Работы русских ученых Н. Н. Зинина, А. В. Пель в фармации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:39, контрольная работа

Николай Николаевич родился на Кавказе, где его отец, Николай Иванович Зинин, находился с дипломатической миссией. Во время свирепствовавшей на Кавказе эпидемии погибли родители Зинина и его старшие сестры. Рано осиротевшего ребенка увезли в Саратов к дяде. В 1820 он был отдан в гимназию, где на протяжении всех лет обучения поражал преподавателей отличной памятью и огромной работоспособностью.

Работы русских ученых Н. Н. Зинина, А. В. Пель в фармации………………..2
Список литературы………………………………………………………………10

Работы русских ученых Н. Н. Зинина, А. В. Пель в фармации.doc

СОДЕРЖАНИЕ

Работы русских ученых Н. Н. Зинина, А. В. Пель в фармации………………..2

Список литературы………………………………………………………………10

РАБОТЫ РУССКИХ УЧЕНЫХ Н. Н. ЗИНИНА, А. В. ПЕЛЬ В ФАРМАЦИИ

Зинин Николай Николаевич [13 (25) августа 1812, г. Шуша Елизаветпольской губернии, ныне в Нагорном Карабахе — 6 (18) февраля 1880, Петербург], российский химик-органик, академик Петербургской Академии наук (1858), первый президент Русского физико-химического общества (1868-77).

В 1830 Зинин приехал в Казань, чтобы поступить в университет. Средств на обучение не было, и он стал казеннокоштным студентом (эти  студенты жили в университете и по окончании обязаны были 6 лет прослужить на государственной службе) математического отделения философского (позднее физико-математического) факультета. В студенческие годы Зинин успешно изучал математику и астрономию под руководством профессоров Н. И. Лобачевского и И. М. Симонова. По окончании учебы (1833) он получил степень кандидата и золотую медаль за предоставленное сочинение «О пертурбациях эллиптического движения планет» и был оставлен в Казанском университете преподавать математику и физику. С 1835 Зинин начал читать и курс теоретической химии. В том же году он блестяще сдал экзамен на степень магистра физико-математических наук. В качестве темы магистерской диссертации Совет университета предложил ему химическую тему: «О явлениях химического сродства и о превосходстве теории Берцелиуса о постоянных химических пропорциях перед химическою статикою Бертоллета». В 1836 Зинин защитил диссертацию и получил ученую степень магистра физико-математических наук.

Весной 1837 по ходатайству попечителя университета М. Н. Мусина-Пушкина Зинин был направлен на учебу за границу. В течение трех лет он работал в лучших химических лабораториях Европы: в Берлине у профессоров Э. Мичерлиха и Г. Розе, в Гессене у профессора Ю. Либиха, в Париже у профессора Ж. Пелуза, в Лондоне — у М. Фарадея.

Вернувшись в Казань, Зинин защитил  докторскую диссертацию «О соединениях  бензоила и об открытых новых телах, относящихся к бензоиловому ряду». Он впервые получил бензоин конденсацией бензальдегида в присутствии  цианистого калия и бензил (дифенилдикетон) — окислением бензоина азотной кислотой. В своей диссертации Зинин близко подошел к современным представлениям о катализе, описал участие катализатора в промежуточных стадиях реакции, четко разграничил два явления, которые теперь получили название гомогенного и гетерогенного катализа.

В 1841 Зинин был утвержден экстраординарным профессором по кафедре химической технологии Казанского университета. Вместе с А. А. Воскресенским он основал  в Казани большую школу русских химиков. Многие из его учеников впоследствии стали известными химиками и внесли огромный вклад в развитие отечественной науки: А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, А. П. Бородин, Л. Н. Шишков, А. Н. Энгельгардт и др.

Одним из важнейших направлений  исследований Зинина было изучение реакций  окисления и восстановления органических молекул. Восстанавливая нитробензол сероводородом, ему удалось синтезировать анилин (1842), который до этого был получен Ю. Ф. Фрицше из красителя индиго. Теперь анилин можно было получать в промышленном масштабе. В 1844, пользуясь восстановительным действием сульфида аммония на динитросоединения, Зинин получил нафтилендиамин и фенилендиамин. Таким образом был открыт общий метод получения аминопроизводных из органических нитросоединений. Эти работы заложили научную основу для развития анилинокрасочной промышленности, открыли новую эру в промышленном производстве синтетических красителей, новых фармацевтических препаратов, душистых веществ и др. Другими словами он открыл реакцию восстановления ароматических нитросоединений. Таким путем получил анилин и a-нафтиламин (1842 г.), м-фенилендиамин и дезоксибензоин (1844 г.), бензидин (1845 г.). Открыл (1845 г.) перегруппировку гидразобензола под действием кислот - "бензидиновую перегруппировку". Показал, что амины - основания, способные образовывать соли с различными кислотами.

