Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:54, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Составной его частью явл. финансовый анализ, базирующийся на бухг. балансе и вероятных оценках будущих фактов хоз. жизни. Бухгалтерская отчетность становится информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.Финансовый менеджмент это наука и исскуство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их инвестирования.

Файлы: 1 файл

фин мен..docx

— 160.57 Кб (Скачать)

1.Финансовый менеджмент как  наука и искусство управления  финансами.

Финансовый менеджмент как  наука имеет сложную структуру. Составной его частью явл. финансовый анализ, базирующийся на бухг. балансе и вероятных оценках будущих фактов хоз. жизни. Бухгалтерская отчетность становится информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.Финансовый менеджмент это наука и исскуство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их инвестирования.

Финн менеджмент изучает  модели и процессы управления финансами  предприятия. Цель – создание условий  для быстрго роста собств капитала при сохранении финансовой усойчивости. Управление бизнесом зпаключается в кронтроле  над движением различных рессурсов, которые отражаются в финансовых потоках.Фин потоки отражаю все происходящие изменения денежных ср-в , запасов, оборудования,заемных ден ср-в.

Как наука ФМ получает свое развитие через разработку опр принципов, методик, методологий формирующих распределение ден средств на предприятии. Исскуство ФМ заключается в том, что как менеджмент оно реализуется через людей, управленцев, и соответственно в каждое управленческое решение вносится  аспект человеческого влияния.\ФМ как исскуство реализуется через исскуство управления фин ресурсами предприятия. Исскуство создания, формирования, распределению обемпеченности финн обязательств, формирование резервов, анализ и оценка их исполнений на основе методик и т.д.

ФМ на предприятии предполагает создание определенных форм и видов  учета

Особенность данных видов  предполагает сочетание и рациональное использование на прктике 2 различных концепций учета и выработку на их основе максимально эффективных решений

 

2.Цели и задачи финансового директора компании.

Основные цели:

Увеличение акционерного капитала

Максимизация прибыли

Выполнение социальных функций

Главная цель - это увеличение, прирост капитала, вложенного акционерами, это подразумевает прирост цены акции, стоимости предприятия. Это  стратегическая цель, касающаяся больших  временных интервалов, в ней учитывается  фактор риска, учитывается временной  характер поступления отдачи на вложенный  капитал.

Максимизация прибыли -- цель тактическая, отличается простотой расчетов, простотой определения взаимосвязи между принимаемыми решениями и полученными рез-ми.

Основная цель финансового  менеджмента — получить наиболь- шую выгоду от функционирования предприятия в интересах его соб- ственников. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

 • добиваться прироста  рентабельности собственного капитала, т. е. увеличивать прибыль на  каждую денежную единицу вло- женных учредителями средств;

 • постоянно поддерживать  текущую платежеспособность (лик- видность) предприятия, т е. своевременно выполнять текущие обязательства за счет оборотных средств;

 • поддерживать платежеспособность  предприятия в долгосроч- ном периоде, т. е. выполнять обязательства перед инвесторами и кредиторами, которые имеют долгосрочные вложения в пред- приятие;

В функции финансового  управляющего входит:

• Финансовое планирование

 • Управление денежными  средствами и дебиторской задолженностью 

• Управление капитальными расходами

 • Управление ценными  бумагами и инвестициями 

• Проведение кредитной политики

 

4.Базовые концепции финансового  менеджмента.

I. Наиболее распространенная концепция – теория максимизации дохода владельца.. В идеале предполагается равнодоступность информации, наличие опытного руководства, отсутствие фактов нежелательного характера. Однако в реальной экономической практике достигнуть максимальной прибыли невозможно, поскольку имеется масса случайных факторов, влияющих на деятельность фирмы, поэтому используется понятие нормальной прибыли, т.е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. В основе такого подхода лежит весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию ²себестоимость плюс устраивающая производителя надбавка².

