Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании эффективности финансовой деятельности предприятия. Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия «финансовая деятельность предприятия», ее содержание, методику и особенности осуществления.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия.
3. Провести анализ финансовой деятельности конкретного предприятия – ООО «Олива».
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 Финансовая деятельность предприятия: понятие, содержание и особенности осуществления
1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия
1.3 Нормативно-правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ предприятия ООО «Олива».
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ ликвидности финансовой устойчивости. составление аналитического баланса и отчета о прибылях и убытках
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости
2.4 Анализ оборачиваемости и рентабельности
2.5 основные направления совершенствования финансовой деятельности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗованных ИСТОЧНИКОВ
Специфика деятельности предприятия и рынок, на котором оно работает, конечно, диктует свои условия, однако всегда следует помнить одно из основных правил финансового менеджмента: за счет собственных средств должны финансироваться как внеоборотные активы, так и часть оборотного капитала [11, С.49]. В идеале соотношение статей баланса должно быть такое: третий раздел баланса должен быть больше или, в крайнем случае, равен первому. Для соблюдения этого условия предприятием может быть использован коэффициент обеспеченности внеоборотных активов собственными средствами.
Под собственными средствами понимается третий раздел баланса [6, С. 49].
Для финансово устойчивого предприятия коэффициент обеспеченности внеоборотных активов должен быть больше 1.
Цель анализа оборачиваемости – оценить способность предприятия в течение определенного времени совершать оборот различных средств в ходе всего хозяйственного цикла. То есть определить скорость оборота каждого звена цепочки «деньги-товар-деньги». Деньги на предприятии в процессе хозяйственной деятельности проходят последовательно этапы: авансы поставщикам, запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные, дебиторскую задолженность и затем – новые деньги. Чем длиннее этот цикл, тем больше период времени деньги «связаны» в каком-либо из этих циклов, тем больше потребность предприятия в дополнительном финансировании производственного процесса.
Кроме собственных средств, источниками финансирования, возникающими в результате ведения производственной деятельности, являются: текущая задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность), текущая задолженность перед бюджетом, персоналом, а так же авансовые платежи покупателей. Каждый из этих источников имеет свой период, в течение которого он должен быть погашен: кредиторская задолженность определена условиями договора, перед бюджетом – согласно установленной законодательством периода уплаты налогов и взносов, по заработной плате – согласно установленной на предприятии выплатой заработной платы, авансы покупателей – также, согласно договорных отношений. Период, в течение которого все эти обязательства должны быть оплачены, предопределяет допустимый срок оборачиваемость активов.
Оборачиваемость каждого звена финансово-производственной цепочки «деньги-товар-деньги» определяется либо коэффициентом оборачиваемости, либо периодом оборота.
Коэффициенты оборачиваемости и периоды оборота, в настоящее время не позволяют на практике в полной мере охарактеризовать эту сторону предприятия, не прибегая к углубленному анализу. Это связано с тем, что для расчета каждого звена цепочки «деньги-товар-деньги», необходимо из каждой ее составляющей вычесть неработающую, а именно, из общей величины дебиторской задолженности вычесть «безнадежную», а из общей величины запасов «неликвидную» и т.д. То есть необходимо проводить более углубленный анализ. Поэтому оценку условий оборачиваемости можно представить как соотношение авансов покупателей и дебиторской задолженности с одной стороны и авансов поставщикам и кредиторской задолженности с другой стороны. В зависимости от того, какая часть этого соотношения больше – можно сделать вывод об успешности функционирования средств в обороте [5, С. 164-168].
Интересным для анализа может быть сравнение вышеуказанного соотношения по частям:
- авансов покупателей и авансов поставщикам. Тенденция соотношения авансов покупателей и авансов поставщикам может характеризовать устойчивость или неустойчивость предприятия на рынке;
- дебиторской задолженности и кредиторской задолженности. Вся цепочка хозяйственной деятельности от сырья и материалов до отгруженной продукции в конечном итоге превращается в дебиторскую задолженность. Умение предприятия через свою дебиторскую задолженность погашать кредиторскую, и при этом получать прибыль, говорит об умении оборачивать капитал.
Искусство анализа оборачиваемости капитала позволяет задолго предвидеть кризисные ситуации, так как от этого параметра зависит постоянное наличие «живых» денег у предприятия. Изменение тенденции этих показателей на фоне других также позволяет руководителю «увидеть» умом то, что нельзя увидеть глазами [25, С. 72].
