Государственный долг Российской Федерации, его история и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 01:21, доклад

Краткое описание

Сегодня экономисты уделяют большое внимание изучению проблемы государственного долга. Отношения, возникающие в процессе образования, обслуживания и выплаты государственного долга, напрямую влияют на текущее состояние финансовой системы, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Общепринято, что государственный долг – это накопленная задолженность государства, его субъектов и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов; результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 28.75 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российский экономический  университет им. Г.В. Плеханова»

 

Факультет «Бизнеса»

 

 

 

Доклад

 

по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Государственный долг Российской Федерации, его история и структура».

 

 

 

Выполнила: студентка группы 32-01э

Максимова Евгения

.

 

 

 

 

Москва, 2013 год

Сегодня экономисты уделяют большое внимание изучению проблемы государственного долга. Отношения, возникающие в процессе образования, обслуживания и выплаты  государственного долга, напрямую влияют на текущее состояние финансовой системы, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Общепринято, что государственный долг – это накопленная задолженность государства, его субъектов и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов; результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда  Екатерина II (1762-1796 гг.) сделала первый заем в Голландии. В то время ведение бесконечных военных действий и материальная поддержка русской политики в Польше вызвали крайнее напряжение государственных финансов. 2 апреля 1769 года Императрица дала Сенату Указ, содержащий условия займа. К концу XVIII в. займы составили уже 215 млн руб.

Сумма задолженности возрастает в период русско-японской войны 1904-1905 гг. и Первой русской революции 1905-1907 гг., а затем, с 1910 г. начинает стабилизироваться.

В начале XX века Российское правительство все же сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке государственного долга аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Это позволяло до 1917 года следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой «культуры».

До 1985 года госдолг СССР был незначителен. Появление на посту руководителя партии и страны реформатора Горбачева  пришлось на фазу экономики, сопровождавшуюся дефицитом финансовых ресурсов.

В 2001 году, когда на парламентских  слушаниях встал вопрос о размерах государственных заимствований, оценки, данные участниками, разошлись в  разы. Не подвергались сомнению лишь 2 факта:

  1. Значительная часть госдолга России образовалась за относительно короткое время – 1987-1991 годы;

Это говорит, в первую очередь, о деятельности Горбачева. Резкое увеличение государственного долга СССР – это цена перехода к рыночной экономике.

  1. Долг в этот период прирастал за счет внешних займов.

За 1985-1990 гг. СССР привлек внешних займов на сумму 63 млрд долларов, обязательства по которым перешли к России.

С 1993 г. Россия стала довольно осторожно  пользоваться рыночными инструментами  внутренних заимствований, особенно бескупонными ГКО.

Однако  в 1995 году вся система потерпела  крах. Государство активно брало  взаймы, чтобы не допустить коммунистического  реванша. С 1996 года началось ускорение  темпов роста внутреннего госдолга.

Недостаток  внимания к данной динамике внутреннего  долга и привел к кризису 1998 года.

Все проблемы в этой сфере, включая  так называемую проблему 2003 года, возникли именно как следствие этого кризиса, вызванного избыточным размером внутреннего  государственного долга и ошибками в макроэкономической политике, которую проводили на финансовых рынках.

В 2004-2008 гг. госдолг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты  22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба.

По  состоянию на 1 июля 2011 года объем  государственного долга РФ составил 4.6 трлн руб., в том числе государственный внутренний долг - 3.6 трлн руб., государственный внешний долг - $36.0 млрд.

Главная причина возникновения  госдолга – это образование бюджетного дефицита.

Причины образования дефицита:

    1. Рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;
    2. Чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.);
    3. Кризисные явления в экономике, ее развал;
    4. Неэффективность финансовой системы;
    5. Неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Государственный долг РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ может  существовать в форме:

    • Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • Кредитных соглашений и договоров, осуществленных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • Соглашений и договоров, в том числе и международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства делятся  на внутренние и внешние.

Итак, внутренний долг – это долг государства перед владельцами государственных ценных бумаг и иными кредиторами, выраженный в национальной валюте. Эти обязательства государства возникают в связи с привлечением финансовых средств негосударственных организаций и населения страны для исполнения государственных программ и заказов.

