Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Этика: добро – золотая середина, чувство меры; -знание и желание о том что нужно сделать
3 формы души: вегетативная (растения), вегет и чувствующая (животные), вегет., чувств. и разумная (человек) разумная душа от тела не зависит
-Учение об идеальном гос-ве: должно строиться на принципе золотой середины: средним по размерам, власть – сочетание энергии молодых и мудрость старших.
-Все подчинено причинно-следственной связи; есть первоначальная причина (явление) – Бог.
Высшее благо для человека - счастье, которое заключается в деятельности души, по осуществлению добродетели, в основе которой лежит принцип «золотой середины».
17.
Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм
как философские учения
-нач период эллинизма –расцвет материалистической
философии в учении Эпикура- отстаивает
и развивает материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем- истинно,
ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки
возникают вследствие неправильной оценки
того, о чем свидетельствуют органы чувств,
сами же органы чувств не судят и не могут
ошибаться.
- главная деятельность логического мышления – индукция, обобщение. Религия становится впервые предметом изучения; религиозные поиски.
- философия греческого стоицизма, основоположник Зенон, уроженец Кипра. Главное - этика, учение о спокойствии, невозмутимости, умении стойко переносить удары судьбы. Синтез физики Аристотеля с элементами учения Гераклита. Мир - единое тело – живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием.
Скептицизм(Основатель— Пиррон) возник на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением. Философ — это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий.
18. Неоплатонизм как завершение античной философии. Учение о Едином, Уме, Душе и чувственном мире.
Неоплатонизм( 3-4 веке н. э.),- синтез всех достижений античной философской традиции. Философская система сводится к строению бытия и мысленному конструированию его ступеней: Единое, Ум, Душа и Материя. В Космосе совершается вечная жизнь в виде «истечения» и «нисхождения» бытия из высших сфер в низшие и обратного «восполнения» и «восхождения». Задача человека в осознании себя в мире чувственном (материальном) и во внутреннем восхождении от телесной жизни к жизни Души, потом Уму, потом к общению с Единым.. Единое – общий принцип бытия Ума, Души и всего мироздания. Само творит все вещи, но не является ни одной из них. Нечто, от чего зависит все. Но само оно ни от чего не зависит. Оно остается неподвижным и все обращается к нему:
- Ум, тождественный бытию. -совокупность всех идей(платоновские идеи) Ум преб в вечном движении мысли. -- Чувственный мир – отражение умопостигаемого(5 родов- аристотелевские категории ( форма, материя и единичная вещь, причина, качество и количество, пространство и время, действие).
- Если ум это эманация (антоним к эволюции, стремление к Божеству)Единого, то Душа – эманация Ума. Душа произвела все живые существа. - вечна. Состоит из 2 частей: высшая, разумная, прибывает в области умопостигаемого, другая – низшая, чувственная – «природа». Цель, чтобы Душа вернулась от материального к Единому, через умопостигаемое.
Представители Плотин, Порфирий (спасении души путем отрешения ее от тела, очищения и последующего восхождения к богу) Ямвлих, Прокл и Дамаския.
19. Теологизация средневековой философии. Этапы ее развития (апологетика, патристика, схоластика).
-европейская и арабо-мусульманская.
Европейская.
Теологизация философии
Изменился статус философии
(священнослужители, а не миряне)
Изменилась конфигурация философской
проблематики (исчезла проблема смысла
жизни человека, появилась проблема соотношения
веры и разума)
Попытка приспособить языческую философию к нуждам христианской
Периодизация:
1.Апологетика. (защита христианского вероучения от нападок язычников)
Филон Александрийский (15/10 до р.х. - ?) :
Соединял иудаизм с греческой философией,
прежде всего - стоическим платонизмом.
- родоначальник христианской герменевтики (истолкование текстов), аллегорических интерпретаций Ветхого Завета
Попытка разрешить противоречия: Бог един в трех лицах, а человек, созданный по образу и подобию – бинарен?
