Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Введение
Глава I. Теоретические основы государственного бюджета
Социально – экономическая сущность бюджета и его функции
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
Глава II. Анализ федерального бюджета РФ в современных условиях
2.1 Исполнение федерального бюджета за 2009 год
2.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы
2.3 Анализ федерального бюджета на 2010-2012гг
Заключение
Список литературы
Таблица 3
Поступления
основных налогов
и таможенных пошлин
в федеральный
бюджет
млрд. руб., (% ВВП) | 2008 | 2009 |
Доходы, всего | 9274,1 (22,3%) | 7336,8 (18,8%) |
ЕСН | 506,8 (1,2%) | 509,8 (1,3%) |
Налог на прибыль | 761,1 (1,8%) | 195,4 (0,5%) |
НДС | 2132,2 (5,1%) | 2050,0 (5,3%) |
НДПИ | 1604,7 (3,9%) | 981,5 (2,5%) |
Таможенные пошлины | 3484,9 (8,4%) | 2509,4 (6,4%) |
Экспортные пошлины | 2859,3 (6,9%) | 2042,2 (5,2%) |
Импортные пошлины | 625,6 (1,5%) | 467,2 (1,2%) |
Прочие | 784,5 (1,9%) | 1090,7 (2,8%) |
Источники: Федеральное казначейство, расчеты ЭЭГ.
Как видно из таблиц, исполнение Федерального бюджета РФ за рассматриваемый период времени произошло с дефицитом, образовавшемся в связи с превышением параметров расходов над доходами .
Доходы федерального бюджета по итогам 2009 года составили 18,8% ВВП и оказались в номинальном выражении на 9,3% выше показателей, предусмотренных в законе о бюджете на 2009 год. Основной причиной этого превышения фактических показателей над бюджетными проектировками стал рост мировых цен на энергоносители, в результате которого, средние фактические цены оказались выше цен, заложенных в закон о бюджете.
По сравнению с 2008 годом доходы федерального бюджета в процентах ВВП в 2009 году оказались намного ниже. Снижение произошло за счет более низких цен на энергоносители, ряда факторов, связанных с принятыми решениями о снижении налоговой нагрузки и общей кризисной ситуации в экономике, которая привела к снижению соотношения налоговых баз к ВВП.
Непроцентные расходы федерального бюджета за 2009 год (по отношению к ВВП) оказались значительно выше, чем в 2008 году, что преимущественно объясняется увеличением расходов на антикризисные меры, а также значительно более низким уровнем ВВП в 2009 году. Наибольший рост наблюдается по разделу национальной экономики, а также в части межбюджетных трансфертов.
Процентные расходы федерального бюджета в 2009 году были немного выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом около половины расходов связано с выплатой процентов по внутреннему долгу.
По итогам 2009 года федеральный бюджет был исполнен с существенным дефицитом в объеме 5,9% ВВП. По уточненным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета в 2009 году составили 18,8% ВВП, что на 3,5 п.п. ВВП ниже поступлений в 2008 года.
Налоговые поступления в 2009 году составили 10,0% ВВП, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,6 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 8,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП ниже аналогичных показателей 2008 года.
Нефтегазовые доходы в 2009 году составили 7,6% ВВП, что меньше аналогичного показателя 2008 года на 2,9 п.п. ВВП. Ненефтегазовые доходы в 2009 году упали и составили 10,4% ВВП.
В номинальном выражении доходы федерального бюджета в 2009 году
составили 7336,8 млрд. руб., что на 20,9% ниже аналогичного показателя 2008 года.
Нефтегазовые доходы снизились по сравнению с 2008 годом на 32% и составили 2984,0 млрд. руб. Ненефтегазовые доходы составили 4055,2 млрд. руб., что на 16,5% ниже поступлений 2008 года.
Поступления налога на прибыль в 2009 году оказались рекордно низкими и упали по сравнению с 2008 годом.
