Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 109.71 Кб (Скачать)

 

     25. Духовный мир средневековья и архитектура.

     Воздействие  религии на искусство в эпоху  средневековья  было огромно. Господствовавшая  форма средневековой идеологии  — религия — накладывала свою  печать на все области духовной  жизни общества, и область искусства  не представляла в этом смысле  никакого исключения.

     Расцвет архитектурного  творчества в эпоху средневековья  был вызван тем, что архитектура, непосредственно связанная со  всем общественным укладом, была  относительно свободна от спиритуалистических  сторон средневекового сознания. Конечно, удельный вес религиозной  архитектуры был очень велик, и в ряде стран наивысшие  достижения зодчества проявились  именно в церковном строительстве. Но идейное содержание средневекового  храма отнюдь не исчерпывалось  его религиозным назначением. К  тому же склонность к аллегории-олицетворению, столь характерная для средневекового  эстетического чувства, не производила  в архитектуре того впечатления  условности, которое неизбежно возникало  при введении аллегории в ткань  собственно изобразительного искусства. В монументальной архитектуре средневековья не только воплотилась религиозная, фантастическая сторона сознания, но ярко и сильно олицетворилась творческая воля человека. Богатство архитектурных форм, единство многообразия и простоты при общей целостности, характерные для развитого феодального зодчества, выражали не столько запутанную политическую иерархию феодальных сословий, сколько самый факт более сложного, более совершенного разделения труда, более многогранного восприятия жизни, чем это имело место в рабовладельческом обществе. Архитектура средневековья, активно обращаясь ко всем сословиям, стремилась захватить, убедить людей, подчинить себе их чувства и помыслы. Синтез пространственных искусств, эмоциональная многогранность образов, чувство динамики архитектурных форм являются крупнейшим завоеванием средневекового зодчества. Огромным достижением архитекторов был также их смелый шаг в разработке эстетической выразительности интерьера. Культовые здания средневековой эпохи вмещали большие толпы народа, властно подчиняли их чувство и мысли своему образному строю, звали людей к моральному единению. В архитектуре наиболее ярко воплотились прогрессивные черты средневековой культуры, с ней связаны наивысшие достижения искусства средних веков. Византийские храмы, готическая и романская архитектура Европы, сооружения древнерусских зодчих, средневековые постройки Закавказья, арабские, среднеазиатские и иранские мечети и медресе, дворцы и пагоды Индии и Китая принадлежат к классическим сокровищам мирового искусства.

     В искусстве  готики большое значение приобретали  наряду с чисто феодальными  и новые, более прогрессивные  представления, отражавшие рост  средневекового бюргерства и  зарождение централизованной феодальной  монархии. Монастыри утрачивали  роль ведущих центров средневековой  культуры. Возрастало значение городов, купечества, ремесленных цехов, а  также королевской власти как  главных строителей-заказчиков, как  организаторов художественной жизни  страны.

     В целом  готическое искусство, отражавшее  глубокие и острые противоречия  эпохи, было внутренне противоречиво: в нем причудливо переплетались  черты реализма, глубокой и простой  человечности чувства с набожным  умилением, взлетами религиозного  экстаза.

     Все же новый, готический стиль искусства свое  классическое выражение получил  в церковной архитектуре. Наиболее  типичной для готики церковной  постройкой стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство  конструкции, обилие скульптурного  убранства воспринимались не  только как утверждение величия  религии, но и как символ богатства  и могущества горожан.

 

 

 

    26. Антропоцентризм эпохи Возрождения. Философское переосмысление человека, общества и природы.

    Возрождение - это  переходная эпоха между Средневековьем  и Новым Временем, когда христианство  начинает постепенно утрачивать  позиции ведущей идеологии. В  эпоху Возрождения формируется  совершенно новый для европейской  культуры тип человека; меняются  экономика, государственность, образование, культура. Если в античности в  центре мира стояла природа, а  в Средние века - Бог, то в период  Возрождения на это место становится  человек. По этой причине говорят  об антропоцентризме философии  Возрождения.

