Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 01:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

OTVETY_OBSchIE.docx

— 225.05 Кб (Скачать)

Уже с X в. начинают развиваться эконом. и культурные связи Европы и Востока. Большую роль сыграли в этом крестовые походы, доставившие европейцам новые сведения: экономические, технические и культурные. Труды Аристотеля и Птолемея вернулись на кафедры средневековых университетов в арабских переводах. К. Свасьян: «Европа вновь открывается «Афинам», но уже изготовленным в Гондишапуре».

 

 

 

6. Наука в эпоху Возрождения  и научная революция XVII века: разрушение  антично-средневекового иерархического  космоса. Роль Реформации. Становление  классической научной рациональности.

1. Нач. периода 14 век-15-16, 17в.- это новое время, эпоха ноачной революции. «Возрождение» античности и противопоставлнеие этой эпохи темным векам. Этот терми входит в обиход в 19 в.

Секуляризация – светский, потивоположное сокральному.  В средние века всй что, связано с науко сильно связано с церуоковью. Хдесь формируется светская культура. Процесс секуляризации будет развиаваться. Но речь шла не о разрыве с церковью, а об автономии от церкыи. «гуманизм» связан со словом «Возрождение»., т.е. оперделённое внимание человеку. Теоцентризм сменяется на антропоцентризм. Сам человек становится объектом поклонения. В центре внимания гуманстов была также словесность. Их произведения художественные. Риторика – это не только красиво говорить, но и сикусство формирования человека. «Средний платониум» - риторика начинает восприниматься как часть фолософского образования. «речь о достоинстве человека2 мирандо. Высшие сферы противопоставляются низшим и звйзды одушевлены как в античности»небесная иерархия» Представления о космосе похожи на античные. Человек в античности вписан в этот ксмос, а в эпоху Вохрождения поставлен над этими этажами. Он может стать тем, чем пожелает. «реформацмя» Отрицание церковной иерархии. Человек сам строит свои отношения с богом, а не через посредничесво церкви. Происходит отказ от иерархии, она рущитс.

Характерные черты мировоззрения Возрождения (конец XIV- начало XVII вв): 

-  гуманизм (от Ф. Петрарки) и антропоцентризм

- обращение к античному наследию (уже не к отдельным авторам  и их отд. работам, а восприятие  античного наследия в его полноте)

- тенденция пантеизма

- возрождение натурфилософии

- связь с формирующимся опытным  естествознанием, осмысление новых  открытий

- индивидуализм

Леонардо да Винчи: «Мудрость – дочь опыта». Леонардо изложил основы метода нового естествознания: опыт и математический анализ. Он был предшественником Галилея, Декарта, Кеплера, Ньютона и др. основателей современного естествознания. Первым начал борьбу со схоластическим методом, провозгласил основы нового метода и начал применять его к решению конкретных задач, в частности к изучению движения. Открывает явление инерции, но не формулирует закон инерции. 

Николай Кузанский: предшественник Коперника. «Земля находится в движении, хотя мы этого не ощущаем, потому что мы замечаем движение по сравнению с чем-нибудь неподвижным ». Вселенная бесконечна и все ее точки являются равноправными точками отсчета (у Вселенной нет центра). Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, "абсолютный максимум", чье "самоограничение" означает "развертывание" Бога в чувственный мир - потенциальную бесконечность. Влияние пифагореизма. (пантеизм? – отождествление Бога и мирового целого) Ответ: Общая характеристика эпохи возрождения: разложение феодальных связей и появление капиталистических отношений. В городах Северной и Средней Италии, возрастание деловой активности человека, возникновение нового мышления_ ГУМАНИЗМА., носителями которого были люди разных специальностей: поэты, философы, ученые, интеллигенция.

  1. Леонардо да Винчи ( 1452-1519 г).Философ, художник. Он определил потребности в философии эпохи возрождения: А) Философия должна быть полезна человеку и науке, ее нельзя держать в плену схоластики и теологии.

  1. Основные принципы философского и научного мышления: гуманизм и эмпиризм. Гуманизм воплощается в искусстве, а эпмиризм – в научном знании. Эксперимент необходимое условие научного познания.

  1. Роль теории в познавательной деятельности. Опыт и практика должны быть теоретически осмысленны.

  1. Необходим математический метод в познании науки.

  1. Леонардо занимался исследованием: прохождением звука в твердых и жидких телах., идею о волновом движении света, звука,массы, движения. Был анатомом : открыл систему кровообращения, составил атлас анатомических рисунков.

 

Центральное место эпохи возрождения является научная революция Коперника ( 1473-1543) в астрономии: он поместил солнце в центр планетарной системы, заменив геоцентрическую доктрину.( Аристотеля и Птолемея), на ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКУЮ.  Коперник наблюдал за движением планет , и составлял таблицы перемещения небесных тел. Коперник предположил, что все планеты движутся вокруг солнца и Земля обходит Солнце за год, вращаясь вокруг своей оси за 24 часа. Составил карты солнечной системы. На это потратил 20 лет.

Многие мыслители в эпоху возрождения возвратились  к натурфилософии, свободной от диктата теологии и средневековой схоластики. Постулаты церкви уже не были догмой.

 

Основы натурфилософии научной революции:

  1. Пантеизм: принципы самой природы управляют миром, а Бог отождествляется с сущностью природы.

  1. Органистический взгляд на мир  как на живой, изменяющийся организм, понимание человека, как части природы.

  1. Элементы диалектического мышления  (совпадение прготивоположностей.

  1. Основной подход эпохи В-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ: когда человек становиться центром мира –антропоцентризм, который сформировал общечеловеческие ценности, развитие духовной культуры.  В эпоху Ренессанса явилось прологом Нового времени: возрождается свободная от теологии философия, обращение к социальным проблемам, формируется новая картина мира. На основе гелеоцентрической системы.

2. Онтологическая основа философских проблем биологии лежит в предметной области этой науки. Онтологические основания – место органического мира при соотнесении его с социальным и неорганическим.

В понимании философских проблем биологии возможно два подхода : внешний (влияние биологии на структуру знания) и внутренний (методология, структура биологического знания, его эволюция). Целостность этим вариантам задает место, которое занимает биологическая форма движения материи среди других форм.

Автономизм: цели биологической науки и ее методы отличны от таковых в физике и химии, биологические теории и практика всегда будут самостоятельными и независимыми от типичных методов и теорий физико-математических наук.

Провинциализм: биология как наука может развиваться только при использовании методов физики и химии, биологические теории должны быть логическими частями теорий физики и химии.Специфика проблем биологии - понимание сущности и особенностей органического мира по сравнению с неорганическим и социальным уровнями организации материи. Сущность определяется границей снизу и сверху. Фокус всех философских проблем биологии является вопрос о том, в чем сущность живого, наличие каких свойств делает живое живым? Этот вопрос невозможно решить без ответа на вопрос о происхождении . 
Нижняя граница – возможен спектр подходов: 4 принципиальных точки зрения: 
1. Религиозно – мифологическая; 
2. Идея самопроизвольного зарождения жизни; 
3. Панспермия; 
4. Зарождение живого из неживого

Неокантианцы Баденской школы выделили 2 способа образования понятий:

1 способ реализуется в науках о природе (естествознание). Генерализирующий метод. Естествознание отвлекается от частного, создает свой особый теоретический мир общих понятий, подчиняющийся логическим законам.

2 способ реализуется в науках о культуре (гуманитарные науки). Индивидуализирующий метод направлен на индивидуальное отдельное событие, обладающее ценностью. С точки зрения онтологии, биология принадлежит циклу естественнонаучных дисциплин. С точки зрения методологии,  роль методологии фактически играет теория эволюции. Эволюционная парадигма заставляет биологию тяготеть к идеографическому характеру знаний.

 

 

7. Эпоха Просвещения и наука. Романтизм и наука.

1. Эпохп просвещения 18-19 в. появляется сциентизм. Идея свободы. 18 в. – эьа эпоха радикальных измененийю акадеии – центры научной деятельности, нач. возникать. Во 2-ой пол. 17 в. франция показатьельна для эпоипросвещения. Вольтер. Конец эпохи просвещения  связан со смерью его. Парижскач академия наук 1666 г. Марен Мерсен францисканец, основательакадемии. Ьондонское королевское общестов. 1660 г. Петр организует петербугрскую академию наук 1724 г. Екатерина 2 – конец 18 в. Леонард Эйлер работал в Росии. Механика становится аналитической. Математика воспринимается как эталон.  Науки. Основной эпистемологический треугольник: бог, человек. Мир. Бок сотворил человека. Человек способен постгить мир, эту способность обеспечивает то, что есть  бог.

Мир со вложенными в него законами. Ученёе 18 в вводят в преддставление гармонию бога. Алгебра сильно развивается. 1775 г.Берн (отец геологии) попытка классификации минералов. В биологии 18 век – это век системтизауии знаний. К концу 18 в. биология становится биологией в современном сысле этого слова, термина №биология№ до этого не было.

Втор пол. 17 в.Роберт Бойль. Отказ от теори флогистона. Отказ от кислорожной теори горения (Лавуазье), 1789г. – сэтим временем соотносят формирование химии как отдельной области науки. Вера в прогрессна основе научного разума.

Романтизм возникает в Германии. Разуму противопоставляются чувства, интуиция. Интерес к иррациональному, мифическому, сказочному. Гофман (сказки Гфмана) нач. 19 в, «песочный человек» сказка. Если мир – автомат , то в нем жить невозможно, можно только сойти с ума. 19в. – здесь лидер _ Англия. Активная урбанизауия, активное развитияе промышленности. Образ учйного ассоциируется с преподаванием в высшей школе. Математика. Развиваются абстрактные области математики. Кватернионы, неевклидова геометрия. "ге«метрия нашего времени» кантор – теория множеств. Маттематические монстры. Лагика ложе меняет свой облик.

Физика. Электромагнитные явления. Открытие максфелла и герца.

19 в. – теория эволюции

12в. – генетика, молек. Биол. Позитивизм, огюст конт.

Наконец, в эпоху Возрождения и Новое время в Европе возникает совершенно новое по своим когнитивным и социальным характеристикам явление, которое можно назвать прообразом современной «науки». Что ее отличает от того, что прежде именовалось «наукой»? Во-первых, совершенно отличная от средневековой идеология. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон полагали главными ценностями новой науки светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность. Провозглашенный лорд-канцлером Англии лозунг «Знание — сила» был направлен не только против средневековой схоластической науки, но и по-своему против античной науки с ее ангажированной независимостью от практических потребностей общества. В основе проекта науки «модерна» лежало стремление ученых эпохи Возрождения и Нового времени соединить, синтезировать рациональность античной науки с техно-инструментальным характером восточной преднауки. Но для того, чтобы служить потребностям практики, увеличению господства человека над окружающей действительностью и прежде всего — природой, новая наука, по мнению ее архитекторов, должна: 1) сосредоточиться на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать впоследствии полученное знание о свойствах и законах этих процессов в технических и технологических целях; 2) сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной в своей основе, т. е. предметом науки должна быть не сама по себе природа в своей естественности и целомудренной объективности, а «вырванные» из природы как тотальности или искусственно созданные в лабораториях материальные системы. Такие «рукотворные» системы легче поддаются исследовательскому контролю, чем природные системы в их естественном состоянии. Они в принципе воспроизводимы неограниченное число раз. Относительно них гораздо легче достигнуть точного, логически связанного и количественного описания. Количественное описание свойств, отношений и законов функционирования таких систем предполагает использование языка математики, языка функций. Последние, в силу континуального характера области их значений, позволяют в принципе неограниченно увеличивать интервал точности, однозначности и определенности научного языка. Онтологическое обоснование такого подхода было четко сформулировано Галилеем: «Книга природы написана языком математики» и еще решительнее: «Бог— математик». Парадигмальными образцами новой науки явились аналитическая геометрия (Р. Декарт), механика (Г. Галилей, И. Ньютон) и математический анализ (И. Ньютон, Г. Лейбниц, О. Коши, К. Вейерштрасс). Для обозначения новой науки — экспериментально-математического изучения действительности — был предложен новый термин «science».

Онтологическими основаниями классической науки являлись: антителеологизм, однозначный детерминизм, механицизм. Гносеологические основания классической науки: объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории. Ее социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехнические и естественно-научные вузы и кафедры, испытательные стенды, научные журналы), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой, «большой» науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки приходится на конец XIX — начало XX века, время начала кризиса ее основ (период создания теории относительности, квантовой механики, конструктивной логики и математики и др.).

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследовании утвердился эксперимент, который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы и с эмпирическими, опытными сведениями, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI—XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как Галшей, Гарвей, Декарт, Гюйгенс, Ньютон и др.

С началом Нового времени произошёл гносеологический поворот в философии – учение о познании. Раньше была онтология (понимание того как устроен мир) – эпоха Возрождения, Новое время – все спорят о науке, следовательно, наукоцентризм, а наука это познание.

Сама наука появляется как обобщение эмпирических фактов и вывод закономерностей, реализацию жажды познания мира через теоретизацию опыта. Происходит математизация естествознания, опирающаяся на точный эксперимент. Историками считается, что в Новое время произошло первое соединение экспериментального метода и математического описания, моделирования.

Происходит рационализация мышления, замена упований на откровения и божественное предопределение осмысленным научным поиском. Можно отметить общую детеологизацию. Кроме того, активно ищутся «законы природы», которые предполагают не только открытие некоторых закономерностей, но и возможность их дальнейшего использования, в том числе для различных предсказаний.

Дух новой эпохи можно охарактеризовать словами преобразования, предпринимательство, конкуренция, в воздухе витают идеи прогресса и приобретения новых знаний, всё это требует развития наук. Выдающиеся люди эпохи перестают быть философами (Аристотель, Платон), а становятся учёными.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"