Федеральный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы государственного бюджета
Социально – экономическая сущность бюджета и его функции
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
Глава II. Анализ федерального бюджета РФ в современных условиях
2.1 Исполнение федерального бюджета за 2009 год
2.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы
2.3 Анализ федерального бюджета на 2010-2012гг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мое категория новый.docx

— 333.61 Кб (Скачать)

Налоговая политика должна быть нацелена на решение  двух основных задач –  модернизацию российской экономики и обеспечение  необходимого уровня доходов бюджетной  системы. Структура и уровень  налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения  в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской  деятельности и инновационной активности.

При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов:

- резкое  снижение доходов бюджетной системы

- сложное  финансовое положение граждан  и организаций

- реформирование  пенсионной системы и повышение  страховых платежей, приведут к  увеличению финансовой нагрузки  на бизнес. 

     Основные  приоритеты бюджетных  расходов, сформулированные в бюджетном послании президента Российской Федерации:

     Снижение  под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета  и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера  дефицита бюджета, а также обеспечение  сбалансированности пенсионной системы  в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов  и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений  к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению  с 2009 годом.

     Эта вынужденная мера должна реализовываться  совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными  на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально  эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих  первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового  обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие  государства в тех сферах, где  в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться  рыночными частными институтами.

     Таким образом, главной целью социально – экономического развития страны является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

         Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

         На основании бюджетного послания Президента РФ, прогноза социально – экономического развития страны на очередной финансовый год,  направлений бюджетной и налоговой политики страны, Правительством Российской Федерации составляется проект бюджета, который затем вносится на рассмотрение в Государственную Думу.  
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Анализ Федерального бюджета на 2010 – 2012 гг.

        Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» принят Государственной Думой 20 ноября 2009 года , одобрен Советом Федерации  25 ноября 2009 года.

      Доходы  ФБ в 2010 году прогнозируются в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей . Расходы ФБ прогнозируются в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей. Дефицит ФБ прогнозируется в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.         

 Таблица  5

  Основные характеристики федерального бюджета на 2010 – 2012гг., тыс. руб

      
  20101 20112 20123
общий объем доходов 6 950 010 032,5 7 455 722 139,7 8 069 646 923,2 
объем нефтегазовых доходов 3 194 681 720,0  3 311 838 963,0 3 503 056 576,0 
Общий объем расходов 9 886 920 940,1 9 389 835 706,5 9 681 000 321,0
объем нефтегазового трансферта 1 943 415 000,0  1 778 664 000,0 1 987 344 000,0 
нормативную величину Резервного фонда 4 318 700 000,0  4 807 200 000,0 5 371 200 000,0 
верхний предел госуд. внутр. долга Р.Ф. на 1 янв. будущего года 3 301 795 464,0 4 109 716 387,0 4 344 326 657,7
верхний предел госуд. внеш. долга Р.Ф. на 1 янв. будущего года 63,3 млрд.$ 83,4 млрд.$ 104,3 млрд.$
дефицит Ф.Б. 2 936 910 907,6  1 934 113 566,8 1 611 353 397,8 
 

     1 - основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 10,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).

     2 - основные характеристики федерального бюджета на 2011 год определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 48 072,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 8,0 % (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).

     3 - основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 53 712,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 7,0 % (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года)    

           Схематично основные параметры бюджета на 2010 год можно изобразить следующим образом: 

                     

            

Рисунок 1.  Доходы и расходы федерального бюджета 2010 г. 
 
 
 
 
 

                

Рисунок 2.  Структура доходов в 2010 году, млрд руб                  
 

.

                 

Рисунок 3.  Расходы по основным статьям, млрд руб

     Этот  бюджет сильно отличается от бюджетов предыдущих лет. С одной стороны, этот бюджет кризисный, поскольку в  нем отражен тот спад производства, который начался в конце прошлого года и продолжается до сих пор, который отразится на доходах следующих лет. В 2009 году много тратили, несмотря на снижение доходов и компенсировали разницу между упавшими доходами и увеличившимися расходами из денег резервного фонда. Отчасти это сохранится в 2010 году, хотя уже в меньшей степени. Доходы по-прежнему будут низкие, расходы постепенно приводятся к нормальному виду, а дальше придется снижать расходы.

