Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:54, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Составной его частью явл. финансовый анализ, базирующийся на бухг. балансе и вероятных оценках будущих фактов хоз. жизни. Бухгалтерская отчетность становится информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.Финансовый менеджмент это наука и исскуство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их инвестирования.

Файлы: 1 файл

фин мен..docx

— 160.57 Кб (Скачать)

Дополнительные методы:

Метод цепных подстановок

Способ абсолютных разниц

способ относительных разниц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Показатели оценки  имущественного и финансового  положения фирмы.

Одним из основных показателей явл. финансовый результат предприятия, который характеризуется прибылью или убытком. Прибыль отражает экономическую эффективность хоз деятельности и подразделяется на :

1 Финансовый результат основной  деятельности,

2 финансовый рез-т операционной, финансовой деятельности.

3 Результат от внереализационных меропиятий

4 Финансовый результат от дейстьвия чрезвычайных обстоятельств.

Данная оценка может быть составлена фин. менеджером на основе бух отчетов.( 5 форм), также пояснительной записки и аудиторского заключения.

Для наибольшего удобства бух Балан  должен быть агрегирован, т.е статьи должны быть объединены по экономическому смыслу.

Основными показателями , характеризующими финансовое состояние фирмы явл:

1 Ликвидность

2 платежеспособность

Ликвидность -- способность предприятия превращать свои активы в деньги по мере наступления срока обязательств.

Ликвидность предприятия это более  общее понятие, нежели чем ликвидность  баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание средств только за счет собственных активов, а ликвидность  предприятия предполагает возможность  привлечения заемных средств.

Для оценки фин. состояния фирмы  активы подразделяются на :

А1 наиболее ликвидные активы А1 ден ср-ва и краткосрочные фин вложения

А2 Быстрореализуемые активы дебиторская задолженность и прочие активы

А3 Запасы + долгосрочные финансов вложения - минус расходы будущих периодов

А4 Труднореализуемые активы Внеоборотные активы минус долгосрочные вложения.

 Для оценки имущественного  и финансового положения предприятия  также анализу подвергаются пассивы:

П 1 Наиболее срочные обязательства, кредиторская задолженность

П2 Краткосрочные пассивы - займы, кредиты и пр. краткосрочные обязательства.

П3 Долгосрочные пассивы, долгосрочные займы и кредиты.

П4 постоянные пассивы - все статьи раздела баланса капитал и резервы.

Платежеспособность -- возможность предприятия погашать свои платежные обязательства.

От степени ликвидности зависит  платежеспособность.

Показатели платежеспособности:

1Коэффициент текущей ликвидностио тношение суммы активов к краткосрочным обязательствам. = 1,8 -2 норм. значение

оборотные активы / краткосрочные  пассивы

К тек.л.=(А1+А2)/(П1+П2)

2 К быстрой ликвидности  оборотные  активы- запасы / краткосрочные пассивы = 0,8-1,0

3 К Абсол. ликвидности К абс.л.=Ден. ср-ва/ (П1+П2) Значен от 0,2 до 0,25

Показатели рентабельности :

Рентабельность продукции = прибыль  чист/ выручку

Рентабельность себестоимости = ЧП / СС

и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Финансовая устойчивость 

Финансовая устойчивость предприятия  – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов  и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее  его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого  уровня риска. Устойчивое финансовое состояние  достигается при достаточности  собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточно уровне рентабельности с учетом операционного и финансового  риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких  возможностях привлечения заемных  средств.

На устойчивость предприятия оказывают  влияние различные факторы: положение  предприятия на товарном рынке; производство и выпуск дешевой, качественной и  пользующейся спросом на рынке продукции; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних  кредиторов и инвесторов; наличие  неплатежеспособных дебиторов; эффективность  хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Различают четыре вида финансовой устойчивости

 
Абсолютная устойчивость характерна для ситуации, когда все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами.

 
Нормальная устойчивость отражает наличие источников формирования запасов, величина которых рассчитывается как сумма собственных оборотных средств, ссуд банка, займов, используемых для покрытия запасов, и кредиторской задолженности по товарным операциям. То есть предприятие для покрытия запасов и затрат успешно использует различные источники средств — как собственные, так и привлеченные, что также гарантирует его платежеспособность.

 
Неустойчивое финансовое состояние  сопряжено с нарушением платежеспособности, когда предприятие для покрытия части своих запасов вынуждено  привлекать дополнительные источники  покрытия, ослабляющие финансовую напряженность  и не являющиеся в известном смысле нормальными, то есть обоснованными.

 
Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции (наиболее ликвидной части запасов и затрат).

 
Кризисное, или критическое, финансовое состояние имеет место, когда предприятие находится на грани банкротства. В данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже кредиторской задолженности и просроченных ссуд.

 

18.Показатели рентабельности

Рентабельность — относительный показатель отражающий уровень доходности использования материальных, трудовых денежных и других ресурсов. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Выражается в процентах или в прибыли на единицу вложенных средств.

В качестве прибыли могут быть использованы: сумма чистой прибыли, балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции, прибыли  от разных видов деятельности предприятия

Основные показатели рентабельности: 

Общая рентабельность — отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств.

Рентабельность собственного капитала — отношение прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

Рентабельность активов — отношение чистой прибыли, полученной за период к средней величине активов предприятия за период. Показывает способность активов компании порождать прибыль, индикатор доходности деятельности компании, свободный от влияния объема заемных средств. Используется при расчете одного из важнейших финансовых показателей — финансового рычага.

Рентабельность продукции — отношение всей полученной прибыли к полной себестоимости реализованной продукции.

