Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:16, контрольная работа
Макс Вебер является одним из основоположников классической теории управления и организации в современных социально-политических науках. В истории менеджмента Вебер известен, как создатель классической теории бюрократии. Она вошла практически во все учебники по социологии, политологии, управлению, ее анализу посвящены сотни научных исследования, книг и статей.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ВКЛАД М. ВЕБЕРА В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ……………….....6
1.1 Направленность и концепции работ М. Вебера………………………..…….6
1.2 Роль М. Вебера в развитии управленческой мысли………………………....7
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ БЮРОКРАТИИ М. ВЕБЕРА……………………….15
2.1 Бюрократическая организационная структура управления М. Вебера…...15
2.2 Теория государственной бюрократии………………………………..……..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….31
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ
Контрольная работа
по дисциплине «Менеджмент»
ТЕМА: «ИДЕИ МЕНЕДЖМЕНТА В РАБОТАХ МАКСА ВЕБЕРА»
группа 26э116
Тюмень 2014
Регистрационный номер (кафедра)
________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ВКЛАД М. ВЕБЕРА В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ……………….....6
1.1 Направленность и концепции работ М. Вебера………………………..…….6
1.2 Роль М. Вебера в развитии управленческой мысли………………………....7
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ БЮРОКРАТИИ М. ВЕБЕРА……………………….15
2.1 Бюрократическая
организационная структура
2.2
Теория государственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
Макс Вебер является одним из основоположников классической теории управления и организации в современных социально-политических науках. В истории менеджмента Вебер известен, как создатель классической теории бюрократии. Она вошла практически во все учебники по социологии, политологии, управлению, ее анализу посвящены сотни научных исследования, книг и статей.
В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После года службы в армии он перевёлся в Берлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течение второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права "История торговых компаний в средние века". Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию "Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права", работая с Августом Мейтценом. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство.
В период между защитой докторской диссертации и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические исследования экономических проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения "Польского вопроса", или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, в то время как местные рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные города. Вебер руководил этим исследованием и написал большую часть окончательного отчёта, вызвавшего значительное и споры, и положившего начало известности Вебера как социолога [1]. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, организации, которая выступала против притока польских рабочих.
Макс Вебер умер 14 июня в возрасте 56 лет от испанки (пандемия гриппа).
На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция "понимания" и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).
Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, социология музыки, экономическая социология, теория капитализма.
Целью данного исследования является комплексный, сравнительный анализ организационно-управленческих аспектов социологии Макса Вебера, их дальнейшей разработки и применения в современных концепциях по проблемам управления и организации.
Основная цель работы определяет конкретные её задачи, главными из которых являются:
1. Анализ основных принципов методологии М. Вебера в
исследовании организационно-управленческой проблематики.
2. Выделение направлений дальнейшего развития методологии М. Вебера в исследованиях социологии управления и организации и их классификация.
3. Конкретизация и систематизация категориально-понятийного аппарата М. Вебера применительно к организационно-управленческой проблематике.
Цель и задачи работы определили выбор методов и приёмов исследования. Поскольку проблема управления находится на стыке различных наук, в данной работе применялись системный, комплексный и сравнительный методы.
Системный и комплексный методы использовались при исследовании организационно-управленческих идей Макса Вебера в контексте социологии господства, социологии религии, социологии права, политической социологии и хозяйственной этики.
Сравнительный метод был применён при сравнении современных организационно-управленческих концепций с парадигмой управления Макса Вебера.
Объектом исследования явились организационные и управленческие аспекты социологии М. Вебера.
Предметом исследования стали теоретико-методологические основы социологии управления и организации М. Вебера.
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864-1920)"бюрократией". Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как "идиосинкразию", которая не представляет интереса для теоретика.
Европейские представители "классической" школы внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Одним из самых авторитетных знатоков организационной структуры, несомненно, является Макс Вебер (1864-1920). Он происходит из состоятельной и очень интеллигентной семьи. Наверное, под влиянием отца он с ранних лет приобретает вкус к политике и гуманитарным наукам. Закончил знаменитый Гейдельбергский университет, где изучал юриспруденцию. Одновременно занимается политэкономией, экономической историей, психологией, этнографией, религиоведением.
Однако все эти науки, в том числе и юриспруденцию, Вебер изучает, прежде всего, в историческом аспекте. Его огромное наследие, включающие работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, проникнуто сравнительно - историческим подходом. Вебера считают бесспорным классиком мировой социологии, энциклопедически образованным ученым, политическим и общественным деятелем. Среди его работ есть и такие, которые посвящены проблемам социологии труда, промышленному труду и организации управления. Известно, что он участвовал в нескольких эмпирических исследованиях, где изучались вопросы мотивации и ценностные ориентации рабочих, взаимоотношения между работодателем и рабочим, а также такие психофизиологические характеристики труда, как монотонность и усталость.
