Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:19, дипломная работа
Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной спецификой. Значимость банков на рынке ценных бумаг не подвергается сомнению. В большинстве стран банки играют на рынке ценных бумаг важнейшую ключевую роль. Данная работа обозревает ряд вопросов, касающихся деятельности банков на рынке ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Понятие рынка ценных бумаг и его место в рыночной экономике
1.2. Виды государственных ценных бумаг 22
1.3. Структурные элементы и участники рынка ценных бумаг 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ КООМЕРЧЕСКОГО БАНКА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ НА ПРИМЕРЕ БЕЛЕБЕЕВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ №4601 36
2.1. Общая характеристика объекта исследования 36
2.2. Анализ работы с ценными бумагами Сбербанка России на примере Белебеевского отделения №4601 40
2.3. Анализ доходности операций с ценными бумагами 53
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАСШИРЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 59
3.1. Совершенствование депозитарного обслуживания клиентов Сбербанка России 59
3.2. Повышение эффективности функционирования деятельности Белебеевского отделения №4601 путем реализации проектов по развитию услуг работы с ценными бумагами 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
Основные задачи рынка ГКО:
1. Финансирование дефицита бюджета;
2. Регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении.
Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска краткосрочных облигаций.
Банк России выполняет следующие операции на рынке ГКО:
- продажу облигаций на ММВБ по поручению Министерства финансов;
- покупку облигаций от своего имени и за свой счет на ММВБ;
- куплю-продажу облигаций на фондовой бирже от своего имени и за свой счет;
- погашение облигаций по поручению Министерства финансов.
Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.
Среднесрочные бумаги - необходимый элемент финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период.
Основным видом среднесрочных бумаг в России являются облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые Правительством РФ для финансирования бюджетного дефицита. Система ОФЗ базируется на следующих общих принципах:
применение безбумажной (электронной) технологии,
плавающий купонный доход,
среднесрочный период обращения,
именной характер бумаги.
Эмитент (Минфин РФ) устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций по согласованию с Банком России его объём, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО, даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода, ограничения на владение.
Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения.
На доходность ценных бумаг влияет налогообложение, у ОФЗ оно имеет следующие особенности:
1. Купонный доход в виде процента к номинальной стоимости по ОФЗ с переменным купонным доходом (далее: облигации) не облагается налогом на прибыль у юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц,
2. При обращении облигаций образуется накопленный купонный доход - часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода, включаемый в цену сделки.
Формула доходности по ОФЗ:
D=([H+C /(1-T)] : [P+A /(1-T)] - 1) х 365/t х 100%,
где N - номинал облигации в рублях, C - купон в рублях, D - доход,
T - купонный период в днях, P - цена ОФЗ без учета накопленного дохода
A - накопленный доход, t - срок до выплаты купонов в днях
Величина купона в рублях –С - вычисляется по формуле:
С=(R/100) x (T/365) x T,
где R - купонная ставка в % годовых, T - купонный период.
Величина накопленного дохода - А - вычисляется по формуле:
А=(С/Т) х (Т-t).
При обращении ОГСЗ налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемого как разницу между накопленным купонным доходом и доходом, уплаченным при приобретении.
Первые торговые сессии на Российской бирже показали устойчивый рост спроса на ОГСЗ. Новый финансовый инструмент, появившийся на государственном рынке ценных бумаг, решит вопрос о сохранении средств средних и мелких инвесторов в условиях инфляции и экономической нестабильности.
Государство получает возможность заимствовать временно свободные денежные средства физических лиц на длительный срок.
Перспективы рынка казначейских обязательств проблематичны, т.к. казначейские обязательства стимулируют инфляцию. Увеличивая объём эмиссии КО, государство подрывает доходную часть бюджета т.к. не менее 65-70% от выпущенных казначейских обязательств в течение одного месяца обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений.
Суть казначейских налоговых освобождений заключается в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятиями путём зачета (не взимания) платежей в Федеральный бюджет. Погашение и обмен на налоговое освобождение происходит по текущему курсу казначейских обязательств, который рассчитывается по формуле:
Tk = H + H x (t x P/100) / 360,
где Tk - текущий курс КО, H - номинал, t - срок обращения,
P- ставка процентного дохода по КО.
Тот факт, что казначейское обязательство может быть досрочно обменено на налоговое освобождение, делает рынок этих обязательств достаточно оживленным. Казначейские обязательства, как и ГКО, являются наиболее ликвидными обязательствами Российского Правительства, обращающимися на внутреннем рынке. Льготы по налогам распространяются только на доход, выплачиваемый государством.
Золотые сертификаты, выпущенные Минфином РФ в 1993г. сроком на 1 год, были размещены в 1994 году. Гарантированная доходность по сертификату начисляется ежеквартально. На золотой сертификат распространяются налоговые льготы. Золотой сертификат является низкодоходной ценной бумагой т.к. размещена лишь незначительная часть эмиссии и вторичный рынок практически отсутствовал.
