Федеральный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы государственного бюджета
Социально – экономическая сущность бюджета и его функции
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
Глава II. Анализ федерального бюджета РФ в современных условиях
2.1 Исполнение федерального бюджета за 2009 год
2.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы
2.3 Анализ федерального бюджета на 2010-2012гг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мое категория новый.docx

— 333.61 Кб (Скачать)

       2. Государственный бюджет играет  важную роль в решении социальных  проблем. Путем улучшения бюджетного  финансирования учреждений социальной  сферы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

       3. На современном этапе развития  экономики государственный бюджет  становится одним из основных  инструментов государства в проведении  экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и  расходы, государство концентрирует  в своих руках денежные средства  на проведение экономической  и социальной политики, преодоление  экономического кризиса.

       4. Государственный бюджет играет  важную роль в выравнивании  экономического развития регионов  страны путем бюджетного финансирования  объектов.

       5. Основная роль бюджета состоит  в том, что он ежегодно мобилизует  и концентрирует денежные накопления  предприятий, организаций и населения  в централизованном государственном  фонде для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий, на содержание органов государственной власти, укрепления обороноспособности страны и образования резервов. Роль государственного бюджета заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств.

       Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. 

    Глава II.  Анализ федерального бюджета в современных условиях

            

      Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным  Собранием в виде Федерального закона. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.

      В основу бюджетного планирования положен  метод "скользящей трехлетки", при  котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего  периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением  к ним проектировок нового третьего года.

          В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

       Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

  • налоги и другие обязательные платежи;
  • прочие доходы.

     К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

     1) федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки которых  определяются налоговым законодательством  РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

     2) таможенные пошлины, таможенные  сборы и иные таможенные платежи;

     3) государственная пошлина в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

     К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

     1) доходы от использования имущества,  находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

     2) доходы от продажи имущества,  находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

     3) часть прибыли унитарных предприятий,  созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

     4) прибыль Банка России – по  нормативам, установленным федеральными  законами;

     5) доходы от внешнеэкономической  деятельности;

     6) доходы от реализации государственных  запасов и резервов.

     Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Расходы госбюджета – это экономические  отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

     Расходы бюджета тесно связаны с функциями  государства. У каждого государства  есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому  и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

     В соответствии с действующим в  Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • и т. д.
 
 
 
 

1.1 Исполнение Федерального бюджета за 2008, 2009 год.

             Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

      Основные параметры исполнения федерального бюджета на 2009 г. приведены в таблицах 1-3

Таблица 1.

Исполнение  федерального бюджета  на кассовой основе в 2009 году

Исполнение  федерального

бюджета

  Закон о

бюджете

20091

2009
Доходы Млрд. руб . 6713,8 7336,8
Доходы  % ВВП 16,6 18,8
Нефтегазовые  доходы Млрд. руб . 2057,2 2984,0
  % ВВП 5,1 7,6
Расходы Млрд. руб . 9692,2 9636,8
% ВВП 24,0 24,7
в т.ч. обслуживание долга Млрд. руб . 229,1 176,2
  % ВВП 0,6 0,5
Профицит(+)/ дефицит(-) Млрд. руб . -2978,4 -2300,1
% ВВП -7,4 -5,9
Первичный Профицит(+)/ дефицит(-) Млрд. руб . -2749,3 -2123,9
% ВВП -6,8 -5,4
Ненефтегазовый Профицит(+)/ дефицит(-) Млрд. руб. -5035,6 -5284,0
% ВВП -12,5 -13,5

 1Согласно поправкам, принятым в апреле 2009. 
 
 
 

Таблица 2.

Исполнение  федерального бюджета  в 2008, 2009 годах

  2008 2009
Данные  по кассовому исполнению, % ВВП    
Доходы 22,3% 18,8%
Налоговые доходы 12,6% 10,0%
Прочие  доходы 9,7% 8,8%
Расходы 18,2% 24,7%
Обслуживание  долга 0,4% 0,5%
Непроцентные  расходы на кассовой основе 17,8% 24,2%
Профицит (+)/Дефицит (-) 4,1% -5,9%
внутреннее  финансирование -3,8% 6,2%
в т.ч. Долговое -0,7% 0,2%
внешнее финансирование -0,3% -0,3%
Первичный профицит(+)/дефицит(-) 4,5% -5,4%
     
Нефтегазовые  доходы, млрд. руб. 4389,4 2984
                                               % ВВП 10,5 7,6
Ненефтегазовые доходы, млрд. руб. 4884,7 4352,8
                                                 % ВВП 11,7 11,2
Ненефтегазовый профицит (+)/дефицит(-) -6,4 -13,5
     
Использование нефтегазовых доходов  бюджета,  млрд. руб.    
Поступления в Резервный фонд 654,3 693,7
Поступления в ФНБ 1653,6 76,6
Использование средств Резервного фонда 0,0 2748,5
     на финансирование нефтегазового                   трансферта   179,4
     на обеспечение сбалансированности федерального бюджета 0,0 2569,1
Финансирование  нефтегазового трансферта 2135,0 2531,0
     из них за счет нефтегазовых доходов текущего года 2135,0 2287,4
Использование средств ФНБ 0,0 0,0
     
Резервный фонд на конец периода 4027,6 1830,5
ФНБ на конец периода 2584,5 2769,0

Информация о работе Федеральный бюджет