Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 12:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

РіРѕСЃС‹ 3.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

1. Активные  операции коммерческих банков.

Активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам. Активные операции банка по экономическому содержанию делят на: • ссудные (учетно-ссудные); • расчетные; • кассовые; • инвестиционные и фондовые; • гарантийные. ССУДНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог, представляют собой учетные (учетно-ссудные) операции. В Законе “О банках и банковской деятельности” предусмотрено, что кредитная организация может предоставлять кредиты под залог движимого и недвижимого имущества, государственных и иных ценных бумаг, гарантии и иные обязательства в соответствии с федеральными законами. РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки производят расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России, при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов — по договоренности между собой, при выполнении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике. КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах банка (включая счет “Касса” и корреспондентские счета в других банках) и счетах клиентов коммерческого банка. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. Особенность инвестиционных операций коммерческого банка от кредитных операций заключается в том, что инициатива проведения первых исходит от самого банка, а не его клиента. Это инвестиционная де­ятельность самого банка. ФОНДОВЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных). К фондовым операциям относятся: • операции с векселями (учетные и переучетные операции, операции по протесту векселей, по инкассированию, домицилированию, акцепту, индоссированию векселей, по выдаче вексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе); • операции с ценными бумагами, котирующимися на фондовых биржах. ГАРАНТИЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных. Кроме того, активные операции банков делятся в зависимости от: • степени рискованности — на рисковые и риск-нейтральные, • характера (направлений) размещения средств - на первичные (операции, связанные с размещением средств на корреспондент­ском счете, в кассе, с выдачей ссуд клиентам, другим банкам, некоторые иные операции), вторичные (операции, связанные с от­числениями средств в резервный и страховой фонды) и инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций); • уровня доходности — на операции, приносящие доход, (высокодоходные и низкодоходные, приносящие доход стабильный или нестабильный), и не приносящие дохода (к последним можно отнести операции с наличностью, по корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд Центрального банка РФ, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за пользование ссудами не уплачиваются).

 

№2. Амортизация  нематериальных активов предприятия.

Состав НМА опред.двумя норматив.активами:

1)ПБУ «Учет НМА»

2)НК РФ

Для целей б.у. При принятии к б.у. активов в кач-ве немат-ых необходимо выполнение усл-ий:

1)отсутствие матер.-вещ.норм

2)использ.в произ-ве прод-ии при  выпол-ии работ,услуг.

3)испол-ие в течение длит-ого периода времени(срок свыше 12 мес)

4)организацией не предполаг.последняя  предоплата данного имущ-ва

5)способ-ть приносить орг-ии  доход в будущем

6)наличие надлежаще оформленных  документов подтв-их существ.самого  актива 

НМА пред-ия делят на три группы:

1)активы отделимые от п/п(фирм.знаки и марки,лицензии)

2)активы не отделим.от п/п(наличие  обученного персонала,клиентуры,имидж)

3)активы не отделим.от человека(личная  репутация менеджеров,проф.кач-ва,отношения  в кол-ве)

НМА прим.к б.у.по первонач.ст-ти.Перв.ст-ть НМА приобрет.за плату опред.как сумма фактич.расходов на их приобретение.Первон.ст-ть НМА создавших самой орг-ей опред.как сумма факт.расходов на их создание и приобретение.

Для целей н.у.

В соотв.с НКРФ НМА  признается приобретение или создание рез-та интеллект.деят-ти.Также вкл.право на фирменное наименов-ие.

Амортизация НМА.

Для целей б.у. производ.способами:

1)линейный(перв.ст-ть*норма  аморт)

2)уменьш.остатка(ост.ст-ть*норма аморт)

3)списочн.ст-ть пропорц. Vпрод-ии(способ списания стоим-ти пропорц.V прод-ии)

По НМА по кот невозможно опред срок полез использ нормы  устанав в расчете на 20 лет.

Для целей н.у. след.методами:

1)линейный(в мес)

2)нелинейный(в мес)(коэф=2)

Срок устанав в расчете на 10 лет.

№3. Бюджетная  система РФ.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Она состоит из бюджетов трех уровней:- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;- III уровень - местные бюджеты. Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах. 4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами. 5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств. 6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных). 7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке. 8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати. 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

№4.Бюджетный  процесс и его стадии.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению. Б.п. в РФ охватывает ряд стадий, которым соответствуют группы бюджетных операций: стадия составления проекта бюджета; стадия рассмотрения и утверждения бюджета; стадия исполнения бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря). Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ (такое послание направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). Непосредственное составление проекта федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. Составление проекта бюджета охватывает два основных этапа. Стадии бюджетного процесса: а) составление проектов бюджетов. На этой стадии производится сбор информации о социально-экономическом состоянии той или иной территории (Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования), ее потенциале, о потребностях субъектов публичного права в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований. На основе собранных сведений прогнозируются возможности аккумулирования денежных средств, а также потребности в их распределении и использовании; б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете. На данной стадии план аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований приобретает юридическую силу, становится обязательным для всех, кому он адресован. Если разработка проектов бюджетов - это прерогатива высших органов исполнительной власти, то рассмотрение и утверждение бюджетов находятся в исключительной компетенции органов законодательной (представительной) власти всех уровней. В сущности, право формировать денежные фонды публичных образований и определять основные направления их использования принадлежит народу в лице его представителей в законодательных (представительных) органах власти. При рассмотрении проектов бюджетов согласуются интересы различных политических групп, которые по-разному видят приоритеты государственного и муниципального развития и соответствующее этим приоритетам финансирование. Результатом согласования этих позиций и становится утвержденный закон (решение) о бюджете; в) исполнение законов (решений) о бюджете. На стадии исполнения закона (решения) о бюджете основные финансовые планы государства (муниципальных образований) воплощаются в жизнь; формируются и расходуются доходы на цели, определенные в законе (решении) о бюджете; г) составление и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность отражает результаты исполнения законов (решений) о бюджете и необходима для контролирования правильности формирования, эффективности и целевого характера использования бюджетных средств. При этом приоритетное направление контроля над исполнением бюджета - определение результативности расходования бюджетных средств. В качестве такого результата выступает достижение получателями средств бюджетов общественно значимых целей, на которые были выделены средства. Для этого разрабатываются и утверждаются целевые показатели деятельности различных бюджетополучателей. Утверждение бюджетной отчетности, так же как и утверждение законов (решений) о бюджете, - это прерогатива органов законодательной (представительной) власти. Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников, их полномочия и решаемые задачи строго согласованы.

