Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:28, реферат
Цель настоящей работы - рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга.
Задачами данной работы являются:
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
анализ структуры государственного долга страны в период 2008-2010 гг.;
изучение проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики в области управления внешним долгом.
Введение 3
1. Понятие государственного долга. История государственного долга России. 4
1.1 История государственного долга России. 4
1.2 Государственный долг и его виды 7
2. Управление государственным долгом 10
2.1 Структура государственного долга (2008-2010гг.) 10
2.2 Способы управления государственным долгом 14
3. Проблемы управления государственным долгом и пути их решения. 18
Выводы и предложения 23
Список литературы 25
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации в период 2008-2010гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1- Структура государственного внешнего долга РФ
Категория долга |
К 01.10. 2008 г. 'млн. долларов |
К 01.10 2009 г. 'млн. долларов |
К 01.11.2010 г. 'млн. долларов |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40400 |
38 036,4 |
40879,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
1400 |
1 080,2 |
822,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
2000 |
1 858,0 |
1762,5 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1500 |
1 336,0 |
1132,9 |
Продолжение таблицы 1
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
800 |
1 231,9 |
825,6 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
4600 |
3 908,1 |
3252,2 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
27700 |
26 239,6 |
30456,5 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1800 |
1 778,2 |
1775 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
600 |
604,4 |
852,3 |
Согласно таблице 1 в общем
объеме долговых обязательств по кредитам,
полученным от правительств иностранных
государств, часть объема долга составляют
обязательства перед странами-
По состоянию на 1 ноября 2010 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1132,9 млн. долл [8]. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.
Коммерческая задолженность
является наиболее сложной с точки
зрения урегулирования. До последнего
времени остается коммерческая задолженность
перед десятками тысяч
В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 ноября 2006 года 30456,5 млн. долл [10]. Как правило, еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.
Динамика структуры
Рис. 2 Структура государственного внешнего долга РФ в период 2008-2010 гг.
Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:
Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах [4, c.172].
Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно [2, c.167]. Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет.
Доход по ОФЗ зависел от
доходности по ГКО и устанавливался
в виде процента от номинала. Накопленный
купонный доход рассчитывался
В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
Динамика структуры
Рис. 3 Динамика структуры внутреннего долга РФ в период 2008-2010 гг.
На рынке государственных
ценных бумаг за последние годы произошли
позитивные изменения: проведена новация
по государственным ценным бумагам,
восстановлено доверие
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств [1].
Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием "реструктуризация", т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.
В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование; конверсия; выкуп долга; консолидация; унификация; аннулирование государственного долга; секъюритизация; использование облигаций Брейди.
Рефинансирование
- это погашение старой
Другой способ - выкуп долга.
В случаях когда государства-
Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего государственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен на углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2006 г. достигает величины 1 трлн. долл. Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, долг перед которыми на 1 января 2005 г. составил 43,1 млрд. долл., или почти 40% общего внешнего государственного долга, завершились договоренностью, что Российская Федерация досрочно выплатила по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина РФ, только в 2005 г. страна сэкономила на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. - почти 6 млрд. долл [10].
Секьюритизация
долга - переоформление
К началу 1990-х гт. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брейди, - "план Брейди". На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью - 25-40% номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990-1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд. долл. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками);долговые конверсионные (новых займов), новые долговые; процентные; капитализированные [3,c.61].
Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам.
К административным методам относятся: конверсия; консолидация; унификация; отсрочка погашения; списание; аннулирование долга.
Конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга.
В качестве примера можно привести конверсию займов, проведенную Российской Федерацией в 1999 г. в рамках новации государственных краткосрочных облигаций и облигации федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Конверсия носила принудительный характер, предполагала пересчет суммы долга на основе дисконтирования номинальной стоимости обмениваемых бумаг и замену ранее выпущенных ценных бумаг на новые с постоянным и переменным купонным доходом со сроками обращения от трех до пяти лет и частичной выплатой денежных сумм [3,c.61].
Информация о работе Государственный долг. Анализ и структура государственного долга РФ