Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании эффективности финансовой деятельности предприятия. Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия «финансовая деятельность предприятия», ее содержание, методику и особенности осуществления.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия.
3. Провести анализ финансовой деятельности конкретного предприятия – ООО «Олива».
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 Финансовая деятельность предприятия: понятие, содержание и особенности осуществления
1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия
1.3 Нормативно-правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ предприятия ООО «Олива».
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ ликвидности финансовой устойчивости. составление аналитического баланса и отчета о прибылях и убытках
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости
2.4 Анализ оборачиваемости и рентабельности
2.5 основные направления совершенствования финансовой деятельности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗованных ИСТОЧНИКОВ
Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носит многоуровневый характер, определяемый полномочиями отдельных государственных органов, приоритетом принимаемых ими нормативных актов [15, С. 27]. Отдельные нормативные требования по регламентации различных аспектов финансовой деятельности предприятий устанавливаются законами страны, указами президента, постановлениями правительства, приказами и инструктивными письмами отдельных министерств и ведомств, на которые возложено государственное регулирование в этой сфере. Современное финансовое право, регулирующее соответствующую деятельность предприятий, насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов, хотя, по мнению специалистов, ими не охвачены еще многие аспекты этой деятельности. Эти акты носят иногда взаимоисключающий характер, подвержены частой корректировке принципиальных положений и норм, но, тем не менее, в целом они создают достаточно обширную основу государственного регламентирования различных аспектов финансовой деятельности предприятий.
1. Регулирование финансовых аспектов создания предприятиями различных организационно-правовых форм. Так действующее законодательство регламентирует минимальный размер уставного фонда предприятий, создаваемых в формах общества с ограниченной ответственностью 1 акционерного общества. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок проведения; эмиссии акций, объем приобретения пакета акций учредителями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период предусмотренного срока открытой подписки и некоторые другие финансовые аспекты их учреждения [3, С. 75].
2. Регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия. Это регулирование определяет порядок организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета; содержание Плана счетов и порядка его применения; содержание бухгалтерского отчетного баланса и стандарты финансовой отчетности предприятия; рекомендации по организации и ведению учета отдельных видов активов, финансовых обязательств и других финансовых операций. Перечисленные формы регулирования в основном отражают существующий опыт организации финансового учета в странах с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом национальные традиции его ведения. Формируемая в процессе финансового учета и отчетности информационная база позволяет получить достаточно полную и достоверную информацию о финансовой деятельности и финансовом состоянии предприятия, как для внутренних, так и для внешних пользователей (руководителей и финансовых менеджеров предприятия, акционеров и других собственников, потенциальных инвесторов, кредиторов, контролирующих органов и др.).
3. Налоговое регулирование. Оно, безусловно, составляет основу государственного регулирования не только финансовой, но и всей хозяйственной деятельности предприятий в рыночной экономике. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются, утверждаются в законодательном порядке. Система налогообложения дифференцируется по отдельным уровням, а также по источникам уплаты налогов (последняя дифференциация налогов особенно важна для управления финансовой деятельностью предприятия). Так, по источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи делятся на три группы. Учитывая, что эта группа налоговых платежей играет определяющую роль в механизме финансового управления предприятием, рассмотрим ее более подробно.
а) налоги и сборы, включаемые в цену продукции; главное место здесь занимают:
- налог на добавленную стоимость. Он является частью вновь созданной предприятием стоимости продукции в процессе ее реализации покупателям. Базой его исчисления является объем реализации продукции предприятия (за отдельным изъятием предусмотренных сумм);
- акцизный сбор. Он является непрямым налогом на высокорентабельные и монопольные товары, который включается в состав их цены. Промышленные предприятия уплачивают этот налог при производстве подакцизных товаров, а торговые предприятия - при их импорте. Перечень товаров, на которые устанавливается акцизный сбор, и его ставки подлежат законодательному утверждению;
- таможенные пошлины. Товары, ввозимые на территорию страны и реализуемые в ней, подлежат обложению по единым таможенным тарифам, дифференцированным по видам товаров, группам стран и т.п. Эти ставки являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
б) налоги, сборы и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции; основное место занимают следующие их виды:
- отчисления на обязательное социальное страхование;
- отчисления на обязательное пенсионное страхование;
- отчисления на обязательное медицинское страхование;
- отчисления для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;
- отчисления в фонд содействия занятости населения.
Так как эти налоги и сборы в составе себестоимости входят в цену продукции, они также возмещаются предприятию в процессе ее реализации.
в) налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые за счет прибыли предприятия, где главное место принадлежит налогу на прибыль.
Ряд более мелких налоговых платежей не оказывают столь весомого влияния на разницу между балансовой и чистой прибылью предприятия.
Система налогового регулирования существенным образом влияет на уровень доходности и риска отдельных направлений финансовой деятельности предприятия и осуществляемых им финансовых операций [6, С. 73-75].
4. Регулирование порядка и форм амортизации основных средств и нематериальных активов. Так как амортизационные отчисления являются одним из важнейших внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, это регулирование существенным образом влияет на состав этих ресурсов и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования. Основу такого регулирования составляют утвержденные формы амортизации различных видов внеоборотных активов и ее нормы. Амортизация основных средств разрешена в настоящее время в двух основных формах - прямолинейной и ускоренной (последняя может быть применена лишь по активной части основных средств - машинам и оборудованию, используемым в операционном процессе) с жестким регламентированием норм списания по каждой из них. Что касается нематериальных активов, то нормы их списания предприятия устанавливают самостоятельно в пределах до 10 лет.
