Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании эффективности финансовой деятельности предприятия. Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия «финансовая деятельность предприятия», ее содержание, методику и особенности осуществления.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия.
3. Провести анализ финансовой деятельности конкретного предприятия – ООО «Олива».
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 Финансовая деятельность предприятия: понятие, содержание и особенности осуществления
1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия
1.3 Нормативно-правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ предприятия ООО «Олива».
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ ликвидности финансовой устойчивости. составление аналитического баланса и отчета о прибылях и убытках
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости
2.4 Анализ оборачиваемости и рентабельности
2.5 основные направления совершенствования финансовой деятельности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗованных ИСТОЧНИКОВ
В России трудности развития малого предпринимательства определяются рядом причин. Это, прежде всего, отсутствие необходимой сети дорог и связи. При отсутствии дорог предприниматели малых населенных пунктов испытывают большие затруднения в сбыте продукции и обеспечении производства необходимыми материальными ресурсами. Помимо того, крайне обостряется проблема комплектования предприятий рабочей силой, ресурсы которой ограничиваются чрезмерно малым географическим районом. Аналогичная ситуация сложилась и с электрической связью. Ее недостатки создают информационную «глухоту» у фирм, отрывают их от рынка.
Крайне неблагоприятные природно-климатические условия России не позволяют ей решать проблему транспорта и связи подобно индустриальным странам Запада. В частности, затраты по различным зонам на строительство и содержание грунтовых дорог в России в 3-15 раз выше, чем в странах Западной Европы. Огромные затраты требуются на строительство утепленных помещений и их отопление. Отвлечение крупных ресурсов на решение проблем строительства, транспорта и связи не допускает копирования практики других стран в этой области для России. Здесь требуются новые решения. Малые предприятия, очевидно, должны объединяться в соответствующие территориальные ассоциации и решать свои проблемы совместно с органами власти.
К причинам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, следует отнести слабость государственного и общественного контроля над деятельностью малого бизнеса. По данным Рострудинспекции, на проверенных малых предприятиях, которых в 2000 году насчитывалось более 840 тыс., работники фактически были бесправны. Рабочий день длился 12 часов и более. Под страхом потерять работу персонал боялся требовать исполнения законов об охране труда. На большинстве малых предприятиях, где нарушались права работающих, не соблюдалась техника безопасности. Персонал этих предприятий был вынужден искать работу в другом месте, что создало перспективу оттока рабочей силы.
Для этого в России был принят ряд мер содействия малому предпринимательству. В его поддержку стали выделять субсидии, была упрощена государственная регистрация малых предприятий, для них установлены налоговые льготы. Предоставлены льготы банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, создаются региональные системы поддержки малого бизнеса.
Налоговые льготы дифференцируются в зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет выделения из структурных единиц, действующих крупных и средних предприятий).
В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны ближнего зарубежья. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых – прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий [4, С. 25; 8, С. 60-63; 14, С. 30; 15, С. 104-106].
Основные направления деятельности ООО «Олива»:
1. Реализация в розницу продуктов питания.
2. Сдача в аренду торговых площадей другим предпринимателям.
3. Проведение акций, предоставляемых фирмами.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля – это реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Одной из главных целей ООО «Олива» является обеспечение оптимальной рентабельности. Постоянно ведется работа по обеспечению устойчивого положения магазина (усиление конкурентоспособности за счет качества товара и снижения цен) и увеличению ассортимента продукции.
Бухгалтерский учет на розничном торговом предприятии должен обеспечить:
- контроль за выполнением плана розничного товарооборота, подготовку информации, необходимой для управления всеми службами предприятия;
- проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарно-тарных операций, своевременное и полное их отражение в учете;
- организацию материальной ответственности за товары и тару;
- контроль за правильностью списания товарных потерь;
- контроль за соблюдением правил проведения инвентаризаций, своевременное выявление и отражение в учете их результатов.
Основные задачи учета поступления товаров и выполнением договоров поставок:
- контроль за выполнением плана поступления товаров в целом, а также по источникам поступления;
- контроль выполнения договорных обязательств поставщиками по количеству (объему), ассортименту, качеству, срокам поставок товаров;
- контроль за правильным определением количества, качества, цен, стоимости товаров, поступивших в магазин, за своевременным и качественным оформлением документов на поступившие товары. От этого зависит обоснование и своевременное предъявление претензий поставщику или транспортным организациям за недопоставку товаров, за понижение их качества по сравнению с указанным в документах поставщика;
- контроль за своевременным и полным оприходованием поступивших товаров материально- ответственными лицами, что является важным условием обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей;
- контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с поставщиками за поступившие и оприходованные товары.
Предприниматель сама контролирует ведение бухгалтерской учета магазина (ведение книги доходов и расходов, учета основных средств, кассовых, банковских и иных операций – поскольку предприятие работает по упрощенной системе и бухучет не ведет), непосредственно руководит деятельностью бухгалтера и управляющего торговым залом. Управляющий торговым залом руководит работой продавцов, делает заявки для закупа товара.
