Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2011 в 19:22, реферат
Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441—-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.
Введение 3
1. Биография Никколо Макиавелли 5
2. Политические взгляды Макиавелли 7
2.1Политика и религия 7
2.2Политика и мораль 10
2.3 Государственный интерес 12
3. Макиавеллизм и современность 16
Заключение 20
Список литературы 22
«Следует иметь в виду, - говорит Макиавелли в своем «Государе», - что есть два рода борьбы, один - посредством законов, другой – силы. Первый свойственен людям второй - зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму. Поэтому государю необходимо пользоваться приемами и зверя и человека. Если же государь принужден научиться приемам зверя, то он должен выбрать из числа зверей лису и льва, ибо лев не может защититься от змеи, лиса -от волков. Следовательно, надо быть лисой, чтобы распознать змей, и львом, чтобы расправляться с волками».
«Государю, - заключает Макиавелли, - необходимо обладать духом настолько гибким, чтобы принимать направление, указываемое веяниями и превратностями судьбы и, как я отметил выше, не уклоняться от пути добра, если это возможно, но уметь вступать и на путь зла, если это необходимо».
Флорентийский
мыслитель не проводит четкого разграничения
между государем и
Государство в концепции Макиавелли, по сути, довлеет над обществом, народ может ошибаться и тогда государство, если оно конечно достаточно сильно должно исправить ситуацию. «Народ, - отмечает флорентиец, - загипнотизированный ложными представлениями о своем благе, стремится часто к своей собственной гибели. И если какой-либо, пользующийся его дарованием, не откроет народу глаза на истинное добро и зло, государство вовлечется в бесконечное количество опасностей и бедствий. И государство не может избежать своей гибели, если судьба захочет отнять у народа веру в подобного человека и подвергнуться обману со стороны других людей или под влиянием неблагоприятных событий».
Все учение Макиавелли пронизано идеей абсолютного суверенитета. По точному замечанию Н.Н. Алексеева «макиавеллизм есть учение об особом политическом искусстве, целями которого является создание твердой государственной власти и служение государственной пользе, а средствами - любые, не считающиеся не с какими моральными принципами приемы, служащие к осуществлению названных целей «Цель оправдывает средство» -такова основная норма макиавеллистической политики. По взглядам Макиавелли, оружием государственной власти является или сила или закон».
Как справедливо замечает М.М. Федорова «следующее звено в безупречно выстроенной логической цепочке включает вопрос - а что же имеет решающее значение на уровне чистых политических фактов? И Макиавелли без колебаний отвечает: сила, ибо победа сильнейшего - основной факт человеческой истории». «Поистине страсть к завоеваниям, - пишет Макиавелли, - дело естественное и обычное, и тех, кто учитывает при этом свои возможности все одобряют или же никто не осудит, достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеванию какой угодно ценой». Поэтому государство в концепции флорентийского мыслителя есть, прежде всего «порождение силы», употребление силы - первое и последнее основание политики государя, а война, ее институты и правила - «подлинная профессия того, кто правит».
Сила государственной власти в учении Макиавелли противостоит нормам морали, а сильное государство - моральным ценностям. Только беспощадный удар по врагам, считает мыслитель, может укрепить государственную власть. Таким образом, Макиавелли оправдывает всех тех кто во имя государства совершал противозаконные и злые деяния. Государственный суверенитет в концепции флорентийца - это не только признак сильной государственности, то это еще и своего рода универсальный инструментарий достижения государством высшей политической силы.
Хотя Макиавелли термин «суверенитет» в контексте своей концепции еще не употребляет (это сделает после него Ж. Боден) его идеи легли в основу абсолютистского учения о государственном суверенитете. Как отмечает в этой связи И.Д. Левин «без Макиавелли не было бы и Бодена».
Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.
Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.
Он первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую Италию.
Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.
Для
нас Макиавелли и его творчество
имеют, прежде всего, конкретно-историческую
и культурную ценность. Будучи одним
из самых крупных и замечательных
представителей эпохи возрождения,
Макиавелли связывает животворные
традиции мысли и культуры с новым временем
и современностью. Из его произведений
перед нами предстает вся интеллектуальная,
социально-политическая картина эпохи
Возрождения, со всеми ее гуманистическими
достижениями и конкретно-исторической
ограниченностью, со всеми ее противоречиями,
исканиями и борьбой. На его произведениях,
возможно, особенно четко можно проследить,
как из истории, из исторического диалога
с мыслителями прошлого и из осмысления
прошлых эпох рождается теория, как из
критически-творческого освоения традиции
рождается новаторство и как из ретроспективы
рассматриваемой с позиций самых фундаментальных
и самых острых проблем современной жизни,
вырабатывается перспектива исторического
развития.
Список литературы
1. "Антология мировой философии" II том "Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения" Москва, Издательство "Мысль" 1970 год.
2. Вячеслав Иванов "Родное и вселенское" Москва, Издательство "Республика", 1994 год
3.Макиавелли Никколо.
Государь. - В кн.: Макиавелли Никколо. Избранные произведения. М., 1982.
4.
Долгов К. Гуманизм, Возрождение
и политическая философия
5. Юсим М.А. Этика Макиавелли. - М., 1990.
6. Темнов Е.И. Макиавелли. - М., 1990.
7. История политических учений. Под ред. К.А.Мокичева. - М., 1971.
8.
Рутенбург В.И. Титаны
Информация о работе Политическое учение Н.Макиавелли и современность