Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:54, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Составной его частью явл. финансовый анализ, базирующийся на бухг. балансе и вероятных оценках будущих фактов хоз. жизни. Бухгалтерская отчетность становится информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.Финансовый менеджмент это наука и исскуство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их инвестирования.

Файлы: 1 файл

фин мен..docx

— 160.57 Кб (Скачать)

ДА min — минимально необходимая потребность в денежных  активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности

ПР да  — предполагаемый объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств предприятия);

Ода — оборачиваемость  денежных активов (в разах) в аналогичном  по сроку отчетном периоде (она может  быть скорректирована с учетом планируемых  мероприятий по ускорению оборота  денежных активов).

Корректировка потока платежей с целью уменьшения максимальной и средней потребности  в остатках денежных активов осуществляется путем его оперативного регулирования (переноса  срока отдельных платежей по заблаговременному согласованию с  контрагентами).  На первом этапе  регулируются декадные сроки расходования  денежных средств (в увязке с их поступлениями), что позволяет  минимизировать остатки  денежных активов в рамках каждого месяца (квартала).  На втором этапе размер среднего остатка денежных активов  оптимизируется с учетом предусматриваемого резервного запаса  этих активов. При этом вначале определяется максимальный остаток денежных активов с учетом неравномерности платежей и  резервного запаса, а затем их средний остаток (половина суммы  минимального и максимального остатков денежных активов).  Высвобожденная в процессе корректировки потока платежей  сумма денежных активов реинвестируется в краткосрочные финансовые вложения или в другие виды активов.

Обеспечение ускорения оборота денежных активов  определяет  необходимость поиска резервов такого ускорения на предприятии. Основными из этих резервов являются:

а) ускорение  инкассации денежных средств, при котором  сокращается остаток денежных активов  в кассе;

б) сокращение расчетов наличными

в) сокращение объема расчетов с поставщиками с  помощью аккредитивов и чеков, так  как они отвлекают на продолжительный  период денежные активы из оборота  в связи с необходимостью  предварительного их резервирования на специальных счетах в  банках.

Обеспечение рентабельного использования временно свободного  остатка денежных активов  может быть осуществлено за счет следующих  мероприятий:

а) согласования с банком условий текущего хранения остатка  денежных средств с выплатой депозитного процента

б) использования  краткосрочных денежных инструментов  для временного  хранения свободных  денежных активов;

в) использования  высокодоходных краткосрочных фондовых  инструментов для размещения резерва  денежных активов при условии  достаточной их  ликвидности на фондовом рынке.

Минимизация потерь используемых денежных активов  от инфляции осуществляется раздельно  по денежным средствам в национальной и иностранной валютах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Понятие и структура доходов.

Доходы организации  возникают как увеличение экономических  выгод в результате поступления  денежных средств и других активов  или уменьшения обязательств. Выгода - польза, приобретение, прибыль. В ПБУ 9/99 экономическая выгода определяется как увеличение капитала организации, кроме вкладов собственников  в капитал организации.

Общий подход к группировке доходов заключается  в разделении их на относящиеся к обычным видам деятельности и прочие (операционные и внереализационные) доходы.

К обычным  видам деятельности относятся операции по производству и продаже продукции, покупных товаров, выполнению работ  и оказанию услуг.

В тех организациях, предметом деятельности которых  является предоставление в аренду своих  активов, участие в капиталах  других организаций, а также предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, а также предметы другой интеллектуальной собственности, указанные операции относятся к обычным видам  деятельности.

К прочим видам  деятельности относятся все внереализационные операции по доходам, а также операции по продаже основных средств и иных активов, кроме иностранной валюты и тех, что относятся к операциям по обычным видам деятельности (продукция, товары), процентные операции, поступления от совместной деятельности.

К прочим видам  деятельности относятся арендные операции; доходы, связанные с участием в  капиталах других организаций; операции с правами на интеллектуальную собственность, если они не классифицируются как  относящиеся к обычным видам  деятельности.

 

 

 

 

46. Влияние финансового менеджера  на политику ценообразования

Ценова́я поли́тика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги. Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли.