     Одновременно  с этим было принято решение о  резком повышении пенсий. В среднем  за следующий год пенсии будут  на пятьдесят процентов выше, чем  в среднем в нынешнем году. Но возможности бюджета ограничены, поэтому необходимо сократить расходную  часть. Сокращать будут в первую очередь государственные инвестиции, потому что за ними не стоят социальные интересы кого-то. Если в предыдущие годы быстрее всего росли расходы  на национальную экономику, в том  числе и на инвестиции в инфраструктуру, то сейчас они сильно снижаются.

     Необходимо  повышать эффективность расходов. В  прошлом сложилась такая ситуация, когда на решение каждой проблемы просто выделялись дополнительные средства.

     Таким образом, кризис дал толчок для того, чтобы улучшить  бюджетное хозяйство. Это не просто оптимизация бюджетных расходов, а еще и реформирование всего государственного сектора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

    В результате изучения литературы и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах,  можно сделать следующие  выводы:

       Государственный бюджет представляет  собой финансовый план государства  на текущий год. Это смета  доходов и расходов государства,  согласованных друг с другом,  как по объему, так и по срокам  поступления и использования.  Государственному бюджету принадлежит  центральное место в системе  государственных финансов.

       Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     С помощью бюджета государство  пытается воздействовать на воспроизводственные  процессы, сглаживает отрицательные  последствия действия стихийных  рыночных сил. При этом бюджет становится важнейшим инструментом государственного регулирования. Достигается это  посредством: налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос  на них; бюджетного финансирования общегосударственных  программ; финансовой поддержки некоторых  отраслей; образования за счет бюджетных  ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в  развитии экономики, социальных гарантий.

         В современных условиях типичным  явлением для государственного  бюджета большинства стран стал  бюджетный дефицит – превышение  расходов над доходами. Бюджетный  дефицит может быть следствием  неблагоприятной экономической  конъюнктуры.  Бюджетный дефицит  оказывает в свою очередь влияние  на кредитно-денежное хозяйство  и функционирование экономики  в целом. В условиях существования  бюджетного дефицита правительство  вынужденно искать источники  его покрытия. Среди них важнейшими  являются денежная эмиссия и  государственные заимствования (займы в центральном банке, займов в частном секторе и внешние заимствования).

    Позитивные  сдвиги в структуре бюджета достигаются  сокращением нерациональных государственных  затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное -  в результате налоговой реформы.

      Именно  бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

      Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

    1. Федеральный закон № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
    2. Федеральный закон № 204-ФЗ  "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов"
    3. Федеральный Закон о Бюджетной системе Российской Федерации от 31.07.98г. №145
    4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, http://archive.kremlin.ru/
    5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. http://www.budgetrf.ru
    6. Конституция Российской Федерации, http://www.constitution.ru/
    7. Финансы: учебник / по ред. д.э.н., проф. В.В.Ковалева. – М.: Проспект, 2001. – 640с.
    8. Экономика : учебник 3-е изд., перераб. и дополн./ под ред. д.э.н., проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. 896 с..
    9. Деньги. Кредит. Банки: учебник 4-е издание/ под ред. В.Ф. Жукова. – М.: Юнити-Дана, 2009. 783 с.
    10. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации.  изд-во Дашков и К. – М.: 2006
    11. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, "Дело и Сервис", 2000, 416 с.
    12. Еженедельный журнал «Финанс», №37, 2009г., стр. 8
    13. Интернет портал журнала Финанс: http://www.finansmag.ru/
    14. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www.minfin.ru/ru/
    15. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы РФ: http://www.nalog.ru/
    16. Официальный сайт Службы Государственной Статистики: http://www.gks.ru/
    17. Официальный сайт Федерального Казначейства: http://roskazna.ru/
    18. Официальный сайт Экономической Экспертной Группы: http://www.eeg.ru/
    19. Интернет портал LENTA. Пресс-конференция Е.Гурвича, руководителя Экономической экспертной группы: http://www.lenta.ru/conf/gurvich/

Информация о работе Федеральный бюджет