Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
суждения бывают аналитические(хар-ка предм/ явления;ничего не дают в пр-ссе познания) и синтетические (требуют проверки на опыте)
Три ступени познания(апомтериотн фп). В процессе познания уч-ют органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус), рассудок (воспринимаем картину мира в ее целостности) и разум (созд собственных мыслительные конструкции-появл филос,религ теорий и понятий).
«Коперникианский переворот», произведенный И. Кантом, состоял в том, что мыслитель предложил переместить центр рассмотрения (подобно тому как Н. Коперник переместил центр мира) с того, «что познается» (предмета познания), на то, «с помощью чего и как познается» (познавательные способности человека
44. Этическое учение И Канта и современность.
Критика практического разума(1788)— основное этическое произведение Канта, непосредственное продолжение «Критики чистого разума».
В основе этики лежит не стремление к счастью (как у эпикурейцев), а стремление быть достойным счастья. Это осуществляется посредством выполнения долга, который Кант отождествляет с категорическим императивом. Основным атрибутом долга становится бескорыстность (в отличии от гипотетического императива, который определяется не бескорыстностью, а полезностью).
Разуму и воле нужны устойчивые и всеобщие законы, по которым они могли бы действовать, не боясь ошибиться — императивы.
Гипотетический императив. Зависимость от уже существующих моральными законов, заставляющих нас действовать так или иначе
Формула категорический императива совершенно свободна от всяких целей и устанавливает необходимость морального поступка просто потому, что всегда и везде следует поступать только так, а не иначе.
45. Основные идеи «наукоучения» И Фихте.
Попытка развития критики кантовской философии. Наз собственную философскую систему «Наукоучение»- как "наука наук";наука не о фактах, а о знании;исследование природы и законов человеческого духа, или "Я". Задача-реформирование кантовской трансцедентальной философии в единую философскую систему. Дополнял кантовскую систему-расхождение с Кантом в 2х вопр:
-принятие возможности д/человека интеллектуального созерцания
-отказ т кантовской «вещи самой в себе»
1й этап: Основоположения-первые безусловные положения, лежащие в основе всякого знания.
1е основоположение наукоучения, "Я полагает Я" изначальная свобода человека, единство теоретического и практического
2е основоположение "не-Я не есть Я" противопоставление чему-то другому- эмпиризм наукоучения
3е основопол "Я противополагает себя в делимом Я делимому не-Я" отличие некого абс Я от делимого «я».
Второй этап- усилие теологических и мистических тенденций.
-исток всех знаний в Боге, интерес в абсолютном знании
46.Гегель.
Философская система и
Подвергнул глубокой и основ критике метафизический метод, Гегель сформулировал, в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Опирался на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга
-Субъективизм: Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. явления столь же объективны, как и сущность
-отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»- в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания
-Идеалист- природа является
производным от сверх
Система объективного идеализма. 3 части.
47.
Философский метод Гегеля. Законы,
принципы и категории
Представитель объективного идеализма. Высшая ступень развития диалектика в идеалистической форме.
-целиком направлено против метафизики.
три принципа развития- переход количества в качество, противоречие как источник развития(драгоц приобретение философии)- отрицание отрицания
-развитие диалектического метода- главное в движении познания -не процесс "очищения" представлений субъекта, а "очищение" самого мышления.