Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Введение
Глава I. Теоретические основы государственного бюджета
Социально – экономическая сущность бюджета и его функции
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
Глава II. Анализ федерального бюджета РФ в современных условиях
2.1 Исполнение федерального бюджета за 2009 год
2.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы
2.3 Анализ федерального бюджета на 2010-2012гг
Заключение
Список литературы
Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач – модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.
При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов:
- резкое
снижение доходов бюджетной
- сложное финансовое положение граждан и организаций
- реформирование
пенсионной системы и
Основные приоритеты бюджетных расходов, сформулированные в бюджетном послании президента Российской Федерации:
Снижение
под воздействием мирового финансового
кризиса доходов федерального бюджета
и необходимость соблюдения объективно
обусловленных ограничений
Эта
вынужденная мера должна реализовываться
совместными усилиями всех участников
бюджетного процесса, направленными
на оптимизацию бюджетных
Таким образом, главной целью социально – экономического развития страны является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
На основании бюджетного послания Президента
РФ, прогноза социально – экономического
развития страны на очередной финансовый
год, направлений бюджетной и налоговой
политики страны, Правительством Российской
Федерации составляется проект бюджета,
который затем вносится на рассмотрение
в Государственную Думу.
2.3 Анализ Федерального бюджета на 2010 – 2012 гг.
Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» принят Государственной Думой 20 ноября 2009 года , одобрен Советом Федерации 25 ноября 2009 года.
Доходы ФБ в 2010 году прогнозируются
в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей . Расходы ФБ
прогнозируются в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
Дефицит ФБ прогнозируется в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.
Таблица 5
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 – 2012гг., тыс. руб
20101 | 20112 | 20123 | |
общий объем доходов | 6 950 010 032,5 | 7 455 722 139,7 | 8 069 646 923,2 |
объем нефтегазовых доходов | 3 194 681 720,0 | 3 311 838 963,0 | 3 503 056 576,0 |
Общий объем расходов | 9 886 920 940,1 | 9 389 835 706,5 | 9 681 000 321,0 |
объем нефтегазового трансферта | 1 943 415 000,0 | 1 778 664 000,0 | 1 987 344 000,0 |
нормативную величину Резервного фонда | 4 318 700 000,0 | 4 807 200 000,0 | 5 371 200 000,0 |
верхний предел госуд. внутр. долга Р.Ф. на 1 янв. будущего года | 3 301 795 464,0 | 4 109 716 387,0 | 4 344 326 657,7 |
верхний предел госуд. внеш. долга Р.Ф. на 1 янв. будущего года | 63,3 млрд.$ | 83,4 млрд.$ | 104,3 млрд.$ |
дефицит Ф.Б. | 2 936 910 907,6 | 1 934 113 566,8 | 1 611 353 397,8 |
1 - основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 10,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).
2 - основные характеристики федерального бюджета на 2011 год определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 48 072,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 8,0 % (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).
3
- основные характеристики федерального
бюджета на 2012 год, определенные исходя
из прогнозируемого объема ВВП в размере
53 712,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего
7,0 % (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года)
Схематично
основные параметры бюджета на 2010 год
можно изобразить следующим образом:
Рисунок
1. Доходы и расходы федерального
бюджета 2010 г.
Рисунок 2. Структура
доходов в 2010 году, млрд руб
.
Рисунок 3. Расходы по основным статьям, млрд руб
Этот бюджет сильно отличается от бюджетов предыдущих лет. С одной стороны, этот бюджет кризисный, поскольку в нем отражен тот спад производства, который начался в конце прошлого года и продолжается до сих пор, который отразится на доходах следующих лет. В 2009 году много тратили, несмотря на снижение доходов и компенсировали разницу между упавшими доходами и увеличившимися расходами из денег резервного фонда. Отчасти это сохранится в 2010 году, хотя уже в меньшей степени. Доходы по-прежнему будут низкие, расходы постепенно приводятся к нормальному виду, а дальше придется снижать расходы.
Одновременно
с этим было принято решение о
резком повышении пенсий. В среднем
за следующий год пенсии будут
на пятьдесят процентов выше, чем
в среднем в нынешнем году. Но
возможности бюджета
Необходимо
повышать эффективность расходов. В
прошлом сложилась такая
Таким
образом, кризис дал толчок для того, чтобы
улучшить бюджетное хозяйство. Это
не просто оптимизация бюджетных расходов,
а еще и реформирование всего государственного
сектора.
Заключение
В результате изучения литературы и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно сделать следующие выводы:
Государственный бюджет
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сглаживает отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. При этом бюджет становится важнейшим инструментом государственного регулирования. Достигается это посредством: налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них; бюджетного финансирования общегосударственных программ; финансовой поддержки некоторых отраслей; образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, социальных гарантий.
В современных условиях
Позитивные
сдвиги в структуре бюджета
Именно
бюджет, показывая размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является
конкретным выражением экономической
политики государства. Через бюджет
происходит перераспределение
Таким
образом, бюджет, объединяя в себе
основные финансовые категории, является
ведущим звеном финансовой системы любого
государства и играет как важную экономическую,
так и политическую роль в любом современном
обществе.
Список литературы