Федеральный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы государственного бюджета
Социально – экономическая сущность бюджета и его функции
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
Глава II. Анализ федерального бюджета РФ в современных условиях
2.1 Исполнение федерального бюджета за 2009 год
2.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы
2.3 Анализ федерального бюджета на 2010-2012гг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мое категория новый.docx

— 333.61 Кб (Скачать)
 

Таблица 3

Поступления основных налогов  и таможенных пошлин в федеральный  бюджет                                                                    

млрд. руб., (% ВВП) 2008 2009
Доходы, всего 9274,1 (22,3%) 7336,8 (18,8%)
ЕСН 506,8 (1,2%) 509,8 (1,3%)
Налог на прибыль 761,1 (1,8%) 195,4 (0,5%)
НДС 2132,2 (5,1%) 2050,0 (5,3%)
НДПИ 1604,7 (3,9%) 981,5 (2,5%)
Таможенные  пошлины 3484,9 (8,4%) 2509,4 (6,4%)
Экспортные  пошлины 2859,3 (6,9%) 2042,2 (5,2%)
Импортные пошлины 625,6 (1,5%) 467,2 (1,2%)
Прочие 784,5 (1,9%) 1090,7 (2,8%)

Источники: Федеральное казначейство, расчеты ЭЭГ.

       Как видно из таблиц, исполнение Федерального бюджета РФ за рассматриваемый период времени произошло с дефицитом, образовавшемся в связи с превышением параметров расходов над доходами .

      Доходы федерального бюджета по итогам 2009 года составили 18,8% ВВП и оказались в номинальном выражении на 9,3% выше показателей, предусмотренных в законе о бюджете на 2009 год. Основной причиной этого превышения фактических показателей над бюджетными проектировками стал рост мировых цен на энергоносители, в результате которого, средние фактические цены оказались выше цен, заложенных в закон о бюджете.

      По сравнению с 2008 годом доходы федерального бюджета в процентах ВВП в 2009 году оказались намного ниже. Снижение произошло за счет более низких цен на энергоносители, ряда факторов, связанных с принятыми решениями о снижении налоговой нагрузки и общей кризисной ситуации в экономике, которая привела к снижению соотношения налоговых баз к ВВП.

       Непроцентные расходы федерального бюджета за 2009 год (по отношению к ВВП) оказались значительно выше, чем в 2008 году, что преимущественно объясняется увеличением расходов на антикризисные меры, а также значительно более низким уровнем ВВП в 2009 году. Наибольший рост наблюдается по разделу национальной экономики, а также в части межбюджетных трансфертов.

        Процентные расходы федерального бюджета в 2009 году были немного выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом около половины расходов связано с выплатой процентов по внутреннему долгу.

       По итогам 2009 года федеральный бюджет был исполнен с существенным дефицитом в объеме 5,9% ВВП. По уточненным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета в 2009 году составили 18,8% ВВП, что на 3,5 п.п. ВВП ниже поступлений в 2008 года.

     Налоговые поступления в 2009 году составили 10,0% ВВП, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,6 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 8,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП ниже аналогичных показателей 2008 года.                      

     Нефтегазовые  доходы в 2009 году составили 7,6% ВВП, что  меньше аналогичного показателя 2008 года на 2,9 п.п. ВВП. Ненефтегазовые доходы в 2009 году упали и составили 10,4% ВВП.

     В номинальном выражении доходы федерального бюджета в 2009 году

составили 7336,8 млрд. руб., что на 20,9% ниже аналогичного показателя 2008 года.

     Нефтегазовые  доходы снизились по сравнению с 2008 годом на 32% и составили 2984,0 млрд. руб. Ненефтегазовые доходы составили 4055,2 млрд. руб., что на 16,5% ниже поступлений 2008 года.

     Поступления налога на прибыль в 2009 году оказались  рекордно низкими и упали по сравнению с 2008 годом.  

     Структура фактических поступлений налогов  и таможенных пошлин в федеральный  бюджет в 2009 году в целом совпала  с предусмотренной в законе о бюджете. Общий объем доходов, поступивших за 2009 год в федеральный бюджет, составил 109,3% от суммы, предусмотренной законом о бюджете.     

     В 2009 году на рост доходов федерального бюджета оказали влияние следующие факторы:

         Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета, стало ослабление рубля. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП. Зачисление в федеральный бюджет инвестиционного дохода нефтегазовых фондов также существенно отразилось на доходах и привело к увеличению поступлений по графе доходы от государственного имущества  по сравнению с 2008 годом. Также к росту доходов федерального бюджета привело увеличение поступлений по внутреннему НДС.

     Среди факторов, оказавших негативное влияние на доходы федерального бюджета, самым главным стало падение мировых цен на энергоносители, снизившее доходы федерального бюджета на 4,8 п.п. ВВП. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки вступившие в силу в 2009 году привели к снижению доходов федерального бюджета на 1,6 п. ВВП.

     Существенное  падение импорта в 2009 году, привело  к снижению налогов на импорт (НДС  и акцизов на импорт), а также  импортных пошлин на 0,8 п.п. ВВП. 

Таблица 4

 Исполнение расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом и

законом о федеральном  бюджете.

  % ВВП млрд. рублей
  2008 2009 2009факт 20091 20092
Расходы всего 18,2% 24,% 9637 9692 9025
Общегосударственные

вопросы

2,0% 2,1% 829 1018 1327
обслуживание

государственного долга

0,4% 0,5% 176 198 198
Национальная оборона 2,5% 3,0% 1188 1197 1279
Нац. безопасность и

правоохранительная

деятельность

2,0% 2,6% 1005 1022 1086
Национальная экономика 2,5% 4,2% 1651 1744 1025
Жилищно-коммунальное

хозяйство

0,3% 0,4% 152 90 107
Охрана  окружающей среды 0,02% 0,03% 13 13 14
Образование 0,9% 1,1% 418 395 432
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,2% 0,3% 112 110 114
Здравоохранение и спорт 0,7% 0,9% 352 335 364
Социальная  политика 0,7% 0,8% 324 311 298
Межбюджетные

трансферты

6,4% 9,2% 3594 3458 2981
Регионам 2,6% 3,8% 1481 1486 1222
Внебюджетным фондам 3,8% 5,4% 2113 2138 1758
ЕСН 1,2% 1,3% 510 508 611

1 – от апреля 2009 г.

2    – первоначальный закон

      Расходы по обслуживанию долга составили в 2009 году 176,2 млрд. рублей или 0,5% ВВП, что выше, чем в прошлом году.

     Дефицит за 2009 год составил 2300,1 млрд. рублей или, в относительном выражении, 5,9% ВВП по сравнению с профицитом 4,1% ВВП в предыдущем году.

      По сравнению с законом о бюджете на 2009 год (от апреля 2009 года), кассовый дефицит бюджета оказался на 678 млрд. рублей ниже запланированного благодаря более высокому уровню доходов.

        На погашение внешнего долга в 2009 году было направлено 158,7 млрд. руб. (0,4%ВВП). Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 515,9 млрд. рублей (1,3% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 165,6 млрд. рублей (0,4% ВВП).

     Становится  ясно, что политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса.

     Резкое  падение государственных доходов  в условиях мирового финансового  кризиса заставило правительство скорректировать бюджет на 2009 год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета превысили доходы. Дефицит федерального бюджета составил около 6% ВВП. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысили ранее запланированный уровень.

     Учет  данной ситуации позволяет сформировать и реализовать ответственную бюджетную политику, которая служит одним из ключевых инструментов достижения долгосрочных целей. 
 

      2.2 Цели и задачи бюджетной политики на 2010-2012 годы

     Формирование и реализация бюджетной политики основаны  на стратегических целях развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

        Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание  предпосылок для устойчивого социально-экономического развития  страны в посткризисный  период. Она должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

     Основные  задачи бюджетной  политики на 2010 год  и дальнейшую перспективу, сформулированные в  бюджетном послании президента Российской Федерации:

  1. Обеспечить исполнение социальных обязательств.
  2. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы
  3. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств.
  4. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.   Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.
  5. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.
  6. Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.
  7. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.
  8. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.
  9. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.
  10. Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
 

        Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы, сформулированные в бюджетном послании президента Российской Федерации:

Информация о работе Федеральный бюджет