25. Эволюционная эпистемология
К. Лоренца и Г. Фоллмера.
-
предметом является эволюция
органов познания и познават.
способ-тей (Лоренц, Фоллмер)
-эволюция
как модель развития научного
знания (Поппер) = эволюционная теория
науки теория науки
Основные
идеи:
1.
Жизнь = процесс получения информации.
2.
Живые существа обладают системой
априорных (ВРОЖД) когнитивных структур.
3.
Они формируются в процессе
эволюции.
4.
Адаптивность этих структур явл.
свид-вом реалистичности получаемых
с их помощью знаний.
Реальное использования идей
эволюционизма Дарвина в науках связано
с научной деятельностью Конрада Лоренца (1903-1989), австрийского
зоолога, Жана Пиаже (1896-1980), швейцарского
психолога,создателя генетической эпистемологии,
Карла Поппера (1902-1994), а также Дональда
Кэмпбелла и Стивена Тулмина.
Принципы эволюционной эпистемологии
сформулированы Лоренцем. В его статье предпринята
попытка прояснить фундаментальные
эпистемологические вопросы на биологической
основе.
Эволюционные эпистемологи
исходят из того, что развитие знания представляет
собой непосредственное продолжение эволюционного
развития объектов живого мира, и динамики
этих двух процессов идентичны. Сама
жизнь есть познавательный процесс. Более
того, в структурных признаках живых организмов,
например в структуре
глаза, в форме крыльев
птиц и т. д., закодирована природа мира,
в котором обитают эти организмы. Базируясь
на этом фунд утверждении,
сторонники эволюционной эпистемологии
пытаются объяснить, как происходит превращение неорганических
систем, которые суть просто хранилища
информации и ни в каком смысле не являются
знанием, в субъектов познания,
производящих знания. В результате была
построена эволюционная шкала, на нижнем
уровне которой находятся
инстинктивные реакции, а на верхнем —
человеческие существа, которые могут
подавлять инстинктивные побуждения
и регулировать свое поведение в соответствии
с социальными нормами. Существование акой шкалы свидетельствует
о наличии врожденных когнитивных структур,
которые определяя направление
познания, сами остаются
вне детерминации со стороны содержания
познания и оказываются априорными в кантовском смысле.
Лоренц соглашается
с Кантом в том, что опытное познание возможно
только благодаря наличию у человека априорных
форм чувственности и мышления. Только с помощью
этих форм человек вообще может постигать
действит. Кроме того, человеческое
познание не может постичь действит такой,
какая она есть сама по себе. Кант не прав в двух пунктах:
1. Априорные данности
человеческого разума не вечны,
они могут изменяться.
2. Апр.дан. не противостоят
действит как нечто ей чуждое, =>Кант
не прав, когда утверждает, что разум предписывает
законы природе. Апр.дан. человеческого
разума основаны на сформировавшейся
в ходе родовой истории наследственной
дифференциации ц.н.с. Познавательные
способности сформировались в ходе эволюционной
истории живых существ
при постоянном столкновении их с реальным
миром, поэтому не разум предписывает природе свои законы.
Так как априорные
особенности человека сформированы в
ходе его родовой истории, они являются
также в некотором смысле апостериорными,
то есть они априорны для индивида, но
апостериорны для вида.
26. Радикальный конструктивизм
в эпистемологии.
Конструктивизм – в искусстве
(братья Веснины, В.Татлин, К. Мельников
и др.) Затем – в науку (в связи с обоснованием
оснований науки, особ. – математики, ведь
мат. объекты = ментальные конструкции).
РК - начиная с 80-х: П. Ватцлавик (1921),
Х. фон Фёрстер (1911-2002),
Г. Рот (1942), З. Шмидт (1940), Э.
фон Гласерфельд (1917), Б. ван Фраасен и
др. Уже не проблема обоснования знания,
а исследование самого процесса создания
конструкций, к-рые оказываются последней
реальностью.
Предшественники:
- Ф. де Соссюр
(язык = система знаков, где значение и
звучание едины, причем это единство устанавливается
каждым пользователем языка индивидуально),
- Ж. Пиаже
(его генетическая эпистемология инструменталистски
понимала знание как приспособление к
окруж. миру, а приспособление и отражение
– разные вещи)
- теории
самоорганизующихся систем («входом»
явл. не то, что видит внеш. наблюдатель,
а то, что воспринимает сама система. Аутопоэтические
системы (auto=сам, poien=делать) –
сами себя сделавшие, продукты самих себя.
Информационно замкнутые системы, не могут
взглянуть на себя со стороны, представления
о внешнем сформированы на основе внутренних
состояний системы). Мозг содержит около
3-4 млн. нервных окончаний на периферии
и 100 млрд. – 1 биллион центральных нейронов.
