Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
. Джайнизм . Основоположник - Махавира (3в до н.э.) Основыне положения: отрицает святость вед; осуждает жертвоприношения; допускает женщин к изучению священных текстов; в основе мировоззрения находится представление о карме, космическом законе, который определяет судьбу человека, но не фатально, так как карму можно победить путем соблюдения обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм признается высшей добродетелью человека.
Буддизм. Основатель — принц Гаутама, или Будда (Просветленный). 4 истины: жизнь есть страдание (старость, болезни, невзгоды, смерть); корень страдания — в жажде жизни; страдание имеет причину, а раз так, то прекращение страдания — это уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания — достижение нирваны — такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.
Санкхья. Признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. В мире существуют две силы — пракрити (материя,активна) и пуруша (дух,пассивна. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй — индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются земля, вода, воздух, огонь и эфир.
Йога. Основатель — Патанджали (II в. до н.э.). Разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. - прекращение зависимости чистого духа или «я» от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с «я».
8.
Человек в философской
Человек- представитель одного из разрядов всей совокупности "живых существ", а не особое, стоящее над природой существо; обладает способностью к "просветлению" .Вся жизнь человека - переход из одного состояния в другое, обусловлена действием принципа "кармической ответственности».
-отличие человека от других существ- он единственный способен осознать эту кармическую ответственность и реализовать в себе потенцию Будды, достигая высшего состояния "освобождения" от кармического "воздаяния" или "возмездия".
Буддизм, как и все древневосточные учения, рассматривает человека как микрокосмос в просторах вселенной она микромодель: отсюда взаимозависимые отношения людей и окружающей среды, всего мира.
-культурно - историческое наследие буддизма пользуется устойчивой репутацией самого гуманного религиозного учения.
-необходимость сострадательного отношения к любому живому существу без исключения.Идеал сострадания, любви и милосердия ко всему окружающему миру в буддизме - Бодхисаттва - существо, который, постигнув целостность бытия, достигнув нирваны, но, ощущая бесчисленные связи его с миром, сострадая к живым существам и оказывая помощь им, остается в этом мире. Он всегда бескорыстен, открыт для других существ, для мира. Внешний мир не вызывает у него раздражения, он не стремится закрыться от него, не создавая вокруг себя искусственный мир.
9.Джайнизм как религиозно-философское учение Древней Индии.
Джайнизм («победитель»)6в до
нэ. — религиозно-философское учение,
возникшее в Индии. Основатель — Джино
Махавира. -6 млн приверженцев(3,5 млн в Индии).
Основой философии джайнизма,
как дхармической религии, является вера
в череду перерождений , возможность освобождения
от самсары(круговорот рождения и смерти.стремится
к освобождению (мокше) и избавлению от
результатов своих прошлых действий (кармы)
, строгая духовная практика, неизменная
ценность каждой жизни (в каждой форме
её проявления), и, как следствие, непричинение
им вреда — ненасилие .
Джайнизм проповедует, что любое существо
является индивидуальной и вечной душой
и самостоятельно отвечает за свои действия.
То есть, такой образ жизни, когда уделяется
наивысшее возможное уважение к каждой
форме жизни. Бог для джайнов обусловливается
такими понятиями как Бесконечное Знание
, Бесконечное Восприятие , Бесконечное
Осознание и Бесконечное Счастье .
Таким образом, джайнизм не включает в
свою философию понятия Господа как всемогущего
сверхсущества, но как неизбывное мироздание,
управляемое законами природы, которые,
в свою очередь, зависят от взаимодействия
сущностей, составляющих Вселенную.
Ещё одним отличительным аспектом джайнизма
является анекантавада — учение о существующей
множественности ви?дения объектов и феноменов
разными субъектами, эти объекты и феномены
наблюдающими (в соответствии с Съядвадой
— «Доктриной правил»).