Проводимая  политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров  или услуг. Она формируется в  тесной связи с планированием  производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием  продаж. Цена должна устанавливаться  таким образом, чтобы, с одной  стороны, удовлетворять нужды и  потребности покупателей, а с  другой — способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся  в обеспечении поступления достаточных  финансовых ресурсов.

Ценовая политика направлена на установление таких цен  товаров и услуг в зависимости  от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный  предприятием объем прибыли и  решить другие стратегические и оперативные  задачи. В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия.

При этом его  руководство определяет общую ценовую  политику, увязывая в интегрированную  систему отдельные решения: взаимосвязь  цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных  скидок и изменения цен, соотношение  цен с ценами конкурентов, выбор  метода установления цен новых товаров. Определение политики ценообразования  базируется на основе следующих вопросов:

• какую  цену мог бы заплатить за товар  покупатель;

• как влияет на объем продаж изменение цены;

• каковы составляющие компоненты издержек;

• каков  характер конкуренции в сегменте рынка;

• каким  должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;

• какую  скидку можно предоставить покупателям;

• повлияют ли на увеличение объема продаж доставка товара и другие дополнительные услуги. Общая политика предприятия в  итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции.

Поэтому определение  ценовой политики представляет собой  одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как  при любых условиях недопустимо  устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий  каждого из вариантов решения  данного вопроса. Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые  она стремится достичь, формируя цены своей продукции.

С помощью  различных методов ценообразования  устанавливают конкретную цену в  зависимости от определенных обстоятельств  или поставленных целей. Для принятия окончательного решения по ценам  менеджер должен рассмотреть все  предлагаемые варианты расчета цен. В процессе установления цены продукции  предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о  них, тем легче устанавливать  цены новой продукции. К возможным  целям ценовой политики относятся:

1. обеспечение  выживаемости фирмы;

2. максимизация  текущей прибыли;

3. завоевание  лидерства по показателю «доля  рынка»;

4. завоевание  лидерства по показателю «качество  продукции»;

5. политика  «снятия сливок»;

6. краткосрочное  увеличение объемов сбыта продукции.

 

 

 

63. Слияния и поглощения

Слияние - объединение двух компаний, при которой создается новая фирма, субъекты объединения останавливают деятельность, которую проводили до момента объединения и начинают в качестве новой компании.

Поглощение - слияние двух компаний, при котором одна компания покупает часть активов другой и сохраняет позицию управляющего, может сопровождаться реализацией части активов. В последние годы поглощения осуществлялись в форме выкупа контрольного пакета акций.

В зависимости от характера интеграции компаний выделяют:

Горизонтальные  слияния - объединение компаний одной  отрасли, производящие аналогичные  изделия или осуществляют одинаковые стадии производства;

Вертикальные  слияния - объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим  процессом производства готового продукта, Расширение компанией-покупателем  деятельности или на предыдущие производственные стадии. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;

Родовые слияния - объединение компаний, выпускающих  взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, делает фотопленку или  реактивы для фотографирования;

Конгломератные  слияния - объединение компаний различных  отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние фирмы одной  отрасли с фирмой другой отрасли, не является ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

Национальные  слияния - объединение компаний, находящихся  в рамках одного государства;

Транснациональные слияния - слияние компаний, находящихся  в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).

 

Учитывая  глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной  чертой становится слияние и поглощение компаний разных стран, но и транснациональных  корпораций.

В зависимости от отношения управленческого  персонала компаний к сделке по слиянию  компании можно выделить:

Дружественные слияния - слияния, при которых руководящий  состав и акционеры не приобретает  и приобретаемого (целевой, выбранной  для покупки) компаний поддерживают данную сделку;

Враждебные  слияния - слияния и поглощения, при  которых руководящий состав целевой  компании (компании-мишени) не согласен с соглашением, которое готовится, и осуществляет ряд против захватнических мероприятий.

В зависимости от способа объединения  потенциала можно выделить следующие  типы слияния:

Корпоративные альянсы - объединение нескольких компаний, что обеспечивает получение синергетического эффекта только в определенном направлении, в других видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;

Корпорации - сочетаются активы фирм, подписывают  соглашение.

