Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и понятие государственного долга и методы борьбы с ним на примере России.
В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
2) Проведение анализа внешнего и внутреннего долга РФ;
3) Исследование путей совершенствования долговой политики РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1. Понятие, виды и структура государственного долга
1.2. Возникновение государственного долга и его последствия
Глава 2. Анализ государственного долга
2.1. Анализ внешнего государственного долга
2.2. Анализ внутреннего государственного долга
Глава 3. Развитие долговой политики РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
В последние годы благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике Правительства РФ в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а Правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики.
Для финансирования дефицита федерального бюджета до середины 1990-х годов использовались преимущественно кредиты ЦБ РФ. В 1995 г. было принято решение о прекращении практики кредитования Центральным банком Правительства РФ, и вся тяжесть покрытия бюджетного дефицита была перенесена на финансовый рынок. Однако уже в 1998 г. законодательные органы были вынуждены принять решение о предоставлении кредитов Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита. Законом о федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрено в целях покрытия внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета разрешить Центральному банку РФ приобрести государственные ценные бумаги при их первичном размещении на сумму 30 млрд. руб.
Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:
- государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
- облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
ГКО эмитируются с мая 1993г. Гарантом функционирования ГКО выступает ЦБ России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями могут выступать юридические и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют в виде записи на счетах. До августа 1998г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта (17 августа 1998г.) расчеты с держателями ГКО были приостановлены. Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем проведения новации. Работы по реструктуризации ГКО регулировались распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.
Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ. Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
В 1999г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала (1000 рублей). В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг с длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является достижением Минфина. Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993 – 98 гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на внутренний госдолг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 г.
Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга:
1 этап - связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций.
2 этап - обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов.
3 этап - определяется системным финансовым кризисом.
4 этап - характеризуется постепенным преодолением.
5 этап - представляет современное развитие рынка внутреннего долга.
На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:
- снижен уровень доходности по государственным облигациям;
-стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
-значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.
На 1 января 2009 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 1499.82 млрд. руб., тогда как по состоянию на 1 января 1993 года он составлял 3.57 млрд. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 1496,25 млрд. руб.
Таблица 3. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на | Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | ||
всего | в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации | Удельный вес гос. гарантии в валюте РФ | |
01.01.1993 | 3.57 | 0.08 | 2.24 |
01.01.1994 | 15.64 | 0.33 | 2.11 |
01.01.1995 | 88.06 | 2.14 | 2.43 |
01.01.1996 | 187.74 | 7.46 | 3.97 |
01.01.1997 | 364.46 | 17.24 | 4.73 |
01.01.1998 | 490.92 | 3.47 | 0.7 |
01.01.1999 | 529.94 | 0.88 | 0.17 |
01.01.2000 | 578.23 | 0.82 | 0.14 |
01.01.2001 | 557.42 | 1.02 | 0.18 |
01.01.2002 | 533.51 | 0.02 | 0.004 |
01.01.2003 | 679.91 | 8.62 | 1.27 |
01.01.2004 | 682.02 | 5.58 | 0.82 |
01.01.2005 | 778.47 | 12.93 | 1.66 |
01.01.2006 | 875.43 | 18.86 | 2.15 |
01.01.2007 | 1064.88 | 31.23 | 2.93 |
01.01.2008 | 1301.15 | 46.68 | 3.59 |
01.01.2009 | 1499.82 | 72.49 | 4.83 |
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.
В 2011-2012 годах внутренний госдолг будет возрастать, по сравнению с предыдущими годами.
Россия по размеру ВВП вышла на 10-е место в мире с показателем 1,27 трлн. долларов. А по долгосрочной стратегии развития страны, к 2020 году наша экономика должна стать пятой в мире. Еще, будучи президентом, Владимир Путин поставил задачу максимально сократить внешний долг страны. Помог в этом рост доходов от экспорта нефти, который повысился благодаря повышению цен на углеводороды на международном рынке. Россия планирует совершенно отказаться от заимствований на международном рынке капиталов.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - это часть финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота).