Для менеджмента особый интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Эти идеи он изложил главным образом в своей книге "Теория социальной и экономической организации". [1]
Вебер полагал, что функционирующую организацию можно разложить на составные части и "пронормировать" работу каждой из них. Он считал, что можно регламентировать и функции и количество управленцев.
В истории менеджмента Вебер известен как создатель классической теории бюрократии. Она вошла практически во все учебники по социологии, политологии, управлению, ее анализу посвящены сотни научных исследований, книг и статей. [2]
В Германии идеи менеджмента, в частности социологии организации, развивали не столько инженеры, сколько академические ученые. Кроме Вебера можно назвать таких теоретиков, как Мюнстерберг и Кэттел. [3]
Макс Вебер развивал институциональный аспект. Его основная работа "Теория общества и экономическая организация" (1920) посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический).
Харизматический тип организации имеет место тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.
Традиционный тип организации возникает из харизматического, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.
Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Особенно подробно Вебер разработал характеристики третьего типа организации. Бюрократический тип организации имеет следующие основные черты:
вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;
каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют только внутри организации. В построении должен четко проявляться принцип иерархии;
система четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена организации;
любой руководитель организации должен сохранять необходимую "социальную дистанцию", должен быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчиненным, что способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам.
необходимо, чтобы каждый член организации занимал должность в соответствии с его квалификацией и был огражден от возможности произвольного увольнения. Система продвижения кадров может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов. Указанные характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации и определить направления формализации её деятельности. [4]
Вебер чувствовал потребность установления рациональной основы под администрирование крупномасштабными предприятиями и результат его работы в этом направлении стала концепция бюрократии как идеала организационного устройства.
"Идеал" для Вебера, не означал желательный, а был "чистой формой” организации. Комбинации или сплавы различных организационных форм появятся в самой практике, но Вебер хотел охарактеризовать идеальный тип в целях теоретического анализа. Бюрократический идеал служил бы как нормативная модель, чтобы облегчить переход от мелкомасштабного предпринимательского администрирования к крупномасштабной профессиональной администрации. Осмысление Вебером достоинств бюрократии послужило основанием для названия его "отцом теории организации”. Вебер был интеллектуальным прародителем формального анализа организационных структур. Он проявлял интерес к проектированию структур власти - отношения деятельности, которые облегчат достижение цели организации.
Вебер признавал три чистых типа законной (то есть, социально приемлемый) власти: (1) рационально - легальная власть, которая опиралась на законность или "право тех, кто поднялся к власти. возможности руководить; (2)"традиционный” тип, который опирался на веру "в святость древних традиций и законности статуса тех, кто осуществлял власть”; и (3)"харизматическая" власть, которая была основывается на преданности к определенной и исключительной святости, героизме, или исключительных чертах характера личности. В случае рационально - легальной власти повиновение подчиненных основывается на легально установленной иерархии типа бизнеса, государственного офиса, воинского соединения или любой другой организации. Это есть повиновение власти установленного должности или ранга. В традиционной власти существует повиновение человеку, который занял традиционно санкционированную властную должность. В харизматической власти, (харизма - есть раннехристианская концепция "дара милости Божией) лидеру повиновались на основании личного доверия последователей и веры в полномочия или откровения лидера. Форма власти есть краеугольный камень любой организации. Без власти некоторого типа, никакая организация не может направляться к цели; власть вносит порядок в хаос. Из трех чистых типов власти, отмечал Вебер, рационально - юридическая может обеспечить основу бюрократии, поскольку она: (1) обеспечивает основание для непрерывности администрации и управления; (2)"рациональна”, так как лицо, занимающее соответствующую власти должность выбирается на основе компетентности для исполнения обязанностей; (3) лидер обеспечивается законными средствами для осуществления власти; и (4) власть четко определена и тщательно подогнана к функциям, необходимым для выполнения задач организации”. И, наоборот, традиция как законная власть будет менее эффективна, так как лидеры не были выбраны на основе компетентности и потому, что такая организация будет действовать в интересах сохранения традиции, то есть будет ориентирована на прошлое. Аналогично обстоит дело и с харизматической властью, которая слишком эмоциональна и иррациональна в том смысле, что она не основана на правилах и обычаях и зависит от мистики и божественных открытий.