномочий, оценивать решения органов власти субъекта РФ (органов местного самоуправления) с точки зрения законности и целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

4. Передачу (делегирование) полномочий только органов исполнительной власти.

В постановлении Правительства  РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» указывается, что в Бюджетном кодексе РФ должно быть закреплено четкое и стабильное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и органами местного самоуправления в соответствии со следующими критериями:

• субсидиарность (максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг);

•  территориальное соответствие (максимальное совпадение территориальной  юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг);

• внешние эффекты (чем  выше заинтересованность общества в  целом в реализации расходных  полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем  власти они должны закрепляться);

• эффект территориальной  дифференциации (чем выше региональные/местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться);

• эффект масштаба (концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных

средств).

В любом федеративном государстве  процесс разграничения расходов и доходов начинается с разграничения  полномочий и соответствующих им расходов. В Российской Федерации  процесс разграничения начался  с разграничения доходов. С 1992 г. взамен применявшегося ранее с целью  сбалансированности всех бюджетов метода распределения доходов начали использоваться методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы РФ на постоянной законодательной основе, используемые в мировой практике. К таким методам относятся1:

• разделение видов налогов  между уровнями управления;

•  квотирование поступления  от налогов в пределах единой ставки обложения, выделение доли (квотированию может подлежать ставка или объем налоговых поступлений);

• региональные и местные  надбавки к федеральным (региональным) налогам2.

При разграничении конкретных видов  налогов и доходных источников между  бюджетами разных уровней Программой развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года предлагается учитывать следующие критерии1:

• стабильность;

• экономическая эффективность;

• территориальная мобильность  налоговой базы;

• равномерность размещения налоговой базы;

• социальная справедливость;

• бюджетная ответственность.

Однако разграничить доходы между  бюджетами на единых принципах таким  образом, чтобы их объема было достаточно для финансового обеспечения  самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, невозможно, поскольку в нашей стране исторически сложились существенные различия в экономическом и социальном развитии регионов и муниципальных образований.

Распределение доходов — это процесс ежегодной передачи доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой в соответствии с решениями, принимаемыми вышестоящим органом власти.

Основной формой распределения  доходов является предоставление средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчислений от федеральных и региональных налогов.

Механизм перераспределения  средств между бюджетами в  российской практике межбюджетных отношений  представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

В настоящий момент в России на федеральном уровне существуют пять фондов межбюджетного регулирования:

• Фонд финансовой поддержки регионов. Средства Фонда предоставляются в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ . Распределение средств Фонда осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам РФ;

•  Фонд компенсаций. Предназначен для исполнения расходных обязательств субъектов РФ и/или муниципальных образований. Распределение средств Фонда между субъектами РФ проводится в виде субвенций пропорционально численности соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативных расходов на реализацию обязательств;

• Фонд софинансирования социальных расходов. Средства фонда в виде субсидий используются для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;

• Фонд регионального развития. Создан для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития. Средства фонда в виде субсидий предоставляются на реализацию инвестиционных программ (проектов) и федеральных целевых программ регионального развития;

• Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Является правопреемником действовавшего в 2002—2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов. Средства Фонда распределяются между отобранными на конкурсной основе субъектами РФ (муниципальными образованиями), осуществляющими реализацию программ реформирования региональных (муниципальных) финансов, и направляются на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.

В составе бюджетов субъектов  РФ могут быть образованы региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований, региональные фонды компенсаций, фонды муниципального развития субъектов РФ, региональные фонды софинансирования социальных расходов и региональные фонды реформирования муниципальных финансов. Их функции аналогичны тем, которые возложены на соответствующие федеральные фонды межбюджетного регулирования.

  1. характеристика доходов бюджетов разных уровней

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация системы доходов бюджета  базируется на следующих определенных принципах.

1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета.

3 Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления..

4.  Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. В частности, преодоление кризисных явлений согласно Дж. Кейнсу может быть достигнуто посредством стимулирования потребления через увеличение государственных расходов.

существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые  доходы, а также безвозмездные  и безвозвратные перечисления (ст. 41 БКРФ). С точки зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета отнесены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального, регионального и местного подчинения1.

Решающую роль в доходах бюджета  играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений.

Неналоговые доходы, на которые приходится около 10 % консолидированного бюджета РФ, по сравнению с налоговыми имеют ряд отличий:

• механизм их установления исчисления и взимания определяется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципального имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных право нарушениях и др.;

• они могут носить как  обязательный (санкции, штрафы), так  и необязательный характер и взиматься  соответственно на принудительной и добровольной основе;

• основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;

•  большинство неналоговых  доходов зачисляется в тот  или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами. Основными видами неналоговых доходов являются:

• доходы от использования  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.п.);

•  доходы от платных  услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• доходы от продажи или  иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• прочие неналоговые доходы .

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.

По методу взимания все доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие1.

В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение.

По юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования

Важнейшей задачей в области  доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом  объеме, но и правильное распределение  по уровням бюджетной системы  путем разграничения между федеральным, региональным и местным уровнями.

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"