В зависимости от того, какой потенциал  в ходе слияния объединяется, можно  выделить:

Производственные  слияния - сочетаются производственные мощности нескольких компаний с целью  получения синергетического эффекта  за счет увеличения масштабов деятельности;

Чисто финансовые слияния - компании, которые объединились, не действуют как единое целое, не ожидается производственной экономии, имеет место централизация финансовой политики, Что способствует усилению позиций на рынке ценных бумаг, в  финансировании инновационных проектов.

Тип слияния  зависит от ситуации на рынке, стратегии  деятельности компаний и ресурсов.

 

 

64.Защитные меры от  недружественного поглощения.

1. Определение «слабых  мест» в обороне предприятия.  
Для того, чтобы разработать стратегию защиты предприятия, необходимо понять как будет осуществляться нападение. Задача защиты – выявить болевые точки и, по возможности, устранить их.  
Предметом изучения должны стать следующие вопросы:  
-история создания предпр. ( история его приватизации, выпуска ценных бумаг при учреждении, оплата уставного ка-питала)  
- приобретение контрольного пакета акций/долей нынешними собственниками 
- учредительные документы юридического лица 
-система и компетенция органов управления 
- решения органов управления компании 
- основные сделки за последние годы

- финансовые решения органов управления  юр. лица, которые позволяют участникам требовать в судебном порядке взыскания убытков, причиненных обществу 
- правовой режим недвижимого имущества предприятия  
2. Распределение акций/долей среди участников хоз. общества.  
Первыми, кому будет предложено продать свои акции, будут лица, неработающие на предприятии, и пенсионеры.  
Проводя контрскупку ценных бумаг/долей предприятия, нельзя забывать, что права самого АО /ООО  на приобретение собственных акций/долей ограничены: необходимо соблюсти ограничения по количеству приобретаемых акций и по порядку одобрения подобных сделок  
Возможна передача акций мажоритарных акционеров номинальному держателю. Это создаст сложности в получении информации о собственниках ценных бумаг и, как следствие, существенно затруднит действия рейдеров, на-правленные на 1) на хищение ценных бумаг 2) обременение ценных бумаг с помощью определений об обеспечении иска 3) признание недействительной сделки по приобретению ценных бумаг.  
3. Приведение в соответствие с действующим законодательством документов хозяйственного общества.  
В первую очередь, речь идет об учредительных документах хозяйственных обществ. Кроме того, необходимо обратить особое внимание и на порядок подготовки и проведения собраний органов управления общества.  
4. Непосредственная работа с недвижимостью.  
Для эффективной защиты от недружественного поглощения предприятию необходимо иметь возможность оперативно управлять своими активами, то есть в случае возникновения необходимости отчуждать недвижимость или искусственно ее обременять, в том числе путем передачи ее в залог, усложнения порядка ее продажи с помощью внесения изменений в учредительные документы..  
Если первичное право собственности на недвижимое имущество не оформлено, то его необходимо зарегистрировать.  
5. Управление кредиторской задолженностью  
Завладеть имуществом юридического лица возможно не только путем совершения сделок купли-продажи, предварительно обеспечив назначение на должность руководителя компании «своего» человека, но и путем обращения взыскания на данное имущество по долгам предприятия.  
Важно помнить о том, что вышеуказанные методы защиты предприятия являются превентивными и могут эффективно применяться на том этапе, когда существует лишь потенциальная угроза недружественного поглощения. Ситуации, когда законного собственника ста-вят перед фактом того, что он более не обладает никакими правами на занимаемую им недвижимость, требуют оперативного вмешательства и совершенно других решений.  
6. PR в защите от недружественных поглощений  
Так же, как и другие методы защиты, PR наиболее эффективен на ранних стадиях захвата, как только менеджмент компании понял, что предприятие стало объектом враждебного поглощения. Однако использование PR и на более поздних стадиях противостояния оправданно.  
Главная цель PR-сопровождения заключается в обеспечении лояльности и поддержки основных целевых аудиторий в процессе защиты предприятия. Штатные PR-специалисты предприятий обычно неплохо разбираются в продвижении продукта, в то время как в процессах защиты от захватов необходимы специалисты в кризисном PR, обладающие наработанными коммуникациями в этой области, соответствующими методиками и инструментарием

Информация о работе Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами