Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

финансы_билеты.docx

— 231.78 Кб (Скачать)

В целом в большинстве стран  обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:

• пенсионное страхование;

• страхование на случай безработицы;

•  страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);

• страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во многих государствах в формировании фондов социального страхования принимают участие в качестве страхователя не только работодатель, но и сами наемные работники. Участие работников в уплате страховых взносов рассматривается как реализация одного из принципов рыночной экономики — персональной ответственности каждого индивидуума за сохранение трудоспособности, правильность оценки востребованности будущей профессии.

Принципы социального  страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:

• устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц  на защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию  независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование  системы обязательного социального страхования;

• паритетность участия  представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

•  ответственность за целевое использование средств  обязательного социального страхования;

• обеспечение надзора  и общественного контроля;

• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Организационно-правовыми  формами социального страхования в Российской Федерации являются государственные социальные внебюджетные фонды

  1. Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска — утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся — длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г

Начало пенсионной реформы  принято относить к 1995 г., когда была разработана и принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации1 (первый этап реформы), предусматривающая формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат: базовой пенсии, и трудовой, или страховой, пенсии, размер которой определяется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка

Так, Программой пенсионной реформы в Российской Федерации2 (второй этап) предлагалось поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий, а также переход в рамках персонифицированного учета к условно-накопительному механизму, согласно которому исчисление трудовых пенсий должно производиться из суммы уплаченных страховых взносов.

В соответствии с принятыми  в 2001 г. законами в настоящее время  через Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:

• федеральные государственные  служащие;

• военнослужащие;

•  граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных  катастроф;

• участники Великой  Отечественной войны;

• нетрудоспособные граждане4.

Трудовые пенсии в Российской Федерации  состоят из следующих составных частей:

• базовой — фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;

• страховой — дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

• накопительной — части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая; размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Выплата пенсии по обязательному  пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты (табл. 15.2).

Доходы и расходы Пенсионного  фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные с:

1)  функционированием обязательного пенсионного страхования;

2) государственным пенсионным обеспечением;

3) дополнительным пенсионным обеспечением.

В настоящее время доходы Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  за счет следующих источников :

отчислений от единого  социального налога;

отчислений от единого  налога по специальным режимам налогообложения;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

страховых взносов по дополнительному  тарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

Основные группы доходов Пенсионного  фонда Российской Федерации и  направления их использования

доходов от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

средств федерального бюджета;

добровольных взносов  физических лиц и организаций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

сумм пеней и иных финансовых санкций; других источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

В настоящее время страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в систему федеральных налогов и сборов, которые регулируются Налоговым кодексом РФ.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.

Бюджетные средства. За счет средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ, производятся финансирование выплаты государственных пенсий и пособий федеральным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей; участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и некоторые другие виды расходов.

Расходы Пенсионного фонда  Российской Федерации можно разделить на следующие группы

• по обязательному пенсионному  страхованию;

• по государственному пенсионному  обеспечению;

• на дополнительное пенсионное обеспечение;

• на финансовое и материально-техническое  обеспечение деятельности фонда;

• прочие расходы.

Расходы по дополнительному  пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Расходы по пенсионному  обеспечению безработных граждан  осуществляется за счет бюджетных средств, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ и передаваемых им Пенсионному фонду Российской Федерации.

Расходы на финансовое и  материально-техническое обеспечение  деятельности фонда включают в себя расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы.

Управление Пенсионным фондом Российской Федерации. Для оперативного управления средствами Пенсионного фонды РФ создана организация с одноименным названием — Пенсионный фонд РФ, с трехуровневой структурой управления, отражающая особенности России как федеративного государства: на федеральном уровне — центральный аппарат, представленный Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией;

на региональном уровне — региональные отделения, созданные в каждом из 89 субъектов Российской Федерации;

на местном уровне —  районные управления и отделы Пенсионного фонда РФ, которые выполняют его функции в районах и городах и являются представителями региональных отделений Пенсионного фонда РФ.

Региональные отделения  Пенсионного фонда РФ, а также  управления и отделы пенсионного страхования в районах и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. При этом региональные отделения в своей деятельности подчиняются исполнительной дирекции, руководствуясь решениями Правления Фонда; управления и отделы — региональному отделению.

Кроме того, органы Пенсионного  фонда Российской Федерации и его структурные подразделения работают в тесном взаимодействии со следующими структурами:

•  региональными органами социальной защиты населения, осуществляющими  непосредственное назначение и выплату  пенсий получателям;

•  Центральным банком РФ, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд РФ осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;

• региональными отделениями  Сбербанка РФ;

•  федеральной службой  почтовой связи, через отделения  которой осуществляются выплаты пенсии.

В настоящее время региональные отделения Пенсионного фонда  РФ делятся на два вида:

• отделения в регионах, в которых органы социальной защиты осуществляют функции по назначению и выплате пенсий (традиционная схема);

•  отделения в рамках Единой пенсионной службы (ЕПС), в которых  органы Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно производят расчет и выплату пенсий.

  1. Фонд социального страхования РФ

Фонд социального страхования  Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся частью социального страхования, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.

История создания Фонда  социального страхования Российской Федерации, как и история Пенсионного фонда Российской Федерации, берет свое начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального страхования СССР, являвшегося составной частью Государственного бюджета СССР, были выделены Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В настоящее время через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основными правовыми актами, регулирующими формирование доходной части Фонда социального страхования Российской Федерации являются Налоговый кодекс Российской Федерации , а также ежегодно принимаемый федеральный закон о тарифах страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"