Русский космизм. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.А. Чижевский

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:06, реферат

Краткое описание

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Файлы: 1 файл

реферат - космизм.doc

— 42.58 Кб (Скачать)

      Введение 

      Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование  “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

      Само  зарождение русского космизма обусловлено  в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой  в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

      Идеи  русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том  числе и благодаря тому, что  многие предсказания космистов сбылись  и продолжают сбываться. 
 
 
 
 

   1. Основные течения  в философии русского  космизма

    1.1. Русский космизм П.А.Флоренского 

      П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву  относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и  человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно  древнегреческой философии он соотносит  мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство) Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается". "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства". У Флоренского, как впрочем, и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века". Философия Флоренского - это космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека). 

1.2. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова 

      В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров  провозглашает общечеловеческие, общепланетарные  задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в  неё воли и разума"), которое  для Фёдорова является исполнением  библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над  голодом, болезнями и смертью; перевод  военной мощи в созидательную  и мирную. Фёдоров отчётливо понимал  то катастрофическое направление, в  котором движется развитие нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию". Бездействие  человека содействует приближению  Конца, означает измену эволюционному  предназначению разума: стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос". Как раз  эту задачу и ставит разработанный  в "Философии общего дела" проект "регуляции природы". Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы": об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.

      Созерцательное  отношение к космосу, уходящее в  глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Суть идеи "регуляции  природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже  осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя  высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

      Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи  космоса и человека находит своё подтверждение в современных  научных подходах. В этой связи  можно привести в качестве примера  антропный принцип. Он состоит в  следующем: мир не был бы таким, каков  он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица  была бы другой или исчезла - не явились  бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда  мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать  этот принцип. Одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

      Фёдоров также выдвинул идею о необходимости  победы над смертью ("учение о  воскрешении" или более развёрнуто - "учение об объединении живущих  сынов для воскрешения умерших"). Для Фёдорова "трудовое воскрешение" является возможностью, вытекающей из духа христианского учения. Для этого необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому основная идея философии "всеобщего синтеза" состоит в преодолении противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли, веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития человечество ещё не готово к идее единства и поэтому вполне закономерно, что эта идея является утопической.

      Космос  Фёдорова - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия. Такое состояние есть следствие падения человека, так как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Сам проект (в измерении "реального дела") неизбежно и вопреки желанию самого автора приобретает утопические черты.

     "Философия  общего дела" убеждает в том,  что для того, чтобы выжить  в будущем необходимо неуклонно  восходить не только к новому  уровню комфорта и использованию  природы, где скоро наступит  предел, а и в нравственном  качестве, осознавая своё эволюционное  предназначение. 

1.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского 

      Вернадский  создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в  основу живое вещество, которое владеет  всеми минеральными и химическими  движениями, и с которым связаны  процессы питания и размножения  в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную  связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. В природе  нет великого и малого. Чувство  единства и целостности природы указывает человеку на то, что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

      В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени  Вернадский пришёл к следующим выводам:

      1) Пространство и время - реальные  свойства реальных природных  объектов, а не философские категории  и априорные принципы познания, как они представлялись в философии  Канта и в многочисленных вариантах  этого представления. Иначе говоря, пространство и время - это  слова для обобщения природных  феноменов. Так же как наследственность  имеет носителей в организмах - определённые комплексы биохимических  структур, - так и пространство  и время имеют своих носителей.  В качестве примера можно привести  необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости  времени на определённые части). Пространственные характеристики  проявляются в геометрических  построениях (понятия симметрии  и диссиметрии природных объектов).

      2) В физическом мире (мире механического  перемещения тел) как в макромире  больших величин и обычных  скоростей, так и в микромире  малых тел и огромных скоростей,  причина времени не содержится. Т.е. время и пространство - не  признаки физической реальности. Они не формируются в мире  волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

      3) Все характеристики времени-пространства  и жизни в её биогеохимическом  выражении не только соотносятся,  но и самым непосредственным  образом совпадают.

      И время, и жизнь - необратимы, Живое  вещество никогда не возвращается в  прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и  орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом всегда новые  и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Кроме времени жизни (биологическое время), по мнению Вернадского, других неких специфических времён нет. Это категории языка, привычки мышления. Однако чаще всего, в философии  считают время и пространство объективными признаками всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение - каких именно процессов - биологических. Объективность и реальность пространства-времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в науке реальные черты всеохватывающего Космоса. Материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Вернадский вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои окружающей нас природы, связанные между собой, но сводимые друг к другу. Существуют "...три раздельных пласта реальности... Эти пласты: явления космических просторов, явления планеты, нашей близкой нам "природы" и явления микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план. Научные явления жизни наблюдаются только в двух последних пластах мировой реальности" Учение Вернадского открывает нам новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания. Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности получает в наше время действительное обоснование, переводится в рациональный план. 

    1.4. Космическая философия К.Э.Циолковского 

      Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную  цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

      Взгляды Циолковского о сущности философии  навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук". Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни".

      В философско-мировоззренческой концепции  Циолковского можно выделить три  основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные основания  религии" (1898г.), наиболее фундаментальный  философский труд Циолковского "Этика  или естественные основы нравственности" (1902-1903гг., исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был  принцип, сформулированный Циолковским  впоследствии (1934г.): "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии - "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ" космоса.

      На  втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский  основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам  общества будущего, разрешаемым в  социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй  жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам  строения и жизни человеческого  тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения  атома" 1918г. и некоторых других.

Информация о работе Русский космизм. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.А. Чижевский