Филон: 1 часть – тело, 2 – душа, как интеллект, 3 – дух, который исходит от Бога, существует в моральном сознании. Мораль неотделима от религии
- Бог находится внутри человека
-Бог познается, когда человек осознает свою никчемность
Греческая апологетика
Афинагор из Афин, работа «Моление о христианах»
Ставил задачу рационально объяснить единство Бога в трех лицах:
Бог Отец – первоначало
мира (всего)
Бог Сын – мудрость Бога
Бог Святой Дух – носитель этой мудрости
Теофил из Антиохи
Бог является не всем, его могут видеть только морально совершенные люди
Ориген (отвечал на вопрос, в чем разница трех
лиц Бога):
Бог Отец – бесконечная реальность,
он не познаваем, нисходит до всего что
есть в мире
Бог Сын – единосущен с Богом Отцом, но нисходит до людей
Бог Дух Святой – доходит только до людей, чистых душой, беспорочных
Концепция творения и прогнозы на будущее:
Бог вначале создал бесплотных существ, которые обладали свободой воли – ангелы. Часть ангелов отделилась от Бога и за это Бог облачил их в телесную оболочку – появились люди. Более отдалившиеся от ангелы стали дьяволами. После 2-ого пришествия Христа все возвратиться в первоначальное состояние – люди – ангелы, история не завершиться
Латинская апологетика. Тертуллиан (2 в. н.э.)
Не надо объяснять язычникам ничего
2.Патристика. (учение отцов церкви)
Августин Аврелий (354 – 430 гг. н.э.)
1 период – манихейство, автор – пророк Маний
система 3 времен:
- время раздельного существования
добра и зла (зло на юге)
- время агрессии добра и зла, зло
напало на добро
- время, когда зло будет уничтожено
2 - ортодоксальная христианская философия
Соотношение веры и разума: Разум должен нам доказать бытие Бога:
Бог – триединство абсолютной истины, абсолютного добра и красоты
Познание через собств душу - частица Бога
Проблема теодицея – оправдание Бога перед наличием зла в мире:
- онтологическое зло (нравится \не нравится)
- моральное (грех)
- физическое (боль)
зло – субъективная оценка
3.Схоластика (упадок христианской религии, она распалась на институт научный и истины).
Пьер Абеляр (1079 – 1142)
Задача разума выбрать правильную трактовку Писания
Сомнение – исходный пункт познания
Что есть добро, что есть зло?
Грех – согласие воли и желания, действие
Судить может только Бог
Фома (Тома) Аквинский (1221 – 1274)
Томизм – концепция
Доказать бытие Бога:
- от первопричины
- кинетическое, от движения
- от высшего блага
- божественное руководство миром, тотальное стремление к благу
- от необходимости и случайности (теория вероятности)
20. Философские идеи каппадокийцев (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) и Иоанна Златоуста,
Каппадокийцы.(к4в) -отцы, завершившие формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Св. Троицы. Это были - Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов с их друзьями и единомышленниками.
Василий -его главное служение – участие в богословском развитии и наилучшей формулировке догмата Св. Троицы на основе четкого различения “единосущия(омосиус)” и “треипостасности.”
Чтобы раскрыть
подлинный смысл термина "омоусиос"
понадобились огромные усилия великих
Каппадокийцев: Василия Великого, Григория
Богослова и Григория Нисского.
- строго разграничили понятия
"сущности" и "ипостаси". - различие
между "сущностью" и, "ипостасью"
как между общим и частным.
- сущность Божества и отличительные
ее свойства, т. е. неначинаемость бытия
принадл 3м ипостасям. Отец, Сын и Святой
Дух-. Отличаются Ипостаси только личными
(ипостасными) свойствами.
- отождествили понятие "ипостась"
и "лицо". "Лицо" в богословии
и философии того времени являлось термином,
принадлежавшим не к онтологическому,
а к описательному плану, т. е. лицом могли
называть маску актера или юридическую
роль, которую выполнял человек. –перенос
из опис в онтол.
-возникновение нового понятия,
термин - "личность».
21. Августин Аврелий (Блаженный). Соединение библейской традиции с философией Платона и неоплатоников. Учение о человеке и истории.
Августин Блаженный -крупнейший философ и богослов.
- принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»).
- снял грань между миром идей и Мировой Душой, включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи, заявляя, что «это мысли творца перед актом творения»
-конкретизировал религиозное представление о Боге( одним из атрибутов Бога является вечность).
- трудности понимания вопроса сущности времени( время характерно лишь для вещей, вечность для Бога).
-предопределенности Богом судьбы людей, проблема свободы воли.- может направляться разумом; выбор воли, т.е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием
положение: познай Бога и собственную душу; Бога через душу, душу через Бога. Чем лучше человек познает себя, тем ближе он становится к Богу
-«Я ошибаюсь, значит я существую»
- изменения и в истории человечества, это результат борьбы двух городов: Земного (из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти) и Божьего (из желающих жить также по духу).