В Казани Зинин оставался до 1847 года, когда он получил приглашение перейти на службу в Санкт-Петербург, чтобы возглавить кафедру химии в Медико-хирургической академии. Здесь он проработал в звании ординарного профессора с 1848 по 1859, в звании академика с 1856, затем заслуженного профессора с 1859 по 1864, и, наконец, в звании «директора химических работ» с 1864 по 1874. Свою профессорскую деятельность в академии он совмещал со многими общественными обязанностями. В разные годы он был ученым секретарем, членом и председателем академического суда, в 1864 и 1866 временно управлял академией. С 1848 он был членом мануфактурного совета министерства финансов, с 1855 — членом военно-медицинского ученого комитета.

Зинин успешно сочетал преподавание в академии и работу в лаборатории. Совместное творчество Зинина с молодым инженером-артиллеристом В. Ф. Петрушевским привело к решению проблемы получения и использования сильнейшего взрывчатого вещества нитроглицерина. Зинин разработал самый прогрессивный метод синтеза нитроглицерина из глицерина с использованием концентрированной азотной кислоты, низкой температуры и т. д. Когда в 1853 объединенная англо-французско-турецкая армия высадилась в Крыму и война приняла затяжной характер, Зинин сделал все, чтобы русская армия имела на вооружении самые сильные взрывчатые вещества. Он предложил начинять нитроглицерином гранаты (1854), разработал способ получения больших количеств нитроглицерина и способ его взрывания. Однако его предложения не были реализованы артиллерийским ведомством. Только в 1863-67 нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов.

В 1854-55 Зинин описал открытые им уреиды, синтезировал, независимо от Бертло и  де Люка, искусственное горчичное масло (аллиловый эфир изотиоциановой кислоты) на основе йодистого аллила и роданида калия и исследовал его взаимодействие с аминами с образованием соответствующих тиомочевин. Установил, что при взаимодействии этого масла с анилином образуется аллилфенилтиомочевина. Получил (1852 г.) аллиловый эфир изотиоциановой кислоты - "летучее горчичное масло" - на основе йодистого аллила и роданида калия. Исследовал производные радикала аллила, синтезировал аллиловый спирт. Получил (1860-е гг.) дихлор- и тетрахлорбензол, толан и стильбен. Изучал (1870-е гг.) состав лепидена (тетрафенилфурана) и его производных.

В 1855 Зинин был утвержден адъюнктом  Петербургской Академии наук. В 1858 он был избран экстраординарным, а затем  ординарным (1865) академиком. В 1868 Зинин  вместе с Д. И. Менделеевым, Н. А. Меншуткиным  и др. выступил организатором Русского химического общества и в течение десяти лет являлся его президентом (до 1878).

Благодаря многочисленным работам и открытиям Зинина «русская химия» впервые заняла достойное  место в научном мире. Зинин  был почетным членом многих русских  и иностранных научных обществ, академий и университетов. Русское физико-химическое общество учредило премию имени Н. Н. Зинина и А. А. Воскресенского за лучшие самостоятельные работы в области химии.

Александр Васильевич Пель (1850—1908 гг.) — русский химик, фармацевт, педагог, издатель и редактор периодического издания «Журнал медицинской химии и фармации».

Александр Васильевич Пель родился в 1850 году в Санкт-Петербурге, в семье выходца из Бранденбурга Василия Васильевича (Вильгельма-Эренфрида) Пеля, который владел аптекой и медицинской лабораторией в столице Российской империи на Васильевском острове, что и предопределило в дальнейшем судьбу юного Александра.

Среднее образование  получил в реформатском училище  города Санкт-Петербурга. Затем поступил в Императорскую Медико-хирургическую академию, где в 1872 году сдал экзамен на провизора.

В 1873 году получил звание магистра фармации, защитив диссертацию «Систематический ход анализа пшеничного и ржаного зерна и муки».

Затем А. В. Пель занимался химией за границей; в Гиссене он в 1876 году получил звание доктора философии, представив диссертацию «Anwendung optischer Hilfsmittel bei der gerichtlich-chemischen Ermittelung von Pflanzengiften».