5. Регулирование кредитных операций. В процессе кредитных отношений с партнерами предприятие может выступать как в роли кредитора (при предоставлении коммерческого или потребительского кредита покупателям своей продукции), так и в роли заемщика (при привлечении финансового или товарного кредита). Действующие нормативно-правовые акты регулируют общий порядок осуществления этих операций, формы и виды кредитов, порядок их обеспечения, ответственность сторон и т.п.
6. Регулирование денежного обращения и форм расчетов. Так как денежный оборот каждого предприятия интегрирован с механизмом денежного обращения страны в целом, его регулирование осуществляется по многим параметрам. Предметом этого регулирования являются формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные), порядок хранения свободного остатка денежных средств предприятия, лимитирование сумм наличных денег в его кассе, порядок оприходования поступивших денежных средств и т.п. За несоблюдение установленного правовыми нормами порядка ведения денежных и расчетных операций установлены меры не только финансовой, но даже административной и уголовной ответственности, которые на современном этапе значительно ужесточены в связи с низким уровнем платежной дисциплины в стране.
7. Валютное регулирование. Система валютного законодательства определяет порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешнеэкономической деятельности предприятий, на счета в уполномоченных банках страны; условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в зарубежных банках; разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала и т.п. За нарушение валютного законодательства к предприятиям и их руководителям применяется широкий диапазон мер финансового, административного и уголовного воздействия.
8. Регулирование инвестиционных операций. Это регулирование является одним из наиболее обширных и состоит в настоящее время более чем из 200 нормативно-правовых актов. Оно включает формы инвестиций предприятий и используемые ими инвестиционные инструменты, порядок подготовки и экспертизы инвестиционных проектов, формы иностранного инвестирования и его защиты, условия осуществления предприятиями инвестиций за рубежом, принципы использования современных форм финансирования инвестиций и т.п.
9. Регулирование рынка ценных бумаг. Выступая эмитентом ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.), а также их покупателем в процессе осуществления финансовых инвестиций предприятия являются активными участниками фондового рынка. Государственное регулирование рынка ценных бумаг определяет основные и производные их виды, правила их эмиссии и обращения, обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра и т.п. В процессе этого регулирования соответствующие государственные органы осуществляют разработку основных направлений развития фондового рынка, утверждают стандарты эмитируемых предприятиями отдельных видов ценных бумаг и проспекты их эмиссии, предусматривают меры по защите интересов предприятий - инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов и финансовых посредников.
10. Регулирование операций страхования на финансовом рынке. Характер этого регулирования определяет систему основных требований, предъявляемых к страховщикам финансовых рисков предприятий, формы и условия обязательного страхования их активов (имущества), обязательные требования к осуществлению этих операций, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения сумм ущерба в результате наступления страхового случая и т.п.
11. Регулирование порядка и форм санации предприятий. При диагностировании угрозы банкротства, действующие правовые нормы предусматривают условия осуществления санации предприятия, как по его инициативе, так и по желанию сторонних хозяйствующих субъектов; основные формы осуществления этой санации; порядок оценки ее результатов и др.
12. Регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий. Законодательные и другие нормативные акты определяют понятие банкротства предприятия, порядок возбуждения ходатайства о признании предприятия банкротом и его рассмотрения арбитражным судом, условия и порядок объявления предприятия банкротом, а также финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве. Характеризуя базу финансовых правоотношений в целом, следует отметить, что она далеко не завершена и требует дальнейшего развития. Процесс ее развития, совершенствования определяется необходимостью восполнения ряда пробелов по отдельным аспектам регулирования финансовой деятельности предприятий, дальнейшим развитием и углублением рыночных реформ в стране, задачами ее интеграции с мировой системой финансовых правоотношений [3, С. 79-82].
ООО «Олива» является экономически и хозяйственно самостоятельным субъектом малого предпринимательства. Предприниматель – это главное действующее лицо рынка и стержень любой экономической системы, построенной на конкурентных началах. Фактически он содержит государство, уплачивая ему основную массу налогов. Поэтому и само государство должно его защищать, создавая все условия для того, чтобы его граждане без помех могли заниматься частным предпринимательством с пользой для себя и для общества.
Согласно гражданскому законодательству России (ст.2 ГК РФ), предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. К другим признакам предпринимательской деятельности относятся: осуществление ее гражданином от своего имени и под свою имущественную ответственность.
Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:
большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных образцов новой техники, изобретений;
более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;
повышенная скорость оборота капитала.
Эти преимущества позволяют малому бизнесу успешно решать ряд производственно-хозяйственных задач:
ускорять заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
ускорять внедрение несложных научно-технических достижений;
полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
налаживать выпуск продукции малыми сериями [4, С. 21-22].
Практически во всех странах, в том числе развивающихся и индустриально развитых, малому предпринимательству устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка. Это связано с тем, что удельные издержки производства и обращения у небольших фирм, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, которые устанавливают полный контроль над рынком, ценами, качеством отдельных товаров в ущерб потребителям. Поэтому малым фирмам в большинстве стран обычно предоставляются льготы по налогообложению и кредитам, а также привилегии в получении информации [14, С.62].
Информация о работе Эффективность финансовой деятельности организации и основные методы ее повышения