22. Философская мысль Византии (Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама). Её значение для русской философии и культуры.
Иоанном Домаскиным.Он, 6 самых важных определений философии, которые сложились еще в античности, но кажутся ему совершенно правильными:
1) философия есть знание природы сущего
2) фил-я есть знание божественных и человеческих дел, то есть всего видимого и невидимого
3) фил-я есть упражнение в смерти
4) фил-я есть уподобление Богу: а уподобиться он может с помощью 3 вещей: мудрости, справедливости, благочестия
5) фил-я начало всех искусств и наук
6) фил-я есть любовь к мудрости; поскольку же истинная мудрость это Бог, то любовь к Богу и есть подлинная фил-я
В отличие Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная филос-кая традиция.
Начиная с X-XI веков в развитии
богословско-философской мысли Византии
можно проследить две тенденции: рационалистически-
Византийская богословская и аскетическая литература во многом определила склад древнерусской духовной культуры. Она оказала влияние и на формирование философии Кавказа и Закавказья, входивших частично в состав Византийского гос-ва. Благодаря принятию визаньтйской православной веры, славянские народы включились в культурную среду народов Европы. Византийская богословская и философская литература во многом определила склад древнерусской духовной культуры.
Аристотелизация христианской философии.
Центральной фигурой в схоластической философии Взападной Европе был Фома Аквинский. Среди проблем, привлекавшие его внимание, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал по своему предмету философия и теология фактически не различаются, оба они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу.
Другая проблеиа, которая находиласьв фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца мира и человека. С точки зрения Фомы бытие Бога постигается и верой и разумом.
Аквинат выдвигает 5 доводов в подтверждение положения о существовании Бога:
1) всё что движется, имеет
причиной своего движения
2) «каузально-финитный»: все что мы видим, соприкасаемся – есть следствие чего-то
3) исходит из понятий возможности и необходимости
4) основывается на наблюдении различных степеней, имеющихся в вещах – более (или менее) совершенных, более (или менее) благородных и тп
5) множество тел природы наделены целью
В онтологии Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесные формы – ангелы, а наивысшей и совершенной формой выступает Бог; он есть существо чистое и духовное.
Рассматривая проблему соотношения общего и единичного, Аквиант выдвигает своеобразное решение. Общее, утверждает он с Аристотелем, содержится в единичных вещах, составляя таким образом их сущность. Далее. Это общее извлекается отсюда человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей ( это мысленная универсалия). Третья разновидность существования универсалий – до вещей. Здесь Фома отходит от Аристотеля, признав по существу независимый от природы мира платоновский мир вещей.
Фомой Аквинским была предпринята попытка примирить оба взгляда на проблему связи разума и веры. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но и помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект, согласно Аквинскому, не должны противоречить друг другу, ибо исходят из одной и той же основы – Божественного Разума, как первоисточника высших сил
24. Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина(Авиценна), Ибн-Рушд(Аверроэс). Их влияние на европейскую философскую мысль.
В эпоху пророка Мухаммеда (570
- 632) разрозненные и конфликтующие арабские
племена были объединены под знаменем
новой религии - ислама. А к началу VII в.
образовалось огромное многонациональное
государство , простиравшееся от Туркестана
до Испании, - Арабский халифат, в котором
арабы занимали привилегированное положение,
а ислам был господствующей государственной
религией. Главным духовным источником
для арабов, наряду с исламом, была греческая
наука и философия. Прежде всего труды
Платона и Аристотеля.
Как и христианская, исламская теология
нуждалась в философском обосновании,
что и обусловило быстрое взаимопроникновение
теологии и философии. Поэтому в основных
чертах и исходных положениях арабская
философия сходна со схоластикой в Западной
Европе. Правда, ее расцвет в хронологическом
отношении предшествует расцвету европейской
схоластики: арабская философия - IX - XI
вв.; европейская схоластика - XI - XIII вв.
Это позволяет рассматривать арабскую
философию как связующее звено между античной
философией и последующей ступенью европейской
философии - схоластикой.
Значительным
явлением по-своему философскому содержанию
был восточный перипатетизм (аристотелизм).
Первыми арабскими философами, проложившими
путь к аристотелизму, были Аль-Кинди (800
- ок. 870) и Аль-Фараби (870 - 950). По отношению
к европейской христианской схоластике
важное значение имеет творчество выдающихся
представителей восточного аристотелизма
Авиценны (Ибн-Сины, 980 - 1037) и Аверроэса
(Ибн-Рушда, 1126 - 1196).
