Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 109.71 Кб (Скачать)

. Джайнизм . Основоположник  - Махавира (3в до н.э.) Основыне положения: отрицает святость вед; осуждает жертвоприношения; допускает женщин к изучению священных текстов; в основе мировоззрения находится представление о карме, космическом законе, который определяет судьбу человека, но не фатально, так как карму можно победить путем соблюдения обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм признается высшей добродетелью человека.

 Буддизм. Основатель — принц Гаутама, или Будда (Просветленный). 4 истины: жизнь есть страдание (старость, болезни, невзгоды, смерть); корень страдания — в жажде жизни; страдание имеет причину, а раз так, то прекращение страдания — это уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания — достижение нирваны — такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.

Санкхья. Признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. В мире существуют две силы — пракрити (материя,активна) и пуруша (дух,пассивна. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй — индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются земля, вода, воздух, огонь и эфир.

Йога. Основатель — Патанджали (II в. до н.э.). Разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. - прекращение зависимости чистого духа или «я» от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с «я».

 

8.     Человек в философской традиции  буддизма.

Человек- представитель одного из разрядов всей совокупности "живых существ", а не особое, стоящее над природой существо; обладает способностью к "просветлению" .Вся жизнь человека - переход из одного состояния в другое, обусловлена действием принципа "кармической ответственности».

 -отличие человека от других существ- он единственный способен осознать эту кармическую ответственность и реализовать в себе потенцию Будды, достигая высшего состояния "освобождения" от кармического "воздаяния" или "возмездия".

Буддизм, как и все древневосточные учения, рассматривает человека как микрокосмос в просторах вселенной она микромодель: отсюда взаимозависимые отношения людей и окружающей среды, всего мира.

-культурно - историческое наследие буддизма пользуется устойчивой репутацией самого гуманного религиозного учения.

-необходимость сострадательного отношения к любому живому существу без исключения.Идеал сострадания, любви и милосердия ко всему окружающему миру в буддизме - Бодхисаттва - существо, который, постигнув целостность бытия, достигнув нирваны, но, ощущая бесчисленные связи его с миром, сострадая к живым существам и оказывая помощь им, остается в этом мире. Он всегда бескорыстен, открыт для других существ, для мира. Внешний мир не вызывает у него раздражения, он не стремится закрыться от него, не создавая вокруг себя искусственный мир.

 

 

9.Джайнизм как религиозно-философское учение Древней Индии.

Джайнизм («победитель»)6в до нэ. — религиозно-философское учение, возникшее в Индии. Основатель — Джино Махавира. -6 млн приверженцев(3,5 млн в Индии). 
     Основой философии джайнизма, как дхармической религии, является вера в череду перерождений , возможность освобождения от самсары(круговорот рождения и смерти.стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы) , строгая духовная практика, неизменная ценность каждой жизни (в каждой форме её проявления), и, как следствие, непричинение им вреда — ненасилие . 
Джайнизм проповедует, что любое существо  является индивидуальной и вечной душой и самостоятельно отвечает за свои действия. То есть, такой образ жизни, когда уделяется наивысшее возможное уважение к каждой форме жизни. Бог для джайнов обусловливается такими понятиями как Бесконечное Знание , Бесконечное Восприятие , Бесконечное Осознание  и Бесконечное Счастье . Таким образом, джайнизм не включает в свою философию понятия Господа как всемогущего сверхсущества, но как неизбывное мироздание, управляемое законами природы, которые, в свою очередь, зависят от взаимодействия  сущностей, составляющих Вселенную. 
Ещё одним отличительным аспектом джайнизма является анекантавада — учение о существующей множественности ви?дения объектов и феноменов разными субъектами, эти объекты и феномены наблюдающими (в соответствии с Съядвадой — «Доктриной правил»).

 

                                              10. Конфуций. Учение о человеке и обществе. 
Конфуций (551-479до н.э.) - кит. филос

Его учение объемное, последовательное. Книга "Лунь Юй" (Мысли и размышления) - основной учебник, по которому готовились чиновники для сдачи экзаменов на прот около 2 тыс. лет. В его учении 3 основных эл-та:

1) учение о небе  и духах(2 начала всего сущего: янь - мужское, светлое, небо; инь - темное, женское, земля, война, ложь.); проводил гадание. Созвездия - иероглифы, по которым можно читать судьбу, пользуясь "Книгой перемен"(с пом. гексаграмм). Небо включает в себя 3 элемента (судьба, рок, дао(путь)) . Главный грех - неверие в волю неба.

2) учение об  общ-ве; взаимоотношения людей в об-ве. При устройстве об-ва главный принцип - любовь к ближнему, человеколюбие (жиэнь). Чего не желаешь себе - не желай другому.Все ли об-ва способны к этому? Управлять страной надо на основе правил поведения (ли), регулирующих отношения между подданными и правителями, старшими и младшими(может только мудрый человек). Благородные - получили знания, ценят небо, старших, обладают нравственной силой, стремяться к самопожертвованию. Низкие - к удовлетворению своих потребностей. Проводит параллель м-ду социальными и семейными отношениями (государь - сын неба, отец и мать для народа).

 3) этика-Нравственно-эстетическое учение - главное в его теории. Высшая справедливость от неба (янь). Человек не может судить справедлив ли поступок. Смысл жизни - познать небо, познать свое предназначение (дао). Все несчастия от того, что мы не можем познать дао и реализовать его. Все зависит от того чего больше в человеке: янь - благородный (следует долгу, требователен к себе, живет в согласии со всеми, но идет своим путем, идет на смерть ради других, чтит мудрых, управляет людьми), инь - низкий.

-свои мысли оставил в виде "Бесед" с учениками. Все изменяется. Нужно заботиться о том, чтобы в об-ве все оставалось неизменным.

 

 

 

11. Лао-Цзы. Философский даосизм.

 

Даосизм- учение о дао или "пути вещей" (возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э.) Лао-цзы(6-5 вв. до н.э.), автор   "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В даосской мысли (как и в конфуцианства) -тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая силу-добродетель "дэ".

Правила жизни:

Победоносное недеяие – не пытаться изменить ход вещей. «Человек зависит от земли, земля зависит от неба, небо зависит от Дао, а Дао – от самого себя». Пассивное, созерцательное отношение к действительности, человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни, закон дао. Лишь такм возможно постижение истины и овладение мудростью. -отрицание культа предков, против жертвоприношения.

 Забота о теле – содержание тела в чистоте

Забота о духе: быть сдержанным в эмоциях, невозмутимость, плата добром за добро, никогда не начинать войны, борьбы.

 -Постоянное совершение добрых дел

Порождающее действие "дао" -"дао" рождает одно (частицы-"ци" как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала "инь" и "ян"), два рождают три (великую триаду Небо - Человек - Земля), а три рождают все вещи. "Дао" и "дэ" неразрывно связаны: "дао" рождает вещи, "дэ" взращивает-совершенствует их.

- мир находится в постоянном движении и изменении, все вещи и явления в процессе своего развития переходят в свою противоположность

-основа развития мира -всеобщее единство, а не борьба противоположностей

-учение о бессмертии, исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

 

 

12. Космоцентризм как парадигма античной философии. Её этапы и влияние на последующую философскую мысль.

 

Досократическая философия (натурфилософия) (6- н 5 в. до н.э.):

Первые города-государства – развитие торговли – расслоение общества – дискредитация норм родового права, разрыв между мифологическим и историческим, человек – «вещь среди вещей».

Космоцентризм(1й этап разв ант философии, досократовский э) – это философское мировоззрение, которое господствовало в Древней Греции. В основе -представление о том, что окружающий мир есть огромный таинственный Космос (природа), который, не создан никем из богов и никем из людей. 3 важнейшие идеи: происхождение мира, его непрерывное изменение (движения) и борьба противоположных начал.

- постановка вопросов  мировоззренческого, философского  хар-ра, вопрос о человеке, затем о Боге.

-предшествует антропологическому повороту в философии Сократа.

                                 

                         13. Досократическая философия: персоналии и проблематика 
Представители - фалес, анаксимандр, анаксимен, анаксагор, гераклит, пифагор, парменид, зенон, анаксагор, демокрит и др.