Т.е. только около 1/100 000 общей активности
мозга идет от чувственных органов. Все
остальное – на основе собственной информации.
– Восприятия нет в чувственных органах!
Чувств. органы не отражают мир как он
есть. Восприятие = рез-т обработки информации
внутри мозга. Мозг конструирует
восприятие. Г.Рот: «Мы можем констатировать:
ни одно восприятие в себе не упорядочено
и не оформлено. Поступающие от чувственных
органов сырые данные переплетены, многозначны,
только имплицитно информативны. Они постоянно
должны формироваться согласно внутренним
критериям, это значит, что их информация
должна эксплицитно выявляться в свете
прошлого опыта. Поэтому восприятие никогда
не явл. отражениям чувственных данных,
но всегда конструкцией».
Есть только та действительность,
которую мы сконструировали сами.
Осн. идеи РК:
1. Познание = активный процесс
конструктивной деятельности субъекта.
(Это не репрезентация! Как мы познаем
определяет, что мы познаем).
Мы можем познать лишь то, что сами сделали.
2. Познание имеет адаптивное
значение (чтобы приспособиться и выжить).
3. Познание служит организации
внутр. мира субъекта, а не задачам описания
объект. реальности. (Не описать реальность,
а произвести «адаптивные» способы поведения).
Не означает, что любую конструкцию может
создать произвольно: нужна конструкция,
к-рая не уничтожается сопротивляемостью
мира, жизнеспособна, функционирует.
4. Наука должна служить практич.
целям. З. Шмидт: «Если идея познаваемости
абсолютной действительности теряет свой
смысл, стремление к абсолютному познанию
истины не может служить легитимацией
научной деятельности. Скорее любая исследов.
деят-ть … должна доказывать свою полезность».
Равновесие (критерий «когерентной истинности»):
«конструктивисты довольны тогда, когда
ученым ничего не надо делать».
Умберто
Матурана (р. 1928): Гносеологический принцип «реально лишь
то, что позволяет мне быть реальным».
Биология познания. Деятельность нервной системы
следует рассматривать как детерминированную
самой нервной системой. Стимулы внешнего
мира = «спусковые крючки», задающие изменения
закрытой для них нервной системе.
У любой системы есть свой окружающий
мир (ниша), с которым она слита воедино.
Ее интеракции с окружающим миром (нишей)
представляют собой неразрывное единство.
Другое дело, если система наблюдается
извне. Наблюдатель, и только он, может
проводить различие между системой и окруж.
миром, т.е. наблюдать систему под углом
зрения ее взаимодействия с нишей. Однако
это различающее наблюдение целиком остается
в познавательной области наблюдателя
и не затрагивает
существа операций системы. Любое
наблюдение — это различение, выделение
частей того, что a priori в качестве некой
целокупности существует до всякого наблюдения.
То, что оперативно происходит в системе,
и то, что выделено различающим наблюдением,
не совпадают. Ни одно
описание наблюдателя не является полным.
Познание же есть не отображ-е
независимого, предопределенного мира,
но сотворение
нового мира. Конкретным организмом
в процессе его жизнедеятельности созидается
не мир вообще, а некий конкретный мир,
всегда обусловленный структурой организма.
Поскольку индивидуальные организмы в
рамках одного вида обладают более или
менее идентичной структурой, они созидают
схожие миры. Мы, люди, кроме этого, сообща
пользуемся абстрактным миром языка и
мысли и благодаря этому сообща творим
наш действительный мир.
Б. Ван Фраасен
Антиреализм. Не вводит в свою
концепцию теорию истины. Принятие теории
зависит от признания ее эмпирически адекватной
и от др. требований прагматического хар-ра.
Истинность же ничего не добавляет к достоинствам
теории. Все зависит от оценки ее объяснительных
возможностей. «Язык науки д.б. строго сконструированным, но теории не обязаны быть истинными, чтобы быть пригодными».
Модельная концепция. Теория
= семейство мысленных структур. Похожа на иерархию «чертежей»
или «географических карт» наблюдаемых
явлений, причем «чертежи» и «карты» первого
уровня непосредственно воспроизводят
эти явления. «Когда Ньютон требует
эмпирической адекватности от своей теории,
он требует того, чтобы его теория обладала
такой моделью, что все действительные
факты(«появления») были
бы отождествляемы (изоморфны) с движениями
в этой модели».
Научная деятельность = конструктивная
деят-ть, а не открытие.
Эрнст фон Глазерсфельд
(р.1917)
«РК явл. попыткой
построения теории знания, к-рая не выдвигает
онтологических притязаний, а поэтому
не исходит из предпосылки о реальности,
независимой от познающего субъекта».