Важнейшую роль в функционировании рынка ценных бумаг играет его инфраструктура, способствующая заключению сделок с ценными бумагами и выполняющая функции информационной поддержки эмитентов, инвесторов и профессиональных посредников.
К инфраструктуре рынка ценных бумаг относятся:
организаторы торговли ценными бумагами – биржи и торговые системы, организующие проведение регулярных торгов;
системы расчетов, хранения и учета прав на ценные бумаги – клиринговые системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчеты по заключенным сделкам, хранение, учет и перерегистрацию прав на ценные бумаги;
посредники на рынке ценных бумаг – дилеры и брокеры, оказывающие инвесторам профессиональные услуги по заключению сделок на рынке;
информационно-аналитические системы поддержки инвестиционных решений – информационные агентства, рейтинговые агентства, базы данных, предоставляющие инвесторам развернутую и полную информацию о состоянии эмитентов, экономической ситуации в стране, исполнении бюджетов.
В общем виде схема взаимодействия элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг представлена на рисунке 2.
Рис.2 Взаимодействие элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг
По мере становления рынка ценных бумаг все более насущной становится необходимость развития инфраструктуры, включающей торговые и расчетно-депозитарные системы. Развитая инфраструктура, поддерживающая высоколиквидный и прозрачный рынок, предоставляющая возможности для свободного и эффективного межрегионального перетока капиталов, необходима для будущего рынка ценных бумаг России. Стихийность процесса создания российского фондового рынка предопределила существование биржевых и внебиржевых торговых систем, неэффективность расчетных систем, а также множественность депозитариев, использующих различные технологии в процессе хранения и учета ценных бумаг[5].
Ценные бумаги - один из сложнейших видов товаров, что требует профессионализации деятельности, связанной с ними. Соответственно, возникают профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие финансовое посредничество между эмитентами и инвесторами, распределяющие и смягчающие финансовые риски и, наконец, ведущие деятельность на рынке ценных бумаг на квалифицированной, «профессиональной» основе.
Официального определения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг нет, законодатель лишь именует лиц, осуществляющих брокерскую, дилерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговую, депозитарную, деятельность по ведению реестра и деятельность по организации торгов, профессиональными участниками, а указанные виды деятельности - видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Как и всякая профессиональная деятельность, она должна соответствовать: а) квалификационным требованиям, б) критериям финансовой устойчивости и приемлемого уровня риска, в) требованиям соблюдения деловой этики[6].
К профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг относятся следующие виды деятельности:
брокерская деятельность, предполагающая совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет на основании договоров комиссии и поручения;
дилерская деятельность – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам;
депозитарная деятельность – деятельность по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги;
деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
деятельность по управлению ценными бумагами;
деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право совмещать различные виды деятельности, за исключением совмещения деятельности дилера или брокера с посреднической деятельностью.
Согласно ст.39 Закона «О рынке ценных бумаг» все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения (лицензии). Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства РФ о ценных бумагах. Такими органами являются Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ) или уполномоченные ею органы.
Различают лицензии трех видов:
лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;
лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра;
лицензия фондовой биржи.
Генеральная лицензия предоставляет федеральному органу исполнительной власти, Центральному банку РФ право на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Предметом особых споров на протяжении всего ХХ века является вопрос об операциях банка с ценными бумагами на фондовом рынке. В зависимости от того, разрешено или запрещено банкам проводить операции на рынке ценных бумаг, выделяются две модели фондового рынка. Первая модель – «англосаксонская», получившая распространение в США, Великобритании и некоторых других странах; вторая – «германская», воплотившаяся в жизнь во многих европейских государствах.
Законы, регулирующие деятельность банков в США, существенно ограничивают их участие в операциях с ценными бумагами. Такие операции обычно называются «небанковскими». Причиной такого жесткого разделения универсальных банков на коммерческие и инвестиционные была волна массовых банкротств банков, активно вкладывавших привлеченные средства в негосударственные ценные бумаги. Экономический кризис 30-х годов ХХ века привел к краху многих корпораций и обесценению их ценных бумаг, что, в свою очередь, привело к банкротству многих банков. Основным нормативным актом, препятствующим деятельности банков на РЦБ в США, является закон Гласса-Стигала (Glass-Steagall Akt), принятый в 1933 году. Этот закон запретил банкам подписывать и размещать ценные бумаги (кроме государственных и квазигосударственных ценных бумаг) или покупать акции за свой счет. Такие операции рассматривались как угрожающие безопасности банков спекуляции. Кроме того, указывалось, что при выполнении банками операций на рынке ценных бумаг присутствует так называемый конфликт интересов. Интересы банка, как профессионального участника рынка ценных бумаг не совпадают с интересами его клиента.
Информация о работе Ценные бумаги на примере коммерческого банка