Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:54, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Составной его частью явл. финансовый анализ, базирующийся на бухг. балансе и вероятных оценках будущих фактов хоз. жизни. Бухгалтерская отчетность становится информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.Финансовый менеджмент это наука и исскуство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их инвестирования.

Файлы: 1 файл

фин мен..docx

— 160.57 Кб (Скачать)

Управление амортизационными отчислениями включает выбор метода  начисления амортизации, обоснование норм амортизации, ис­ пользование накопленных амортизационных отчислений на фи­ нансирование развития производства. Основным результатом управления является смещение налоговых выплат на более поздние периоды. Применение ускоренной амортизации позволяет сэкономить на  выплате налогов и улучшить финансовые результаты дея­ тельности

Эффективность управления основным капиталом  характе­ ризуют следующие показатели:  - фондоотдача выпуск продукции с рубля основных производственных фон­ дов,  - фондоемкость - стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 рубль выпуска.  Расчеты аналитических коэффициентов осуществляются  исходя из среднегодовой (средней за период) стоимости основ­ ных фондов.

 

34..Виды дивидендной политики фирмы.

ГЛАВНЕЙШИЙ ВОПРОС ДИВИДЕНДНОЙ  ПОЛИТИКИ:  как примирить интересы акционеров с необходимостью доста­ точного финансирования развития ?  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами,  тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинанси­ рование развития. Увеличение нормы распределения влечет за со­ бой снижение внутренних темпов роста, что, в свою очередь, накладывает ограничение на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности к привлечению кредитов (чем меньше собс венные средства, тем меньше шансов получить кредит на под­ ходящих условиях).

Если же инвесторы не получают вырлаты, то начинают продавать акции, что ведет к падению цены акции.

а) определить норму распределения  прибыли на дивиденды, при­ няв во внимание всю совокупность конкретных обстоятельств — ограничений правового, контрактного, финансового характера (выплата дивидендов снижает ликвидные средства) и даже соци­ ально-психологические аспекты бизнеса;

 б) определить приемлемую  для Вас методику дивидендных  вы­ плат.

-1. Методика  постояного  процентного распределения прибыли

-2. Мето­ дика  фиксированных дивидендных выплат

3. Методика выплаты гарантированного  минимума и «экстра»-ди- видендов

4. Методика выплаты  дивидендов  акциями  

всякий раз при суще­ ственном увеличении доли чистой прибыли фирма вынуждена существенно увеличивать дивиденды. Однако менеджеры фирмы стараются этого не делать. Они полагают, что акционеры предпочитают постоянный рост дивидендов. Поэтому вводится корректирующий коэффициент К, снижающий планируемое изменение дивиденда Чем консервативнее компания, тем ниже корректирующий коэффициент.  .

В экономической теории до сих пор  ведутся споры о влиянии ди­ видендной политики на стоимость фирмы.

Существует единственный способ финансировать  дополнительные  выплаты по дивидендам — это выпустить некоторое  количество акций  и продать их. При этом происходит перемещение  стоимости от старых  акционеров к новым. Новые акционеры получают вновь напечатанные  акции, каждая из которых стоит меньше, чем до объявления об изменении дивидендных выплат. Старые акционеры несут убытки по стоимости своих акций, точно компенсируемые дополнительными дивидендами, которые они получают.

 

35.Виды банковских кредитов и оптимизация отношений с банками.

Банковский краткосрочный кредит предоставляется в следующих  формах. 

1. Банковский (необеспеченный) кредит, как правило, предоставля­ ется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое об­ служивание организации.

2. Контокоррентный кредит (овердрафт)  обычно предоставляется  банком  под обеспечение, однако требование  обеспечения не является  обязательным. Выдавая этот кредит, банк открывает  организации кон­ токоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и рас­ четные операции. Кредит не может увеличивать установленное в кре­ дитном договоре отрицательное максимальное сальдо (контокоррент­ ный лимит). По отрицательному остатку контокоррентного счета орга­ низация выплачивает банку кредитный процент.

.  3. Сезонный кредит с ежемесячной  амортизацией долга обычно  предоставляется на формирование переменной части оборотного ка­ питала на период сезонного роста потребностей в средствах. Про­ центы и основной долг (амортизация) по такому кредиту выплачи­ ваются ежемесячно.