1. Невозм-ть познания объективного
мира (установлено еще досократиками).
Даже если бы человек познал мир таким,
каков он есть, то он никогда не узнал бы
об этом. («Ко всему, что рассматривается
через аппарат позн-я, нет иного доступа,
как через данные аппарат познания» -
т.е. мы лишены возможности сравнить картину
мира, к-рую создаем, с реальностью, независимой
от наших переживаний). Бессмысленно
даже говорить о «приближении» к реальности:
«если нет доступа
к реальности, к к-рой хотелось бы приблизиться,
то нельзя измерить и расстояние до нее».
2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ
СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА. (ребенок учит слова,
изменяя их субъектив. значение до тех
пор, пока они не «сравняются» со значением
слов у взрослых. Но не совпадут!) Если
это так, то язык не сообщает, а ориентирует,
ведет в желаемом направлении понятийные
конструкции слушателей. «Но с помощью слов
никак невозможно им предписать, чтобы
они думали так, как нам хотелось бы».
3. На основе нашего опыта конструируются
вещи, к-рые затем рассматриваются как
знание. Связано с биолог. приспособлением
не прямо, а через понятие равновесия.
Разум возникает как рез-т саморегулирования.
(В каком-то смысле, «теория эволюция =
первая кибернетическая теория», т.к. объясняет
рав-е с т. зр. наименьшего сопротивления:
плохо приспособленные – плохо размножаются
– вымирают. На окр.среду возлагается
ответственность за процесс вымирания,
но никак не за выживание.).
«Сигналы не транспортируют
значения, а только указывают на уже установленные
интерпретации. Значения уже должны быть
в наличии как в передатчике, так и в приемнике,
до того, как между ними может осуществиться
коммуникация. Сигналы явл. просто ссылками
на определенное место, опред. адрес
в мозге говорящего, слушающего, или в
компьютере. Сигналы только тогда становятся
сигналами, когда они интерпретируются.
Поэтому, чтобы говорить о значении, нужно
уже заранее знать, с чем должен ассоциироваться
воспринимаемый «сигнал» или для чего
он послан». – Значит, разговор об информ-и
из внешнего мира = вздор. «Информация всегда
основывается на распознавании, а распознавание
может осуществляться только самим организмом
в его субъективном мире переживаний.
Поэтому значение, к-рое организм приписывает
распознаванию, явл. поневоле субъективным.»
4. 4. «viability»: «В оригинальном понимании
слово “viability” означает “проходимость”
какого-то пути и в отношении индивидуального
развития применяется для характеристики
жизнеспособности видов, индивидуумов
и мутаций. Это – именно то значение, в
к-ром я употребляю данное слово в эпистемологическом
контексте». Аналогия, если не полная
тождественность, двух эволюций – биологической
и когнитивной. В процессе
познания познающий S не извлекает позитивное
знание (информацию) о вещах и явлениях
из внеш. мира, а организует в ту или иную
связную картину тот негативный опыт от
неудавшихся действий, к-рый сам же эти
препятствия внешней среды когнитивно
определяет. (Капитан корабля, слепец в
лесу).
Вывод: Рац. знание всегда и исключительно
относится к построенной нами самими действительности.
Критика
РК.
- феноменальный мир связан
с действительным миром, хотя
и не прямо (как стрелка на
приборной панели машины показывает
уровень бензина в баке). Активность
мозга и есть восприятие вещей,
нет восприятия восприятия. Если
восприятия идентичны состояниям мозга,
то доступ к этим репрезентациям явл. и
доступам к вещам «снаружи».
- как объяснить факт
крушения теорий? Они не соответствуют
миру? Но для этого мир должен
существовать, иметь структуру, к-рой
можно соответствовать или нет. Для объяснения
успеха теории – можно не быть реалистом,
для объяснения ее крушения – приходится
им быть.
- явление конвергенции
исследований (независимые методы
приводят к одному и тому
же рез-ту, разные теории описывают
одни и те же явления и
т.п.)
Вывод:
Подход РК не везде применим.
НЕ УНИВЕРСАЛЕН.
Социальный конструктивизм — социологическая теория познания (П. Бергер, Т. Лукман). Целью соц. констр-ма явл. выявление
путей, с помощью к-рых индивидуумы и группы
людей принимают участие в создании воспринимаемой
ими реальности. Рассматривает пути создания
людьми соц. феноменов, к-рые институционализируются
и превращ. в традиции. Реальность воспроизводится
людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Напр.: Б. Андерсон о конструировании
наций как «воображаемых сообшеств». Национализм
создает нации, а не наоборот.