Структура
фактических поступлений
В 2009 году на рост доходов федерального бюджета оказали влияние следующие факторы:
Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета, стало ослабление рубля. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП. Зачисление в федеральный бюджет инвестиционного дохода нефтегазовых фондов также существенно отразилось на доходах и привело к увеличению поступлений по графе доходы от государственного имущества по сравнению с 2008 годом. Также к росту доходов федерального бюджета привело увеличение поступлений по внутреннему НДС.
Среди факторов, оказавших негативное влияние на доходы федерального бюджета, самым главным стало падение мировых цен на энергоносители, снизившее доходы федерального бюджета на 4,8 п.п. ВВП. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки вступившие в силу в 2009 году привели к снижению доходов федерального бюджета на 1,6 п. ВВП.
Существенное
падение импорта в 2009 году, привело
к снижению налогов на импорт (НДС
и акцизов на импорт), а также
импортных пошлин на 0,8 п.п. ВВП.
Таблица 4
Исполнение расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом и
законом о федеральном бюджете.
% ВВП | млрд. рублей | ||||
2008 | 2009 | 2009факт | 20091 | 20092 | |
Расходы всего | 18,2% | 24,% | 9637 | 9692 | 9025 |
Общегосударственные
вопросы |
2,0% | 2,1% | 829 | 1018 | 1327 |
обслуживание
государственного долга |
0,4% | 0,5% | 176 | 198 | 198 |
Национальная оборона | 2,5% | 3,0% | 1188 | 1197 | 1279 |
Нац. безопасность
и
правоохранительная деятельность |
2,0% | 2,6% | 1005 | 1022 | 1086 |
Национальная экономика | 2,5% | 4,2% | 1651 | 1744 | 1025 |
Жилищно-коммунальное
хозяйство |
0,3% | 0,4% | 152 | 90 | 107 |
Охрана окружающей среды | 0,02% | 0,03% | 13 | 13 | 14 |
Образование | 0,9% | 1,1% | 418 | 395 | 432 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 0,2% | 0,3% | 112 | 110 | 114 |
Здравоохранение и спорт | 0,7% | 0,9% | 352 | 335 | 364 |
Социальная политика | 0,7% | 0,8% | 324 | 311 | 298 |
Межбюджетные
трансферты |
6,4% | 9,2% | 3594 | 3458 | 2981 |
Регионам | 2,6% | 3,8% | 1481 | 1486 | 1222 |
Внебюджетным фондам | 3,8% | 5,4% | 2113 | 2138 | 1758 |
ЕСН | 1,2% | 1,3% | 510 | 508 | 611 |
1 – от апреля 2009 г.
2 – первоначальный закон
Расходы по обслуживанию долга составили в 2009 году 176,2 млрд. рублей или 0,5% ВВП, что выше, чем в прошлом году.
Дефицит за 2009 год составил 2300,1 млрд. рублей или, в относительном выражении, 5,9% ВВП по сравнению с профицитом 4,1% ВВП в предыдущем году.
По сравнению с законом о бюджете на 2009 год (от апреля 2009 года), кассовый дефицит бюджета оказался на 678 млрд. рублей ниже запланированного благодаря более высокому уровню доходов.
На погашение внешнего долга в 2009 году было направлено 158,7 млрд. руб. (0,4%ВВП). Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 515,9 млрд. рублей (1,3% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 165,6 млрд. рублей (0,4% ВВП).
Становится ясно, что политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса.
Резкое
падение государственных
Учет
данной ситуации позволяет сформировать
и реализовать ответственную бюджетную
политику, которая служит одним из ключевых
инструментов достижения долгосрочных
целей.
2.2 Цели и задачи бюджетной политики на 2010-2012 годы
Формирование и реализация бюджетной политики основаны на стратегических целях развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Она должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.
Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу, сформулированные в бюджетном послании президента Российской Федерации:
Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы, сформулированные в бюджетном послании президента Российской Федерации: