Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:54, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Составной его частью явл. финансовый анализ, базирующийся на бухг. балансе и вероятных оценках будущих фактов хоз. жизни. Бухгалтерская отчетность становится информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.Финансовый менеджмент это наука и исскуство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их инвестирования.

Файлы: 1 файл

фин мен..docx

— 160.57 Кб (Скачать)

Так, самым  краткосрочным займом являются так  называемые «однодневные короткие деньги», или «овернайт» (поставка кредитных ресурсов сегодня с возвращением завтра). «Однодневные деньги» пользуются на денежном рынке повышенным спросом, поэтому процентная ставка (вознаграждение) по этим займам порой в несколько раз превышает уровень ставок по кредитным ресурсам на более длительные сроки.

Контокоррентный кредит — кредит, при предоставлении которого банк открывает фирме-заемщику контокоррентный счет. На этом счете учитываются как кредитные, так и расчетные операции заемщика. По контокоррентному счету заемщик пользуется кредитом в пределах заранее определенного лимита (контокоррентный лимит) и вносит на этот счет все освобождающиеся у него средства. По отрицательному, дебетовому остатку контокоррентного счета фирма уплачивает банку установленный кредитный процент. Если внесенные фирмой-заемщиком суммы превысят сумму ее задолженности, возникает кредитовый остаток. Для такого случая кредитным договором может быть определено, что на этот остаток банк начисляет фирме депозитный процент. Поэтому в договоре о контокоррентном кредите устанавливаются размеры процентной ставки по дебетовому и кредитовому остаткам по счету, а также предусматривается возможность изменения процентной ставки в течение контокоррентного периода и сроков расчетов по контокоррентному счету.

Ломбардный  кредит — кредит в твердо фиксированной сумме, предоставляемый кредитором фирме-заемщику на определенный срок под залог имущества или имущественных прав. Широко распространены ломбардные кредиты под залог ценных бумаг, «Чистый» ломбардный кредит — это краткосрочный кредит, со сроком погашения до года, чаще всего он предоставляется сроком на три месяца под залог ценных бумаг.

Ипотечный кредит — долгосрочный кредит, полученный под залог или части основных средств, или имущественного комплекса фирмы-заемщика в целом. Банки, специализирующиеся на выдаче ипотечных кредитов, называются ипотечными банками. Фирма-заемщик, получая такой кредит, обязана застраховать передаваемое в залог имущество в полном объеме в пользу банка-кредитора. При этом заложенное в банке имущество фирма продолжает использовать. Ипотечный кредит является основной формой долгосрочного банковского кредитования.

Платежный кредит — кредит, предоставляемый фирмам-плательщикам на оплату ими расчетных документов, выполнение денежных обязательств, при наличии у фирм временных финансовых трудностей, возникающих вследствие опережения сроков платежей по отношению к срокам поступления средств на счет фирм-плательщиков. Обычно платежный кредит предоставляется банками предпринимательским фирмам на оплату материальных ресурсов, оборотных средств, на погашение дебетового сальдо по зачету взаимных требований, на выплату заработной платы.

Револьверный  кредит — это автоматически возобновляемый кредит. Данный вид банковского кредита предоставляется на определенный период, в течение которого фирме-заемщику разрешается как поэтапное привлечение кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по кредиту. При этом внесенные в счет погашения обязательств средства фирма может вновь заимствовать в течение периода действия кредитного договора.

девять шагов к  полной оптимизации банковских отношений:

1. Оценка  текущего годового объема доходов,  который Ваша компания имеет  со всех подразделений с использованием  всех доступных банковских продуктов;

2. Самостоятельная  оценка Вашего текущего рейтинга  кредитного риска путем детальной  проверки балансов и привлечения  сторонних аудиторов;

3. Самостоятельная  оценка потребности компании  в стороннем капитале в соответствии  с правилами Базэльского договора;

4. Изоляция  личной прибыли от общего капитала  компании;

5. Оценка  качества обслуживания в каждом  определенном Вами банке с  учетом выводов исследования;

6. Оценка  банка по индексу KPI, соответствующему  Вашему сектору:

А) Учет общих  эксплуатационных расходов, включая  финансовые компенсации сотрудникам;

Б) Выплата  дивидендов акционерам, если она подразумевается;

7. Определение  оптимальной стратегии взаимоотношений  с банком-кредитором:

А) Определение  поставщиков – число выбранных  Вами банков и список предпочтительных контактов;

Б) Определение, будет кредитором один банк или несколько;

В) Определение  наиболее привлекательных условий  для основы переговоров;

8. Выполнение  обрисованного выше плана;

9. Осуществление  непрерывного контроля и улучшения  стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Методы управления оборотным  капиталом.

Управление  оборотным капиталом сводится к  его снижению при том же объеме производства, а также к обеспечению  и поддержанию ликвидности предприятия.

Оборотные активы в зависимости от способности  превращаться  в деньги делятся  на медленно реализуемые (запасы готовой  продукции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные  средства и краткосрочные  ценные бумаги).

Политика  управления оборотными активами представляет собой  часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся  в формировании необходимого объема и состава оборотных активов. Основные этапы:1. Анализ оборотных  активов предприятия в предшествующем  периоде. Рассматривается динамика общего объема оборотного капитала, динамика состава оборотных активов предприятия, сформированных за счет оборотного капитала. Анализ состава оборотных активов  предприятия по отдельным их видам  позволяет оценить уровень их ликвидности. Результаты позволяют  определить общий уровень эффективности  управления оборотным капиталом  предприятия и выявить основные направления его увеличения в  предстоящем периоде.

2. Определение  принципиальных подходов к формированию  оборотных активов предприятия.

- консервативный  подход - предполагает создание высоких  размеров резервов оборотного  капитала на случай непредвиденных  сложностей в обеспечении предприятия  сырьем и материалами, ухудшении  условий производства, задержки  инкассации дебиторской задолженности  и т.д.;

- умеренный - направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создания нормированных страховых их размеров;

- агрессивный - заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов.

3. Оптимизация  объема оборотных активов.  Такая  оптимизация должна исходить  из принятого типа политики  формирования оборотных активов,  обеспечивая заданный уровень  соотношения эффективности их  использования и риска.4. Обеспечение  необходимой ликвидности используемых  активов, сформированных за счет  оборотного капитала.5. Обеспечение  увеличения рентабельности оборотного  капитала. Его размер должен генерировать  определенную прибыль при его  использовании производственно-сбытовой  деятельности.

В практике планирования используются несколько  методов счета.

Метод коэффициентов основан на отчетных данных за базовый период, но в планируемом году идет пересчет отдельных видов оборотных активов в сторону увеличения или снижения с помощью коэффициентов, устанавливаемых самим предприятием.

Аналитический метод также основан на отчетных данных, но пересчет отдельных величин оборотных средств идет учетом предстоящих изменений в плановом году (объемы производства, ассортимент, цены,  налоговые платежи и т.д.).

Расчетно-аналитический метод расчета индивидуальных норм сырья, материалов, топлива и энергии основан на поэлементных расчетах  по данным конструкторской и технологической документации.

Метод прямого счета основан на определении величин оборотных  средств, выделяемых на каждый элемент оборотных активов. Затем их  складывают, и определяется общая сумма норматива.

Наиболее  точный и объективный метод расчета  необходимых предприятию оборотных  средств — метод нормирования. Грамотное нормирование позволяет установить минимальные суммы средств, удовлетворяющая потребность в собственных оборотных средствах и обеспечить устойчивое финансовое состояние.Весь процесс нормирования можно разделить на несколько этапов:  1) расчет норм запасов по отдельным элементам в днях;  2) определение однодневного расхода по отдельным элементам в денежном выражении;  3) расчет частных нормативов по всем элементам нормируемых оборотных средств;  4) суммирование отдельных нормативов по элементам в общую сумму нормируемых оборотных средств.

 

37. Понятие и структура оборотного  капитала.

Оборотный капитал — это капитал, инвестируемый фирмой, компанией в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Иными словами, это средства фирмы, вложенные в текущие активы (оборотные средства).

Оборотные средства – часть имущества предприятия, которая переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции в течение одного производственного цикла и при этом меняет свою натуральную форму.

Оборотные средства делят на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды включают в себя производственные запасы и незаконченную продукцию. Производственные запасы представлены: сырьём, материалами, топливом, энергией, запасными частями, тарой и тарными материалами. Незаконченная продукция включает в себя полуфабрикаты собственного производства, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

К фондам обращения  относятся готовая продукция  не складе, дебиторская задолженность (она представлена продукцией отгруженной, но не оплаченной, денежными средствами в расчетах), денежные средства на расчетном счете и в кассе.

Часть оборотных  средств относится к нормируемым оборотным средствам (можно заранее рассчитать). К ним относят производственные запасы, незаконченную продукцию, и готовую продукцию на складе.

Все остальные  оборотные средства – ненормируемые.

При определении  необходимой величины производственных запасов используют понятие нормы  и норматива. Норма – величина запаса в днях – она определяется внешними факторами (расстояние до поставщика, вид транспорта, емкость транспортных средств). Норматив – произведение нормы на ежедневный расход оборотных средств. Он зависит и от внешних и от внутренних факторов.

Ежедневный  расход зависит от объёмов и от эффективности производства.

Производственные запасы делятся на несколько видов – текущей запас (запас, который необходим для бесперебойного протекания производственного процесса), страховой запас (запас, который необходим в случае, если очередная поставка запаздывает), транспортный запас(запас в пути), технологический запас(запас, связанный с предварительной подработкой оборотных средств).

Незавершенная продукция включает: все, что находится на рабочих местах, все что находится на промежуточных складах и в кладовых и то, что непосредственно находится в процессе обработки.

К нематериальным активам относят продукты интеллектуального труда: программные продукты, товарные знаки, торговые марки, ноу-хау, проектную документацию, лицензии и организационные расходы (которые необходимы на регистрацию предприятия).Часть из них может быть реализована.

 

 

 

 

 

39. Управление запасами компании.

Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование запасов  товарно-материальных ценностей, осуществляется путем определения потребности  в отдельных видах запасов. В  процессе определения потребности  запасы товарно-материальных ценностей  предварительно группируются следующим  образом:

• производственные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для производства продукции);

• запасы готовой  продукции, предназначенные для  бесперебойной ее реализации потребителям.

Принципиальная  формула, по которой определяется необходимый  объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей, имеет вид:

ФС 3  = СР х Н 3  - КЗ,

где ФС 3  — объем финансовых средств, авансируемых в запасы;  СР — среднедневной объем расхода запасов в сумме;

Н 3  —  норматив хранения запасов, в днях (при  отсутствии  разработанных нормативов может быть использован  показатель средней продолжительности оборота  запасов в днях);

КЗ — средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретенные товарно-материальные ценности (этот элемент включается в расчет, как правило, только по производственным запасам; при реализации готовой продукции он включается лишь при установившейся практике предоплаты за нее).

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором  минимизируются совокупные текущие  затраты по обслуживанию  запасов (доставка приемка+ затраты по хранению) осуществляется по следующей формуле (известной как модель Уилсона):

где ОР пп  — оптимальный размер партии поставки;

З г — необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год (квартал);

T31 — размер  текущих затрат по размещению  заказа, дос­ тавке товаров и их приемке в расчете на одну поставляемую партию;  ТЗ2 — размер текущих затрат по хранению единицы запасов.

Обеспечение своевременного вовлечения в хозяйственный  оборот  излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов).

Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае определяется по формуле:

где ФС В  — сумма высвобождаемых финансовых средств в про­ цессе нормализации запасов;

З н  — норматив запасов в сумме;

3ф — фактические  запасы в сумме;

ЗД Н  —  норматив запасов в днях;

ЗДф — фактические запасы в днях;

СР — среднедневной объем расходования запасов в сумме.

42. Управление денежными средствами  и их эквивалентами.

Определение минимально необходимой потребности  в денежных активах для осуществления  текущей хозяйственной деятельности направлено на установление нижнего  предела остатка необходимых  денежных активов. Расчет минимально необходимой  суммы денежных активов основывается, на объеме расходования де­ нежных активов по  операциям в предстоящем  периоде.  Минимально необходимая  потребность в денежных активах  для осуществления текущей хозяйственной  деятельности может  быть определена по следующей формуле:

Информация о работе Финансовый менеджмент как наука и искусство управления финансами