  4. Кредитная линия. В договоре  открытия кредитной линии огова­ риваются сроки, условия и предельная сумма кредита. Такой кредит  выдается тогда, когда в нем возникает потребность

  5. Онкольный кредит предоставляется  без указания срока исполь­ зования, но с обязательством погасить кредит по первому требова­ нию кредитора. Для погашения кредита обычно предоставляется льгот­ ный период (по действующей практике — до трех дней)

.  6. Ломбардный кредит выдается  под заклад высоколиквидных ак­ тивов (векселей, ГКО и др.), которые на период кредитования пере­ даются банку. Размер кредита соответствует только части стоимости переданных в заклад активов.

 

36.Методы управления оборотным капиталом.

Управление оборотным капиталом  сводит­ ся к его снижению при том же объеме производства, а также к обеспе­ чению и поддержанию ликвидности предприятия.

Оборотные активы в зависимости  от способности превращаться  в  деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продук­ ции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задол­ женность, средства иа депозитах) и наиболее ликвидные (денежные  средства и краткосрочные ценные бумаги).

Политика управления оборотными активами представляет собой  часть  общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся  в формировании необходимого объема и состава оборотных активов. Основные этапы:

  1. Анализ оборотных активов  предприятия в предшествующем  периоде,  2. Определение принципиальных подходов к формированию  оборотных активов предприятия.( консервативный, умеренный и агрессивный.)3- Оптимизация объема оборотных активов.  Такая оптимизация должна исходить из принятого типа полити­ ки формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уро­ вень соотношения эффективности их использования и риска.

В практике планирования используются несколько методов счета.  Метод  коэффициентов основан на отчетных данных за базовый пе­ риод, но в планируемом году идет пересчет отдельных видов оборотных активов в сторону увеличения или снижения с помощью коэффициентов, устанавливаемых самим предприятием. 

Аналитический метод также основан  на отчетных данных, но пере­ счет отдельных  величин оборотных средств идете  учетом предстоящих  изменений в  плановом году (объемы производства, ассортимент, цены,  налоговые платежи и  т.д.).

 Расчетно-аналитический метод  расчета индивидуальных норм  сы­ рья, материалов, топлива и энергии основан на поэлементных расчетах  по данным конструкторской и технологической документации. 

Метод прямого счета основан  на определении величин оборотных  средств, выделяемых на каждый элемент  оборотных активов. Затем их  складывают, и определяется общая сумма норматива. 

Наиболее точный и объективный  метод расчета необходимых предприятию  оборотных средств — метод  нормирования. Грамотное нормирование позволяет установить минимальные  суммы средств, удовлетворяющая потребность в собственных оборотных средствах и  обеспечить устойчивое финансовое состояние.

Весь процесс нормирования можно  разделить на несколько этапов:  1) расчет норм запасов по отдельным  элементам в днях;  2) определение  однодневного расхода по отдельным  элементам в  денежном выражении;  3) расчет частных нормативов по всем элементам нормируемых  оборотных  средств;  4) суммирование отдельных  нормативов по элементам в общую  сумму нормируемых оборотных  средств.

 

 

 

42.Управление денежными средствами и их эквивалентами.

Определение минимально необходимой  потребности в денежных активах  для осуществления текущей хозяйственной  деятельности направлено на установление нижнего предела остатка необходимых  денежных активов Расчет минимально необходимой суммы денежных активов  основывается, на объеме расходования де­ нежных активов по  операциям  в предстоящем периоде.  Минимально необходимая потребность в денежных активах  для осуществления текущей  хозяйственной деятельности может  быть определена по следующей формуле:

ДА min — минимально необходимая потребность в денежных  активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности

ПР да  — предполагаемый объем платежного оборота по те­ кущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств предприятия);

Ода — оборачиваемость денежных активов (в разах) в ана­ логичном по сроку отчетном периоде (она может быть скорректирована с учетом планируемых мероприятий по ускорению оборота денежных активов).

Корректировка потока платежей с целью  уменьшения максимальной и средней  потребности в остатках денежных активов осуществляется путем его  оперативного регулирования (переноса  срока отдельных платежей по заблаговременному  согласованию с  контрагентами).  На первом этапе регулируются декадные сроки расходования  денежных средств (в увязке с их поступлениями), что  позволяет  минимизировать остатки  денежных активов в рамках каждого  месяца (квартала).  На втором этапе  размер среднего остатка денежных активов  оптимизируется с учетом предусматриваемого резервного запаса  этих активов. При  этом вначале определяется максимальный остаток денежных активов с учетом неравномерности платежей и  резервного запаса, а затем их средний остаток (половина суммы  минимального и  максимального остатков денежных активов).  Высвобожденная в процессе корректировки  потока платежей  сумма денежных активов реинвестируется в краткосрочные  финансовые вложения или в другие виды активов.

