Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 109.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

30. Ф. Бэкон. Учение о методе и четырех «идолах».

 

 

     Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) - крупный английский философ, основоположник эмпиризма Нового времени, предложивший философское обоснование для  экспериментальной науки.

     Основной задачей  философии Бэкон считал конструирование  нового метода познания, а целью  науки - принесение пользы человечеству. Науку следует развивать, по мнению  Бэкона, «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать  остальными, ни ради корысти и  славы, ни для того, чтобы достичь  власти, ни для неких иных низких  умыслов, но ради того, чтобы имела  от нее пользу и успех сама  жизнь». Практическая направленность  знаний была выражена Бэконом  в известном афоризме: «Знание - сила».

  В качестве основного  метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.

     Основная идея  его теории индукции состоит  в том, чтобы учитывать не только  факты, которые подтверждают утверждение, но и факты, которые опровергают  его.

          Бэкон считал, что человеческое  сознание не способно познать  изучаемый предмет полно и  точно. Серьезным препятствием на  пути полного и точного познания  встают предрассудки, препятствующие  человеку открыть истину. Аллегорически  он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые  два вида идолов он отнес  к врожденным, а вторые два  вида идолов - к приобретенным  в процессе жизни людей.

1) идолы рода - присущи  всем людям, поскольку они примешивают  к природе познаваемых вещей  природу собственного духа. К  этому виду заблуждений приводят  и ограниченные возможности органов  чувств, и желание людей истолковать  новые идеи в духе прежних  представлений, и стремление человека  распространить представления о  маленьком мире, в котором живет  он сам, на большой и всеобщий  мир.

2) идолы пещеры , сущность  которых составляют индивидуальные  особенности человека. У каждого  индивида существует «своя особая  пещера», которая дополнительно  «ослабляет и искажает свет  природы». Содержание идолов пещеры  составляют особенности воспитания  и психологии человека, специфика  социальной среды обитания, направленность  интересов личности.

     Преодолеть  воздействие идолов рода и  пещеры на процесс познания  полностью невозможно, но его  можно значительно ослабить при  помощи коллективного опыта, исправляющего  опыт индивидуальный.

3) идолы рынка (или рыночной  площади), которые возникают в  среде «взаимного общения и  совместного использования языка». Неудачный и неправильный выбор  слов создает серьезные трудности  и помехи на пути познания  истины. В этом случае слова  как бы затуманивают разум, приводят  его в смятение, дезориентируют  в поисках истины.

     Заслуга Бэкона  состоит в том, что он обратил  внимание на существующую связь между языком, мышлением, познанием и реальностью.

4) идолы театра, которые  своими корнями уходят в науку  и философию. Они переселяются  в человеческие мысли из различных  философских учений в результате  доверия и поклонения тем или  иным научным авторитетам. Особенно  опасны в этом отношении традиционные  философские доктрины и системы. К идолам театра примыкает  также, по мнению Бэкона, слепое  суеверие, неумеренное религиозное  рвение.

Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия (идолов), лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине. Основное средство преодоления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных данных научным методом.

 

 

31. Т. Гоббс. Создание механической картины мира.

 

     Одним из  видных представителей английской  философской мысли является Томас  Гоббс (1588 - 1679).

     У Гоббса  по сравнению с Бэконом философия  принимает гораздо более сухой, односторонний вид. Гоббс создал  первую законченную систему механистического  материализма, соответствовавшего  характеру и требованиям естествознания  того времени. Геометрия и механика  для Гоббса — идеальные образцы  научного мышления вообще. Мир  представляет собой совокупность  тел, которые подчиняются законам  механики(главный из них - закон  инерции).  Эти законы описывают  равным образом и физические  тела, и общество. Тела различаются  между собой величиной, фигурой, положением и движением. Тела  бывают естественные и искусственные. Самое значительное из искусственных - государство. Но - предмет особых  забот философа. Человек - это тоже главным образом тело. Естественное равенство людей есть продолжение того же закона инерции. Физика Гоббса признает пустоту, в которой перемещаются тела. Их механическое воздействие друг на друга и определяет возможность всякой связи между вещами. Связь осуществляется через толчок, соударение. Качества тел определяется их движением. Свобода, по Гоббсу, сводится к отсутствию препятствий при движении. 

     Гоббс различал  два метода познания: логическую  дедукцию рационалистической «механики»  и индукцию эмпирической «физики». 
     По мнению Гоббса, главной целью познания является выяснение причин того или иного процесса. Начальным этапом познания является процесс осознания того, что в нашем мышлении отсутствуют знания об интересуемом нас предмете. При этом следует обратить особое внимание на язык, который является не только средством познания, но и источником лжи и ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

32. Дж.Локк – систематизатор эмпиризма. «Первичные» и «Вторичные» качества. Эмпирическая концепция поведения индивида

 

 
Дж.  Локк –систематизатор Эмпиризма. «Первичные»  и  «вторичные»  качества. Эмпирическая  концентрация  поведения.

