Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 109.71 Кб (Скачать)

 

 

1.Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия).

 

Мировоззрение - система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям. Система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма)

Исторические типы мировоззрения:

Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Принято считать, что миф – первая форма мировоззрения. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

 

Мифология св с религией. Основа - культовая система(с обрядовых действий для установления опр отношений со сверхъестественным). С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Функция- возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, помогает преодолеть житейские трудности. Идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея, кот связывает человека с нравственной идеей. Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. “Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла”, - писал Достоевский.

 

         Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? И т.д.   Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.

Философия - это теория мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы.

 

                                         2. Философия, ее предмет, функции и структура

          Философия (греч. — любовь к мудрости), форма обществ сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное, и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение

Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

 

Предмет изм с развитием науки и самого философского знания, общества и всех сторон его духовной жизни. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений.

            Каждая наука исследует систему закономерностей, Ф изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания(ПФ)

 

Функции:

  1. аксиологическая (представление о добре и зле)
  2. социальная (идеал общества)
  3. гносеологическая (учение о познании)
  4. методологическая (что есть истина? Как познавать?)

        Структура:

  1. Онтология – учение о бытие. Проблема: (что есть мир? кем он создан? Что такое время?)
  2. Гносеология – учение об истине
  3. Аксиология – учение о духовных ценностях
  4. праксиология – учение о действии человека (на чем они основаны)

                                            проблема:- есть свобода воли или нет

                                                              - что нами движет, разум, чувства  или бессознательность

                                                                 3.     Категории философии.

фундаментальные понятия науки — категории ( от греч. - высказывание), образующие ее логический «каркас», вокруг которого группируются понятия, не являющиеся категориями, законы и принципы науки. 
 
           Частнонаучные категории, (область прим ограничена предметом частной (специальной) науки); например, «организм», «обмен веществ», «наследственность» - в биологии, «преступление» «наказание», «вина» — в уголовном праве и т.п.;

общенаучные категории (симметрия, модель, информация) исп многими науками.

всеобщие (на которые опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без философии и ее категориального аппарата. Философские категории помогают частным наукам делать теоретические обобщения, определять перспективы исследования. 
 
          Менялись, разр, по-разному трактовалась сущность категорий на протяжении всей ее истории-но интерпр как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.  
 

Примеры категорий:

Исходной философской категорией является 

Бытие (все то, что существует в той или иной форме)

Материя: - природная стихия

                 - атомы

                  -вещество и поле….и тд

Сознание (категория духа). Как соотносится материя и сознание

Пространство и время

Истина

Необходимость и случайность

Причинны  и следствия

Форма и содержание…и тд

 

                                               4. Философские методы: диалектика и метафизика.

В истории философии изв 2 противоположных метода познания:

- Диалектика-высший уровень философской методологии. Это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Мир как вечное становление и развитие, а корень развития -во внутренних противоречиях предмета. Логика динамических, текущих понятий, переходящих друг в друга: кол-во переходит в качество, случайность в необходимость…  
.  
Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причина развития -в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Предст Гераклит, Гегель. Диалектической философией является марксизм. Нах прим в различных философских школах и типах мировоззрения(в тч религиозном). 
Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.  

       Метафизика – Сущность: односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого.

--Термин "метафизика" (мета - сверх, над )ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.). С этим понятием происходила невероятная трансформация.. Все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической (особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами опыта).

 –до сер 19в имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

-Гегель :теория, в которой процесс развития рассматривается только количественно, процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии. Впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода

Кант : м-любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных. Реальность, выходящая за грани эмпирии и характеризующаяся априорными формами познания (пространство и время, причинность…), называется трансцендентальной. Выше ее стоит полностью сверхопытная, недоступная теор познанию реальность.( трансцендентная, или ноуменальная, реальность, напр Бог).

 

 

    5.Проблема соотношения материи и сознания в онтологическом  и гносеологическом аспектах.

Существуют 2 фундаментальные проблемы, решение которых определяет основные типы философских взглядов:

1) Онтологическая - что есть действительность? Это проблема бытия.

2)Гносеологическая – как строить знание о действительности? Это проблема познания 2х типов реальности: материальной и духовной.

