Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и понятие государственного долга и методы борьбы с ним на примере России.
В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
2) Проведение анализа внешнего и внутреннего долга РФ;
3) Исследование путей совершенствования долговой политики РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1. Понятие, виды и структура государственного долга
1.2. Возникновение государственного долга и его последствия
Глава 2. Анализ государственного долга
2.1. Анализ внешнего государственного долга
2.2. Анализ внутреннего государственного долга
Глава 3. Развитие долговой политики РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита.
Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.
Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них – усиление дифференциации населения.
Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.
Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь есть два пути: 1) добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга; 2) когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.
В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Под ним понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, Бюджетный кодекс РФ делит их на две группы: внутренние и внешние. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются интересы инвесторов страны размещения.
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:
- еврооблигационных займов;
- задолженности перед международными финансовыми организациями;
- задолженности странам - участницам Парижского клуба;
- задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
- задолженности бывшим странам СЭВ;
- предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;
- ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа);
- коммерческая задолженность бывшего СССР.
Наибольший удельный вес во внешнем государственном долге РФ занимают еврооблигации. Еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Выпуски еврооблигаций были произведены по двум основаниям: для привлечения дополнительных ресурсов и для реструктуризации ранее сделанных долгов. В результате на мировом финансовом рынке находятся еврооблигации РФ со сроками погашения до 2030 г. Несмотря на исключительные сложности с мобилизацией средств после кризиса в августе 1998 г. РФ не задержала ни одной выплаты по этим облигациям. Данный вид долговых обязательств в структуре внешнего госдолга РФ составлял по состоянию на 1 января 2010 года 68,4% .
Внешняя задолженность РФ в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 июля 2009 года составила 4 136,3 млн. долл., или 10,57% от общего объема внешнего госдолга РФ, что на 563,7 млн. долл. ниже, чем 1 июля 2008 года.
По состоянию на 1 июля 2009 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 1 190,7 млн. долл., или 3,04% от общей суммы внешнего долга РФ, что ниже на 0,3 млрд. долл. по сравнению с 1 июля 2008 года (составляло 3,66%). Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних и кредитора других стран.
По состоянию на 1 июля 2009 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба составило 1 867,6 млн. долларов США, или 4,77% от общей суммы внешнего долга РФ на указанную дату. Здесь тоже наблюдается снижение почти на 0,2 млрд. долл.
Новый долг РФ перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством РФ были предоставлены соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям. На 1 июля 2009 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1 339,0 млн. долл. и по сравнению с состоянием на 1 июля 2008 года сократился почти на 0,2 млрд. долл.
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл. Задолженность по ОВГВЗ на 1 июля 2009 года составила 1,77 млрд. долл. (4,55%), что ниже, чем 1 июля 2008 года (1,8 млрд., или 4,39%).
В коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
- контракты с рассрочкой платежа;
-краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
- тратты и векселя с платежом по предъявлении;
-отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
- инкассо;
- другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.
В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. Их размер за 2008 и 2009 года почти не изменился, и составлял 0,6 млрд. долл. (или почти 1,5%)
Можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
- снижается общий объем;
- повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
- снижается долговая нагрузка на экономику;
- из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
Таблица 1. Структура государственного внешнего долга по состоянию
на 01 июля 2008 года
Категория долгового обязательства | млрд. долларов США | Удельный вес, % |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 41,0 | 100 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба | 1,5 | 3,66 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 2,0 | 4,88 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1,5 | 3,66 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 0,7 | 1,7 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 4,7 | 11,46 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 28,2 | 68,78 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1,8 | 4,39 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 0,6 | 1,46 |
Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 июля 2009 года
Категория долга | млн. долларов США | млн. евро | Удельный вес, % |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 39 135,2 | 27 945,7 | 100 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 1 190,7 | 850,2 | 3,04 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 867,6 | 1 333,6 | 4,77 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 339,0 | 956,2 | 3,42 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 1 214,4 | 867,1 | 3,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 4 136,3 | 2 953,7 | 10,57 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 992,0 | 19 274,5 | 68,97 |
внешний облигационный займ 2010 года | 656,3 | 468,7 | 1,67 |
внешний облигационный займ 2030 года | 20 369,4 | 14 545,4 | 52,05 |
внешний облигационный займ 2018 года | 3 466,4 | 2 475,3 | 8,86 |
внешний облигационный займ 2028 года | 2 499,9 | 1 785,1 | 6,39 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1 778,9 | 1 270,3 | 4,55 |
в том числе: ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 249,6 | 4,47 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 616,3 | 440,1 | 1,57 |