Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:19, дипломная работа
Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной спецификой. Значимость банков на рынке ценных бумаг не подвергается сомнению. В большинстве стран банки играют на рынке ценных бумаг важнейшую ключевую роль. Данная работа обозревает ряд вопросов, касающихся деятельности банков на рынке ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Понятие рынка ценных бумаг и его место в рыночной экономике
1.2. Виды государственных ценных бумаг 22
1.3. Структурные элементы и участники рынка ценных бумаг 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ КООМЕРЧЕСКОГО БАНКА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ НА ПРИМЕРЕ БЕЛЕБЕЕВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ №4601 36
2.1. Общая характеристика объекта исследования 36
2.2. Анализ работы с ценными бумагами Сбербанка России на примере Белебеевского отделения №4601 40
2.3. Анализ доходности операций с ценными бумагами 53
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАСШИРЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 59
3.1. Совершенствование депозитарного обслуживания клиентов Сбербанка России 59
3.2. Повышение эффективности функционирования деятельности Белебеевского отделения №4601 путем реализации проектов по развитию услуг работы с ценными бумагами 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
Следует заметить, что рост доходности работы депозитариев на современном этапе связан, прежде всего, с улучшением комплексного обслуживания клиентов при одновременном снижении затрат. Важным резервом в экономии затрат депозитария банка является осуществление мероприятий по совершенствованию компьютеризации системы.
Особое значение для депозитария банка имеет оптимальное определение стоимости услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на депозитарные операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг. В настоящее время размер платы может устанавливаться по абонентному принципу за комплекс услуг, оказываемых в определенном договорном порядке.
Фондовый рынок не стоит на месте: он развивается в правовом, технологическом и техническом отношении. Сейчас, поскольку значительно усовершенствованы и законодательная, и техническая базы, не так сложно работать, как несколько лет назад. Однако в настоящее время довольно велика конкуренция между депозитарными учреждениями, которая вызывает необходимость депозитария Сбербанка максимально соответствовать потребностям клиентов, быть гибкими по отношению к колебаниям фондового рынка, совершенствовать качество обслуживания.
Заключению депозитарного договора предшествует работа с клиентами, значимость которой очень важна. В условиях конкурентной борьбы необходимо приложить все усилия, чтобы привлечь клиентов и создать привлекательный имидж организации в глазах общественности. Основные этапы работы с клиентами представлены на рисунке 6.
Прежде всего, надо четко осознавать, какие факторы более всего важны для клиентов при принятии решения о переходе на обслуживание в тот или иной депозитарий. Среди множества факторов можно выделить основные.
1. Надежность депозитария – важнейшее условие сохранности активов, поскольку в случае банкротства депозитария риск потери их весьма велик. Однако Сбербанк РФ в этом плане имеет значительные преимущества перед другими банками, доказав на практике свою стабильность, надежность, профессионализм.
Рис. 6 Схема организации работы с клиентами
2. Приемлемый уровень организационных рисков. Депозитарии с высокими кредитными рейтингами и достаточно надежной сетью, тем не менее, не всегда обеспечивают необходимый уровень сохранности активов. Это обусловлено невысоким уровнем технологий в операционной работе. На снижение операционных рисков влияет уровень организации работы, технология, профессиональная подготовка, дисциплина и исполнительность персонала. Операционные сбои, вызванные плохой организацией работы депозитария, задержки в перерегистрации акций, ошибки при зачислении бумаг могут привести к значительным потерям.
3. Качество услуг. Основные критерии качества: небольшое число ошибок; своевременность, полнота и точность отчетности; оперативное и четкое решение проблем; способность развивать услуги.
Ключевым условием обеспечения качества услуг депозитария является высокий профессионализм персонала. Очень важно, чтобы его руководство и сотрудники обладали необходимым опытом, профессионализмом, умением понять потребности клиентов, правильно организовать обслуживание.