 

Джон  Локк (1632-17040) -  английский  философ –просветитель  и  политический  мыслитель.  Согласно  теории  познания  Локка :

  1. Не  существует  врожденных  идей  и принципов -  ни теоретических, ни  практических (нравственных), включая  и  идею бога, а  все  человеческое  знание  проистекает  из  опыта.
  2. Все  идеи  возникают  из  двух  основных  источников – опыта внешнего (ощущения)  и  внутреннего (рефлексии).
  3. В  основе  знания  лежат  простые  идеи, например  возбуждаемые  в  уме  различными  качествами  тел – первичными, с  которыми  идеи  сходны (протяженность, фигура, плотность, движение) , или  вторичными, с  которыми  идеи  не  сходны ( цвет, звук, запах, вкус). Посредством  соединения, сопоставления и  абстрагирования  разум  из  простых  идей  образует  сложные  и  общие  идеи ( модусы, субстанции  и  отношения).

Так  же  Локк  рассматривает индивида  в  качестве основного  элемента  и  трактует  государство  как  результат  общественного  договора  между  индивидами, заключенного  с  целью  прекращения  естественного  природного  состояния. Существуют  лишь  свободные  граждане, которые, преследуя  свои  разумные  интересы, живут  в  правовом  обществе  с  представительскими  формами  правления. В  этом обществе  индивиду  гарантируются  определенные  права, в  частности  право владения собственностью.

 

 

 

 

33.   Р. Декарт- основоположник рационализма нового Времени. Основные принципы рационализма в познании и этике. Мир как механизм.

 

Принципы рационализма.

“Учение о методе” (рационалистический метод). В основе лежит сомнние. 1. Первичная истина должна быть очевидной. То, что ты сомневаешься – очевидно это в тебе. Дерево науки: корни - метафизика, ствол - физика, ветви - конкретно плодоносные науки (механика, медицина, этика). Наука – некоторая система, где все неразрывно связано.2. Анализ (индукция). Во всех случаях надо сводить все сложное к простому (это аналитическая процедура). 3. Принцип последовательности. Необходимо идти от простог к сложному, не пытаться понять весь объект во всем его многообразии. 4. Энумерация (систематизация).

Первичные истины постигаются с помощью интуиции. 1. Рациональная интуиция (основана на эмпирических понятиях). 2. Иррациональная интуиция (озарение, благодать от бога). Декарт говорит об интелелктуальной интуиции (истина познается с помощью ума). Пример: треугольник – фигура, ограниченная тремя линиями. Математические истины (шар имеет одну поверхность).

дедукция    

Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.

Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превращается из кустарного промысла в промышленное производство, из спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, имеющую непрерывный характер.

Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:

1) начинать с простого  и очевидного, чтобы не было  никакой возможности сомневаться  в исходных посылках;

2) путем дедукции получать  все более сложные суждения;

3) действовать при этом  так, чтобы не упустить ни одного  звена, то есть постоянно сохранять  непрерывность цепи умозаключений;

4) критерием истины следует  считать интуицию, с помощью которой  усматриваются первые начала  знаний, и правильную дедукцию, позволяющую  получать следствия из них;

5) расчленять сложную  проблему на составляющие ее  частные проблемы или задачи.

Субстанция (мир как механизм)

Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Они не потеряли своего значения и в наши дни. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в современную эпоху

    Значительное  место в творчестве Декарта  занимает учение о бытии. Центральным  понятием этого учения является  «субстанция»

      Под субстанцией  Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего  бытия ни в чем, кроме самого  себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в  самом строгом и глубоком смысле  слова, субстанцией, по Декарту, является  только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ. К сотворенному миру  понятие субстанции можно применить  лишь условно.

Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д.

В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. А сделать это можно лишь с помощью хорошего метода.

 

34.   Б. Спиноза. Учение о субстанции, атрибутах и модусах. Свобода как познанная необходимость.

 

 

Бенедикт (Барух) Спиноза родился в еврейской богатой семье 24 ноября 1632 года в г. Амстердаме. Его отец - Михаил Спиноза послал своего сына в религиозное училище, где юный Барух проявил большие способности. На ученика смотрели как на будущее светило синагоги. В 22 года, после смерти отца, Баруху пришлось стать во главе торгового дела. Но душа молодого человека стремилась к другому - к науке, и прежде всего, к философии.

В Европе XVII века языком науки и философии был латинский, и Спиноза решил серьезно заняться его изучением, после чего стал называть себя по-латыни Бенедиктом. Одновременно он осваивает новую философию, все более отдаляясь от иудаизма. Вскоре Спиноза был отлучен и изгнан из еврейской общины. Средства к жизни он добывает и собственным трудом, овладев искусством шлифовки линз.

Независимо построил он и свою жизнь: Гордый одиночка вел замкнутую, но интенсивную в духовном отношении жизнь. Умер Спиноза от туберкулеза легких в 1677 г.

При жизни Спинозе удалось опубликовать только «Основы философии Декарта» (1663), составленные на основе лекций, прочитанных им одному молодому человеку. Позже увидели свет «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума», «Политический трактат» и другие.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"