     Одним из  наиболее ярких проявлений специфики  эпохи Возрождения в философии, науки, культуре, экономике и политике  является процесс секуляризации - отделения указанных сфер от  влияния церкви. Церковь постепенно  утрачивает свое влияние, а сфера  нерелигиозной жизни расширяется, и ее важность становится все  более заметной

    Другое важное  качество философии Возрождения - переход от геоцентризма к  антропоцентризму. Впрочем, не стоит  думать, что все философы данной  эпохи были атеистами. Конечно, атеизм - явление для эпохи Возрождения  весьма характерное. Однако в  целом философия Возрождения  остается религиозной философией. Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как  возвышение человека до уровня  Бога, чем как ниспровержение  Бога.

     Такие изменения  в картине мира привели и  к иному подходу к человеческой  деятельности. Теперь ученый, художник, инженер были подобны богу: открывая  законы, по которым бог создавал  отдельные вещи, они как бы  уподоблялись ему и творили  новый мир. При этом инженер  и ученый рассматривались скорее  как художники, а не как особый  тип творца. В эпоху Возрождения  художественно-эстетический подход  к действительности преобладает  над всеми остальными.

 

 

    27. Гуманистический идеал Возрождения, его влияние на искусство и архитектуру.

     Гуманизм исторически  и типологически определил первый  период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического  мировоззрения, которое в борьбе  со схоластикой отвоевало право  быть философией. Этот подход  существенно изменил характер  философствования, источники и стиль  мышления, сам облик ученого-теоретика. Сущность новой философии - антропоцентризм. Человек - вот ведущее звено всей  цепи вселенского бытия. Мир - потенция  Бога, но Им был задан только  импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее  творения. Он сам - Мастер. Античность  чтила героев, средние века - святых, эпоха Возрождения - Человека. И задача  философии - это не противопоставление  в человеке божественного и  природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического  единства.

     Антропоцентризм  как принцип мировоззрения приобретает  у гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового  мышления, гуманизм рассматривает  место человека в мире не  с точки зрения грехопадения  и спасения, а как проблему  достоинства человека. Истинно человеческое  состояние должно быть результатом  осуществления заложенных в каждом  индивиде возможностей к совершенствованию, к преодолению «дикого» и «варварского»  существования. И хотя они даны  Богом, для их проявления нужны  собственные усилия личности, ее творческая деятельность. Истинный человек есть человек культурный, цивилизованный, активный. Итак, мы видим, что гуманизм Возрождения: 
- совершил глубочайший переворот во всей системе философского знания, выдвинув новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности; 
- сформировал новый тип мыслителя, сложившегося вопреки традициям; его представляли ученые, поэты, педагоги, дипломаты, носившие имя «философ»; 
- сформировал свое представление о человеке, не отвергая ни творения его Богом, ни бессмертия души. Человек объединяет в себе материальное и духовное (природное и идеальное) начала, он осуществляет свое предназначение, не борясь с собственной природой, не преодолевая телесную греховность, а, напротив, следуя природной доброте.

    В эпоху Возрождения  творческая деятельность человека  приобретает сакральный характер. Он творец, подобный Богу, он созидает  новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя. Поэтому фигура художника-творца  становится как бы символом  Ренессанса.

Искусство эпохи Возрождения многогранно и универсально. Оно дает возможность прочувствовать богатство человеческой натуры, эмоционально его освоить. Не случайно Великие Мастера этого времени творили в разных жанрах, стремясь выразить безбрежность каждой личности и воплотить свое видение мироздания, в котором личность занимает почетное место (см. табл. на с. 126). 
Искусство эпохи Возрождения, как ничто другое, помогло человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы.