Рентабельность конкретного  изделия — отношение прибыли от реализации изделия к полной себестоимости изделия. Этот показатель очень важен для принятия решений по управлению производством. Он показывает степень рентабельности производимого изделия. Учитывая, что цель предпринимательской деятельности — получение максимальной прибыли, предприятие после анализа рентабельности изделия должно принять решение — избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и увеличить выпуск высокорентабельных видов продукции.

Рентабельность оборота — отношение прибыль к валовой выручке

 

19.Формула Дюпона используется для оценки рентабельности собственного капитала организации.

Числитель и знаменатель формулы  расчета рентабельности активов  умножается на объем реализации продукции. 
ЧП/А=(ЧП*РП)/(А*РП)=(ЧП/РП)*(РП/А) 
ЧП--чистая прибыль 
А—стоимость всех активов компании 
РП—объем реализованной продукции. 
Формула Дюпона отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации но и от оборачиваемости активов а также показывает: 
•    Значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов; 
•    Значение коэффициента реализации продукции; 
•    Возможность выбора между рентаб-ю реал. Продукции и скоростью оборота активов компании..

Анализируя рентабельность собственного капитала, необходимо учитывать  три важные особенности этого  показателя:

Временной аспект деятельности коммерческой организации. Коэффициент  рентабельности продаж определяется результативностью  работы отчетного периода, вероятный  и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда  коммерческая организация совершает  переход на новые перспективные  технологии или виды продукции, требующие  больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться.

Наличие проблемы риска. Одним  из показателей рискованности бизнеса  является коэффициент финансовой зависимости  – чем выше его значение, тем  более рискованным, с позиции  акционеров, инвесторов и кредиторов, является данный бизнес.

Наличие проблемы оценки показателей, используемых в формуле Дюпон. Числитель  и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен  на товары и услуги в основном за истекший период. В отличие от прибыли, собственный капитал складывается в течение ряда лет. Он выражен  в учетной оценке, которая может  сильно отличаться от текущей рыночной стоимости

 

23.Источники долгосрочного финансирования  фирмы.

К долгосрочным относятся  все типы заемного капитала предприя­ тия со сроком его использования более одного года. Основными фор­ мами таких обязательств являются:

 • долгосрочные кредиты  банков;

  • долгосрочная задолженность  по налоговому кредиту;  • задолженность  по эмитированным корпоративным  облигациям;

 • задолженность по  финансовой помощи, предоставляемой  на воз­ вратной основе.  Долгосрочные займы привлекаются для формирования недостаю­ щих объемов инвестиционных ресурсов, используемых, например, на  новое строительство, реконструкцию, модернизацию.

Долгосрочные кредиты  коммерческих банков привлекаются пока только в реальные и быстрореализуемые  проекгы с высокой нормой прибыльности. Этим видом кредитования занимаются лишь крупные банки при условии предо­ ставления им налоговых и других льгот.

Долгосрочное финансирование с помощью облигаций часто  при­ меняется для финансирования активов  с продолжительным сроком  эксплуатации, таких, как земля, оборудование или  строительные про­ екты. Чем выше капиталоемкость бизнеса, тем больше может быть  объем долгосрочных задолженностей и акционерного капитала.

Долгосрочные долги предприятий  обычно представле­ ны в виде подлежащих погашению облигаций. Облигация является  ценной бумагой, свидетельствующей о том, что предприятие заняло  денежные средства и согласно их выплатить.  Владельцы облигаций получают доход, выплачиваемый ежегод­ но в виде фиксированного процента

 

28.Управление собственным капиталом.

Собственным капиталом называется общая сумма средств, принадлежащих  предприятию.  Собственный капитал  состоит из вложенных собственниками предприятия при его создании средств (уставный капитал) и средств, накопленных в процессе хозяйственной  деятельности.

Управление собственным  капиталом направлено на обеспечение  эффективного использования уже  накопленной его части и формиро­ вание собственных ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия

Формирование собственного капитала предприятия осуществля­ ется по следующим этапам [3]:

 • анализ формирования  собственного капитала в предыдущем  периоде; (выявления собственного  потенциала и его соот­ ветствия темпам развития предприятия.)

 • определение общей  потребности в собственном капитале; (общая потребность в собственном  капитале в планируемом периоде  равна сумме собственного капитала  на  конец планируемого периода  минус сумма собственного капитала  на  начало планируемого периода  плюс сумма прибыли, направляемой  на потребление в плановом  периоде.)

 • оценка стоимости  собственного капитала из различных  источ­ ников;  (для внутренних, так и для внешних источников)

• обеспечение привлечения  собственного капитала за счет внут­ ренних источников; (Привлечение собственно­ го капитала за счет внутренних источников осуществляется за счет чис­ той прибыли и амортизационных отчислений.)

 • обеспечение привлечения  собственного капитала за счет  вне­ шних источников; (призвано обеспечить ту часть капитала, которую не удалось сформи­ ровать за счет внутренних источников. К внешним источникам отно­ сятся паевой капитал и дополнительная эмиссия акций.)

 • выбор наилучшего  соотношения внутренних и внешних  источ­ ников формирования собственного капитала.( основьгаается на минимизации средневзвешенной стоимости собственного капитала.)

 

 

 

 

30.Управление основным капиталом.

Собственный основной капитал —  это капитал, вложенный в основные  средства, нематериальные активы, незавершенное  строительство, долгосрочные инвестиции.

Тактика управления основным капиталом  состоит в управлении структурой  внеоборотных активов, амортизационными отчислениями.  Структура внеоборотных активов зависит от инвестицион­ ных решений . Альтернативой инвестиций - приобретения основных фондов - является лизинг  На сумму лизинговых платежей увеличивается себестои­ мость, а следовательно, снижается налогооблагаемая при­ быль. Предприятие ПОЛУЧАЕТ экономия на налогах.

Информация о работе Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами