Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:27, реферат

Краткое описание

Сущность финансового менеджмента как экономической категории проявляется в выполняемых им функциях. Научно обоснованная характеристика функций необходима для эффективной организации управления финансовой деятельностью предприятий и коммерческих организаций. В пределах единства функций финансов предприятий и финансового менеджмента имеются и существенные различия, определяющие значимость управленческого аспекта

Оглавление

1.1 Факторинг как способ управления финансированием дебеторской задолжности. 1
1.2 Принципы и роль финансового менеджмента 6
2. Задача 15
3. Тест 16

Файлы: 1 файл

УП.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

1.1 Факторинг как  способ управления  финансированием  дебеторской задолжности.

Факторинг – достаточно древний финансовый инструмент, суть которого заключается  в том, что Фактор (банк или специализированная факторинговая компания) выступает  в роли финансового агента своих клиентов, предоставляя комплекс услуг как по финансированию дебиторской задолженности клиента, так и по снижению риска неплатежей дебиторов. Несмотря на солидный возраст этой схемы работы и широкое применение ее в мировой практике, в России до недавнего времени о ней имелось исключительно теоретическое представление. Однако время не стоит на месте и рынок факторинга в России, несмотря на различные экономические потрясения, достаточно стабильно развивается. 

Зачем вообще нужен факторинг, и каким именно компаниям такая услуга может прийти по вкусу? Основная цель факторинга – обеспечение эффективного роста продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей. Само по себе заманчиво, не так ли? Увеличение продаж (естественно при условии наличия спроса на товар) напрямую зависит от достаточного финансирования оборотных средств, попросту говоря необходимы дополнительные расходы на закупку сырья, товаров, комплектующих. Многие руководители решают данный вопрос привлечением краткосрочных кредитов или займов, а то и более радикально – увеличением собственного капитала компании.

 Почему-то  до сих пор многие бизнесмены  упускают из вида наиболее  подходящий в данном случае  вариант – факторинг. Скорее  всего, это происходит из-за  распространенного ошибочного мнения, что факторинг – это все лишь разновидность краткосрочного кредитования, осуществляемого в данном случае под залог дебиторской задолженности. На самом деле это не верно! Поскольку факторинг – не есть выдача денег под залог активов, а именно комплекс услуг для производителей и поставщиков по:

 •  финансированию дебиторской задолженности  на срок отсрочки платежа

 •  покрытию риска неплатежа дебитором,  когда в случае неоплаты товара  последним факторинговая компания  фактически возмещает эти убытки поставщику

 •  эффективному управлению дебиторской  задолженностью и информационно-аналитическое  сопровождение операций.

 По  сравнению с простым кредитованием  на цели пополнения оборотных  средств факторинг имеет ряд  существенных преимуществ:

1. Залоговое обеспечение. В отличие от кредитования, где необходимо в большинстве случаев обязательное материальное залоговое обеспечение (основные средства, товары в обороте, сырье и прочее), при операциях факторинга обеспечением выступает дебиторская задолженность компании.

2. Оценка  финансового состояния. Жесткие  требования к финансовому состоянию  компании и качеству финансовой  отчетности в меньшей степени  влияют на положительное решение  вопроса при факторинге, чем при  кредитовании. Факторинговые компании  в большей степени интересуются качеством и диверсификацией дебиторской задолженности поставщика.

3. Гибкая  схема работы. В отличие от  кредитования, факторинг не связывает  так руки финансовым директорам  жесткими временными рамками  (при кредитовании в основном  используется единовременная или по утвержденному графику выборка кредитных средств и аналогичное погашение). Факторинговое финансирование осуществляется по факту отгрузки товара одобренным дебиторам и фактически пропорционально объему продаж. Погашение же факторингового финансирования осуществляется в момент оплаты отгруженного товара дебиторами. 

4. Высокие  темпы роста продаж. Более «гибкое»  и постоянное финансирование  при факторинге в совокупности  с эффективным управлением дебиторской  задолженностью позволяет более высокими темпами увеличивать товарооборот компании. По факту отгрузки товара в адрес одобренных дебиторов финансируется 90% от суммы каждой поставки. Таким образом, объем финансирования растет пропорционально объему продаж.

 Даже  самые простейшие расчеты показывают, что при равных условиях факторинг позволяет в течение одного года увеличить товарооборот в 2 раза быстрее, чем при кредитовании на пополнение оборотных средств. Используя факторинг с получением финансирования от Фактора сразу после отгрузки товара, вы будете всегда обладать денежными средствами для производства/закупки и продажи товара, не дожидаясь поступления оплаты от покупателей за ранее отгруженный товар.

5. Риски  неплатежей. Покрытие риска неплатежей  дебиторов. Данные риски переносятся на факторинговую компанию. И соответственно забота об обеспечении своевременного поступления оплат за отгруженный товар не висит тяжким бременем на плечах компании. 

Конечно факторинг – это не универсальный  финансовый инструмент, подходящий абсолютно  любой фирме или холдингу. Да и не каждую организацию хотят видеть клиентом факторинговые компании. Учитывая, что факторинговое финансирование является беззалоговым, уделяется большое внимание к диверсификации дебиторской задолженности в целом и к финансовой устойчивости каждого из дебиторов в частности. Кроме того, учитывая трудоемкость или даже скорее скрупулезность этой работы, факторинговые компании предпочитают преимущественно работать со средним и крупным бизнесом. Плотная же работа с представителями малого бизнеса на данном этапе развития факторинга в России, к сожалению, пока не всегда достаточно рентабельна.

 Факторинг  ориентирован работу с краткосрочной  дебиторской задолженностью и  направлен на увеличение товарооборота  компаний, соответственно и средства, получаемые от Фактора, должны направляться на увеличение оборотных ресурсов. Финансирование же долгосрочных проектов (вложения в основные средства, будь то строительство, закупка или модернизация оборудования и прочее) должно осуществляться из других источников.

 Факторинг  – это рисковая операция. Факторинговые  компании очень серьезно относятся  к оценке своих рисков. Пусть  для Факторов оценка финансового  состояния и платежеспособности  клиента носит вторичный характер, но вот скрупулезной и квалифицированной проверки дебиторов избежать не удастся. По результатам данной оценки Фактор будет определять лимиты на каждого из дебиторов, а в дальнейшем вести постоянный мониторинг с последующим обновлением лимитов, в том числе в сторону увеличения.

 Конечно,  каждый руководитель должен самостоятельно просчитать эффективность использования факторинга применительно к особенностям своего бизнеса, производственного или торгового цикла, сравнительной стоимости финансирования и перспективах развития как собственной компании, так и соответствующего сегмента рынка. Однозначно можно только утверждать, что факторинг как финансовый инструмент, уже давно положительно зарекомендовавший себя в развитых странах, позволяет добиться эффективного роста компании и соответственно повышения конкурентоспособности на рынке.

 

Общие функции менеджмента

Сущность  финансового менеджмента как  экономической категории проявляется  в выполняемых им функциях. Научно обоснованная характеристика функций  необходима для эффективной организации  управления финансовой деятельностью предприятий и коммерческих организаций. В пределах единства функций финансов предприятий и финансового менеджмента имеются и существенные различия, определяющие

значимость  управленческого аспекта. Для менеджмента  традиционным является выделение следующих функций:

• планирование;

• организация;

• мотивация;

• контроль.

Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационной структуры управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития. Реализуется эта функция через составление балансов, бюджетов и использование нормативов.

Функция организации предполагает необходимость структурирования объекта управления для разграничения полномочий, определения прав и обязанностей функциональных подразделений. С этой функцией связан процесс д е п а р т а м е н т а л и з а ц и и — организационного построения внутренней системы управления и контроля.

Функция мотивации основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на поведение людей и учитывающие их потребности. Реализации функции содействует процесс стимулирования деловой активности, производительности и качества труда. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения.

Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится: выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов; сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями: обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы деятельности. Решающее значение для комплексной реализации функций управления имеет информационное обеспечение. Оно позволяет принимать решения с учетом обмена мнениями и выбора оптимального из альтернативных вариантов достижения целей. Деятельность, связанная с управлением капиталом, реализует совокупность функций финансового менеджмента. Представляется целесообразным выделение и исследование трех основных функций:

• воспроизводственной;

• распределительной;

• контрольной.

