Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 01:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

OTVETY_OBSchIE.docx

— 225.05 Кб (Скачать)

6. Поскольку историческая  жизнь не поддается стро гой  системе, то у наук о культуре  не может быть основной науки, аналогичной механике.Возможность такого единства общей связи этих наук обеспечивает им понятие культуры. единство и объективность ценнос тей, оцениваемых нами

7.историческое знание  строится на основе индивидуальных  ценок и личных предпочтений  исследователя. Напротив, законы естествоз нания объективны, и, будучи продуктами определенной культуры, по существу от нее не зависят.

8. В методологическом  плане, не бывает исторической  науки без философии истории

Символ - идеальное содержание материальных вещей и процессов, представленное в виде знака или образа. Сущ ность символа не поддается однозначному определению в рамках формальной логики и представляет собой много значную систему, рассчитанную на активную деятельность воспринимающего субъекта. Символическая деятельность характерна для человеческого сознания. По мнению не мецкого философа  неокантианца Кассирера, "человек есть животное символическое"; язык, миф, религия, наука  суть "символические формы", посредством которых человек упорядочивает окружающий его мир. Смысл сим вола реально существует только внутри человеческого общения и он тем содержательнее, чем более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать че рез каждое частное явление целостный образ мира. деле нет.

 

 

12. Эволюционизм Г. Спенсера. Позитивизм II: эмпириокритицизм Э. Маха и  Р. Авенариуса.

Универсальный эволюционизм Г. Спенсера.

Теория позитивизма складывается во время публикации работы Чарльза Дарвина, поэтому позитивизм пронизан духом эволюционного развития. Г. Спенсер считается великим эволюционистом, внесшим существенный вклад в понимание особенностей развивающихся объектов. Глобальный  эволюционизм,   всеобщие  законы  эволюции, разработанны Спенсером в «Основных началах» (1862 г.).

Он полагал, что основной закон, который присущ всем явлениям опыта и обеспечивает требуемое философией единство знания, — это закон эволюции. Эволюция, согласно Спенсеру, является тем абсолютно всеобшим элементом опыта, который дает возможность понять любые явления. При этом Спенсер считает, что для установления этого основного закона необходимо предварительно выявить принципы, постулаты научного познания. Основной принцип всего научного познания сводится им к положению о неуничтожимости вещества (материи). Согласно Спенсеру, это положение вытекает из природы нашего мышления и является его необходимым постулатом. Поскольку, же само вещество есть для Спенсера лишь символическое понятие для обозначения проявления силы, «под неунич-тожимостью вещества мы фактически подразумеваем неунич-тожимость силы...»

В самой эволюции Спенсер различает три момента.

 

  • Во-первых, эволюция выступает как переход от бессвязности к связности, как интеграция вещества. Таково образование облака из скопления отдельных частиц водяных веществ и т. д.

  • Во-вторых, эволюция есть дифференциация, переход от однородного к разнородному

  • В-третьих, эволюция проявляется в переходе от неопределенности к определенности, а именно в возрастании упорядоченности, т. е. речь идет об идеи нарастающей структурности.

Эволюция, по Спенсеру, «имеет предел, за который переступить она не может». Этим пределом является равновесие эволюционирующего агрегата (системы), когда все противодействующие силы уравновешиваются. За состоянием равновесия, согласно Спенсеру, наступает разложение. Оно вызывается обычно внешними силами, постоянно действующими на уравновешенный агрегат. Но и состояние разложения не является окончательным и бесповоротным в масштабах, как отдельной системы, так и всей вселенной. Исходя из того, что «количество движения, а равно и количества материи постоянны», следует признать ритм сил притяжения и отталкивания вечным, «так что, эры эволюции и распадения чередуются между собой» Итак, Спенсер приходит к древнейшей теории круговорота.. В XX в. эта теория получила свое научное, но пока еще проблематичное выражение в гипотезе о пульсирующей вселенной. Следует также отметить, что Спенсер предвосхитил многие последующие направления исследований особенностей развивающихся объектов в рамках структурно-функционального подхода.

Глобальный  эволюционизм,   всеобщие  законы  эволюции, распространяются Спенсаром и на область биологии, психологии, социологии, этики.

1. Основное внимание в первом позитивизме уделялось проблемам систематизации научного знания и классификации наук. Эти проблемы ставились в связи с углубляющейся дифференциацией научного знания. На этапе второго позитивизма эта проблематика сохранялась. Однако на первый план вышли другие проблемы — проблемы обоснования фундаментальных научных абстракций, понятий, принципов и соотнесения их с реальностью. Это было связано с фундаментальными изменениями в естествознании второй половины XIX - начала XX в.