Исходя из вышеприведенного анализа, можно дать общую характеристику деятельности предприятия.
Все вышеперечисленные характеристики, так или иначе, связаны лишь с двумя параметрами – актив и кредиторская задолженность.
Под активом подразумевается не просто статьи, входящие в раздел «Активы» баланса (в «Запасах» могут быть неликвиды, в «Дебиторской задолженности» — безнадежная, в «Готовой продукции» — продукция, которую никогда не купят и т.д.). А именно средства, способные создавать денежный поток (под денежным потоком понимается не только движение денежных средств, но и зачеты, бартеры, сами активы и других финансовые инструменты, выраженные в денежном эквиваленте).
Под кредиторской задолженностью, в данном случае, понимаются все обязательства предприятия.
Умение организации управлять соотношением актив / кредиторская задолженность приводит к улучшению всех финансовых характеристик, о которых говорилось выше [17, С. 49].
Для предприятия наилучшим соотношением является, когда актив увеличивается, а кредиторская задолженность уменьшается. Такой случай является идеальным, но бывает не всегда. Предприятие может оставаться устойчивым, если актив увеличивается и при этом его скорость роста больше, чем скорость роста кредиторской задолженности. Для устойчивой работы предприятия возможен также вариант, когда актив уменьшается, но при этом скорость его уменьшения меньше, чем скорость уменьшения кредиторской задолженности.
Наихудший вариант – актив уменьшается, а кредиторская задолженность увеличивается. Если это выражено тенденцией — значит, у руководства не хватает рычагов управления по эффективному воздействию на эти два параметра – актив и кредиторская задолженность. Как правило, такое явление не возникает вдруг. Обычно это происходит, когда руководство либо не уделяет достаточного внимания финансовому анализу, так как не понимает его важности, либо просто не обладает, в достаточной мере, финансовыми знаниями и поэтому обращает внимание на другие показатели. Именно анализ тенденции ряда показателей позволяет заблаговременно определить будущее предприятия.
Интересным представляется проведение анализа финансовых коэффициентов на фоне отчета о прибылях и убытках.
Общий анализ отчета о прибылях и убытках показывает, например, что динамика выручки и общих затрат не имеет строго определенной тенденции и меняются в разные периоды по-разному. В какие-то периоды наблюдается рост, а в другие падение. Однако отрицательная тенденция финансовых характеристик за этот же период может продолжаться. Это говорит о том, что руководство предприятие не может перевести успешную деятельность производственной и сбытовой служб в укрепление финансовых характеристик.
Изменение показателей баланса предприятия именно на фоне отчета о прибылях и убытках, в течение определенного времени, дает наиболее яркую картину о дальнейших перспективах организации и умении ее руководства выполнять свои функциональные обязанности.
Анализ отчета о движении денежных средств отражает инвестиционную политику и текущую деятельность предприятия. Денежный поток, составляющий доход, лучше всего показывает, что же все-таки является активом, а что просто числится в разделе «Актив» баланса. Денежный поток, составляющий расходы предприятия, лучше всего проанализировать по трем составляющим:
- тот, который увеличивает актив;
- тот, который уменьшает кредиторскую задолженность;
- не влияющий ни на актив, ни на кредиторскую задолженность [17, С. 54-56].
Предприятия, испытывающие финансовые трудности, чаще всего просто «проедают» актив. Именно анализ отчета о движении денежных средств дает яркую картину о способности руководства управлять денежными потоками.
Как это не странно звучит, но наиболее грубые ошибки руководство допускает, когда «живых» денег становится много. Именно в такие периоды принимаются решения, которые в дальнейшем могут привести к гибели предприятия. Самая распространенная ошибка здесь – отсутствие долгосрочного плана и проработанного плана на текущий год. Отсутствие инвестиционных планов губит предприятия чаще, чем отсутствие денег. Пренебрежением в составлении таких документов руководство ставит себя в зависимость от влияния рынка, вместо того, чтобы использовать изменения его в свою пользу. Таких планов должно быть, как минимум три. Первый рассчитан на неблагоприятную ситуацию, второй — оптимальный вариант, а третий — на реализацию самых заветных целей. Причем первый план должен быть составной частью второго, а второй - составной частью третьего. Это обязательное условие жизнеспособности таких планов [14, С. 29-30].
Неэффективное управление активами и кредиторской задолженностью происходит, как правило, по одной из двух причин:
- не найдена причина;
- нет эффективного рычага управления.