II. Концепция максимизации объемов производства и сбыта – обосновывается тем, что менеджеры олицетворяют свое положение с размерами своей фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью. Гэлбрейт считал что рост размеров фирмы самая важная положительная цель, а прибыль только способствует ее достижению

III. Управленческая теория – в ее основе лежит противопоставление интересов владельцев фирм и ее управленческого персонала. Обособляются две группы физических лиц, имеющих непосредственное отношение к фирме, т.е. владельцы - акционерные участники и управленческий персонал. Их интересы обычно не совпадают в те моменты, когда анализируется возможность принятия двух взаимоисключающих решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а другое рассчитано на перспективу.

В настоящее время данная теория оформляется в концепцию, называемую «теория заинтересованных лиц», в основе которойлежит механизм нормализации конфликтных целей различных групп физических и юридических лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к данной фирме - акционеров, наемного управленческого персонала, работников, контрагентов, государственных органов.

В частности, фирма должна не только стремиться к максимизации прибыли, но и заботиться о социальном положении работников, охране окружающей среды, росте социальной инфраструктуры и т.д.

Наиболее удобной и  распространенной является концепция  максимизации цены фирмы, т.е. целью  фирмы является максимизация собственного капитала, т.е. рыночные цены обыкновенных акций фирмы. С позиций инвесторов в основе этого подхода лежит  предпосылка, что повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акций, должно приниматься владельцами и управленческим персоналом. Критерий максимизации рыночной цены акций фирмы как наиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента применим лишь в том случае, если на рынке  капиталов нет ограничений в  какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги, то если полной мере действует принцип ²спрос-предложение².

Агрессивное управление капиталом  – пассивы служзат источником покрытия внеоборотных активов и систем части текущих активов –того минимума, который необходим для осущ хоз деятельности

Консервативная модель –  минимизация краткосрочн обязательств, отсутствует риск потери ликвидности. Активы покрыты долгосрочными обязательствами.\

Компромиссная модель. Все  показатели находятся на средних  уровнях

 

6.Структура финансового рынка.

Рыночная инфраструктура состоит из множества институтов, обеспечивающих условия для нормального  функционирования предпри- ятий. Так, на финансовом рынке — это фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы, страховые компании, доверительные общества, факторинговые компании, рейтинговые агентства и др. Рынок средств производства обслуживают товарные биржи, торгово-посреднические фирмы, лизинговые компании, аукционы, ярмарки.

Активное взаимодействие с банками, инвестиционными фондами, доверительными обществами, страховыми компаниями, биржами, аудиторскими фирмами  и другими институтами рыночной инфраструктуры  способствует  более  эффективному функционированию предприятия. Поэтому финансовые менеджеры должны накапливать и анализировать информацию об учреждениях рыночной инфраструктуры, об услугах,  которые они могут предоставить, а затем использовать эту информацию для заключения договоров с надежными организациями, обеспечивающими качественное обслуживание.

 

 

7.Виды финансовых  инструментов.

По международным стандартам бухгалтер­ ского учета под финансовым инструментом следует понимать любой договор между двумя контрагентами, в результате которого у одного  контрагента возникает финансовый актив, а у другого — финансовое  обязательство долгового или долевого характера (участие в капитале).  Финансовые инструменты делятся на первичные финансовые инстру­ менты, включающие дебиторскую и кредиторскую задолженности,  кредиты, займы, акции, облигации и долевые ценные бумаги, и вторич­ ные (или производные) финансовые инструменты, к которым относят­ ся опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и ватот- ные свопы. В основе производных инструментов находится базисный  актив в виде товара (акций, облигаций, векселей, валюты и т.п.), их  цена будет зависеть от складывающейся цены базисного актива.

В первой половине 90-х годов многие финансовые инструменты,  которые  раньше отсутствовали в нашей  экономике, стали использо­ ваться банками, кредитными учреждениями и другими организа­ циями.  Один из таких инструментов, который широко используется в за­ рубежной практике,— лизинг.

К инструментам финансового менеджмента  принято относить фи­ нансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее  основе, финансовое планирование.