Ощущения, представления, мысли обладают для нас большей реальностью, чем вещи внешнего мира. Окружающая нас действительность –то, о чем мы можем судить лишь через образы, возникающие в нашем сознании. Тогда что представляют собой вещи и окружающая нас действительность? Обладают ли они независимым от нашего сознания бытием? 3 разных ответа:

1)Внешний мир, действительность, вещи  -объективная реальность, существующую отдельно от нашего сознания.

2) Сущ-ют только благодаря нашему сознанию(продукты его деятельности).

3) Не самостоятельно существующие реальности, а порождение «третьей» реальности, высшего первоначала, которое обладает подлинным, ни от чего не зависящим бытием.

---обр 3 основных направлений в развитии философской мысли: материализм, феноменолизм, спиритуализм.

 

 

6.Философское осмышление архитектуры как культурного явления.

Культура- необходимая составная часть человека, его вторая природа, не менее важная, чем его физиология или биология. Ничего нельзя сказать о человеке, не осмыслив саму сущность культуры и те механизмы, которые порождают человеческую природу. У человека, помимо физической и культурной природы, есть еще метафизическая, которая выражается в таких бытийных феноменах, как свобода, стремление, совесть, любовь, ум.

- с получением каких-то определенных благ, мы далее пытаемся их улучшить( хижина превращается в дворец – объект не только  для жилья, но и д/ эстетического удовольствия).

Рождается  архитектура. Она динамична и жизненна, т.к. опирается на свою бытийную основу.

 -3 неразделимые стороны(гарм восприн только в сочетании): польза, прочность, красота

-человек постоянно находится под влиянием архитектуры: дома, на работе, в храме, на прогулке; она может научить человека воспринимать красоту, отличать прекрасное от ужасного, спокойное от кричащего.

  Для взвешивания истинной ценности нужно выйти за пределы культуры, и найти критерии, трансцендентные. Оставаясь же в ней, мы вынуждены воспринимать ее целиком, как она есть(только смотря критическим взглядом  на культуру и архитектуру, мы можем ощутить ее влияние на нас).

-человек влияет на архитектуру, создавая ее, а затем, архитектура влияет на человека, вдохновляя или угнетая его (справедливо для культуры в целом- создается человеком, затем человеком и осмысляется). Культура сточки зрения метафизических потребностей человека, которые никогда идеально не воплощаются, является неудачей. Культура и существует, становится возможной. Пока есть такие претензии.

 

 

 

7.     «Веды» и индийские философские  школы.Древнеиндийская предфилософия (3-2 тыс. до н.э. —3-4в н.э)..Этапы:

 ведический (до VI—V вв. до н.э.);

послеведический (до III—II вв. до н.э.);

период философии сутр (до III—IV  вв.   н.э.)

 -начало от священных книг древних индийцев, называемых Ведами (санскр «видение» или «знание», сер II тыс. до н.э.) Веды берут свое начало в культуре. Веды выступают ядром культурных традиций великой страны, давшей миру такие памятники культуры, как «Ригведа», «Упанишады», «Артгхашастра», «Махабхара-та, которые послужили основой всех влиятельных  философских  систем  Индий.

Традиционно ведическая литература делится на четыре группы: а) Самхиты; б) Брахманы; в) Араньяки; г) Упанишады. 2 рода знания: сакральное и профаническое.

-знания имеют визуальную  природу  и  потому   «узнать»   означает   «увидеть».

- «Ригведа»- самая ранняя и главная, сост из 10 книг — гимнов(обращения к богам, просьбы, описание жертв, приносимых богам, наиболее ранний известный индийский способ самопостижения человеком себя и тайн бытия). «Ригведа» -вкл концепцию структуры Космоса, модель мира, в которой боги не вечны, они меняются в зависимости от человека. Уже в этих гимнах ставятся  вопросы  о  начале  мира.

 -«Упанишады»- Наиболее философичные; осмысливают природу и смысл жертвоприношений, явлений, относящихся к Человеку и божеству. Впервые делается попытка проникнуть в глубинные основания микрокосма, («атман»), и макрокосма(«брахман»-имеет множество значений и несет большую смысловую нагрузку в индийский религиозно-философской культуре). Философии брахманизма. Брахман — высшее начало, абсолют. Он вне пространства и времени, вне причинно-следственных отношений. Это абсолютное, духовное начало, из которого возникает все сущее. Вне Брахмана нет ничего.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"