Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 12:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

РіРѕСЃС‹ 3.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

№33. Новые  финансовые инструменты: факторинг.Факторинг— это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги. Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.                     Факторинг с регрессом— вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.                                               Факторинг без регресса— вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту).Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консесуальным (денежное требование возникнет в будущем).При участии одного Фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух Факторов — взаимным.Преимущества: Отсутствие залога. При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента. Должниками банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его дебиторы, а не предприятие-поставщик. Снижение рисков компании-поставщика. При факторинге банк берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски. Управление дебиторской задолженностью. Важной особенностью факторинга является то, что банк не только осуществляет финансирование поставок в кредит, но и управляет дебиторской задолженностью клиента. Поставщику регулярно предоставляются следующие отчеты по состоянию дебиторской задолженности: о поставках, зарегистрированных за определенный период; о переводе средств поставщику; о поступлении средств от дебиторов; о статистике платежей по каждому дебитору; о состоянии просроченной задолженности.Недостатки: 1-его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:сбор за обработку документов; собственно факторинговая комиссия; проценты за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов.

№34. Новые  финансовые инструменты: форфейтинг.Форфейтинг - операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на продавца обязательства. Форфейтинг применяется преимущественно в сфере международной торговли и оказания услуг и является формой кредитования, оформляемой оборотными документами и пригодной для любых торговых сделок. Форфейтинг называют формой своеобразной трансформации коммерческого кредита в банковский кредит.  
Сторонами участниками классической сделки форфейтинга являются продавец, покупатель (заёмщик) и банк-кредитор (покупатель долга заёмщика перед продавцом). Инициировать сделку форфейтинга могут и продавец, и покупатель. Схема сделки заключается в том, что банк-форфейтор обязан выкупить долг заёмщика на определенных условиях, когда заёмщик предоставит ему документацию, удовлетворяющую интересам банка. Эта документация подтверждает наличие долга, факт передачи товаров (или услуг) покупателю, а также переуступку банку (форфейтору) права на получение выручки (в виде кредитной ценной бумаги).  
Достоинства форфейтинга:форфейтинг подразумевает фиксированную процентную ставку, а значит, заёмщик может точно планировать расходы на кредит;оперативность и простота оформления вексельных долговых документов;возможность для покупателя не тратить деньги на управление долгом, а также на организацию его погашения - всё берёт на себя форфейтор;покупателю может быть предоставлен форфейтором предварительный опцион (условия) на кредитование по фиксированной ставке, и он может внести свои расходы по обслуживанию финансирования в контрактную цену товара;покупатель имеет возможность отложить оплату уже полученных им товаров или предоставленных ему услуг.Форфейтинг имеет следующие недостатки:покупатель (заёмщик) несет ответственность по обеспечению действительности долговых инструментов, он должен хорошо ориентироваться в законах в отношении формы простых векселей или тратт, а также гарантий и авалей (особенно, если форфейтинг осуществляется при международной сделке - в валютном законодательстве);банк получает за услуги гораздо больший процент, чем при кредитовании, и может продать векселя и другие кредитные документы на вторичном рынке ценных бумаг;могут возникнуть трудности с поиском гаранта (того самого кредитного документа, который удовлетворит форфейтора);процентные ставки больше, чем при других видах кредитования, но заёмщик не несет издержек по страхованию, это иногда оправдывает большие проценты;срок проведения операций может, по идее, составлять всего несколько дней, но в российской практике такое неосуществимо, так как требуется получение специальных разрешений ЦБ России, который по внутреннему регламенту должен рассмотреть запрос в течение 1 месяца.

№35. Новые  финансовые инструменты: франчайзинг.Франча́йзинг, коммерческая концессия, франшиза— вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. Франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг.Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например франчайзи может использовать бренд в определенной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера, от размеров и цвета полок до униформы персонала).Признаки франчайзинга :1)франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;2)франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;3)франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.Преимущества франчайзинга: 1)Использование проверенной бизнес-системы Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность. 2)Возможность открыть собственное дело.Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.3)Возможность выбора отрасли.Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.4)Возможность снизить риски.Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, Франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.5)Удачный выход на рынок обеспечен.Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.6) Минимальные затраты на рекламу и маркетинг В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.7)Получение доступа к базе знаний франчайзера.Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.8)Гарантированная система поставок.Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — Франчайзи — имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки. Недостатки франчайзинга:Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу. Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.

