Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:59, реферат
Если рассматривать работу Николо Макиавелли «Государь» с точки зрения конфликтологии, то мы будем иметь дело с такой формой конфликта как завоевание власти. И в данной работе автор предлагает способы, как стать мудрым правителем, как завоевать, а что ещё важнее – как удержать власть.
Если рассматривать работу Николо Макиавелли «Государь» с точки зрения конфликтологии, то мы будем иметь дело с такой формой конфликта как завоевание власти. И в данной работе автор предлагает способы, как стать мудрым правителем, как завоевать, а что ещё важнее – как удержать власть.
Есть несколько вариантов обретения власти:
1 – власть унаследованная. Её легче всего удержать, достаточно только не переступать обычая предков и впоследствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам.
2 – власть в новом государстве. В таком случае возможно 2 варианта:
а) завоеванное государство ранее жило свободно и имело свои законы (3 способа удержать его: разрушить, ибо рано или поздно, в городе, знавшем свободу, всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков/переселиться жить/предоставить право жить по своим законам, обложив жителей данью).
б) подданные завоеванного государства привыкли повиноваться государю (задача государя – расположить к себе жителей, поскольку им непросто дается выбор нового государя, но он им необходим, так как привыкли повиноваться и не могут жить свободно)
В целом же, власть в новом государстве удержать достаточно сложно, прежде всего, по причине того, что: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого
3 – власть
в новой части государства,
присоединенной к
а) новые владения могут принадлежать к одной стране и иметь один язык (искоренить род прежнего государя, все старые порядки, чтобы не вносить смуту)
б) новые владения принадлежат к разным странам с разными языками, порядками, обычаями. Методы удержания власти: переселиться жить в эти владения, чтобы вовремя заметить смуту и пресечь её/ необходимо стать защитником слабых соседей и ослабить сильных соседей + важно не допустить появления в стране нового сильного правителя.
Макиавелли выделяет ещё 2 способа обретения власти:
1 – путем благоволения
2 – путем преступлений.
Макиавелли о применении жестокости: жестокость со стороны государя оправдана, если ее проявляют на благо подданных и не упорствуют в ней. Она помогает держать подданных в повиновении; так, Макиавелли отмечает, что куда более милосердно - жестоко расправиться над несколькими людьми, вносящими смуту в народ, чем позволять им пользоваться его милосердием и вредить всему обществу. Идеально – когда правителя боятся и любят одновременно. Однако эти чувства сложно совместить, поэтому наверняка лучше выбирать страх. Главное, не должно быть ненависти к государю со стороны подданных: чтобы избежать её, достаточно не посягать на их имущество и женщин.
Как бороться с врагом? Во-первых – законами. Но их иногда недостаточно, поэтому второй метод – использование силы. Первый способ присущ человеку. Второй – зверю. Поэтому государь должен совмещать в себе и человека и зверя одновременно. Причем из всех зверей необходимо стать похожим на сильного, храброго льва и хитрого, изворотливого лиса.
Любого государя подстерегают 2 опасности:
- внутренние (тайные заговоры) – правитель должен не навлекать на себя ненависти и презрения подданных, быть угодным народу.
- внешние – правитель должен иметь не наемное, не союзническое, а собственное войско! Ибо войско - не только средство нападения и защиты, но и основа власти государя. Основная обязанность государя, по мнению Макиавелли, - военное дело и военная наука, они позволяют удерживать власть тому, кто является правителем и достигать власти тому, кто им не является.
О ТОМ, КАК НАДЛЕЖИТ ПОСТУПАТЬ ВОССТАВШИМ ЖИТЕЛЯМ ВАЛЬДИКЬЯНЫ
Четко прослеживается конфликтная ситуация. Она состоит в следующем:
Латинские племена - жители Лациума неоднократно восставали против Рима. Когда же римляне одержали победу над латинскими племенами, один из консулов римского Сената - Луций Фурий Камилл, предлагает два пути развития сложившейся конфликтной ситуации:
- либо жестоко наказать восставших,
- либо простить их.
Сенаторы сошлись на мнении, что в восставших городах Лациума дела обстоят различно, следовательно, для разных восставших городов должны применяться разные меры, но главная цель этих мер - обрести верность восставших племён.
Так, в городах Лациума, с которыми можно было надеяться на мир, Сенат обрел верность благодеяниями (дали жителям римское гражданство, вернули священные предметы, отнятые во время войны), с теми же, с кем на мир рассчитывать не приходилось, они поступали так, что те уже не могли им навредить (для этого 2 способа:
1)эти города разрушить, а их жителей переселить в Рим;
2)изгнать из города старых жителей и заселить туда новых, либо заселить туда столько новых жителей, чтобы старые уже не могли что-то затевать против Сената.
Можно полагать, что такой способ решения конфликта Макиавелли счел наиболее мудрым, поскольку в данной работе он предлагает использование такой методики для решения конфликтной ситуации, возникшей уже в его Эпоху с восставшей Вальдикьяной.
ВЫВОД
Особенность подхода Макиавелли к рассмотрению источников общественного развития состоит в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов. Источником конфликта, и в то же время, общественного развития, по его мнению, является борьба за власть, властные отношения. И чтобы минимизировать негативные последствия конфликта для общества, Макиавелли выдвигает ряд практических рекомендаций для главы державы, придерживаясь которых он сможет не только сохранить собственную власть, но и обеспечить некую стабильность общества.
Великий теоретик средневековья
считал конфликт универсальным и
непрерывающимся состоянием общества
ввиду корыстной природы