4. Большое значение имеют перспективы депозитария, стратегическая готовность заниматься соответствующей деятельностью в течение длительного времени. Депоненты предпочитают, чтобы структура собственности депозитария не претерпевала нежелательных для них изменений.
Для оценки стратегической готовности продолжать депозитарную деятельность потребители обычно сравнивают доходы и расходы от депозитарных операций, число занятых на этих операциях сотрудников и руководящих работников с аналогичными показателями в целом по структуре, в рамках которой действует депозитарий.
В последнее время депоненты повысили требования к большинству параметров работы депозитариев, переориентируясь на тех, кто обладает реальным опытом работы на рынке, отработанными технологиями и готовыми продуктами. Наряду со способностью обеспечивать высокое качество услуг потребители оценивают следующие показатели работы депозитарной организации:
сбалансированность структуры активов, размещенных другими клиентами, наличие опыта обслуживания клиентов такого же уровня, как и они сами;
способность привлекать и удерживать соответствующую клиентуру в течение длительного времени;
объемы активов, принятых на хранение, для того, чтобы активы потребителя не увеличили значительно нагрузку на депозитарную организацию;
позицию депозитария на рынке, его способность использовать рыночную инфраструктуру и уровень влияния на процесс развития инфраструктуры[10].
5. Важную роль в оценке работы депозитария имеет оптимальность вознаграждения. Существует мнение, что передовые депозитарии должны снижать издержки и риски своей работы, оказывая более качественные услуги за относительно меньшее комиссионное вознаграждение. Это отчасти справедливо, учитывая повышение уровня автоматизации депозитарной деятельности и обострение конкуренции между депозитариями.
Однако для большинства депонентов уровень комиссионного вознаграждения не главный, а тем более не единственный критерий при выборе партнера. Следуя принципу «хорошо дешево не бывает», многие депоненты считают, что депозитарии, взимающие низкую плату за услуги, не могут обеспечить сохранность активов и высокое качество обслуживания.
При определении приемлемого уровня вознаграждений за услуги депозитария многие потребители не только сравнивают размеры комиссионных по базовым услугам, но и изучают структуру вознаграждения (прежде всего размеров дополнительных платежей за косвенные услуги), а также экономический эффект, который может дать использование того или иного депозитария.
Предпочтения депонентов по поводу уплаты депозитарного вознаграждения различаются. Одни предпочитают платить депозитарию по максимально упрощенной схеме: за все услуги одним платежом. Другие, наоборот, готовы уплачивать множество видов комиссионных вознаграждений за каждую разновидность услуг. В последнем случае структура комиссионных вознаграждений депозитариев оценивается клиентами исходя из желаемых объемов конкретных видов услуг, которыми они собираются пользоваться.
Например, для клиента, осуществляющего большое количество операций, может быть выгодно пользоваться услугами депозитария, взимающего повышенные комиссионные вознаграждения за хранение активов в процентах от их средней рыночной стоимости, но менее высокую плату – за переводы ценных бумаг со счета на счет.
Для клиента, намеревающегося длительное время хранить крупные активы и не осуществлять активных переводов по счетам, даже при высоком уровне платы за переводы по счету может оказаться выгодным пользоваться услугами депозитария, взимающего относительно небольшую комиссию за хранение[11].
Депонент должен верно оценить совокупный экономический эффект, который он получит, пользуясь услугами той или иной структуры. Экономия на комиссионных может обернуться большими потерями из-за сбоев в работе депозитария, вызванных недостаточным уровнем автоматизации его операций, экономией средств на развитие технологий, подготовку и оплату персонала, поддержание сети региональных представителей. В то же время, уплачивая высокие комиссионные вознаграждения, клиент должен быть уверен, что получит действительно более качественные услуги и дополнительные возможности, дающие ему экономический эффект даже при применении повышенных расценок за услуги.
