Идеи конфликта в работах Н.Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:59, реферат

Краткое описание

Если рассматривать работу Николо Макиавелли «Государь» с точки зрения конфликтологии, то мы будем иметь дело с такой формой конфликта как завоевание власти. И в данной работе автор предлагает способы, как стать мудрым правителем, как завоевать, а что ещё важнее – как удержать власть.

Файлы: 1 файл

Макиавелли.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Если рассматривать работу Николо Макиавелли «Государь» с точки зрения конфликтологии, то мы будем иметь  дело с такой формой конфликта как завоевание власти. И в данной работе автор предлагает способы, как стать мудрым правителем, как завоевать, а что ещё важнее – как удержать власть.

 

Есть несколько вариантов обретения власти:

 

1 – власть  унаследованная. Её легче всего удержать, достаточно только не переступать обычая предков и впоследствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам.

2 – власть  в новом государстве. В таком случае возможно 2 варианта:

а) завоеванное государство ранее жило свободно и имело свои законы (3 способа удержать его: разрушить, ибо рано или поздно, в городе, знавшем свободу, всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков/переселиться жить/предоставить право жить по своим законам, обложив жителей данью).

б) подданные завоеванного государства привыкли повиноваться государю (задача государя – расположить к себе жителей, поскольку им непросто дается выбор нового государя, но он им необходим, так как привыкли повиноваться и не могут жить свободно)

В целом же, власть в новом государстве удержать достаточно сложно, прежде всего, по причине того, что: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого

3 – власть  в новой части государства,  присоединенной к унаследованному  государству. 2 вида:

а) новые владения могут принадлежать к одной стране и иметь один язык (искоренить род прежнего государя, все старые порядки, чтобы не вносить смуту)

б) новые владения принадлежат к разным странам с разными языками, порядками, обычаями. Методы удержания власти: переселиться жить в эти владения, чтобы вовремя заметить смуту и пресечь её/ необходимо стать защитником слабых соседей и ослабить сильных соседей + важно не допустить появления в стране нового сильного правителя.

Макиавелли выделяет ещё 2 способа обретения власти:

1 – путем благоволения сограждан  и их общей воли

2 – путем преступлений.

Макиавелли о применении жестокости: жестокость со стороны государя оправдана, если ее проявляют на благо подданных и не упорствуют в ней. Она помогает держать подданных в повиновении; так, Макиавелли отмечает, что куда более милосердно - жестоко расправиться над несколькими людьми, вносящими смуту в народ, чем позволять им пользоваться его милосердием и вредить всему обществу. Идеально – когда правителя боятся и любят одновременно. Однако эти чувства сложно совместить, поэтому наверняка лучше выбирать страх. Главное, не должно быть ненависти к государю со стороны подданных: чтобы избежать её, достаточно не посягать на их имущество и женщин.

Как бороться с врагом? Во-первых – законами. Но их иногда недостаточно, поэтому второй метод – использование силы. Первый способ присущ человеку. Второй – зверю. Поэтому государь должен совмещать в себе и человека и зверя одновременно. Причем из всех зверей необходимо стать похожим на сильного, храброго льва и хитрого, изворотливого лиса.

Любого государя подстерегают 2 опасности:

- внутренние (тайные заговоры) – правитель должен не навлекать на себя ненависти и презрения подданных, быть угодным народу.

- внешние – правитель должен иметь не наемное, не союзническое, а собственное войско! Ибо войско - не только средство нападения и защиты, но и основа власти государя.  Основная обязанность государя, по мнению Макиавелли, - военное дело и военная наука, они позволяют удерживать власть тому, кто является правителем и достигать власти тому, кто им не является.

 

 

 

 

О ТОМ, КАК НАДЛЕЖИТ ПОСТУПАТЬ ВОССТАВШИМ ЖИТЕЛЯМ ВАЛЬДИКЬЯНЫ

 

Четко прослеживается конфликтная ситуация. Она состоит в следующем:

 

Латинские племена - жители Лациума неоднократно восставали против Рима. Когда же римляне одержали победу над латинскими племенами, один из консулов римского Сената - Луций Фурий Камилл, предлагает два пути развития сложившейся конфликтной ситуации:

- либо жестоко наказать восставших,

- либо простить их.

 

Сенаторы сошлись на мнении, что  в восставших городах Лациума  дела обстоят различно, следовательно, для разных восставших городов должны применяться разные меры, но главная цель этих мер - обрести верность восставших племён.

 

Так, в городах Лациума, с которыми можно было надеяться на мир, Сенат  обрел верность благодеяниями (дали жителям римское гражданство, вернули священные предметы, отнятые во время войны), с теми же, с кем на мир рассчитывать не приходилось, они поступали так, что те уже не могли им навредить (для этого 2 способа:

1)эти города разрушить, а их  жителей переселить в Рим; 

2)изгнать из города старых жителей и заселить туда новых, либо заселить туда столько новых жителей, чтобы старые уже не могли что-то затевать против Сената.

 

Можно полагать, что  такой способ решения конфликта  Макиавелли счел наиболее мудрым, поскольку в данной работе он предлагает использование такой методики для решения конфликтной ситуации, возникшей уже в его Эпоху с восставшей Вальдикьяной.

 

ВЫВОД

 

Особенность подхода  Макиавелли к рассмотрению источников общественного развития состоит  в отходе от господствовавших тогда  божественных взглядов.  Источником конфликта, и в то же время, общественного  развития, по его мнению, является борьба за власть, властные отношения. И чтобы минимизировать негативные последствия конфликта для общества, Макиавелли выдвигает ряд практических рекомендаций для главы державы, придерживаясь которых он сможет не только сохранить собственную власть, но и обеспечить некую стабильность общества.

 

 

 

Великий теоретик средневековья  считал конфликт универсальным и  непрерывающимся состоянием общества ввиду корыстной природы человека, стремления различных групп постоянному и неограниченному обогащению. Н. Макиавелли одним из источников конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликтах не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.


Информация о работе Идеи конфликта в работах Н.Макиавелли