 

 

9.Внешняя правовая среда в  России

Осуществляется на основе соглашения России  и стран входящих в ЕЭС.

Необходимость перехода к  внешней правовой средеде , привела к тому, что с начиная с конца 90 Россия должна :

Обеспечить продукции  работ и услуг стандарты качества ISO 9000

Перехпод на МСФО межд. Сист. Финн отчетности.

-закон о бух учете

-внутрироссийские стандарты ПБУ

-метод калькул по сеь=бестоимости продукции\

-налоговый кодекс РФ

-гражданский кодекс

-таможенный кодекс

-о рынке ценных бумаг

-о валютном регулировании  и контроле

-законодательные акты  о деятельности ЦБ

-ЗАКОН об инвестициях  и инвестиционной деятельности

 

 

 

 

12.Внутренняя  финансовая среда.

Микросреда( внутренняя)характеризуется субъектами, имеющими непосред­ ственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посред­ ники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории

Охарактеризуем субъектов, составляющих микросреду предпринимательства.  Поставщиками являются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и  его конкурентов производственными  запасами, необходимыми для выпуска  готовой продукции Влияние  поставщиков  на финансовую деятельность предприятия  значительно  и может привести к отрицательным результатам.

Посредниками являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой  продукции  среди покупателей  и таким образом влияющие на величину получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организации товародвижения( складские и транспортн услуги), маркетинговые( исследования) и финансово-кредитные тернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка авто­ машины или мотоцикла и т.д.  Товарно-родовые конкуренты — это основные способы удовле­ творения желания выбранной ранее покупки, например определен­ ного типа мотоцикла.  Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того  же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупате­ ля, например разноцилиндровые виды мотоциклов.  Марки-конкуренты — это товары разных производителей, спо­ собные удовлетворить окончательно определившееся желание поку­ пателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичных типов и видов,  но производимые разными фирмами.нки НКО страхование).

Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка  производителей, рынка  промежуточных продавцов, рынка  государ­ ственных учреждений и международного рынка.

Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты(, товарно-родовые и товарно-видовые конкуренты, а также марки-конкуренты. 

. Контактные аудитории Под контактной  аудиторией понимают любую группу, которая  проявляет интерес  к деятельности данного предприятия  и может оказать влияние на  его способность извлекать доход  от реализации го­ товой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности ( спонсоры, пользователи СМИ, группы депутиатов, налоговые органы, сюз потребителей и т.д)

 

 

 

 

 

15.Системы и методы  анализа финансовой информации.

Анализ финансового состояния  это неотъемлемый элемент как  финна. менеджмента так и экономических взаимоотношений с партнерами финансово кредит. системы. Предметом фин анализа явл финансовое состояние предприятия, т.е. совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование ден средств и фин ресурсов фирмы.

Цел финансового анализа- оценка реального состояния предприятия на дату составления отчетности и его прогнозы на перспективу. Задачи финансового анализа - изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей, тенденции явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Научное обоснование текущих и перспективных планов. контроль за выполнением планов и управлением решений. Оценка результатов деятельности предприятия и разработка рекомендаций и мероприятий по выявлению резервов. Методы анализа ФА.

Метод это подход к изучению явлений. При проведении ФА используются следующие  основные методы:

1 Горизонтальный, временной анализ - сравнение каждой позиции отчетности  с предыдущем периодом

2 Вертикальный, структурный -  влияние  каждой позиции отчетности на  результат в целом.

3 Сравнительный, пространственный  анализ - сопоставление сводных показателей  отчетности предприятия с аналогичными  показателями конкурентов. Межхозяйственный анализ отрасли, внутрихозяйственный анализ структуры подразделений предприятий.

4 Факторный анализ - изучение влияния  отдельных факторов на результативный  признак.

5 Анализ относительных показателей  коэффициентов, метод основан  на расчете отношений между  отдельными позициями финансовой  отчетности с целью определения  взаимосвязи показателей.

6 Метод элиминирования- это исключение требующегося, раздельное применение воздействия факторов на обобщающий показатель.

Информация о работе Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами