Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:12, контрольная работа
Мастер профессионального обучения в учебных заведениях профессионального образования выступают не только в качестве специалиста в области преподаваемого предмета, но и профессионал, владеющий искусством обучения им обучающихся. Его педагогический профессионализм состоит во владении искусством формирования личности и основ мастерства в той профессии, которые приобретают обучающиеся средствами своей специальности за отведенное на процесс обучения время, в условиях ограничений и предписаний, диктуемых Положением об учебном заведении.
Введение…………………………………………………………………. 3
Опыт работы Лысенковой С.Н. ……………………………………….. 5
Перспективно — опережающее обучение с использованием
опорных схем при комментируемом управлении……………. 7
Вывод……………………………………………..…………….. 10
Введение………………………………………………………………. 11
3.1. Стили разрешения конфликтов……………………………… 11
3.2. Вывод……………………………………………………….. 13
4. Список источников…………………………………………………. 14
Заочное отделение АИПК
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
По предмету «Основы педагогического мастерства».
Студента III –го курса АИПК специальность 050501.52
Шифр 08 18 09 вариант №18
Репкина Сергея Владимировича
Домашний адрес: 165150 Архангельская область
г. Вельск, ул. Красная д.52, кв.1
Контрольная работа выполнена
по методическому пособию: «Основы педагогического мастерства». Архангельск 2007 год.
Содержание
опорных схем при комментируемом управлении……………. 7
3.1. Стили разрешения конфликтов……………………………… 11
3.2. Вывод……………………………………………………….. 13
4. Список источников…………………………………………………. 14
Мастер профессионального обучения в учебных заведениях профессионального образования выступают не только в качестве специалиста в области преподаваемого предмета, но и профессионал, владеющий искусством обучения им обучающихся. Его педагогический профессионализм состоит во владении искусством формирования личности и основ мастерства в той профессии, которые приобретают обучающиеся средствами своей специальности за отведенное на процесс обучения время, в условиях ограничений и предписаний, диктуемых Положением об учебном заведении.
Большое значение имеет высокий уровень общей культуры мастера, его кругозор, тем более сейчас, когда значительно понизился общий культурный уровень молодежи, круг ее интересов. Ни один предмет, в том числе и производственное обучение, нельзя вести, не привлекая данные других, смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни, из разных областей знания. Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями научной и художественной литературы, искусства, знать и понимать музыку, быть эрудированным человеком – без этого очень трудно работать с современной молодежью, отвечать на их вопросы, давать квалифицированные советы и обсуждать нежелательные увлечения.
Педагогическое мастерства – важнейшее качество мастера, определяющее эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить обучающихся тому, что сам мастер знает и умеет. Педагогическое мастерство, естественно, не природный дар человека, хотя природные задатки во многом облегчают овладение им. Для мастера нужны не только профессиональные знания и умения, хотя и это очень важно, но и владение основами психологии, умение понимать потребности обучающегося.
Педагогическое мастерство проявляется в том, что мастер владеет эффективными способами обучения обучающихся, умеет воспитывать в них любовь и уважение к будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, несет ответственность за результаты своей деятельности.
В процессе обучения мастер опирается не только на своё умение и своё мастерство, но и на опыт ведущих специалистов, других мастеров, педагогов новаторов таких: Ш. Амонашвили, Е. Бондаревская, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенкова и многих других.
В своей работе я рассмотрю опыт работы Софьи Николаевны Лысенковой.
Светлана Николаевна Лысенкова— народный учитель СССР (1990), с 1946 г. — учительница начальных классов школ г. Москвы.
Исходя из своего
многолетнего опыта, С.Н.
Это, прежде всего, идея комментированного управления учебным процессом. Сначала это был прием по включению каждого ребенка в учебную работу, а потом как важный элемент методической системы. Его смысл состоит в том, что, по предложению учительницы, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее — операции. Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 один ученик вслух говорит, какие действия он производит, т.е. он “ведет”. В это время все учащиеся в своих тетрадях делают то же. Все они понимают смысл производимых действий. По сути, это этап интериоризации при формировании умственных действий (по П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной). Так выдерживается высокий темп урока, развивается у ребят речь, логическое мышление. К четвертому классу комментированное управление перерастает в доказательное. Надо сказать, что прием комментирования широко использовался в средних классах в опыте липецких учителей (1960).
