Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
30. Ф. Бэкон. Учение о методе и четырех «идолах».
Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) - крупный английский философ, основоположник эмпиризма Нового времени, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки.
Основной задачей
философии Бэкон считал
В качестве основного
метода Бэкон предлагает индукц
Основная идея
его теории индукции состоит
в том, чтобы учитывать не только
факты, которые подтверждают
Бэкон считал, что человеческое
сознание не способно познать
изучаемый предмет полно и
точно. Серьезным препятствием на
пути полного и точного
1) идолы рода - присущи
всем людям, поскольку они примешивают
к природе познаваемых вещей
природу собственного духа. К
этому виду заблуждений
2) идолы пещеры , сущность
которых составляют
Преодолеть
воздействие идолов рода и
пещеры на процесс познания
полностью невозможно, но его
можно значительно ослабить
3) идолы рынка (или рыночной
площади), которые возникают в
среде «взаимного общения и
совместного использования
Заслуга Бэкона состоит в том, что он обратил внимание на существующую связь между языком, мышлением, познанием и реальностью.
4) идолы театра, которые
своими корнями уходят в науку
и философию. Они переселяются
в человеческие мысли из
Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия (идолов), лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине. Основное средство преодоления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных данных научным методом.
31. Т. Гоббс. Создание механической картины мира.
Одним из
видных представителей
У Гоббса
по сравнению с Бэконом
Гоббс различал
два метода познания: логическую
дедукцию рационалистической «
По мнению Гоббса, главной
целью познания является выяснение причин
того или иного процесса. Начальным этапом
познания является процесс осознания
того, что в нашем мышлении отсутствуют
знания об интересуемом нас предмете.
При этом следует обратить особое внимание
на язык, который является не только средством
познания, но и источником лжи и ошибок.
32. Дж.Локк – систематизатор эмпиризма. «Первичные» и «Вторичные» качества. Эмпирическая концепция поведения индивида
Дж. Локк –систематизатор
Эмпиризма. «Первичные» и «вторичные»
качества. Эмпирическая концентрация
поведения.
Джон Локк (1632-17040) - английский философ –просветитель и политический мыслитель. Согласно теории познания Локка :
Так же Локк рассматривает индивида в качестве основного элемента и трактует государство как результат общественного договора между индивидами, заключенного с целью прекращения естественного природного состояния. Существуют лишь свободные граждане, которые, преследуя свои разумные интересы, живут в правовом обществе с представительскими формами правления. В этом обществе индивиду гарантируются определенные права, в частности право владения собственностью.
33. Р. Декарт- основоположник рационализма нового Времени. Основные принципы рационализма в познании и этике. Мир как механизм.
Принципы рационализма.
“Учение о методе” (рационалистический метод). В основе лежит сомнние. 1. Первичная истина должна быть очевидной. То, что ты сомневаешься – очевидно это в тебе. Дерево науки: корни - метафизика, ствол - физика, ветви - конкретно плодоносные науки (механика, медицина, этика). Наука – некоторая система, где все неразрывно связано.2. Анализ (индукция). Во всех случаях надо сводить все сложное к простому (это аналитическая процедура). 3. Принцип последовательности. Необходимо идти от простог к сложному, не пытаться понять весь объект во всем его многообразии. 4. Энумерация (систематизация).
Первичные истины постигаются с помощью интуиции. 1. Рациональная интуиция (основана на эмпирических понятиях). 2. Иррациональная интуиция (озарение, благодать от бога). Декарт говорит об интелелктуальной интуиции (истина познается с помощью ума). Пример: треугольник – фигура, ограниченная тремя линиями. Математические истины (шар имеет одну поверхность).
дедукция
Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.
Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превращается из кустарного промысла в промышленное производство, из спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, имеющую непрерывный характер.
Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:
1) начинать с простого
и очевидного, чтобы не было
никакой возможности
2) путем дедукции получать все более сложные суждения;
3) действовать при этом
так, чтобы не упустить ни одного
звена, то есть постоянно сохранять
непрерывность цепи
4) критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала знаний, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них;
5) расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи.
Субстанция (мир как механизм)
Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Они не потеряли своего значения и в наши дни. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в современную эпоху
Значительное
место в творчестве Декарта
занимает учение о бытии. Центральным
понятием этого учения
Под субстанцией
Декарт понимает всякое сущее,
которое не нуждается для
Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д.
В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. А сделать это можно лишь с помощью хорошего метода.
34. Б. Спиноза. Учение о субстанции, атрибутах и модусах. Свобода как познанная необходимость.
Бенедикт (Барух) Спиноза родился в еврейской богатой семье 24 ноября 1632 года в г. Амстердаме. Его отец - Михаил Спиноза послал своего сына в религиозное училище, где юный Барух проявил большие способности. На ученика смотрели как на будущее светило синагоги. В 22 года, после смерти отца, Баруху пришлось стать во главе торгового дела. Но душа молодого человека стремилась к другому - к науке, и прежде всего, к философии.
В Европе XVII века языком науки и философии был латинский, и Спиноза решил серьезно заняться его изучением, после чего стал называть себя по-латыни Бенедиктом. Одновременно он осваивает новую философию, все более отдаляясь от иудаизма. Вскоре Спиноза был отлучен и изгнан из еврейской общины. Средства к жизни он добывает и собственным трудом, овладев искусством шлифовки линз.
Независимо построил он и свою жизнь: Гордый одиночка вел замкнутую, но интенсивную в духовном отношении жизнь. Умер Спиноза от туберкулеза легких в 1677 г.
При жизни Спинозе удалось опубликовать только «Основы философии Декарта» (1663), составленные на основе лекций, прочитанных им одному молодому человеку. Позже увидели свет «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума», «Политический трактат» и другие.