Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 01:21, доклад
Сегодня экономисты уделяют большое внимание изучению проблемы государственного долга. Отношения, возникающие в процессе образования, обслуживания и выплаты государственного долга, напрямую влияют на текущее состояние финансовой системы, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Общепринято, что государственный долг – это накопленная задолженность государства, его субъектов и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов; результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Факультет «Бизнеса»
Доклад
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Государственный долг Российской Федерации, его история и структура».
Выполнила: студентка группы 32-01э
Максимова Евгения
.
Москва, 2013 год
Сегодня экономисты уделяют большое внимание изучению проблемы государственного долга. Отношения, возникающие в процессе образования, обслуживания и выплаты государственного долга, напрямую влияют на текущее состояние финансовой системы, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Общепринято, что государственный долг – это накопленная задолженность государства, его субъектов и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов; результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II (1762-1796 гг.) сделала первый заем в Голландии. В то время ведение бесконечных военных действий и материальная поддержка русской политики в Польше вызвали крайнее напряжение государственных финансов. 2 апреля 1769 года Императрица дала Сенату Указ, содержащий условия займа. К концу XVIII в. займы составили уже 215 млн руб.
Сумма задолженности возрастает в период русско-японской войны 1904-1905 гг. и Первой русской революции 1905-1907 гг., а затем, с 1910 г. начинает стабилизироваться.
В начале XX века Российское правительство все же сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке государственного долга аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Это позволяло до 1917 года следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись
платить долги своим и
До 1985 года госдолг СССР был незначителен. Появление на посту руководителя партии и страны реформатора Горбачева пришлось на фазу экономики, сопровождавшуюся дефицитом финансовых ресурсов.
В 2001 году, когда на парламентских слушаниях встал вопрос о размерах государственных заимствований, оценки, данные участниками, разошлись в разы. Не подвергались сомнению лишь 2 факта:
Это говорит, в первую очередь, о деятельности Горбачева. Резкое увеличение государственного долга СССР – это цена перехода к рыночной экономике.
За 1985-1990 гг. СССР привлек внешних займов на сумму 63 млрд долларов, обязательства по которым перешли к России.
С 1993 г. Россия стала довольно осторожно пользоваться рыночными инструментами внутренних заимствований, особенно бескупонными ГКО.
Однако в 1995 году вся система потерпела крах. Государство активно брало взаймы, чтобы не допустить коммунистического реванша. С 1996 года началось ускорение темпов роста внутреннего госдолга.
Недостаток внимания к данной динамике внутреннего долга и привел к кризису 1998 года.
Все проблемы в этой сфере, включая так называемую проблему 2003 года, возникли именно как следствие этого кризиса, вызванного избыточным размером внутреннего государственного долга и ошибками в макроэкономической политике, которую проводили на финансовых рынках.
В 2004-2008 гг. госдолг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба.
По состоянию на 1 июля 2011 года объем государственного долга РФ составил 4.6 трлн руб., в том числе государственный внутренний долг - 3.6 трлн руб., государственный внешний долг - $36.0 млрд.
Главная причина возникновения госдолга – это образование бюджетного дефицита.
Причины образования дефицита:
Государственный долг РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ может существовать в форме:
Долговые обязательства
Итак, внутренний долг – это долг государства перед владельцами государственных ценных бумаг и иными кредиторами, выраженный в национальной валюте. Эти обязательства государства возникают в связи с привлечением финансовых средств негосударственных организаций и населения страны для исполнения государственных программ и заказов.
По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:
Согласно данным МинФина РФ от 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, составляет 3 083 210,184 млн рублей.
Внешний государственный долг представляет собой задолженность страны другим государствам, международным экономическим организациям и иным лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается такой долг путем экспортирования товаров или же с помощью новых заимствований.
В структуре внешнего государственного долга России можно выделить следующие элементы:
Внешние заимствования
государства могут
Самый большой внешний государственный долг – это долг США: 15033607 миллионов долларов США. По данным на 1 октября 2011 года Россия занимает 23 место с внешним долгом в 519400 миллионов долларов США.
Последствия госдолга:
Экономисты выделяют следующие отрицательные моменты:
Но у государственного долга есть и положительные последствия для экономики страны. Правительство за счет предоставления государственных гарантий и кредитов развивающимся предприятиям и отраслям может активизировать действие технологических факторов экономического развития.
Методы управления государственным долгом:
Государственная долговая политика РФ в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.
Однако, по прогнозам госдолг РФ будет лишь возрастать.
На мой взгляд, до тех пор, пока госдолг и его составляющие элементы не превысили пороговые значения индикаторов экономической (финансовой) безопасности, он может являться рычагом воздействия на экономические процессы, причем с положительной обратной связью.
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации, его история и структура