Технология народного учителя СССР С.Н. Лысенковой держится на трех китах: комментируемом управлении учением, опорных схемах и перспективной подготовке учеников.
Методический прием «
С самого начала учить детей мыслить вслух — один из принципов лысенковских уроков и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Четкий ритм, краткая характеристика — аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения заданий каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок Софьи Николаевны вместо традиционного и очень страшного для маленьких: «отвечай!».
Ведя решение примера, задачи, разбор предложения, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, четко, чтобы всем было понятно. В результате у всех детей вырабатывается хорошая дикция, ясная речь. «Ставлю», «пишу» — на первых порах обучения это очень существенные сигналы, которые как бы говорят каждому ученику: «Не отставай, иди за мной!» И действует это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя. Например:, Алеша отвлекся, смотрит в окно. А учитель уже дал задание. Дважды слышится сигнал ведущего: «Пишу… пишу…». Спохватившись, Алеша быстро берет ручку и спешит догнать класс. Ведь отстать нельзя — стыдно! Но никаких резких напоминаний со стороны учителя, как это часто бывает в традиционной школе: «Куда смотришь? Почему не пишешь?» На это тоже уходят дорогие минуты урока. Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища — ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, не будешь слушать — не напишешь: ведь учитель не всегда пишет на доске за ведущим. Учитель тоже слушает говорящего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять — голос ученика. Но если вдруг ученик ошибся, тут же лес рук — Таня, Леня, Витя, Андрюша… — все готовы продолжить начатую работу и поправить ошибку. Все в работе, все всё успевают, при этом дети раскованы, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения и в работе учителя с ними. Что дети понимают, то они принимают — в данном случае методический прием становится движущей силой урока.
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, являются опорные схемы, или просто опоры. Главная ценность в уроке — время. Вот что, по мысли С.Н. Лысенковой, прежде всего, отнимают у учителя слабые ученики и вот что он должен выиграть. Спрашивается: на каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся на уроке пассивными, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы. Согласно наблюдениям С.Н. Лысенковой, серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учащихся не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности в работе. Активный ответ — первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. В.А. Сухомлинский говорил: «Мастерство организации умственного труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребенок внимательно слушал учителя, запоминал, думал, не замечая на первых порах того, что он напрягает силы, не заставлял себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать». С.Н. Лысенкова, по ее словам, старается следовать этому совету.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до сформирования понятий, устойчивых навыков — достичь этой цели помогают опорные схемы. Схема — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Ни один из них при этом не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, уменьшилась нагрузка на память. Ученики С.Н. Лысенковой избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают материал осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Для первоклассников опорные схемы — это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение учебных задач, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда учащийся отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных связей.
И, наконец, третий «кит» технологии С.Н. Лысенковой — перспективная подготовка. Педагог-исследователь открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. А где же взять время для этого? Оказывается, что высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса, объединение близкого и однородного материала учебника создают тот резерв времени, который можно использовать для опережающего введения в учебный процесс трудного учебного материала. Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Это и есть перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, которая будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые учащиеся. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. Материал для перспективной подготовки берется из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Задания на уроке и дома не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал.
«Киты» С.Н. Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов:
1. В первом классе без домашних заданий.
2. Домашнее задание
по новой теме дается тогда,
когда оно становится
3. Механическое зазубривание
правил и формулировок
4. Дифференцированный
опрос: каждого ученика
5. Воспитание организованности и прилежания в ребенке.
6. Взаимодействие с родителями.
7. Связь между годами обучения — преемственность.
Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии. С.Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятий с учащимися, считая их пустой тратой времени. Благодаря разработанной системе ей удалось добиться нормальной успеваемости всех учащихся. Человечностью, гуманизмом отличается общение С.Н. Лысенковой со своими питомцами. Это вызывает ответную любовь и доверие детей к ней.
Информация о работе Опыт работы Лысенковой, стили разрешения конфликтов