Ибн-Сина (Авиценна), таджик по происхождению,
был одним из величайших ученых-энциклопедистов.
Философия Авиценны соединяет в себе элементы
философии Аристотеля с религией ислама.
Она теоцентрична, однако в ином смысле,
чем христианская философия. Мир рассматривается
Авиценной как сотворенный Богом из материи,
а не из ничего; материя же является вечной.
Как и у Аристотеля, у Авиценны Бог является
неподвижным двигателем, формой всех форм,
вечным творческим условием. Часто, покидая
позиции религии, он становится на точку
зрения материализма: если Бог вечен, то
вечен также и мир, ибо причина и следствие
всегда связаны друг с другом.
Авиценна обращал
также внимание на тесную связь физики,
логики и метафизики (философии). Физика,
по его мнению, дает логике идею причинности,
логика вооружает физику методом, предметом
же высшей науки (метафизики) является
абсолютное бытие, содержанием ее вопросов
являются те состояния бытия, которые
происходят из самого бытия и неотъемлемо
присущи ему.
Если Авиценна
был главной фигурой арабской философии
на Востоке, то подобной фигурой арабского
Запада, существенно повлиявшим на европейскую
философию, был Аверроэс.
Ибн-Рушд (Аверроэс) является последним
крупным представителем арабоязычного
перипатетизма, с которым на протяжении
всего Средневековья в мусульманском
мире связывали сам термин «фальсафа»
(философия). Ибн-Рушд не просто завершил
развитие идей предшественников, но сделал
из них максимально допустимые материалистические
выводы. Он является одним из основоположников
ставшего в дальнейшем весьма популярным
учения о «двойственности истины». Согласно
этому учению, истина философии и истина
религии не противоречат друг другу, поскольку
имеют в виду разные вещи: религия предписывает
человеку, как поступать, философия же
постигает абсолютную истину.
Согласно учению
Аверроэса, материальный мир бесконечен
во времени, но ограничен в пространстве.
Бог «совечен» природе, Он - вечный источник
действительности, материя - единая основа
бытия и вечный источник возможности.
Такая концепция, естественно, была значительно
более удалена от веры в Божественное
сотворение природы из ничего, которую
проповедовали христианство и иудаизм.
Аверроэс отрицал
и бессмертность индивидуальной души,
естественно вступая в полемику с исламской
догматикой. Только общий разум всего
человеческого рода в его историческом
развитии является бессмертным.
Неудивительно,
что философия Аверроэса и Авиценны была
резко осуждена исламской ортодоксией,
что, однако, никоим образом не ослабило
их влияния.
Париж был первым
университетским городом Европы, в котором
имя Аверроэса стало связываться с умонастроениями,
оппозиционными к официальной теологии.
В это время (XIII в.) аристотелевское учение
было «яблоком раздора» среди богословов.
Переработкой аристотелевского учения
в духе католицизма занялись два профессора
богословского факультета Парижского
университета - Альберт Великий и Фома
Аквинский. Попыткам выхолостить учение
Аристотеля, удалив из него живое содержание,
противодействовало другое направление
в Парижском университете - направление,
сложившееся на факультете искусств и
опиравшееся при объяснении аристотелевских
концепций на толкования Аверроэса.
Арабско-греческая
философия становится тем звеном, посредством
которого осуществлялась передача европейской
средневековой культуре большей части
наследия древнегреческой науки и философии.
В мусульманских областях Европы, прежде
всего в мавританской Испании, преподавали
мусульмане, евреи, христиане. Сторонники
всех трех вероисповеданий стремились
защитить догматы собственной религии
идеями из греческой философии, что, естественно,
не могло не повлиять на христианскую
схоластику. Как в политике, так и в философии
арабо-мусульманские мыслители стремились
не столько совершать революции, сколько
ограничиваться тем, с чем имели дело древние,
и совершенствовать то, что можно усовершенствовать.
Но в итоге их вклад в науку и философию
объективно предварил тот исторический
переворот в мировоззрении человечества,
которым ознаменовалась в Европе эпоха
становления буржуазных отношений. Жизнерадостное
мировоззрение, перешедшее от арабов и
питавшееся вновь открытой греческой
философией, подготовило материализм
XVII -XVIII вв.