Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:54, курс лекций
Работа содержит лекции по 14 темам по дисциплине "Рынок ценных бумаг".
Лекция № 8. Регулирование рынка ценных бумаг.
Вопросы:
1. Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг
2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг
3. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации
4. Саморегулируемые организации фондового рынка
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.
Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.
Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
Ø государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
Ø регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.
Ø общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:
Ø поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
Ø защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
Ø обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
Ø создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
Ø в определенных случаях - создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
Ø воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);
Ø защита общественных интересов на рынке.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
1. создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
2. отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
3. контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
4. систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Принципы
регулирования российского
Основными принципами являются:
1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным. Во втором - отношения, связанные с заключением и исполнением сделки, между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.
2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых эмиссионных, т.е. тех, которые выпускаются в массовом порядке, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Операции именно с такими бумагами нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно этими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.
3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.
4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через непринятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами: в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.
5. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчеством и реализацией законов не должно заниматься одно и то же лицо.
6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.
7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Вместе с тем нельзя не учитывать и все возрастающую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля" - необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Вместе с тем не следует делать из этого опыта догмы -повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.
8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
· эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
· регулятора - при написании законов и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
Ø государственные и иные нормативные акты;
Ø государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
Ø установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
Ø регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
Ø лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
Ø обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
Ø поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
Ø систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
Ø денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
Ø государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
Ø государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время сложилась следующая.
Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума Российской Федерации издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.
Президент Российской Федерации издает указы, особенно в тех случаях, когда принятие необходимых законов по каким-либо причинам задерживается.
Правительство Российской Федерации выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
Ø Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) – упразднена 9 марта 2004 года;
Ø Федеральная служба по финансовым рынкам – действует с 9 марта 2004 года.
Ø Министерство финансов Российской Федерации;
Ø Центральный банк Российской Федерации;
Ø Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - коллегиальный орган в составе Правительства Российской Федерации - имеет большие полномочия в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. (Подробнее смотри: Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. ¹ 39-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, раздел 5, гл.12).
Она приняла на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг. Упразднена 9 марта 2004 года.