По структуре  государственный долг РФ состоит  из нескольких групп долговых обязательств:

  • задолженности владельцам ГКО - государственные краткосрочные обязательства. - ОФЗ - облигации федерального займа. (около 160 млрд. рублей);
  • задолженности Минфина перед ЦБ - центральный банк. по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);
  • задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму около 297 млн. рублей, а если учесть и уровень инфляции, то 59,4 трлн рублей);
  • внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 100 млрд. долларов США);
  • вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (более 50 млрд. долл.).

Согласно  данным МинФина РФ от 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, составляет 3 083 210,184 млн рублей.

Внешний государственный долг представляет собой задолженность страны другим государствам, международным экономическим организациям и иным лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается такой долг путем экспортирования товаров или же с помощью новых заимствований.

В структуре внешнего государственного долга России можно выделить следующие элементы:

  1. Советский долг: задолженности Лондонскому клубу кредиторов, Парижскому клубу, задолженности по ОВВЗ Минфина (транши 3-5), и другие советские долги.
  2. Российский долг: обязательства перед МВФ, Мировым банком, еврооблигации, ОВВЗ (транши 6-7) и другие российские долги.

Внешние заимствования  государства могут осуществляться с помощью следующих инструментов:

    • Прямые займы у мировых кредитных организаций. Например, Парижский клуб(19 государств), Всемирный бак, Международный валютный фонд( учреждение ООН)
    • Выпуск облигаций

Самый большой  внешний государственный долг –  это долг США: 15033607 миллионов долларов США. По данным на 1 октября 2011 года Россия занимает 23 место с внешним долгом в 519400 миллионов долларов США.

Последствия госдолга:

Экономисты выделяют следующие отрицательные моменты:

  1. Ограничены инвестиционные возможности в народном хозяйстве.
  2. отвлечение бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития, огромные бюджетные расходы по обслуживанию госдолга.
  3. Возможно попадание в чрезмерную зависимость отечественных финансов от международных  и даже потеря политической независимости.
  4. Доход от частного сектора перераспределяется в государственный.
  5. Происходит углубление дифференциации доходов различных слоев населения.
  6. В долгосрочном периоде создается вероятность высокого темпа роста уровня инфляции. Возможен дефицит товаров.

Но у государственного долга  есть и положительные последствия для экономики страны. Правительство за счет предоставления государственных гарантий и кредитов развивающимся предприятиям  и отраслям может активизировать действие технологических факторов экономического развития.

 

Методы управления государственным  долгом:

  1. Административные: аннулирование, списание долговых обязательств, реструктуризация,  полное обслуживание внешней задолженности,  рефинансирование долга.
  2. Экономические: выкуп или долгосрочное погашение долга, конверсия долга и недолговые инструменты, секьюритизация

Государственная долговая политика РФ в 2012-2014 гг. будет  направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем  привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение  оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Однако, по прогнозам госдолг РФ будет лишь возрастать.

На мой  взгляд, до тех пор, пока госдолг и его составляющие элементы не превысили пороговые значения индикаторов экономической (финансовой) безопасности, он может являться рычагом воздействия на экономические процессы, причем с положительной обратной связью.

 

Список литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (принят Гос. Думой Фед. Собрания) 17.07.1998
  2. Алехин Б.И., Государственный долг: Учебное пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011
  3. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007.
  4. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. – 2004. - №12
  5. Поляк Г.Б., Бюджетная система России. Учебник. М.: 1999
  6. Романовского М.В., Врублевской О.В. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник . М.: Юрайт-Издат. – 2006
  7. Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.Ю. Катасонова  - М.: ИНФРА-М, 2010.
  8. Ушвицкий Л.И., Государственный и муниципальный долг: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.
  9. Ricardo D. The Works and Correspondence / ed. Piero Sraffa with the collaboration of M.H. Dobb. Indianapolis: Liberty Fund, 2005. Vol. 1-8 (поизд.: Cambridge, 1951).
  10. Данилов Ю.А., «Особенности национального управления государственным долгом», 2002
  11. Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 1996 г.
  12. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2011 года - Минфин, 23.11.2011
  13. http://economyar.narod.ru/mironov.pdf
  14. http://ru.wikipedia.org
  15. http://top.rbc.ru/economics/08/11/2011/623923.shtml
  16. http://topwar.ru/10046-gosudarstvennyy-dolg-ssha-uzhe-prevysil-godovoy-vvp.html

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации, его история и структура