Самым фундаментальным изменением в естествознании второй половины XIX в. была постепенная девальвация механицизма как универсального подхода ко всем явлениям. Механический подход терял свой престиж, прежде всего, в рамках физики. В ней осуществлялись исследования электрических и магнитных явлений, где прямые аналогии с механическими процессами становились все менее удовлетворительными. Было накоплено много материала, значительная часть которого не поддавалась объяснению в рамках механистического подхода. Поэтому исследование здесь велось во многом на путях эмпирического поиска и описания фактов. Развитие математики в XIX в., связанное с открытием неевклидовых геометрий и применением аксиоматического метода, ставило проблему существования фундаментальных математических объектов и их соотнесения с реальностью. Новая проблемная область возникла в связи с открытиями в области физиологии органов чувств, прежде всего в связи с исследованиями Г. Гельмгольца (1821—1894) физиологии зрения и слуха. Эти исследования показали, что ощущения есть результат сложного физико-физиологического процесса и потому не могут быть интерпретированы как простой «отпечаток» внешнего объекта. Сам Г. Гельмгольц при истолковании этих результатов отказался от трактовки ощущения как отражения объекта и сформулировал так называемую «теорию иероглифов

Второй позитивизм пытался решить проблемы обоснования фундаментальных научных абстракций и принципов, полагая, что эти проблемы будут решены, если последовательно устранять из науки метафизические суждения.

Основными представителями и лидерами второго позитивизма были Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896).

Э. Мах и Р. Авенариус считали, что источником заблуждений и трудностей в науке является ее нагруженность метафизикой. Надо последовательно очистить от метафизических положений не только теоретическое научное знание, но и научный опыт. Мах подчеркивал, что ученый часто рассматривает данные опыта как проявление тех или иных скрытых сущностей, т. е. с позиций неявно привлекаемой метафизики. Это, по Маху, приводит к заблуждениям в науке и мешает ее прогрессу. Критика опыта, нагруженного метафизикой, объявлялась важнейшей задачей «позитивной философии». В соответствии с этой задачей Мах и Авенариус часто именовали свою философию эмпириокритицизмом. Впоследствии этот термин, наряду с махизмом, стал применяться для обозначения второго позитивизма.

Продолжая намеченную уже в первом позитивизме линию, Мах подчеркивает, что единственной реальностью и базой научного познания выступают элементы опыта (явления) и их функциональные отношения. При этом явления он истолковал как чувственные данные, ощущения. В книге «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» Мах показывает, что ощущения есть глобальный факт, форма приспособления живого организма к среде. Ощущения — это общие элементы всех возможных физических и психических переживаний, вся разница между которыми заключается в различной зависимости их друг от друга. Граница между физическим и психическим проводится в целях практичности и лишь условно «нет пропасти между физическим и психическим…». Элементы опыта он объявил элементами мира. Функциональные отношения между эл ментами мира позволяют сконструировать два типа процессов — физические и психические. Например, цвет есть физический объект, если мы обращаем внимание на зависимость его от освещающего источника света (теплоты и т. д.). Но если мы обращаем внимание на зависимость его от сетчатки глаза и нервной системы человека, перед нами психический объект — ощущение. Различно в этих двух случаях не содержание, а направление исследования. Так как оба этих типа процессов порождают комбинации одних и тех же элементов, поэтому сами эти элементы не являются ни физическими, ни психическими. Они нейтральны.

Мах связывал принцип нейтральности элементов мира с функцией ощущений и восприятий быть средством биологического приспособления организма к среде. Он подчеркивал, что в ощущениях и восприятиях нельзя отделить то, что относится к внешнему миру, а что к внутреннему миру организма.

Мах считал, что таким путем он устраняет старые споры между материалистами и идеалистами. Первые считали первичным физическое, вторые — психическое. Но так как и физическое и психическое построены из одних и тех же нейтральных элементов мира, то бессмысленно ставить вопрос, что из них первично, а что вторично.

Подобную позицию отстаивал и развивал Р. Авенариус. Он рассматривал познание как аспект жизнедеятельности, а жизнь — как процесс накопления и расходования энергии. По его мнению для того, чтобы выжить организмы должны стремиться минимизировать свои затраты энергии в процессе адаптации к среде, т. е. экономно расходовать свои энергетические запасы. Эту характеристику жизни Авенариус назвал принципом наименьшей траты сил. Так как познание выступает аспектом жизни, поэтому, согласно Авенариусу, этот принцип распространяется и на познавательные процессы. Здесь он выступает в форме принципа экономии мышления. Чтобы осуществить этот принцип, и философия и наука должны отказаться от всех понятий, выходящих за пределы «чистого опыта». Главный труд Авернариуса «критика чистого опыта». После устранения всех таких «излишних» понятий, включая понятие субстанции, остаются только представления об ощущениях следующих друг за другом, к которым сводится все сущее.

Организм в своем поведении постоянно трансформирует внешнее во внутреннее, а внутреннее во внешнее. Авенариус считает, что в человеческой жизнедеятельности слито то, что связано с внешней средой, и то, что связано с человеческой активностью. Опыт всегда есть, согласно ему, интегральное единство и психического.

Это единство Р. Авенариус характеризует как принципиальную координацию «Я и среды. Идея принципиальной координации согласовывалась с концепцией нейтральных элементов мира Э. Маха и подчеркивала, что опыт представляет собой изначальную реальность, в которой нет расщепления на субъект и объект. Такое расщепление, согласно Авенариусу, возникает в результате некритического восприятия индивидами чужого опыта. Опыт любого человека не ограничивается только личным чувственным опытом, он расширяется за счет восприятия опыта других людей.

 

 

 

13. Конвенционализм: А. Пуанкаре.

Конвенционализм — направление в философии науки, провозглашающее в качестве основы научных теорий конвенции между учеными, выбор которых обусловлен соображениями удобства и простоты и не связан непосредственно с критериями истинности. Наука представляет собой набор обобщений опытных фактов --- правил действия, которые оказываются успешными.

Основные принципы и аксиомы науки следует понимать как конвенции, служащте для выбора теоретического описания физических явлений среди ряда различных одинаково возможных описаний.

Гипотезы бывают разного рода: "одни допускают проверку и подтверждение опытом, становятся плодотворными истинами; другие, не приводя нас к ошибкам, могут быть полезными, фиксируя нашу мысль; наконец, есть гипотезы, только кажущиеся таковыми, но сводящиеся к определенным или замаскированным соглашениям". Последние гипотезы встречаются в основном в науках математических и соприкасающихся с ними. Условные гипотетические положения являются продуктом свободной деятельности ума: ум может утверждать, так как он здесь предписывает; но его предписания налагаются на нашу науку, которая без них была бы невозможна, они не налагаются на природу". Предписания выбираются согласно с опытом. Конвенции не являются произвольными. Соотношение конвенций и реальности: "Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая; та или иная геометрия может быть только более удобной." Формализованная система геометрии ничего не говорит нам о мире физических экспериментов и состоит из условных определений. Законы геометрии представляют собой произвольные соглашения о том, как употреблять такие термины, как "прямая линия" и "точка".

Проблема объективности. "Гарантией объективного мира служит общность этого мира для нас и для других мыслящих существ". Путь к объективности есть путь общения посредством речи (рассуждений, логики). Все что объективно, является чистым отношением вещей, эти отношения объективны, так как они общи для всех мыслящих существ. Если предложением выражается условное соглашение, то нельзя сказать, что оно верно в собственном смысле слова, так как оно не могло быть верно помимо воли ученого: оно верно лишь потому, что ученый этого хочет.

Конвенционализм А. Пуанкаре был ориентирован на удобство. "Наука есть лишь классификация и что классификация не может быть верною, а только удобною. Но это верно, что она удобна; верно, что она является такой не только для меня, но и для всех людей; верно, что она останется удобной для наших потомков; наконец, верно, что это не может быть плодом случайности". Научные законы являются условно принятыми положениями, которые необходимы для наиболее удобного описания соответствующих явлений, произвольность выбора которых ограничена стремлением ученого к максимальной простоте и необходимостью успешного использования. Новые результаты невозможно получить лишь при помощи логики, нужна интуиция. Долгая бессознательная внутренняя работа заканчивается внезапным озарением, когда бессознательное Я отыскивает результаты, пока не обнаруживается такой результат, который благодаря своей интересности проникает в поле сознания.

Искусственна ли наука? 1. Совокупность правил действия и составляет то, что называют наукой, приводящих к успеху, тогда как противоположное правило не имело бы успеха. 2. Научный факт есть не что иное, как голый факт в переводе на удобный язык... Вся свободная деятельность ученого по отношению к факту исчерпывается высказыванием, которым он выражает этот факт.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"