   -ионийская(милетская) школа (эмпиризм, сенсуализм, акцент на чувственном восприятии мира) - вопрос о первоначале всего всего сущего; его милетцы  видели в неком материальном веществе, чувственной стихии,- субстанциальное и генетическое начало.– монисты т.е. признают только одно начало сущего. 
    - италийское направление(элеаты )- утверждение приоритета рационально-логических начал, интерес к числовой  и структурной ипостаси вещей. - первыми зафиксировали    онтологическую и гносеологическую проблематику и положили начало традиции западного философского рационализма, т. Е. принципа тождества мышления и бытия: истинное бытие- это то, и только то, что мыслиться разумом( Парменид) 
    Хронологически

*старшие натурфилософы * ( натурфилософия милетской школы , пифагорейская  школа, элеаты, Гераклит)  *младшие натурфилософы* и атомисты. 
    досократовские школы  положили начало формированию философии. - впервые  поставили вопрос  о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувствительном и разумном восприятии, о соотношении бытия и мышления.  

 

14.Проблема человека в философских учениях софистов и Сократа.

 

Софисты (от греч. знаток, мудрец)

Протагор (480 – 410 до н.э.) – основатель школы

3 момента: 
- релативизм и субъективизм в понимании этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т.д.; 
- в бытие главное действующее лицо - человек; 
- экзистенциальный смысл процесса познания и обосновывание экзистенциального характера истины.

 

Сократ (470-399).

-основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели.

 -принцип этического рационализма, - что «добродетель есть знание». Человек, познавший что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека - всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины; прежде всего сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. 
-Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека

-Его смерть( он ради утверждения справедливости отказался от жизни) явилась апофеозом его нравственной философии

15.Платон. Мир идей и мир вещей. Учение о познании, искусстве и «идеальном» полисе.

 

Платон (427 – 347) - древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (Академия платоновская).

  1. «Вторая навигация» – преобладание чувств над разумом
  2. Космогония (учение об образовании мира): в начале бытия 3 субстанции («от века»):

Мир идей – идеальных образов, был всегда и ничем не создан

Бесформенная материя – «хора» - протоматерия

Бог – творец – «Демиург» - создает из бесформенной материи материальные вещи, создал весь мир вещей. Есть идея в мире идей и Бог – творец воплощает ее из хоры

  1. Гносеология ( о познании): истина – знание сути вещей, суть видится очами разума, чувства только

вредят, им нельзя доверять

        4.    учение об идеальном государстве: для него это модернизированная  социальная пирамида:

             - философы - разум

             - воины – воля, храбрость

             - работники - береждивость

        По  мнению П. у каждого человека  чего- то больше, общая справедливость  – делать свое дело и не  вмешиваться в дела др. Переход  из одного сословия в другое  почти невозможен. Везде главенствует  закон, ему подчиняются все. То, в  каком сословии находится человек, зависит от Демиурга

Отношение к частной собственности: философы и воины ее лишены, чтобы не «испортиться». Работники обеспечивают всем необходимым высшие сословия

Нет браков по любви. В идеальном государстве нет разводов. Пары не создаются, мужчина и женщина встречаются только для деторождения, после рождения детей забирают у матери.

У воинов практически нет семьи

Отношение к спиртному: сухого закона нет, до 23 лет вино пить нельзя, после 23 в умер. количествах  ,кроме праздника Дионисия

 «Безбожие» преследуется  по закону вплоть до тюремного  заключения и даже смерти. 
Подвергается преследованию и искусство, если оно не направлено на моральное совершенствование человека.

Согласно Платону, душа человека бессмертна и после вхождения в человеческое тело, помнит все то что она созерцала в тамошнем мире. Душа бессмертна.

16.   Аристотель. Учение о четырёх  причинах мира. Социально-философская  концепция и теория познания.

 

Аристотель (384 – 322) – ученик Платона. Школа «Ликей» или перипатетиков

4 вида причин : формальная,  материальная,  действующая ( эту вещь кто-то создал),  целевая ( цель).

Космогония: в начале бытия «хора»(бесформенная материя) и Бог, как  перводвигатель.

Гносеология: истина – знание причин вещей, истина постигается сначала чув-ми потом разумом; логика изучает формы мышления: понятие, суждение, умозаключение

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"