Если руководство предприятия в течение нескольких периодов, прилагая усилия, все же не может добиться нужной тенденции, значит, причина неэффективного управления находится не там, куда приложены усилия. К сожалению, зарегулированность бухгалтерского учета в России на современном этапе и ориентация его на налоговый учет, не позволяет проводить объективный и углубленный анализ текущей деятельности по укреплению финансового состояния предприятия. Поэтому для крупных и растущих предприятий нужен дополнительный «механизм», который бы мог одновременно анализировать, помогал управлять и планировал будущее финансовое состояние.
На современном этапе лучше всего себя зарекомендовал механизм управленческого учета.
Отличительной особенностью управленческого учета от других подразделений (маркетинг, снабжение, производство, сбыт, бухгалтерия, плановый отдел) является то, что он:
- пользуется другими показателями (постоянные и переменные затраты, денежный поток, финансовая устойчивость, ликвидность, оборачиваемость, точка безубыточности, производственный и финансовый леверидж и др.).
- охватывает деятельность предприятия в комплексе;
- ведется ежедневно, чтобы держать под контролем «точку безубыточности»;
- эффективность управления достигается через воздействия одного параметра на несколько других. Если предприятие умеет управлять соотношением «Актив / Кредиторская задолженность», то и остальные коэффициенты улучшаются;
- направлен на улучшение финансовых показателей предприятия в целом;
- предназначен, прежде всего, для того, чтобы помочь руководству предприятия в принятии конкретных управленческих решений. Другими словами он показывает, как завтра будет выглядеть баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств, при принятии руководством того или иного решения сегодня.
Наибольшее сходство управленческий учет имеет с бухгалтерским учетом, однако, законодательная «зарегулированность» последнего, не позволяет использовать его в качестве оперативного управления.
Управленческий учет, кроме всего вышесказанного, на предприятии выполняет функцию постоянно действующей ревизии, так как постоянно контролирует все хозяйственные операции.
Введение управленческого учета не требует ни технических изменений, ни ощутимых финансовых вложений, в основном это организационное мероприятие, направленное на то, что бухгалтерский учет дополняется новыми показателями и методикой учета. Здесь наиболее важным является умение согласовать взаимодействие бухгалтерии и службы управленческого учета, так как только их взаимодействие дает необходимый эффект. Для предприятий, где руководство является единой командой, организация такого взаимодействия не является проблемой.
Чтобы провести анализ текущих снабженческой, производственной и сбытовой деятельности всесторонне необходимо провести разделение затрат на «переменные» и «постоянные». С помощью этих составляющих можно просчитать такие показатели как: ценовой коэффициент, точка безубыточности и удаление отточки безубыточности, прибыльность различных видов затрат, маржинальную прибыль, производственный леверидж и др. – обязательные характеристики по эффективному управлению финансовым состоянием предприятия. С точки зрения управления необходимо взять под контроль:
а) постоянные и переменные затраты;
б) точку безубыточности;
в) темп роста (падения) актива и кредиторской задолженности.
Одной из важных особенностей управленческого учета является умение составлять планы на дальнейшее развитие предприятия с учетом изменение рынка. Когда службы управленческого учета накапливает достаточную информационную базу по своему рынку, то такие события как «черный» вторник 1994 г., август 1998 г., рост евро в 2002 г., экономический кризис 2008 г. не станут неожиданными [20, С. 59-60].
Таким образом, финансовый анализ должен стать повседневной деятельностью руководства предприятия.
Для того чтобы предприятию улучшить свое финансовое положение, ему дополнительно к бухгалтерскому учету следует перейти на управленческий учет, чтобы более точно определять эффективность различных звеньев и знать рычаги воздействия на каждый из них в своей текущей деятельности.
Введение управленческого учета на предприятии способно улучшить его финансовое состояние на порядок в течение года.
Финансовое состояние, в свою очередь, являясь комплексным понятием, зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. Поэтому при анализе финансового состояния используются специфические методы. Они отличаются большим разнообразием, но обладают следующими общими чертами: а) оценка деятельности предприятия с позиции роста эффективности производства; б) определение влияния отдельных факторов на конечные результаты деятельности предприятия. В ходе проведения финансового анализа дается оценка реального финансового положения предприятия, выявляются возможные резервы его улучшения, разрабатываются мероприятия по использованию этих резервов. Все это еще раз указывает на то, что финансовый анализ на предприятии должен носить не эпизодический, а систематический характер.
Информация о работе Эффективность финансовой деятельности организации и основные методы ее повышения