Конфуций (551-479до н.э.) - кит. филос
Его учение объемное, последовательное. Книга "Лунь Юй" (Мысли и размышления) - основной учебник, по которому готовились чиновники для сдачи экзаменов на прот около 2 тыс. лет. В его учении 3 основных эл-та:
1) учение о небе и духах(2 начала всего сущего: янь - мужское, светлое, небо; инь - темное, женское, земля, война, ложь.); проводил гадание. Созвездия - иероглифы, по которым можно читать судьбу, пользуясь "Книгой перемен"(с пом. гексаграмм). Небо включает в себя 3 элемента (судьба, рок, дао(путь)) . Главный грех - неверие в волю неба.
2) учение об общ-ве; взаимоотношения людей в об-ве. При устройстве об-ва главный принцип - любовь к ближнему, человеколюбие (жиэнь). Чего не желаешь себе - не желай другому.Все ли об-ва способны к этому? Управлять страной надо на основе правил поведения (ли), регулирующих отношения между подданными и правителями, старшими и младшими(может только мудрый человек). Благородные - получили знания, ценят небо, старших, обладают нравственной силой, стремяться к самопожертвованию. Низкие - к удовлетворению своих потребностей. Проводит параллель м-ду социальными и семейными отношениями (государь - сын неба, отец и мать для народа).
3) этика-Нравственно-эстетическое учение - главное в его теории. Высшая справедливость от неба (янь). Человек не может судить справедлив ли поступок. Смысл жизни - познать небо, познать свое предназначение (дао). Все несчастия от того, что мы не можем познать дао и реализовать его. Все зависит от того чего больше в человеке: янь - благородный (следует долгу, требователен к себе, живет в согласии со всеми, но идет своим путем, идет на смерть ради других, чтит мудрых, управляет людьми), инь - низкий.
-свои мысли оставил в виде "Бесед" с учениками. Все изменяется. Нужно заботиться о том, чтобы в об-ве все оставалось неизменным.
11. Лао-Цзы. Философский даосизм.
Даосизм- учение о дао или "пути вещей" (возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э.) Лао-цзы(6-5 вв. до н.э.), автор "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В даосской мысли (как и в конфуцианства) -тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая силу-добродетель "дэ".
Правила жизни:
Победоносное недеяие – не пытаться изменить ход вещей. «Человек зависит от земли, земля зависит от неба, небо зависит от Дао, а Дао – от самого себя». Пассивное, созерцательное отношение к действительности, человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни, закон дао. Лишь такм возможно постижение истины и овладение мудростью. -отрицание культа предков, против жертвоприношения.
Забота о теле – содержание тела в чистоте
Забота о духе: быть сдержанным в эмоциях, невозмутимость, плата добром за добро, никогда не начинать войны, борьбы.
-Постоянное совершение добрых дел
Порождающее действие "дао" -"дао" рождает одно (частицы-"ци" как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала "инь" и "ян"), два рождают три (великую триаду Небо - Человек - Земля), а три рождают все вещи. "Дао" и "дэ" неразрывно связаны: "дао" рождает вещи, "дэ" взращивает-совершенствует их.
- мир находится в постоянном движении и изменении, все вещи и явления в процессе своего развития переходят в свою противоположность
-основа развития мира -всеобщее единство, а не борьба противоположностей
-учение о бессмертии, исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.
12. Космоцентризм как парадигма античной философии. Её этапы и влияние на последующую философскую мысль.
Досократическая философия (натурфилософия) (6- н 5 в. до н.э.):
Первые города-государства – развитие торговли – расслоение общества – дискредитация норм родового права, разрыв между мифологическим и историческим, человек – «вещь среди вещей».
Космоцентризм(1й этап разв ант философии, досократовский э) – это философское мировоззрение, которое господствовало в Древней Греции. В основе -представление о том, что окружающий мир есть огромный таинственный Космос (природа), который, не создан никем из богов и никем из людей. 3 важнейшие идеи: происхождение мира, его непрерывное изменение (движения) и борьба противоположных начал.
- постановка вопросов мировоззренческого, философского хар-ра, вопрос о человеке, затем о Боге.
-предшествует
13. Досократическая философия:
персоналии и проблематика
Представители - фалес,
анаксимандр, анаксимен, анаксагор, гераклит,
пифагор, парменид, зенон, анаксагор, демокрит
и др.