№5. Валютный курс и инструмент его регулирования.

Валютный курс определяют как стоимость  денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц. Валютные курсы подразделяются на два основных вида: Фиксированный валютный курс колеблется в узких рамках. Плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по величине.Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное   регулирование   направлено   на   преодоление   негативных последствий рыночного  регулирования  валютных  отношений  и  на  достижение устойчивого экономического роста, равновесия  платежного  баланса,  снижения роста  безработицы  и  инфляции  в  стране.  Оно  осуществляется  с  помощью валютной политики – комплекса мероприятий  в  сфере  международных  валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими  и  стратегическими  целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным  законодательством и валютными соглашениями между государствами. К мерам  государственного  воздействия  на  величину  валютного  курса относятся: А) валютные интервенции;Б) дисконтная политика;В) протекционистские меры. Важнейшим инструментом валютной политики государств являются  валютные интервенции – операции центральных  банков  на  валютных  рынках  по  купле- продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Цель  валютных  интервенций  –   изменение   уровня   соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников  валютного рынка.  Действие   механизма   валютных   интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того  чтобы повысить  курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на  иностранную валюту,  а следовательно,  увеличивается  курс  национальной  валюты.  Для  того  чтобы понизить курс национальной валюты,  центральный  банк  продает  национальную валюту, скупая иностранную.  Это  приводит  к  повышению  курса  иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в  том  числе  с  целью  регулирования  величины   валютного   курса   путем воздействия на  стоимость  кредита  на  внутреннем  рынке  и  тем  самым  на международное движение капитала. В последние  десятилетия  ее  значение  для регулирования валютного курса постепенно уменьшается. Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту  собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним  относятся,  в  первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения  –  законодательное  или административное  запрещение  или  регламентация   операций   резидентов   и нерезидентов с валютой или другими  валютными  ценностями.  Видами  валютных ограничений являются следующие: > Валютная блокада> Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты> Регулирование международных  платежей,  движения  капиталов,  репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг > Концентрация в руках государства иностранной  валюты  и  других  валютных ценностей.

№6. Вексель  как финансовый инструмент.

Вексель— ц.б. строго установленной формы, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денеж сумму. Вексель относится к ордерным ценным бумагам, т.е. передача прав по нему осуществляется путем совершения специальной надписи — индоссамента. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому должно быть произведено исполнение) или ордерным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несет ответственность перед последующими векселедержателями за возможность осуществления прав по векселю.Вексель является одним из самых старых финансовых инструментов. В основе классификации векселей лежит их разделение на две группы: простые и переводные.Простой вексель предусматривает участие двух сторон — векселедателя и векселедержателя. В роли должника выступает векселедатель, который обязан уплатить указанную в векселе сумму векселедержателю.Расчеты переводным векселем предусматривают кроме векселедателя и векселедержателя участие третьего лица — плательщика. У сторон, участвующих в выпуске переводных векселей, есть другие названия: трассант (векселедатель); трассат (плательщик); ремитент (векселедержатель).Выписывая переводной вексель, векселедатель переносит обязательство по его оплате на трассата (плательщика).В экономической литературе также встречается разделение векселей на товарные и финансовые.Под товарными обычно понимаются векселя, полученные поставщиком от покупателя. Для поставщика они являются дополнительной гарантией предстоящей оплаты. Получение средств по такому векселю не зависит от каких-либо дополнительных условий и обстоятельств.Финансовыми называются векселя, приобретенные за деньги или путем встречной поставки продукции (работ, услуг) в качестве финансовых вложений. Это векселя, которые выпускают банки, инвестиционные компании и предприятия (нефинансовые учреждения) для привлечения заемных средств.Существует также понятие векселя третьего лица. Так называют вексель, который предприятие получило не от векселедателя, непосредственно выпустившего (эмитировавшего) вексель, а от индоссанта. Индоссант — это лицо, которое данный вексель получило от другого предприятия.

№7.Внебюджетные фонды экономического назначения. Внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном БК России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете РФ на соответствующий год. Внебюджетные фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударственного дохода органами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.Они решают три важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны; возможность “резервирования” денежных средств помимо  государственного бюджета; увеличение количества услуг социального характера населению.Внебюджетные фонды РФ находятся в собственности государства, однако при этом являются автономными и имеют строго целевое назначение. Доходы внебюджетных фондов складываются из таких  показателей, как специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности; дотации из бюджета;займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.Материальным источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы мобилизации национального дохода - это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета.Внебюджетные фонды  принято делить на экономические и социальные .Экономические  :  Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.Социальные : Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"