    Наибольший расцвет  Ренессансная архитектура пережила  в Италии, оставив после себя  два города-памятника: Флоренцию  и Венецию. Над созданием зданий  там трудились великие архитекторы  — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

    Архитекторы Возрождения, в отличие от своих предшественников, рассматривали город как единое  целое, поэтому их целью было  не возведение отдельных зданий, а построение ансамбля — площади, улицы, квартала. Для своих целей  они использовали как элементы  предыдущих архитектурных стилей: античные колоннады, романские купола, так и новые приёмы, например, аркады и отделка фасадов зданий  рустом.

 

 

28. Реформация как социокультурное явление.

 

     Реформация - в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер; охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком, буквальном смысле реформация - проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

     Самые общие, причины связаны с разложением  феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических  отношений и новых классов, обострением  социально-политических противоречий. Реформация являлась первым ударом  по феодализму. В силу религиозного  характера средневековой идеологии  он оказался направленным против  церкви, являвшейся неотъемлемой  составной частью феодальной  системы и дававшей религиозную  санкцию феодальному строю. Уже  гуманистическое движение эпохи  Возрождения с его критикой  средневекового миросозерцания  и утверждением принципов буржуазного  индивидуализма во многом идейно  подготовило реформацию. Не менее  важным источником идей реформации  были средневековые ереси.  

    Идеологи реформации  сформулировали учение о том, что человек для спасения своей (греховной) души не нуждается  в посредничестве церкви, — спасение  достигается не внешним проявлением  религиозности, а лишь внутренней  верой каждого в искупительную  жертву Христа. Этим отрицалась  необходимость католической церкви  со всей её иерархией во  главе с папой, духовенства как  особого слоя, которое, по учению  католической церкви, одно может  передать человеку «божественную  благодать» и обеспечить спасение  его души. Реформаторы провозгласили  единственным источником религиозной  истины Священное писание, отрицая в качестве такового Священное предание. Из отрицания феодализированной католической церкви следовало отрицание церкви как крупного феодального собственника, отрицание монастырей и монашества, церковной десятины и других поборов; отрицание пышного католического культа и др. 

    В реформационном  движении приняли участие разные  классы и социальные группировки, вкладывавшие в критику католической  церкви различное содержание. Бюргерско-буржуазное  направление реформации было  наиболее отчётливо выражено  в учениях М. Лютера, У. Цвингли и особенно Ж. Кальвина. В бюргерско-буржуазном направлении существовало умеренно бюргерское крыло (Лютер), шедшее на компромисс с феодализмом и оставшееся в основном на почве теологии, и радикально-буржуазное крыло. Наиболее последовательным выражением последнего был кальвинизм, который дал буржуазии идеологическое оружие и организационные формы (республиканизм) в революционной борьбе с феодализмом, содержал религиозное оправдание буржуазной морали (учения об абсолютном предопределении, «мирском призвании» и «мирском аскетизме»). Народное направление реформации. выражало интересы крестьянства и городского плебейства. Для народных масс начало борьбы против католической церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феодального строя.

 

 

29 Гносеоцентризм философской мысли Нового времени. Эмпиризм и рационализм как целостные теоретико-познавательные концепции.

Рационализм приравнен к классицизму, а эмпиризм - к барокко. В разуме нет ничего того, чего нет в наших чувствах, но основой всего считали разум. Первая особенность - рационалисты делились на рационалистов от частного к общему) и эмпириков (от целого к частному - метод индукции). Новая якартина мира: возрождаются новые взгляды на мир, устанавливается механистическая картина мира (считали что мир развивается по законам механики, считали что образ мира - машина). Новое учение о человеке - он обладает  трудолюбием, честностью, ответственностью. Естественные права человека: социальное право, национальное право, религиозное право, уважение к собственному труду. Учение о новой ценностной ориентации людей: рождается новый буржуазный тип личности, который по другому смотрит на мир, принцип красоты сменяется на принцип пользы. Принцип гармонии на прицип господства. Учение об обществе. Мнение правит миром. Понятие о великой личности. Абсолютная монархия - Гоббса, Просвещения абсолютизма - Вольтер, а Руссо считал, что идеал устройства общества - республика. Большую роль придавали  теории общественного договора. Материалисты подготовили революционный настрой.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"