-ионийская(милетская)
школа (эмпиризм, сенсуализм, акцент
на чувственном восприятии мира) - вопрос
о первоначале всего всего сущего; его
милетцы видели в неком материальном
веществе, чувственной стихии,- субстанциальное
и генетическое начало.– монисты т.е. признают
только одно начало сущего.
- италийское
направление(элеаты )- утверждение
приоритета рационально-логических начал,
интерес к числовой и структурной ипостаси
вещей. - первыми зафиксировали
онтологическую и гносеологическую проблематику
и положили начало традиции западного
философского рационализма, т. Е. принципа
тождества мышления и бытия: истинное
бытие- это то, и только то, что мыслиться
разумом( Парменид)
Хронологически
*старшие натурфилософы * ( натурфилософия
милетской школы , пифагорейская школа,
элеаты, Гераклит) *младшие натурфилософы*
и атомисты.
досократовские школы положили
начало формированию философии. - впервые
поставили вопрос о сущности бытия,
об устройстве вселенной, о чувствительном
и разумном восприятии, о соотношении
бытия и мышления.
14.Проблема человека в философских учениях софистов и Сократа.
Софисты (от греч. знаток, мудрец)
Протагор (480 – 410 до н.э.) – основатель школы
3 момента:
- релативизм и субъективизм в понимании
этических феноменов, как благо, добродетель,
справедливость и т.д.;
- в бытие главное действующее лицо - человек;
- экзистенциальный смысл процесса познания
и обосновывание экзистенциального характера
истины.
Сократ (470-399).
-основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели.
-принцип этического
рационализма, - что «добродетель есть
знание». Человек, познавший что такое
добро и справедливость, не будет поступать
дурно и несправедливо. Задача человека
- всегда стремиться к нравственному совершенству
на основе познания истины; прежде всего
сводится к познанию самого себя, своей
нравственной сущности и ее реализации.
-Всей своей жизнью Сократ старался реализовать
нравственный пафос своей философии человека
-Его смерть( он ради утверждения справедливости отказался от жизни) явилась апофеозом его нравственной философии
15.Платон. Мир идей и мир вещей. Учение о познании, искусстве и «идеальном» полисе.
Платон (427 – 347) - древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (Академия платоновская).
Мир идей – идеальных образов, был всегда и ничем не создан
Бесформенная материя – «хора» - протоматерия
Бог – творец – «Демиург» - создает из бесформенной материи материальные вещи, создал весь мир вещей. Есть идея в мире идей и Бог – творец воплощает ее из хоры
вредят, им нельзя доверять
4.
учение об идеальном
- философы - разум
- воины – воля, храбрость
- работники - береждивость
По
мнению П. у каждого человека
чего- то больше, общая справедливость
– делать свое дело и не
вмешиваться в дела др. Переход
из одного сословия в другое
почти невозможен. Везде главенствует
закон, ему подчиняются все. То, в
каком сословии находится
Отношение к частной собственности: философы и воины ее лишены, чтобы не «испортиться». Работники обеспечивают всем необходимым высшие сословия
Нет браков по любви. В идеальном государстве нет разводов. Пары не создаются, мужчина и женщина встречаются только для деторождения, после рождения детей забирают у матери.
У воинов практически нет семьи
Отношение к спиртному: сухого закона нет, до 23 лет вино пить нельзя, после 23 в умер. количествах ,кроме праздника Дионисия
«Безбожие» преследуется
по закону вплоть до тюремного
заключения и даже смерти.
Подвергается преследованию и искусство,
если оно не направлено на моральное совершенствование
человека.
Согласно Платону, душа человека бессмертна и после вхождения в человеческое тело, помнит все то что она созерцала в тамошнем мире. Душа бессмертна.
16. Аристотель. Учение о четырёх причинах мира. Социально-философская концепция и теория познания.
Аристотель (384 – 322) – ученик Платона. Школа «Ликей» или перипатетиков
4 вида причин : формальная, материальная, действующая ( эту вещь кто-то создал), целевая ( цель).
Космогония: в начале бытия «хора»(бесформенная материя) и Бог, как перводвигатель.
Гносеология: истина – знание причин вещей, истина постигается сначала чув-ми потом разумом; логика изучает формы мышления: понятие, суждение, умозаключение