Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

финансы_билеты.docx

— 231.78 Кб (Скачать)

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет как собственных, так и доходов в виде отчислений от федеральных налогов и сборов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов, поступающих в виде отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

  1. состав расходов бюджетов разных уровней

Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Основное назначение расходов бюджета  проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств соответствующих бюджетов.

Функциональный состав расходов отражает распределение бюджетных средств по основным направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах жизни общества:

•  осуществление правотворческой, судебной, управленческой, правоохранительной деятельности;

•  реализация социальных прав граждан, устанавливаемых Конституцией РФ, включая права на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, защиту материнства и детства, на жилище;

• обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, международное сотрудничество;

•  государственное регулирование  и стимулирование экономики, научно-технического прогресса;

•  формирование государственных (муниципальных) запасов и резервов;

•  управление государственным (муниципальным) долгом и др.

Функциональная структура  расходов позволяет раскрыть роль государства  в управлении экономикой и социальной сферой общества.

Объем расходных полномочий, закрепляемых за органом го- сударственной власти либо местного самоуправления, должен соответствовать объему финансовых ресурсов, предоставляемых в его распоряжение.

В настоящее время решение  задачи разграничения расходных  полномочий между органами государственной  власти и местного самоуправления осложнено  существенным разрывом между суммарным объемом действующих расходных обязательств1 органов государственной власти и местного самоуправления и величиной финансовых ресурсов в их распоряжении. Это проявляется в передаче органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления федеральных обязательств без адекватного возмещения дополнительных расходов; в накапливании кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств; в привлечении кредитных ресурсов на погашение задолженности по социальным обязательствам.

Участие органов государственной  власти и местного самоуправления в совместном финансировании расходов определяется наличием полномочий по предметам совместного ведения.

Совместное финансирование расходов предполагает распределение между органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по нормативно-правовому регулированию бюджетных расходов, по их финансированию, а также полномочий по организации производства общественных благ1.

Исполнение расходных  обязательств, нормативно-правовое регулирование которых проводятся вышестоящим органом государственной власти либо местного самоуправления, предусматривает необходимость возмещения дополнительных расходов. Из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ финансируются следующие виды расходов:

• государственная поддержка  приоритетных отраслей национальной экономики (в том числе сельского хозяйства, отдельных видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов);

• обеспечение правоохранительной деятельности;

• финансирование общего образования  по основным образовательным программам;

• обеспечение социальной защиты населения;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов;

• иные виды расходов, связанные  с реализацией полномочий органов  государственной власти по предметам  совместного ведения.

Сокращение состава расходов, совместно финансируемых за счет бюджетов разных уровней бюджетной  системы РФ, составляет одно из основных направлений реформы межбюджетных отношений.

Сокращение совместно финансируемых  расходов осуществляется на основе дальнейшего разграничения расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с критериями и принципами

Исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов: деятельность Президента РФ, федеральных органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; международная деятельность (реализация межгосударственных договоров); национальная оборона (содержание Вооруженных Сил РФ); утилизация и ликвидация вооружений; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (содержание учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность таможенных органов, содержание органов прокуратуры, деятельность органов пограничной службы, обеспечение органов государственной безопасности); фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; исследование и использование космического пространства; государственная поддержка атомной энергетики; конверсия оборонной, угольной промышленности; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; деятельность средств массовой информации Российской Федерации; обеспечение миграционной политики; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; обслуживание государственного долга РФ; пополнение государственных запасов и резервов; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; финансовая поддержка субъектов РФ (ст. 84 БК РФ)1.

Таким образом, основной объем расходов федерального бюджета приходится на финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ и отдельных муниципальных образований, а также на обеспечение национальной обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства

Исключительно из бюджетов субъектов  РФ финансируются следующие виды расходов: деятельность президентов республик в составе РФ и глав администраций субъектов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; содержание мировых судей и судов субъектов РФ; организация междугородного автомобильного пассажирского транспорта; содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; деятельность средств массовой информации субъектов РФ; обеспечение молодежной политики; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального масштаба; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований (ст. 86 БК РФ)1. Таким образом, приоритетное место в структуре расходов бюджетов субъектов РФ занимают расходы на финансовую поддержку муниципальных образований, а также государственную поддержку отдельных отраслей экономики региона.

Состав расходов местных бюджетов приближен к сферам деятельности, обеспечивающим удовлетворение потребностей граждан, связанных с их проживанием на территории данного муниципального образования. Таким образом, основные бюджетные ресурсы органов местного самоуправления (более чем на 50%) сосредоточены на финансировании жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и общего образования.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ может быть предусмотрено формирование резервных фондов. Резервные фонды представляют собой обособленную часть бюджетных средств, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти или органов местного самоуправления и предназначенных для финансирования непредвиденных расходов

Традиционно формирование резервных  фондов связывается с необходимостью финансирования расходов на проведение аварийно-спасательных, восстановительных и иных видов работ, вызванных чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями.

В федеральном бюджете формируются  резервный фонд Президента РФ, резервный фонд Правительства РФ, резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

 Ведомственная структура расходов предусматривает распределение бюджетных средств между органами исполнительной власти, в распоряжение которых они предоставляются2, с последующей группировкой расходов в зависимости от их функционального назначения.

Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Экономическая группировка расходов является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.

В рамках этой группировки выделяют:

•  текущие расходы бюджета — бюджетные средства, направляемые на обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функционирование бюджетных учреждений, государственную поддержку отраслей экономики, социальные выплаты населению, финансовую поддержку бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, обслуживание долговых обязательств и финансирование иных расходов, не включенных в состав капитальных;

•  капитальные расходы — бюджетные средства, направляемые на капитальные вложения в основные средства, создание государственных (муниципальных) запасов, приобретение земли, нематериальных и иных активов, а также безвозмездные платежи, передаваемые с целью приобретения их получателями аналогичных

активов;

• расходы, связанные с  предоставлением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также государственных кредитов, — бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и платной основе органам государственной власти (местного самоуправления) и субъектам хозяйствования, а также правительствам иностранных государств и их юридическим лицам.

Совершенствование форм расходов бюджета  является одним из основных направлений  современной бюджетной политики в Российской Федерации.

Бюджетный кредит является единственной формой расходов на содержание субъектов хозяйствования,

  1. основы организации бюджетного процесса

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением .

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и органов местного самоуправления. Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные акты федерального уровня

Конституция РФ определяет федеративное устройство РФ, общие основы разграничения  полномочий Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в области бюджетного процесса на разных уровнях.

Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации  бюджетного процесса на всех уровнях  бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, компетенцию участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную классификацию, установление форм бюджетной документации и отчетности, санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, — федерального бюджета.

Вопросы составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс включает следующие стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"