Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2011 в 19:22, реферат
Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441—-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.
Введение 3
1. Биография Никколо Макиавелли 5
2. Политические взгляды Макиавелли 7
2.1Политика и религия 7
2.2Политика и мораль 10
2.3 Государственный интерес 12
3. Макиавеллизм и современность 16
Заключение 20
Список литературы 22
Кафедра
политологии
РЕФЕРАТ
на
тему
«Политическое
учение Н.Макиавелли и современность»
Донецк
– 2011
Введение
2. Политические взгляды Макиавелли
2.1Политика и религия
2.2Политика и мораль
2.3 Государственный интерес
3. Макиавеллизм и современность
Заключение
Список
литературы
Со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.
Но что же такое наука управлять государством? Многие задумывались над этим. В древней Греции, где полис стал основой общества, осью государственности, Аристотель и Платон – проповедники демократической мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободу людям самим устраивать жизнь. Руссо развил эту теорию, расширив рамки определения представительной демократии, снова отдавая исполнительную власть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление народом, как основы существования государства, признавали все политики и государственные деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего времени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.
Его
труды по-разному оценивались современниками
и исследователями нашего времени, но
за пять веков они отнюдь не потеряли интереса
к себе и не утратили актуальности. Управлять
ли государством с позиции силы или использовать
более либеральные подходы, как вести
себя во внешней политике, общаясь с соседними
государствами, как устраивать армию и
казначейство, как процветать и добиваться
могущества во всех сферах деятельности
– все эти аспекты чрезвычайно подробно
рассматривал и указывал в своих работах
Макиавелли. В современном мире эти вопросы,
безусловно, уже хорошо проработаны и
имеют вид вполне определенный с позиций
устоявшихся политических норм. Однако
для того чтобы понять, что есть государство
теперь и каким оно было, какие эволюционные
ступени госаппарата оставили четкие
следы в устройстве современных государств,
нужно знать труды Макиавелли.
1. Никколо Макиавелли биография
Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441—-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.
Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией.
В 1494 году Флоренция восстановила Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме.
С
1502 до 1503 он был свидетелем эффективных
градоустроительных методов солдата-церковника
Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного
военачальника и
В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.
Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.
"Я встаю с восходом солнца и направляюсь к роще посмотреть на работу дровосеков, вырубающих мой лес, оттуда следую к ручью, а затем к птицеловному току. Я иду с книгой в кармане, либо с Данте и Петраркой, либо с Тибуллом и Овидием. Потом захожу в постоялый двор на большой дороге. Там интересно поговорить с проезжающими, узнать о новостях в чужих краях и на родине, наблюдать, сколь различны вкусы и фантазии людей. Когда наступает обеденный час, я в кругу своей семьи сижу за скромной трапезой. После обеда я возвращаюсь снова на постоялый двор, где обычно уже собрались его хозяин, мясник, мельник и два кирпичника. С ними я провожу остальную часть дня, играя в карты...
С наступлением вечера я возвращаюсь домой и иду в свою рабочую комнату. У двери я сбрасываю крестьянское платье все в грязи и слякоти, облачаюсь в царственную придворную одежду и, переодетый достойным образом, иду к античным дворам людей древности. Там, любезно ими принятый, я насыщаюсь пищей, единственно пригодной мне, и для которой я рожден. Там я не стесняюсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их деяний, и они, по свойственной им человечности, отвечают мне. И на протяжении четырех часов я не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, меня не пугает смерть, и я весь переношусь к ним." (Из письма Никколо Макиавелли).
В
ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию
и получил должность
Макиавелли
умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах
от Флоренции, в 1527. Местонахождение
его могилы неизвестно; однако кенотаф
в его честь находится в Церкви Санта-Кроче
во Флоренции.
2. Политические взгляды
С
чисто земных, практически-политических
позиции рассматривает
Религии рассматриваются им как явления общественной жизни, они подчинены законам возникновения, возвышения и гибели; как и вес в жизни людей, они находятся во власти необходимости. И оцениваются они с точки зрения их пользы для политической цели, стоящей перед обществом. Общества без религии
Макиавелли не мыслит. Религия представляется ему необходимой и единственной формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства. Государственным интересом, общественной пользой определяется его отношение к различным формам религиозного культа. Не отвергая этических принципов христианства, он в то же время показывает, что они не соблюдаются в современной ему европейской, и особенно итальянской, действительности.
«Если бы в христианском государстве сохранилась религия, основанная учредителем христианства, христианские государства были бы гораздо счастливее и более согласны между собой, чем теперь». Но религия оказалась в разительном несоответствии с повседневной житейской практикой, в особенности с пагубной для общества и государства деятельностью католической церкви: «Но как глубоко упала она, - продолжает свою мысль
Макиавелли в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия», - лучше всего показывает то обстоятельство, что народы, наиболее близкие к римской церкви, главе нашей религии, оказываются наименее религиозными». Дело не только в том, что Макиавелли считал папский Рим виновником бедствий своей страны, главным препятствием к достижению ее национального единства.
Благодаря
разложению католической церкви и духовенства
общество не только отошло от «основных
начал» христианства, но итальянцы
«потеряли религию и
Размышляя о том, почему древние народы были «больше нашего преданы свободе», он видит причину в «разнице воспитания» и в «различии религии».
По
мнению Макиавелли, христианство, пусть
и открывая верующим «истину и
правильный путь жизни», учит, однако,
переносить все надежды на небеса,
меньше ценить мирские блага. Христианство
«признает святыми большею
Макиавелли
не только раскрывает общественную функцию
религии в классовом обществе; он настаивает
на ее необходимости для укрепления государства,
но религия эта, по его убеждению, должна
носить совершенно иной характер; она,
по примеру древнего язычества, должна
воспитывать мужество, гражданские добродетели,
любовь к земной славе. В язычестве его
привлекают «великолепие жертвоприношений»,
торжественность и пышность обрядов. Но
главное - религия древних воспитывала
активность, она видела высшее благо «в
величии души, в силе тела и во всем, что
делает человека могущественным». Достоинство
язычества, а вместе с тем и той идеальной,
с точки зрения Макиавелли, религии, которая
всего более отвечает интересам укрепления
государства, он считает то, что «древняя
религия боготворила только людей, покрытых
земной славой, как, например, полководцев
и правителей государств»; его привлекают
обряды, сопровождавшиеся «кровопролитием
и жестокостями», потому что подобный
культ возбуждал храбрость, приводил к
тому, что древние были в своих поступках
«более жестоки, чем мы».
Информация о работе Политическое учение Н.Макиавелли и современность