Государственный долг. Анализ и структура государственного долга РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:28, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга.
Задачами данной работы являются:
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
анализ структуры государственного долга страны в период 2008-2010 гг.;
изучение проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики в области управления внешним долгом.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие государственного долга. История государственного долга России. 4
1.1 История государственного долга России. 4
1.2 Государственный долг и его виды 7
2. Управление государственным долгом 10
2.1 Структура государственного долга (2008-2010гг.) 10
2.2 Способы управления государственным долгом 14
3. Проблемы управления государственным долгом и пути их решения. 18
Выводы и предложения 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 70.40 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

 

 

 

Расчетно-графическое  задание

по  дисциплине: «Экономика»

на  тему: «Государственный долг. Анализ и структура государственного долга Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011

 

Содержание

Введение 3

1. Понятие государственного долга. История государственного долга России. 4

1.1 История государственного долга России. 4

1.2 Государственный долг и его виды 7

2. Управление государственным долгом 10

2.1 Структура государственного долга (2008-2010гг.) 10

2.2 Способы управления государственным долгом 14

3. Проблемы управления государственным долгом и пути их решения. 18

Выводы и предложения 23

Список литературы 25

 

 

 

Введение

Интерес финансистов и экономистов к проблемам государственного долга значительно возрос по причине прогнозов стремительного роста объемов государственного долга в ближайшем будущем. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора первопричины подобной неблагоприятной динамики: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. Вследствие этого растет и актуальность данной темы.

Цель настоящей работы - рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга.

Задачами данной работы являются:

  • изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
  • анализ структуры государственного долга страны в период 2008-2010 гг.;
  • изучение проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики в области управления внешним долгом.

 

  1. Понятие государственного долга. История государственного долга  России.

    1.   История государственного долга России.

Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной  столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая  часть этих средств накануне революции  была погашена. К этому моменту  старейшими займами в составе  русского государственного долга оставались шестипроцентные займы тысяча девятьсот  семнадцатого – восемнадцатого годов. Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам рублей. На рисунке 1 отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX века.



Рис. 1 Динамика государственного долга Российской империи в начале XX века

Сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и  революции, а затем стабилизировалась.

На протяжении всего девятнадцатого и в начале двадцатого века расходы  государства превышали его доходы. Во второй половине девятнадцатого  века  правительство активно финансировало  строительство железных дорог, а  также выкупало в казну частные  линии.

Стремясь сгладить влияние  расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и  чрезвычайный.  Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго  на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение  войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении  часть чрезвычайного бюджета  шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи  по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был  в непосредственной компетенции  царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия  займа по-прежнему определялись решением правительства.

По большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 миллиардов золотых  рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые  в то время на рынке, разделялись  на 3 категории:

  • краткосрочные
  • долгосрочные
  • бессрочные.

Срок обращения краткосрочных  обязательств ограничивался законом  и  колебался  от  3 месяцев до 1 года. Купюры  выпуска не должны были превышать 500 рублей. Право  эмиссии  по  краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая  сумма обязательств  в  каждый  момент  не  превысит 50 миллионов  рублей.  В 1905 году  права министра были расширены до 200 миллионов  рублей  с правом выпуска краткосрочных  обязательств, в том числе и  на иностранных рынках. Государственное  казначейство и частные лица имели  право учитывать эти обязательства  в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы  могли заключаться на достаточно длительные сроки — от пятидесяти до восьмидесяти  лет. Практиковался  выпуск бессрочных обязательств, когда  государство обязывалось выплачивать  только договорный процент  -  для  держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой  право принудительной скупки данного  инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации  на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних  займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение  за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений  на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних - для иностранцев не существовало.

В 1906 году  в Основном законе имелась статья 114, которая гласила:

«При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Я думаю, Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не  всегда с целью  для реализация какого-либо конкретного  проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это  позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя  ее курса.

Отказавшись платить долги  своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались  просто бумажками.

 

1.2 Государственный долг и его виды

Государственный долг – это  общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, то есть вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов.

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны на современном этапе для большинства  промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности  для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность  как внутреннюю, так и иностранным  кредиторам.  Это ведет  к росту  государственного долга - внутреннего  и внешнего.

Внутренний государственный долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке [1].

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений  от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые  займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под  более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого  денежного обращения [1].

Государственный долг может  быть представлен в форме:

1)кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени государства как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

2)государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени государства;

3)договоров и соглашений  о получении государством бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы государства;

4)договоров о представлении  государству государственных гарантий;

5)соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени государства,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств государства  прошлых лет [1,c.26].

Нынешние российские долги  западным странам включают в себя следующие категории:

  • долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран-кредиторов;
  • кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;
  • задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;
    • долги международным валютным финансовым организациям.

Государственный долг так же подразделяют на

    • краткосрочный (до 1 года),
    • среднесрочный (от 1 года до 5 лет),
    • долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму  с высокими процентами. Государственные  органы стараются консолидировать  краткосрочную и среднесрочную  задолженность, т.е. превратить ее в  долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и  ограничиваясь ежегодной выплатной  процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение  и консолидацию старых долгов и привлечение  новых заемных средств.

 

По уровню управления государственный  долг делится на:

  • государственный долг Российской Федерации;
  • государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
  • муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
  1.  Управление государственным долгом

2.1 Структура государственного долга (2008-2010гг.)

Для управления государственным долгом важна не только абсолютная величина, но и ее структура. Специалисты условно делят долги на две части: рыночную и нерыночную. Нерыночная часть задолженности не поддается реструктуризации. Обычно это долги перед государствами и международными финансовыми институтами.

В процессе управления государственным  долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

  • поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства,
  • обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме [5].

Эффективное использование  мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Государственный долг. Анализ и структура государственного долга РФ