Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйствен
Введение 3
1.Государственный бюджет: понятие и роль в экономике 4
1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета, главные особенности федерального бюджета.
1.2 Функции государственного бюджета в современной экономике 9
2. Бюджетный дефицит. Профицит. 12
3.Государственный долг. 16 . 21
Заключение 18
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Министерство образования и науки РФ
Кафедра политической экономии и международных экономических отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему:
Федеральный бюджет и его особенности
«_____________________________
Руководитель: д.э.н. В.Д. Руднев | Выполнила студентка 2 курса Рылова М.С. |
| факультета социального страхования, экономики и социологии труда |
| Специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочного отделения |
| Группа БУХ-З-2-1 |
Москва 2010
Содержание
Введение 3
1.Государственный бюджет: понятие и роль в экономике 4
1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета, главные особенности федерального бюджета.
1.2 Функции государственного бюджета в современной экономике 9
2. Бюджетный дефицит. Профицит.
3.Государственный долг. 16 . 21
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Государственному бюджету придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, его главных особенностей, рассмотреть, что такое дефицит и профицит бюджета, государственный долг. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
рассмотреть его главные особенности;
рассмотреть такие понятия, как дефицит и профицит бюджета, государственный долг.
Исходя из перечисленных задач, можно наметить следующий план работы. Первая глава будет посвящена теории, то есть в ней я рассмотрю понятие бюджета, его сущность, структуру и функции, а так же особенности бюджета. Во второй главе раскрою понятия бюджетного дефицита, профицита государственного долга.
1.Государственный бюджет: понятие и роль в экономике.
1.3 Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета, главные особенности бюджета.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти. Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед ними и несет ответственность за исполнение закона о бюджете. За неисполнение государственного бюджета правительство после отчета может быть отправлено в отставку.
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Федеральный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Федеральный бюджет – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
У государства с федеративным устройством бюджетная система состоит из трех уровней. Статья 10 БК РФ [9] закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местные бюджеты.
Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Таким образом, бюджетная система РФ включает:
федеральный бюджет РФ;
21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
1 бюджет автономной области;
10 бюджетов автономных округов;
29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Формирование и использование федерального бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:
1. Составление и использование бюджета носит ярко-выраженный балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.
2. Формирование и использование федерального бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
3. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.
Формирование федерального бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.
Роль федерального бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:
государственное и муниципальное управление;
международная деятельность государства Обслуживание международного кредита, возврат кредитов, культурные связи);
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
функционирование государственной судебной власти;
проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;