Обеспечение ускорения оборота  денежных активов определяет  необходимость  поиска резервов такого ускорения на предприятии. Основными из этих резервов являются:

 а) ускорение инкассации денежных  средств, при котором со­ кращается остаток денежных активов в кассе;

б) сокращение расчетов наличными 

в) сокращение объема расчетов с поставщиками с помощью ак­ кредитивов и чеков, так как они отвлекают на продолжительный период денежные активы из оборота в связи с необходимостью  предварительного их резервирования на специальных счетах в банках.

Обеспечение рентабельного использования  временно свободного  остатка денежных активов может быть осуществлено за счет сле­ дующих мероприятий:

 а) согласования с банком  условий текущего хранения остатка   денежных средств с выплатой депозитного процента

б) использования краткосрочных  денежных инструментов  для временного  хранения свободных денежных активов; 

в) использования высокодоходных краткосрочных  фондовых  инструментов для размещения резерва денежных активов при  условии достаточной их  ликвидности  на фондовом рынке.

Минимизация потерь используемых денежных активов от ин­ фляции осуществляется раздельно по денежным средствам в на­ циональной и иностранной валютах.

 

45.Понятие и структура доходов.

    Понятие доход представляет  собой показатель результатов  экономической деятельности Следует различать располагаемый, номинальный или реальный доход.

ДОХОДЫ - это увеличение (с позиции  теории) экономических выгод предприятия  в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств в  ходе обычной деятельности, приводящее к  увеличению капитала собственников  этого предприятия, за исключением  их вкладов. С позиции практики данный термин обозначает валовые поступления  экономических выгод в ходе деятельности предприятия, состоящие из двух частей. Основа доходов - выручка в виде доходов  от обычных видов деятельности  (продажа продукции и оказание услуг, предусмотренных устав­ ными документами). Другая часть доходов - прочие прступления, называемые операционными и внереализационными дохо­ дами (полученные штрафы, доход от продажи оборудования,  поступления от сдачи активов в аренду и др.).  .

 

53.Управление формированием и распределением прибыли.

Формирования и распределения  прибыли  это — сопряженные  процессы. Освободив налоговую прибыль от основного прямого налога — налога на при­ быль и перечислив (при наличии соответствующих соглашений)  требуемые суммы в свой резервный фонд, а также фонд отраслевой вышестоящей организации, предприятие исчисляет чистую  (остаточную) прибыль.

Распределение прибыли 

1.Штрафы в бюджет  и во внебюджетные  фонды  Некоторые  платежи в местные  бюджеты*.( с чистой прибыли)

2.Фонд потребления :  • премии, помимо учтенных в себестоимости • ссуды работникам.  • содержание объектов  социальной сферы  • страхование пенсий для  своих сотрудников  • удешевление питания в  столовых и буфетах  • сверхлимитные,  учитываемые в  себестоимости выплаты на  потребление**  • прочие

3 Фонд накопления   • капиталовложения — прямые или физические  инвестиции: в расширение,  техническое перевооружение,    (прирост основного капитала)  • капитальное строительство объектов социальной сферы • прирост оборотных средств (оборотного капитала)  • возврат ссуд, уплата  процентов, в том числе сверх входящих в себестоимость согласно  лимиту Центробанка РФ  • финансовые вложения по  контрактам с коммерческими и финансовыми структурами • благотворительность,  спонсорство и т.п.  • прочие

4.Резервный фонд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55.Виды финансового планирования.

Финансоюе планирование  можно разделить на т р и вида в зависимости от срока:  1) краткосрочное;  2) среднесрочное;  3) долгосрочное. 

1. Краткосрочное планирование. Общий  срок планирования со­ ставляет одну неделю, интервалы планирования — один день. Осо­ бое внимание уделяется планированию денежных и товарно- материальных потоков.

2. Среднесрочное планирование. Период  планирования определя­ ется исходя из сроков оборота по каждой товарной группе и сроков  авансовых платежей по налогам:

Планирование ведется еженедельно

Долгосрочное планирование. Период планирования определяет­ ся сроком, на который разрабатываются стратегические планы и временем жизни инвестиционных проектов:

Интервалы планирования — месяц, квартал, полугодие, в зави­ симости от сроков планирования. 

Различают:- последовательное планирование (новый план составляется по истечении  срока действия предыдущего);

- скользящее планирование (по истечении  части срока действия предыдущего  плана производится его ревизия  на оставшийся период и составляется  новый на период после окончания  всего срока предыдущего и  т.д.);

Информация о работе Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами