Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:06, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Введение
Русский
космизм является философским направлением
с большими традициями в культуре
России и объединяет не только философов,
а также учёных, религиозных мыслителей,
писателей, поэтов, художников. Само существование
“русского космизма” как
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.
Идеи
русского космизма становятся особенно
популярными в наше время, в том
числе и благодаря тому, что
многие предсказания космистов сбылись
и продолжают сбываться.
1. Основные течения в философии русского космизма
1.1.
Русский космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский
является одним из тех, кого по праву
относят к традиции "русского
космизма". Он считал, что существует
"идеальное родство" мира и
человека, их "пронизанность друг
другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит
мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос,
являющийся в своём роде "образом
и подобием Вселенной" и несущий в себе
всё, что есть в мире. Несмотря на то, что
космический подход к человеку лишает
его полноты личностного бытия, Флоренский
сумел найти выход из этой трудной ситуации.
И мир и человек одинаково сложны и внутренне
бесконечны, поэтому они могут рассматриваться
как части друг друга. Можно с полным основанием
считать мир биологически - вселенским
телом человека, а экономически - сферой
его хозяйствования. "Мир есть раскрытие
Человека, проекция его". В этом заключается
космически-антропологический дуализм
(или двуединство) Флоренского, который
рассматривает его в рамках традиционного
платонического дуализма горнего и дольнего
(нашему миру противопоставляется иной,
"премирный", который символически
приоткрывается в реальностях земного
бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского,
можно преодолеть только в Церкви: "В
ней действительность одухотворяется,
освящается, обоживается". "Обоживание"
является конечным результатом спасения
всего мира через спасение человека, которое
происходит в Церкви силами Христа и Его
Духа. Спасение устраняет конфликт человека
и мира, это и есть "космическая сторона
христианства". У Флоренского, как впрочем,
и у многих платоников, картина бытия статична:
динамические процессы, эволюция, история
определяющего значения не имеют. Как
считает Флоренский, вся история мира
- это мрак, одна лишь "ночь, один страшный
сон, растягивающийся в века". Философия
Флоренского - это космизм без эволюционизма
("преображение мира" не выходит за
рамки отдельных церковных очагов и не
проникает в мировую жизнь и социальную
деятельность человека).
1.2.
Философия общего дела
Н.Ф.Фёдорова
В
своём основном философском труде
"Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает
Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.
Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.
Фёдоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью ("учение о воскрешении" или более развёрнуто - "учение об объединении живущих сынов для воскрешения умерших"). Для Фёдорова "трудовое воскрешение" является возможностью, вытекающей из духа христианского учения. Для этого необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому основная идея философии "всеобщего синтеза" состоит в преодолении противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли, веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития человечество ещё не готово к идее единства и поэтому вполне закономерно, что эта идея является утопической.
Космос Фёдорова - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия. Такое состояние есть следствие падения человека, так как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Сам проект (в измерении "реального дела") неизбежно и вопреки желанию самого автора приобретает утопические черты.
"Философия
общего дела" убеждает в том,
что для того, чтобы выжить
в будущем необходимо
1.3.
Третий синтез космоса
В.И.Вернадского
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. В природе нет великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на то, что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.
В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени Вернадский пришёл к следующим выводам:
1)
Пространство и время - реальные
свойства реальных природных
объектов, а не философские категории
и априорные принципы познания,
как они представлялись в
2)
В физическом мире (мире механического
перемещения тел) как в
3)
Все характеристики времени-
И
время, и жизнь - необратимы, Живое
вещество никогда не возвращается в
прежнее состояние. Не только клетка,
как основная часть живого, но и
орган многоклеточного тела, биогеосистема,
биосфера - в целом всегда новые
и в каждый данный момент не похожи
на себя прежних. Кроме времени жизни
(биологическое время), по мнению Вернадского,
других неких специфических времён
нет. Это категории языка, привычки
мышления. Однако чаще всего, в философии
считают время и пространство
объективными признаками всеобщего движения
природных процессов. Вернадский вводит
уточнение - каких именно процессов - биологических.
Объективность и реальность пространства-времени
позволили Вернадскому уверенно заявить
о космическом характере жизни и обосновать
третий синтез Космоса, новое единство,
в котором жизнь и живое вещество занимают
не подчинённую, а равную позицию с другими
природными сущностями. Вернадский объединяет
изученные и обобщённые в науке реальные
черты всеохватывающего Космоса. Материя,
радиация, энергия, проявления жизни -
кроме этих сущностей в мире нет ничего.
И всегда есть жизнь, имеющая космическое
значение. Вернадский вводит понятие пласта
реальности, под которым он обозначает
слои окружающей нас природы, связанные
между собой, но сводимые друг к другу.
Существуют "...три раздельных пласта
реальности... Эти пласты: явления космических
просторов, явления планеты, нашей близкой
нам "природы" и явления микроскопические,
в которых тяготение отходит на второй
план. Научные явления жизни наблюдаются
только в двух последних пластах мировой
реальности" Учение Вернадского открывает
нам новую страницу в познании человеком
самого себя - как разумной части живого
мира и одновременно наиболее сложного
и закономерного явления мироздания. Древнее
ощущение единства и осознание себя частью
космической реальности получает в наше
время действительное обоснование, переводится
в рациональный план.
1.4.
Космическая философия
К.Э.Циолковского
Космическая
философия К.Э.Циолковского - является
одним из столпов русского космизма.
Она ощутимо повлияла на современную
цивилизацию посредством
Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук". Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни".
В
философско-мировоззренческой
На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.