В 1880 году А. В. Пель сдал экзамен на магистра химии в Юрьевском университете (ныне Тартуский университет) и защитил диссертацию «Фармакогностическое и химическое исследование листьев Pilocarpus officinalis».

В 1882 году А. В. Пель удостоен звания доктора химии, защитив диссертацию «О нахождении и образовании пептона вне пищеварительного аппарата и об обратном превращении пептона в белок».

Состоя с 1878 по 1892 год совещательным членом медицинского совета, Пель А. В. проводил судебно-химические исследования.

В 1877 году Александр Васильевич Пель получил звание приват-доцента императорской Военно-медицинской академии по фармации, а в 1886 году удостоен звания почетного профессора медицинской химии при Императорском клиническом институте (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования). В 1883 г. награждён орденом Св. Владимира 4 степени, в 1884 — возведен в дворянство. Герб Пеля внесен в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Александр Васильевич полностью  посвящал себя научной работе, о чем свидетельствует огромное количество его опубликованных трудов по химии, фармацевтике, медицине.

Свое образование в  области химии Пель получил в  Юрьевском университете (ныне Тартуский  университет), где в период с 1880 по 1882 гг. защитил диссертацию на степень магистра химии, а позднее – на звание  доктора химических наук.

Глубокие познания в  химии позволили Александру Васильевичу  проводить судебно-химические исследования, входя в состав медицинского совета в период с 1878 по 1892 гг.

В то же время Александр Васильевич получил еще несколько ученых степеней:

- в 1877 году он стал приват-доцентом Императорской военно-медицинской академии по фармации;

- в 1886 году он был удостоен звания почетного профессора медицинской химии при Императорском клиническом институте (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования);

- в 1883 году был торжественно награжден орденом Святого Владимира IV степени;

- в 1884 году получил дворянский титул с занесением герба Пеля в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр.118.

Аптекарское дело Александра Васильевича поддержали два его  сына - Рихард и Альфред, в результате чего образовалось "Товарищество профессора доктора Пеля и сыновей". Ныне в аптеке на 7-й линии Васильевского острова располагается музей фармации и действующая после реконструкции аптека.

Ниже следует список из наиболее известных научных работ  Александра Васильевича Пеля, опубликованных за период его долгой плодотворной работы.

Работы по фармации:

- об атропине (1877);

- о датурине (1877);

- об алкалоидах калабарского боба (1878);

- исследования эйкалиптусов (1877);

- исследования пилокарпуса (Pilocarpus officinalis, 1880);

- "Рациональные способы приготовления галеновых препаратов" (1889);

- "Асептика и антисептика при приготовлении врачебных средств" (1887);

- Пятитомное «Руководство к фармацевтической и медико-химической практике» Гагера, изданное А. В. Пелем в русском переводе совместно с профессором В. К. Анрепом и доктором Н. П. Ивановым, почти наполовину увеличено статьями и примечаниями Пеля.

Работы по аналитической  и практической химии:

- "Применение оптических методов исследования для судебно-химического определения растительных ядов" (1876);

- "О птомаинах и значении их в судебной химии" (1884);

- "Химические исследования по вопросам о гниении ржаной муки и о действии спорыньи для разъяснения явлений эрготизма" (1883);

- "Химические и бактериологические исследования по вопросам водоснабжения и фильтрования воды" (1884-1887);

- "Анализ мочи и значение его для распознавания болезней";

- "О свойстве мочи сифилитиков" (1887);

- "О холестерине в моче" (1877).

Этим не ограничивается список трудов Пеля, поскольку известный  фармацевт посвятил всю свою жизнь  служению науке и приложил немало усилий для развития фармацевтического дела в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин А. П. Николай Николаевич Зинин. Воспоминания о нём и биографический очерк. Соч., т. 3. / А. П. Бородин, А. М. Бутлеров. - М., 1958. – 186 с.
  2. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории / С. М. Марчукова. - М.: Изд. Европейский дом, 2003. - 272 с.
  3. Семенченко В. Ф. История фармации: Учебное пособие / В. Ф. Семенченко. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 640 с.
  4. Сбоева С. Г. Летопись Российской фармации. ХХ век / С. Г. Сбоева, Е. Е. Лоскутова, Т. П. Лагуткина. - М.: ВНОФ, 2000. - 302 с.
  5. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник в 2-х т. / Т. С. Сорокина - М.: Изд-во РУДН, 1992. - 386 с.

Информация о работе Работы русских ученых Н. Н. Зинина, А. В. Пель в фармации