Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 109.71 Кб (Скачать)

Учение о субстанции

Известно, что слабым местом в учении Декарта был неопределенный статус субстанции.

С одной стороны, подлинным бытием обладает только бесконечная субстанция - Бог, а с другой стороны, все остальные субстанции (сотворенные и бесконечные) находятся в зависимости от первой. Выходит, статус субстанций является неодинаковым. Этот дуализм  в учении Декарта о субстанции пы-

тался преодолеть Спиноза. Он поставил перед собой цель создать монистическое1 учение о единой субстанции.

 По мнению философа, истинной является лишь одна  субстанция, атрибутами которой  являются мышление и распространенность, или природа. Кроме Бога, не существует  никакой другой субстанции. Бог  и субстанция сливаются у него  в одно понятие, Бог не стоит  над Природой, не является Творцом  вне Природы, Он находится прямо  в ней.

Сама по себе субстанция обладает набором определенных существенных свойств. Во-первых, она в полной мере существует, и это доказывается ясностью и отчетливостью идеи. Во-вторых, субстанция обладает свойством самостоятельности и независима от какого-либо иного существа. В-третьих, субстанция имеет внутренне присущую причину самой себя. Вне субстанции нет ничего. Она содержит в самой себе все то, что существует вокруг нас. В-четвертых, субстанции присуще и такое свойство, как бесконечность в пространственном и временном отношениях. Она находится не в потоке времени, а как бы парит над ним. В-пятых, субстанция является вечной. Вечность не движется, а находится в неподвижном состоянии, то есть не изменяется во времени. Она вечна в плане несотво-римости и неуничтожимости.

Атрибуты и модусы субстанции

Субстанция обладает и иными существенными и всеобщими свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Согласно концепции Спинозы, каждая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов.

Для описания единичных вещей, которые являются «конечными», Спиноза использует понятие «модус». Единичные вещи, именуемые модусами, имеют «внешнюю причину» евоего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рамках пространства и времени.

В философской системе Спинозы отношение между субстанцией и модусами приобрело характер противоречия.

 

                                      35.Г.Лейбниц. Учение о монадах и теория познания.

Его роль в истории философий и науки.

Развивает учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. Понятие субстанции у него приобретает плюралистический (множественный) характер, и он трактует ее как особую духовную единицу бытия (монаду). Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть не чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо всё материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Как поясняет Лейбниц, деятельность монады представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин (представление, или восприятие, и стремление).

Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая мир собственной души. Лейбниц мыслит их по аналогии с человеческой душой. Монады, говорит о, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. В неорганическом же мире они именовались субстанциальными формами. Таким образом, всев  мире становится живым и одушевленным, и там, где мы видим кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ - монад.

 

36.Влияние  рационализма и импиризма Нового Времени на формирование стилей в искусстве и архитектуре.

37. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Принцип «существовать – значит быть воспринимаемым». 
Джордж Беркли (1684-1753)-представитель субъективного  идеализма. 
      Ощущения – единственная воспринимаемая человеком реальность. Беркли доказывал, что ум человека не способен к образованию абстракции: общая идея пространства невозможна. Она абсурдна и противоречива, то же самое с материей;  ее сущ. Беркли отвергает. В своих работах Беркли ставит задачу борьбы против материализма и всех его проявлений в науке. 
      Теория Беркли  частные свойства вещей  к восприятию посредством ощущений, после сего якобы образуется отвлеченная идея об общим для них вещественным субстрате. Но эта посылка не состоятельна: берклии считал  что люди не обладают чувственным восприятием материи как таковой. Человек воспринимает только отдельные вещи.  Каждое восприятие становиться суммой разный ощущений  или идей. 
        В то же время не существует  и общей отвлеченной  идеи о материи и пространстве. Человеческий ум способен образовать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею . Абстрактное представление о материи ни меняет ни сути ни свойства вещей. Истинность  познания дается в ощущении . 
    Учение Беркли представляет собой яркий пример субъективного идеализма. Он признает существование только лишь человеческого созная, различая в нем идеи и души. 
       Идеи- пассивны и представляют собой  лишь состояние. 
      Души- активны, вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда оно прекращается. Беркли так и говорил «существовать – значит быть воспринимаемым* . 
        В этом случае возникает вопрос : разве по мимо субъекта ни чего не существует? Если  вещь оказалась не воспринятой одним субъектом , или вообще ни кем ,  она все равно сущ. в уме Бога.  Бог не может не  исчезнуть , не перестать воспринимать, следовательно сотворенный мир не может исчезнуть.

38.     Д. Юм. Скептицизм Нового времени. Проблема причинности в философии Юма.

 Несколько иную концепцию  развивал английский философ  Дэвид Юм (1711-1776), продолжив ее  в направлении к агностицизму. На вопрос о том, существует  ли внешний мир, Юм отвечал  уклончиво: «Не знаю». Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.

Для Юма достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некотором явлении, а затем другое. Но из того, что одно явление в опыте предшествует другому, логически недоказуемо, что одно (первое) есть причина другого. Ведь то, что принято считать следствием, полагает Юм, не содержится в том, что считается причиной. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но ведь это чисто психологический факт, из которого никак нельзя делать вывод: после этого - значит поэтому. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений.

Но отсюда Юм делал неверный вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей (образов памяти) чувственными впечатлениями. Юм утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.

Рассказывали следующее. Когда Юм, будучи во Франции, присутствовал на великосветском приеме, то одна дама обратилась к нему с вопросом: «Господин Юм, а Вы, обращаясь со своей супругой, тоже сомневаетесь в ее реальном существовании? На это Юм заметил, что в житейской практике он не сомневается в объективном бытии вещей.

Юм был не только философом: он и историк, и экономист, и публицист. Это масштабная фигура, которую мы недооценивали. Произведения Юма произвели глубокое впечатление на такого гения, как И. Кант, который, будучи чрезвычайно педантичным, нарушил свой жесткий распорядок, с увлечением погрузившись в чтение трудов Юма. Скептицизм и позитивизм Юма сказались на творениях И. Канта.

 

39. Понятие Просвещения как общеевропейского феномена культуры. Французские просветители XVIII в.

Внимание просветителей к феномену «другой культуры» было связано с тенденцией к оформлению дихотомии Восток – Запад. Специфика «чужого» как объекта постижения и согласования в мировоззрении просветителей заключается в том, что «чужое» перестаёт мыслиться враждебным, опасным, ненужным и недостойным внимания. В обращении европейской культуры к русскому и китайскому культурным ареалам наиболее полно проявились аспекты постижения «другой культуры»: научный, художественный, повседневный, экономический, религиозный, проективный аспекты.

 

Образы России и Китая применительно к проблеме постижения другой культуры европейской культурой XVIII в. могут быть рассмотрены как гносеологическая и практическая проблема Просвещения. В ходе просветительского постижения России и Китая происходило снятие стереотипов с этих культур, обнаруживались общие аксиологические начала, создавались своего рода «проекты» взаимодействия с этими странами. Проявление и динамика выявленных аспектов постижения «другой культуры» в ходе взаимодействия Европы с Россией и Европы с Китаем демонстрирует формирование в культуре эпохи Просвещения разных вариантов субъект-объектной коммуникации, реализующих себя на разных уровнях (личностном, группы лиц, культурной общности).

 

Эпоха Просвещения не использовала таких терминов, как межкультурное взаимодействие, диалог культур, согласование «своего» - «чужого» и т.д., но она практически осуществляла эти процессы в культурной деятельности, актуализируя «другую культуру» и как теоретическую, и как практическую проблему.

 

        В Просвещении  я виджу эпоху, выдвинувшую множество новых культурных форм.

 

40.Основные  философские идеи французских  материалистов 18в( Дидро, Гольбах, Гальвеций, Ламетри)

цель- просвещение широкой части об-ва: буржуазии, ремесленников, буржуазной интеллигенции и передовой части аристократической интеллигенции.

-излагали свои философские взгляды на фр. языке, в форме широкодоступных изданий — словарей, энциклопедий

большое воздействие учения Локка об опытном происхождении знания, критика декартовского учения о врожденных идеях, материалистическое понимание самого опыта

-научная опора- медицина, физиология и биология.

элементы диалектики в учении о природе у Дидро; этические и общественно-политические теории

-пропаганда атеизма

 

41. Отражение философско – социальных идей Нового Времени и Просвещения в архитектуре Запада и России.

Представление о XVIII веке как особом периоде в истории западноевропейской культуры прочно утвердилось в современной науке. Философы говорят о переходном характере семнадцатого столетия, основываясь при этом на безусловных фактах, подтверждающих эпохальное значение культурных и научно-технических революций того времени. Колоссальные достижения философской мысли, стремительное развитие литературы, музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, позволяют говорить о некоем глобальном прорыве, своеобразной гуманитарной революции в истории человеческой цивилизации, которая тем самым не только поднялась на более высокую ступень в своем развитии, но и вступила на качественно иной путь эволюции.

 Корни всех открытий  культуры Просвещения лежат в  предыдущем столетии, которое знало  великих мыслителей, ученых, писателей, художников, но они оставались  одиночками, а превращение принципов  их творчества в широкие культурные  движения произошло только в XVIII веке.

   Причем я говорю  не только об архитектуре, а  о культуре в целом, поскольку  считаю, что архитектура – это  неотъемлемая ее часть.

 В заключение хочу сказать, что в XVII-XVIII вв. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития архитектуры (философию градостроительства, ландшафтного дизайна и др.) и гуманитарных наук (этика, эстетика, педагогика), образуя один из самых значимых для этих наук духовных факторов.

 

42. Немецкая классическая философия: характерные черты, представители, историческое значение.

Начало немецкоязычной философии: публикация первых значительных сочинений на немецком языке Христианом Вольфом.Он и его школа(АГ Баумгартен,ФХ Баумайстер,ГБ Билфингер и др) способствовали распространению философского знания в Германии.

Немецкий идеализм- к18-н19в

Под влиянием соч Ф Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классич ф» в марксистской лит-ре стали называть классической философией;  его вершина –философия Гегеля(1 из ист марксизма)

Созд классич систем: Фихте, Шеллинг, Гегель. Влияние критической философии Канта(кот обладает преим ценностью сама по себе).

 

43. Концепция процесса познания  И Канта («Копрниканский» переворот в гноссологии).

 

Главной проблемой всякой философской системы Кант считает именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее.  Сформ 3 вопроса :

1. «Что я могу знать?»  — На это вопрос призвана  ответить критика чистого (теоретического) разума. учение о возможностях  и пределах мышления

2. «Что я должен делать?»  — На этот вопрос отвечает  критика практического разума. учение  о вопросах морали и нравственности

3. «На что я могу  надеяться?» — На этот вопрос  отвечает критика способности  суждения и работа «Религия  в пределах только разума».

Человек обладает априорными (главные.которые присущи человеку изначально) и апостериорными (кот форм в результате постижения материального мира, опыта) формами познания

Априотные формы познания (трансцендентальные): пространство и время -как только человек появляется на свет, то сразу же оказывается в рамках пространства и времени, «выйти» из которых он уже не в силах. Всякий чувственный опыт человека (апостериорный) будет протекать в этих пространственно-временных (априорных) формах,поэтому они главные.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"