На основе книги доходов и расходов, данных внутреннего учета ООО «Олива» построим аналитический баланс фирмы и аналитический отчет о прибылях и убытках (приложение 1). При этом под выручкой будем понимать доходы предпринимателя, разделив их на два направления: торговля и аренда. Под себестоимостью будем считать затраты на товары, амортизацию торговых площадей и оборудования, зарплату работников. Под коммерческими затратами будем считать затраты на организацию продажи товаров и аренды (реклама, упаковка, оформление и т.д.). Под управленческими затратами понимаем зарплату руководства, амортизацию офиса и офисного оборудования, затраты на канцтовары и расходные материалы для оргтехники и т.д. Операционные и внереализационные доходы и расходы будем понимать так же, как и в учете обычной организации по обычной системе учета.
Из приведенной в приложении 1 таблицы сразу видно, что большую часть в активах предприятия занимают внеоборотные активы – основные средства. Второе место занимают запасы, а именно товарные запасы магазина. Для наглядности представим структурную диаграмму состава имущества фирмы и покажем изменение структуры в динамике (рисунки 1, 2).
Рисунок 1 – Изменение величины и структуры имущества, руб.
Как видно из диаграммы, величина капитала снижается, что связано с амортизацией помещений без проведения их реконструкции.
Рисунок 2 – Структура активов на конец 2009 года, %
Пассивы фирмы большей частью составлены из собственного капитала предпринимателя, хотя в немалой доле привлечены кредиты, как долгосрочные, так и краткосрочные (с 2007 по 2009 гг. их размер уменьшается, что связано с погашением кредитов).
Рисунок 3 – Изменение величины капитала фирмы, руб.
Как видно из диаграммы (рисунок 3), величина пассивов также снижается за счет погашения кредитов. На конец 2009 года структура пассивов была следующей (рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура пассивов на конец 2009 года, %
Можно провести краткий анализ темпов роста активов и пассивов фирмы по основным группам (таблица 2).
Таблица 2 – Темпы роста по основным группам активов и пассивов, руб.
Показатель | 2008/2007 | 2009/2008 | 2009/2007 |
Внеоборотные активы | 0,950936 | 0,909819 | 0,865180 |
Оборотные активы | 1,012761 | 1,096522 | 1,110515 |
Запасы | 1,026667 | 1,054657 | 1,082781 |
Дебиторская задолженность | 0,713747 | 1,389728 | 0,991914 |
Денежные средства | 1,208678 | 1,729060 | 2,089876 |
ИТОГО АКТИВ | 0,959278 | 0,936416 | 0,898284 |
Собственный капитал | 1,048136 | 1,038890 | 1,088897 |
Долгосрочные пассивы | 0,486363 | 0,305257 | 0,148466 |
Краткосрочные пассивы | 1,180155 | 0,485780 | 0,573295 |
Кредиты и займы | 1,182075 | 0,320830 | 0,379245 |
Кредиторская задолженность | 1,173383 | 1,071834 | 1,257671 |
ИТОГО ПАССИВ | 0,959278 | 0,936416 | 0,898284 |
Таким образом, из приведенной таблицы видно, что внеоборотные активы фирмы из года в год уменьшаются (в связи с амортизацией и непроведением реконструкции), оборотные активы, напротив, растут, хотя рост запасов не такой существенный.
Собственный капитал предприятия также увеличивается, все это происходит благодаря рефинансированию чистого дохода. Долгосрочные пассивы, напротив, достаточно быстрыми темпами снижаются, снизившись за 2 года на 61,3%. Краткосрочные кредиты и займы снижаются почти на 48,2% , поскольку получаемый доход позволяет их сократить. Кредиторская задолженность за эти 2 года увеличивается на 8,4% - это связано с ростом закупа по коммерческому кредиту, расширением бизнеса, некоторым ростом авансов от арендаторов.
Далее рассмотрим аналитический отчет о прибылях и убытках (таблица 3). Видно, что предприниматель работает с прибылью, которая несколько снижается в 2008 году и растет в 2009 году.
Таблица 3 – Аналитический отчет о прибылях и убытках, руб.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Выручка от реализации | 1 626 530 | 1 708 000 | 2 006 380 |
- торговля | 1 540 320 | 1 608 200 | 1 863 310 |
- аренда | 86 210 | 99 800 | 143 070 |
Себестоимость | 1 017 240 | 1 096 850 | 1 310 900 |
- торговля | 1 008 260 | 1 085 850 | 1 290 900 |
- аренда | 8 980 | 11 000 | 20 000 |
Маржинальная прибыль | 609 290 | 611 150 | 695 480 |
- торговля | 532 060 | 522 350 | 572 410 |
- аренда | 77 230 | 88 800 | 123 070 |
Коммерческие расходы | 63 200 | 74 800 | 87 250 |
Управленческие расходы | 177 300 | 196 560 | 212 600 |
Прибыль от продаж | 368 790 | 339 790 | 395 630 |
Операционные расходы | 84 100 | 56 320 | 26 200 |
Операционные доходы | 850 | 630 | 220 |
Внереализационные расходы | 5 300 | 6 300 | 7 410 |
Внереализационные доходы | 1 090 | 1 210 | 1 800 |
Прибыль до налогообложения | 281 330 | 279 010 | 364 040 |
Налог | 42200 | 41852 | 54606 |
Чистая прибыль | 239 131 | 237 159 | 309 434 |
Информация о работе Эффективность финансовой деятельности организации и основные методы ее повышения