Основные направления совершенствования депозитарных технологий предполагают предложение максимальных возможностей клиентам и одновременное снижение их рисков и затрат. Новые технологии разрабатываются с учетом возможности комплексного обслуживания клиентов:
обеспечение операций по кредитованию под залог ценных бумаг с использованием различных схем;
брокерское обслуживание;
обеспечение вексельного обслуживания;
обслуживание новых выпусков ценных бумаг;
обслуживание профессиональных участников рынка ценных бумаг по индивидуальным соглашениям (VIP-обслуживание);
обслуживание НПФ, инвестиционных фондов и пр.
Большое значение для организации депозитарного обслуживания на современном уровне имеет автоматизация депозитарной деятельности, позволяющая обеспечить надежную, быструю и безопасную систему передачи банковской информации. Благодаря информационным технологиям, депозитарные операции осуществляются более быстро и рационально, при этом минимизированы типичные банковские риски (например, потери, ошибки, фальсификация поручений и т.д.).
Год назад депозитарий Сбербанка РФ завершил переход на новую, более прогрессивную кодировку счетов депо в рамках «Операционного регламента депозитария СБ РФ» № 540-Р, позволяющую более полноценно обслуживать операции клиентов банка во всем спектре обращающихся на рынке ценных бумаг.
В настоящее время некоторые депозитарии начали работу по внедрению нового программно-технологического комплекса со «звездным» названием «D-Star». Это принципиально новая логическая система для депозитарного учета, умеющая гибко реагировать на изменения не только технологии депозитарного обслуживания, но и действующего законодательства. Помимо этого, новый комплекс позволяет сократить сроки исполнения депозитарных операций, уменьшить бумажный документооборот, облегчить порядок подачи поручений и иных документов, предоставляемых клиентами в депозитарий. «D-Star» дает возможность не только организовать полный технологический цикл работ по осуществлению депозитарной деятельности, но и некоторых видов деятельности, сопутствующих депозитарной.
Перспективы развития депозитарного учета на современном этапе направлены, прежде всего, на расширение круга персонифицированных услуг, индивидуальный подход, кардинальное улучшение качества обслуживания клиентов.
Функционирование депозитария, как и любого другого финансового института, сопряжено с рисками. Поскольку невозможно их полностью избежать, необходимо взвешивать их возможную степень и предпринимать меры по снижению потерь вследствие наступления таких случаев.
С целью снижения правового риска и риска потери репутации необходимо формирование такой политики депозитария, которая давала бы уверенность в том, что вся деятельность депозитария лежит в рамках правовых норм и соблюдается этика бизнеса. Для снижения этих рисков целесообразно:
создание в структуре депозитария подразделения, выполняющего функции контроля над выполнением требований законов и нормативных актов в деятельности депозитария и разработку эффективных методов контроля;
разработка и регулярный контроль на соответствие законодательству стандартов ведения бизнеса и выполнения юридических процедур и формальностей;
разработка специальной программы обучения персонала правовым аспектам, затрагивающим деятельность компании.
Осуществляя депозитарные операции, необходимо тщательно проверять все документы на соответствие нормам действующего законодательства. Опыт работы депозитариев с доверенностями выявил ряд проблем при совершении депозитарных операций, связанных с тем, что доверенность может быть составлена в простой письменной форме, поскольку обязательное нотариальное удостоверение доверенностей на движимое имущество законом не предусмотрено. В этом случае подпись депонента никем не заверяется, что увеличивает риски депозитариев и риски клиентов. Кроме того, доверенности выдаются на часть акций, хранящихся на счете депо. В этом случае невозможно отследить, чтобы доверенность не использовалась повторно несколько раз.
Не секрет, что покупка ценных бумаг «по доверенностям» позволяет недобросовестным брокерам получать немалую неучтенную прибыль, перекладывая бремя уплаты налогов на продавца. Более того, немало случаев хищения ценных бумаг по фиктивным доверенностям. Депозитарии Сбербанка не раз пресекали попытки использования фиктивных доверенностей и поддельных банковских карточек. Во избежание этого следует предоставить клиентам возможность назначения распорядителя (попечителя) счета депо по поручению самого депонента.
Информация о работе Ценные бумаги на примере коммерческого банка