Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:28, реферат
Цель настоящей работы - рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга.
Задачами данной работы являются:
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
анализ структуры государственного долга страны в период 2008-2010 гг.;
изучение проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики в области управления внешним долгом.
Введение 3
1. Понятие государственного долга. История государственного долга России. 4
1.1 История государственного долга России. 4
1.2 Государственный долг и его виды 7
2. Управление государственным долгом 10
2.1 Структура государственного долга (2008-2010гг.) 10
2.2 Способы управления государственным долгом 14
3. Проблемы управления государственным долгом и пути их решения. 18
Выводы и предложения 23
Список литературы 25
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ
И ОРГАНИЗАЦИИ ПИЩЕВЫХ
Расчетно-графическое задание
по дисциплине: «Экономика»
на тему: «Государственный долг. Анализ и структура государственного долга Российской Федерации»
Новосибирск, 2011
Содержание
Введение 3
1. Понятие государственного долга. История государственного долга России. 4
1.1 История государственного долга России. 4
1.2 Государственный долг и его виды 7
2. Управление государственным долгом 10
2.1 Структура государственного долга (2008-2010гг.) 10
2.2 Способы управления государственным долгом 14
3. Проблемы управления государственным долгом и пути их решения. 18
Выводы и предложения 23
Список литературы 25
Интерес финансистов и экономистов к проблемам государственного долга значительно возрос по причине прогнозов стремительного роста объемов государственного долга в ближайшем будущем. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора первопричины подобной неблагоприятной динамики: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. Вследствие этого растет и актуальность данной темы.
Цель настоящей работы - рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга.
Задачами данной работы являются:
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались шестипроцентные займы тысяча девятьсот семнадцатого – восемнадцатого годов. Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам рублей. На рисунке 1 отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX века.
Рис. 1 Динамика государственного долга Российской империи в начале XX века
Сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
На протяжении всего девятнадцатого
и в начале двадцатого века расходы
государства превышали его
Стремясь сгладить влияние расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись решением правительства.
По большей части
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
Срок обращения краткосрочных
обязательств ограничивался законом
и колебался от 3 месяцев до
1 года. Купюры выпуска не должны
были превышать 500 рублей. Право эмиссии
по краткосрочным обязательствам
предоставлялось лично министру
финансов с условием, что общая
сумма обязательств в каждый
момент не превысит 50 миллионов
рублей. В 1905 году права министра
были расширены до 200 миллионов рублей
с правом выпуска краткосрочных
обязательств, в том числе и
на иностранных рынках. Государственное
казначейство и частные лица имели
право учитывать эти
Основу государственного
долга составляли долгосрочные и
бессрочные займы. Долгосрочные займы
могли заключаться на достаточно
длительные сроки — от пятидесяти
до восьмидесяти лет. Практиковался
выпуск бессрочных обязательств, когда
государство обязывалось
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних - для иностранцев не существовало.
В 1906 году в Основном законе имелась статья 114, которая гласила:
«При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Я думаю, Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов
использовалось с разными целями,
и далеко не всегда с целью
для реализация какого-либо конкретного
проекта. Интересы финансовой стабильности,
пусть даже в краткосрочном периоде,
имели первостепенное значение. Это
позволяло следовать
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.
Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, то есть вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов.
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Хроническая дефицитность государственного
и местных бюджетов и высокий
государственный долг характерны на
современном этапе для
Внутренний государственный
Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке [1].
Внешний долг представляет особое
внимание. Если платежи по нему составляют
значительную часть поступлений
от внешнеэкономической
Государственный долг растет
в разных странах разными темпами.
Превышение государственного долга
над ВВП более чем в 2,5 раза
считается опасным для
Государственный долг может быть представлен в форме:
1)кредитных соглашений
и договоров, заключенных от
имени государства как
2)государственных займов,
осуществленных путем выпуска
ценных бумаг от имени
3)договоров и соглашений
о получении государством
4)договоров о представлении
государству государственных
5)соглашений и договоров,
в том числе международных,
заключенных от имени
Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:
Государственный долг так же подразделяют на
Наиболее тяжелыми являются
краткосрочные долги. По ним вскоре
приходится выплачивать основную сумму
с высокими процентами. Государственные
органы стараются консолидировать
краткосрочную и среднесрочную
задолженность, т.е. превратить ее в
долгосрочные долги, отложив на длительный
срок выплату основной суммы и
ограничиваясь ежегодной
По уровню управления государственный долг делится на:
Для управления государственным долгом важна не только абсолютная величина, но и ее структура. Специалисты условно делят долги на две части: рыночную и нерыночную. Нерыночная часть задолженности не поддается реструктуризации. Обычно это долги перед государствами и международными финансовыми институтами.
В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:
Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Информация о работе Государственный долг. Анализ и структура государственного долга РФ