№36. Облигации  как финансовый инструментОблигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент или дисконт. Оплата облигации может осуществ. только ден. средствами в национал. и иностр. валютах. Номинал облигации может быть выражен в любой валюте. Облигации всегда выпускаются на фиксированный срок. Т.о. облигация это ценная бумага, кот. удостоверяет отношение займа между эмитентом(заемщиком) и инвестором(кредитором).Выпуск облигаций может быть осущ. только после полной оплаты уставного капитала, не ранее двух лет деятельности АО и завершения двух балансовых отчетов. Сумма займа не может превышать размера зарегистрированного и оплаченного уставного капитала. Погашение облигаций может осуществ. денеж. средствами и имуществом единовременно и в течение срока обращения облигаций, предусмотренного решением о выпуске. Оплата облигаций осуществ. за счет собственных доходов АО.Виды облигаций:1-по эмитенту:а)госуд.облигации(эмитентами выступают органы гос.власти и управление федер.и регионал. уровней) б)муниципальные ценные бумаги(эмитентами выступают исполнит. органы местного самоуправления)в)облигации частных компаний(корпоративные); 2- по сроку:а)бессрочные(не в России)б)срочные: краткосрочные(до 1года); среднесрочные(1-5лет); долгосрочные(свыше 5лет); 3- по сроку владения:а)именныеб)предъявительские; 4- по целям:а)обычные, не имеющие конкретного целевого назначения б)целевые;5-по форме погашения задолжности: а)в денеж.форме; б)в натур. Форме;  6- по методу погашения: а)разовым платежом; б)траншами; 7. по форме получения дохода:а)доходные, в т.ч. %(разновидность: купонные, дисконтные)б)бездоходные(с нулевым купон. доходом); 8.по характеру обращения: а)конвертируемые(обмениваемые на акции); б)неконвертируемые.

№37. Общая хар-ка гос бюджетаГосударственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:Федеральный бюджет,бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты),бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты),бюджеты государственных внебюджетных фондов. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

№38. Общая  хар-ка фин.орг-ии.Финансы п/п- ден.отношения, возникающие между субъектами при формировании, движении и использовании фин.ресурсов п/п. Функции:1-распределительная(закл в рацион распределение и перераспр ресурсов ден ср-в);2-контрольная(закл в осущ финн контроля за формиров движения и использ фин ресурсов);Этапы фин.контроля:1-выявляется степени выполнения месяч.,квартал.,годовых планов;2-контролируется своеврем.поступления средств на р/с п/п,оплата поставок сырья;3-осущес-ся контроль за правильным и своеврем.перечислением ср-в в ден.фонды п/п;4-осущ-ся контроль за внесением платежей в бюджет и во внебюд.фонды;5-контрол-ся целевое использ-е кредитов,своеврем.их погашение и оплата %;6-контрол-ся фин.состояние п/п и выполнение мер по его повышению.Виды фин.контроля:1-предварительный;2-текущий;3-последний.Виды фин отношений:1- между гос-вом, нас-ем и п/п различной формы собс-ти по поводу формир доходной части гос бюджета и внебюдж фондов;2- между гос-ом и нас-ем по поводу распред нац дохода и создания материал базы для обеспеч конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, соц защиту;3- в рамках бюджет сис-мы между ее отдельными звеньями по поводу формир и распред централизованных фондов ден ср-в;4- между гос-ом, хоз субъектами и гр-ми по поводу образования децентрализованных фондов ден ср-тв и доходов нас-ия.

 

№39. Определение  понятия и классификация ценных бумаг.В соответствии с ГК РФ, «ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении» (ст. 142).Классификация:1-срок существования:срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;2-форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);3-порядок фиксации владельца: именные, предъявительские, ордерные;4-форма обращения (порядок передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца);5-форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;6-регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;7-национальная принадлежность: российские или иностранные;8-вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);9-обращаемость: рыночные или нерыночные;10-цели использования: инвестиционные (цель — получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);11-уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);12-наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);13-номинал: постоянный или переменный.Виды ц.б.:1) Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (обеспеченные активами). Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.2)Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.), свободно обращающиеся опционы и свопы. А́кция— эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Вексель— строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте. Ба́нковская сберега́тельная кни́жка на предъяви́теля — ценная бумага, удостоверяющая заключение договора банковского вклада с гражданином и внесение денежных средств на его счёт по вкладу. Депозитный сертификат - это именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов. Облига́ция— эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальную стоимость или иного имущественного эквивалента. Коносамент,— документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"