1.2 Принципы и роль финансового менеджмента

Финансовый  менеджмент играет активную роль в  рыночных преобразованиях. Для ее выяснения  рассмотрим принципы финансового менеджмента, в числе которых выделим основные:

• плановость и системность;

• целевая  направленность;

• диверсифицированность;

• стратегическая ориентированность.

Финансовый  менеджмент соединяет планирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая их сбалансированность. Финансовое планирование в данном случае имеет внутреннюю ориентацию с применением государственного внешнего регулирования. Накопленный ранее опыт планирования реализовывался до недавнего времени в верхних эшелонах управления. На предприятиях самостоятельный финансовый план начал составляться лишь с 1979 г., т.е. с провозглашения курса на полный хозрасчет и самофинансирование. До этого времени финансовые планы разрабатывались и утверждались специалистами и руководителями среднего звена управления. Само назначение финансового плана сводилось к выявлению так называемых свободных денежных средств, которые подлежали изъятию в бюджет. При недостатке денежных средств предприятия получали ассигнования из бюджета. Значительные финансовые ресурсы обезличивались и направлялись по каналам бюджетной системы на финансирование мероприятий, включенных в централизованный план. Нельзя отрицать участия отдельного предприятия в формировании доходов общегосударственного централизованного фонда денежных средств, каким является бюджет. Состояние государственного бюджета - всегда один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии и обороны. Но разница между бюджетом социалистического государства и государства с рыночной системой хозяйствования в том, что социалистический бюджет - это бюджет всего народного хозяйства, т. е. и государства, и предприятий одновременно, тогда как бюджет государства с экономикой рыночного типа отделен от бюджетов предприятий. Такое отделение происходило в России особенно активно в середине 90-х годов в рамках процесса приватизации.

Существенное  позитивное влияние на экономику  предприятий оказал хозрасчет. Однако его возможности ограничены детальной регламентацией планирования, управления и стимулирования. В то же время нельзя не отметить самостоятельное значение хозрасчета вне социалистической системы хозяйствования и централизованного регулирования всех сторон деятельности предприятий. Отдельные элементы хозрасчета, в частности самоокупаемость и самофинансирование, контроль рублем, материальная и имущественная ответственность, материальная заинтересованность, достигли большего развития в условиях рыночной экономики, создавшей благоприятную внешнюю среду для предпринимательства. Практика социалистического хозяйствования показала, что хозрасчет - это действенная система форм и методов управления, которая может развиваться при условии коммерциализации предприятий. Хозрасчет необходим не только государственному, но и частному предприятию для внутренней организации планирования, управления и стимулирования. В этом смысле хозрасчет - универсальная система форм и методов регулирования деятельности предприятий. В реализации принципов финансового менеджмента большое значение имеет его взаимодействие с маркетингом. Изучение особенностей рынка и вся его деятельность, направленная на производство и сбыт товаров с целью получения максимальной прибыли на длительную перспективу, составляет область маркетинга. Маркетинг — это особый стиль работы, мышления, философия, ориентированная на изучение и использование рынка в интересах конкретной компании. Маркетинг – это концепция управления разработкой, производством и сбытом товаров. Маркетинг неотделим от стратегического планирования. Он включает в себя товарную, инновационную, ценовую политику, рекламу, дизайн, сегментирование рынка, сервисное обслуживание и многое другое. Маркетинг воздействует на менеджмент, они тесно связаны, взаимодействуют и переплетаются между собой. Их взаимосвязь гарантирует успех предпринимательства. Предприниматель одновременно следит за поведением потребителей и конкурентов. Считать, что предприниматель ориентируется только на потребителя, неверно. Для него важно иметь потребителя, завоевать его, но это невозможно без знания конкурентов, их стратегических установок, состояния соответствующего рынка товаров и услуг. Потребителя можно потерять, если конкурент предложит товар лучшего качества. Более низкие цены на аналогичные товары также имеют определенное значение для покупателя. Но здесь большую роль играют реклама, дизайн. Однако при всех обстоятельствах предприниматель должен следовать принципу системности в выработке стратегии и тактики финансирования, в реализации запланированных мероприятий.

Информация о работе Финансовый менеджмент