Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
1.Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия).
Мировоззрение - система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям. Система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма)
Исторические типы мировоззрения:
Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Принято считать, что миф – первая форма мировоззрения. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Мифология св с религией. Основа - культовая система(с обрядовых действий для установления опр отношений со сверхъестественным). С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Функция- возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, помогает преодолеть житейские трудности. Идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея, кот связывает человека с нравственной идеей. Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. “Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла”, - писал Достоевский.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? И т.д. Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.
Философия - это теория мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы.
2. Философия, ее предмет, функции и структура
Философия (греч. — любовь к мудрости), форма обществ сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное, и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение
Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.
Предмет изм с развитием науки и самого философского знания, общества и всех сторон его духовной жизни. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений.
Каждая наука исследует систему закономерностей, Ф изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания(ПФ)
Функции:
Структура:
фундаментальные понятия науки
— категории ( от греч. - высказывание),
образующие ее логический «каркас», вокруг
которого группируются понятия, не являющиеся
категориями, законы и принципы науки.
Частнонаучные категории,
(область прим ограничена предметом частной
(специальной) науки); например, «организм»,
«обмен веществ», «наследственность»
- в биологии, «преступление» «наказание»,
«вина» — в уголовном праве и т.п.;
общенаучные категории (симметрия, модель, информация) исп многими науками.
всеобщие (на которые опираются все науки,
поскольку ни одна из них не может обойтись
без философии и ее категориального аппарата.
Философские категории помогают частным
наукам делать теоретические обобщения,
определять перспективы исследования.
Менялись,
разр, по-разному трактовалась сущность
категорий на протяжении всей ее истории-но интерпр как формы
рационального познания, с помощью которых
создавалась общая картина мира.
Примеры категорий:
Исходной философской категорией является
Бытие (все то, что существует в той или иной форме)
Материя: - природная стихия
- атомы
-вещество и поле….и тд
Сознание (категория духа). Как соотносится материя и сознание
Пространство и время
Истина
Необходимость и случайность
Причинны и следствия
Форма и содержание…и тд
В истории философии изв 2 противоположных метода познания:
- Диалектика-высший
уровень философской методологии. Это
учение о наиболее общих законах развития
природы, общества и познания и основанный
на этом учении универсальный метод мышления
и действия. Мир как вечное становление
и развитие, а корень развития -во внутренних
противоречиях предмета. Логика динамических,
текущих понятий, переходящих друг в друга:
кол-во переходит в качество, случайность
в необходимость…
.
Объективная диалектика
- развитие реального мира; противоречивое
взаимодействие вещей, явлений, процессов
подчиняющаяся универсальным законам
действующим в природе и обществе. Причина
развития -в противоречиях, которые присущи
всем без исключения предметам, явлениями
и процессам действительности. Предст
Гераклит, Гегель. Диалектической философией
является марксизм. Нах прим в различных
философских школах и типах мировоззрения(в
тч религиозном).
Субъективная
- диалектическое мышление (отражение
диалектического движения действительного
мира) и теория диалектики, т.е. учение
о всеобщих законах развития.
Метафизика – Сущность: односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого.
--Термин "метафизика" (мета - сверх, над )ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.). С этим понятием происходила невероятная трансформация.. Все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической (особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами опыта).
–до сер 19в имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.
-Гегель :теория, в которой процесс развития рассматривается только количественно, процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии. Впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода
Кант : м-любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных. Реальность, выходящая за грани эмпирии и характеризующаяся априорными формами познания (пространство и время, причинность…), называется трансцендентальной. Выше ее стоит полностью сверхопытная, недоступная теор познанию реальность.( трансцендентная, или ноуменальная, реальность, напр Бог).
5.Проблема соотношения материи и сознания в онтологическом и гносеологическом аспектах.
Существуют 2 фундаментальные проблемы, решение которых определяет основные типы философских взглядов:
1) Онтологическая - что есть действительность? Это проблема бытия.
2)Гносеологическая – как строить знание о действительности? Это проблема познания 2х типов реальности: материальной и духовной.