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников.
На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты - облигации. Облигационные займы размещают все - начиная с государства и заканчивая небольшими предприятиями.
Облигации государственного сберегательного займа. ОГСЗ – это ценная государственная бумага на предъявителя, выпускаемая в документарной форме и предоставляющая право их владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости при погашении. Эмитентом ОГСЗ является Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации. Эмиссия ОГСЗ осуществляется в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ (10авг. 1995). Общий объем эмиссии ОГСЗ определяется Минфином РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соотв. финансовый год. Эмиссия ОГСЗ производится в форме отд. выпусков. Владельцами ОГСЗ могут быть юридические и физические лица. Минфин РФ утверждает условия отд. выпусков ОГСЗ (объем выпуска, срок обращения и дату погашения, номинальную стоимость, размер либо порядок определения купонной ставки, периодичность выплаты процентного дохода, порядок размещения). В период с 1995 по 1998 гг. выпущенные ОГСЗ имели срок обращения 1 или 2 года, купонный период равнялся 3 или 6 мес., купонная ставка объявлялась за неделю до начала соотв. купонного периода и приравнивалась к последней официально объявленной купонной ставке облигаций федерального займа с переменным купонным доходом. Общий объем обращающихся на вторичном рынке ОГСЗ на 1 янв. 1998 составлял 13 млрд. руб. Размещение ОГСЗ осуществляется путем проведения подписки среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые затем на основании договора с Минфином РФ продают приобретенные ОГСЗ на вторичном рынке. Платежный агент по ОГСЗ - Сберегательный банк РФ.
Облигации государственных нерыночных займов. Эти облигации являются ценными именными государственными бумагами. Эмитентом от имени РФ выступает Минфин России. По срокам погашения бумаги могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Номинал одной бумаги составляет 1 тыс. руб. Владельцами бумаг могут быть юридические лица: резиденты и нерезиденты. Размещение облигаций осуществляется по закрытой подписке путем заключения договора купли-продажи между эмитентом и организацией, имеющей право приобретать бумаги, без участия организатора торговли. Доход по облигациям устанавливается эмитентом в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость бумаг, и выплачивается не реже одного раза в год. Процентная ставка купонного дохода может быть как фиксированной, так и переменной или постоянной. Облигации могут быть выкуплены эмитентом до срока погашения, если это предусмотрено решением о выпуске.
Облигации федерального займа. ОФЗ - государственная именная ценная купонная, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ. Эмитент ОФЗ -Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации. Общий объем эмиссии ОФЗ определяется Минфином РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в 2-х экземплярах., имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Минфине РФ, второй - в депозитарии. В глобальном сертификате указывают: объем выпуска, размер купонного дохода либо порядок его расчета, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода и ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Минфин РФ по согласованию с Банком России утверждает условия отд. выпусков ОФЗ. В 1995 Минфин РФ приступил к выпуску облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по 1-му купону не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам - не позднее, чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Максим, срок обращения выпущенных в 1995-98 ОФЗ-ПК - 3 года, купонный период - 3 и 6 мес.
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода. Номинальная стоимость одной облигации 1000 (одна тысяча) рублей; объем выпуска составляет 5 000 (пять тысяч) миллионов рублей; количество облигаций 5 000 000 (пять миллионов) штук; дата начала размещения – 28 июля 2006 года; дата окончания размещения – 28 июля 2006 года; дата погашения – 15 июля 2022 года. Потенциальные инвесторы: резиденты Российской Федерации – страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений в соответствии с договорами с Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов. Форма выпуска ГСО-ФПС – документарная с обязательным централизованным хранением. Размещение облигаций выпуска № 39001RMFS осуществлено Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (ОАО) по поручению Минфина России по закрытой подписке, по цене размещения 99,6903% от номинальной стоимости, доходность составила 6,86% годовых