Ощущения, представления, мысли обладают для нас большей реальностью, чем вещи внешнего мира. Окружающая нас действительность –то, о чем мы можем судить лишь через образы, возникающие в нашем сознании. Тогда что представляют собой вещи и окружающая нас действительность? Обладают ли они независимым от нашего сознания бытием? 3 разных ответа:
1)Внешний мир, действительность, вещи -объективная реальность, существующую отдельно от нашего сознания.
2) Сущ-ют только благодаря нашему сознанию(продукты его деятельности).
3) Не самостоятельно существующие реальности, а порождение «третьей» реальности, высшего первоначала, которое обладает подлинным, ни от чего не зависящим бытием.
---обр 3 основных направлений в развитии философской мысли: материализм, феноменолизм, спиритуализм.
Культура- необходимая составная часть человека, его вторая природа, не менее важная, чем его физиология или биология. Ничего нельзя сказать о человеке, не осмыслив саму сущность культуры и те механизмы, которые порождают человеческую природу. У человека, помимо физической и культурной природы, есть еще метафизическая, которая выражается в таких бытийных феноменах, как свобода, стремление, совесть, любовь, ум.
- с получением каких-то определенных благ, мы далее пытаемся их улучшить( хижина превращается в дворец – объект не только для жилья, но и д/ эстетического удовольствия).
Рождается архитектура. Она динамична и жизненна, т.к. опирается на свою бытийную основу.
-3 неразделимые стороны(гарм восприн только в сочетании): польза, прочность, красота
-человек постоянно находится под влиянием архитектуры: дома, на работе, в храме, на прогулке; она может научить человека воспринимать красоту, отличать прекрасное от ужасного, спокойное от кричащего.
Для взвешивания истинной ценности нужно выйти за пределы культуры, и найти критерии, трансцендентные. Оставаясь же в ней, мы вынуждены воспринимать ее целиком, как она есть(только смотря критическим взглядом на культуру и архитектуру, мы можем ощутить ее влияние на нас).
-человек влияет на архитектуру, создавая ее, а затем, архитектура влияет на человека, вдохновляя или угнетая его (справедливо для культуры в целом- создается человеком, затем человеком и осмысляется). Культура сточки зрения метафизических потребностей человека, которые никогда идеально не воплощаются, является неудачей. Культура и существует, становится возможной. Пока есть такие претензии.
7.
«Веды» и индийские
ведический (до VI—V вв. до н.э.);
послеведический (до III—II вв. до н.э.);
период философии сутр (до III—IV вв. н.э.)
-начало от священных книг древних индийцев, называемых Ведами (санскр «видение» или «знание», сер II тыс. до н.э.) Веды берут свое начало в культуре. Веды выступают ядром культурных традиций великой страны, давшей миру такие памятники культуры, как «Ригведа», «Упанишады», «Артгхашастра», «Махабхара-та, которые послужили основой всех влиятельных философских систем Индий.
Традиционно ведическая литература делится на четыре группы: а) Самхиты; б) Брахманы; в) Араньяки; г) Упанишады. 2 рода знания: сакральное и профаническое.
-знания имеют визуальную природу и потому «узнать» означает «увидеть».
- «Ригведа»- самая ранняя и главная, сост из 10 книг — гимнов(обращения к богам, просьбы, описание жертв, приносимых богам, наиболее ранний известный индийский способ самопостижения человеком себя и тайн бытия). «Ригведа» -вкл концепцию структуры Космоса, модель мира, в которой боги не вечны, они меняются в зависимости от человека. Уже в этих гимнах ставятся вопросы о начале мира.
-«Упанишады»- Наиболее философичные; осмысливают природу и смысл жертвоприношений, явлений, относящихся к Человеку и божеству. Впервые делается попытка проникнуть в глубинные основания микрокосма, («атман»), и макрокосма(«брахман»-имеет множество значений и несет большую смысловую нагрузку в индийский религиозно-философской культуре). Философии брахманизма. Брахман — высшее начало, абсолют. Он вне пространства и времени, вне причинно-следственных отношений. Это абсолютное, духовное начало, из которого возникает все сущее. Вне Брахмана нет ничего.