Федор Григорьевич Волков – русский актёр

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2011 в 02:02, реферат

Краткое описание

Родился Фёдор Волков 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Его отец умер, когда Федор был еще маленьким. Мать в 1735 году вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль.

Грамоте мальчик обучался у пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль. Уже тогда у мальчика обнаружились разнообразные способности и таланты. Полушкин, видя это, прочил старшего пасынка в наследники и продолжатели своего дела.

Файлы: 1 файл

Волков.docx

— 19.22 Кб (Скачать)

    Федор Григорьевич Волков – русский  актёр, создатель первого постоянного русского театра. Его называют «отцом русского театра».

    Родился Фёдор Волков 9 (20) февраля 1729 года в  Костроме. Его отец умер,  когда Федор был еще маленьким.  Мать в 1735 году вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль.

    Грамоте мальчик обучался у пастора, состоявшего  при герцоге Э. И. Бироне, сосланном  в Ярославль. Уже тогда у мальчика обнаружились разнообразные способности  и таланты. Полушкин, видя это, прочил старшего пасынка в наследники и  продолжатели своего дела.

    Федора  отправили сначала в Москву в  Заиконоспасскую академию учиться Закону Божию, немецкому языку и математике. Немецкий язык Федор Волков выучил в совершенстве, говорил «как  природный немец». В академии молодой Волков постоянно принимал участие в сценических представлениях. По свидетельству А. А. Шаховского, Волков «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Он выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями.

    Из  академии Полушкин отправил пасынка  «для навыка в бухгалтерии и торговле»  в одну из петербургских немецких контор. Кроме своих занятий, Волков бывал в придворном театре и посещал  итальянскую оперу. Опера произвела  на молодого человека глубокое впечатление, еще большее впечатление испытал  он, проникнув за кулисы театра, устроенного  воспитанниками Шляхетского корпуса, которые разыгрывали драмы А.П. Сумарокова. Там он снял планы и  рисунки всего устройства сцены, машин и декораций.

    Театр Федора Волкова

    В Ярославле в 1750 году открылся первый в России профессиональный общедоступный  театр. Первым профессиональным актером, режиссером-постановщиком, художником-декоратором  и драматургом был Федор Григорьевич  Волков. Он родился в 1729 году в Костроме, учился в Ярославле, Москве и Петербурге. В столице он побывал в итальянском  театре и решил организовать собственную  театральную труппу.

    Рождение русского драматического театра

    В 1748 году Ф.Г. Волков вернулся в Ярославль, набрал здесь первую драматическую  труппу из числа служащих Ярославской  канцелярии и посадских людей  и приступил к репетициям. Считается, что первые спектакли устраивались в старинном кожевенном амбаре, но уже в 1750 году труппа переместилась  в здание не берегу Волги и открыла  свой первый сезон пьесой Ж. Расина «Есфирь». В 1751 году слухи о театральной  деятельности Ф.Г. Волкова достигают  Петербурга, и уже в следующем  году императрица Елизавета Петровна вызвала труппу Ф.Г. Волкова в  столицу.

    В репертуар первого русского театра входили духовные драмы митрополита  Дмитрия Ростовского, трагедии Ж. Расина, А.П. Сумарокова, комедии Ж.-Б. Мольера. После отъезда Ф.Г. Волкова театральная  жизнь в Ярославле не закончилась, как можно было предположить. В 70-80-х  годах XVIII века любительские спектакли  ставятся в доме губернатора А.П. Мельгунова, покровительствовавшего культуре и искусству. В Ярославль приезжает  преемник и последователь Ф.Г. Волкова  И.А. Дмитревский.

    В начале XIX века спектакли становятся регулярными, складывается профессиональная театральная труппа, которую возглавил  ярославский помещик князь Урусов. В это время спектакли ставились  в доме купца Сорокина, специально для этого перестроенном и  расширенном. В 1818-1819 годах было построено  здание специально для театра. Оно  было деревянным на каменном фундаменте, до наших дней, к сожалению, не сохранилось. Оно было снесено уже в конце 30-х годов XIX века. На этом месте в 1841 году был построен новый каменный театр на средства купца М.Я. Алексеева. Он был рассчитан более чем  на 200 мест.

    В 1881 году здание театра снова перестроили, расширив его до шестисот мест в зрительном зале, однако уже в начале XX века и этого оказалось мало. Современное здание Ярославского театра имени Ф.Г. Волкова было построено в 1911 году по проекту молодого архитектора Н.А. Спирина. В нем помещается более тысячи зрителей.

    Здание театра Волкова

    Здание  театра было построено в классическом стиле с элементами модерна. Главный  фасад визуально разделен на два  яруса. Нижний ярус украшен декоративной кирпичной кладкой, а верхний  – белоколонным портиком с широким резным карнизом, на котором установлена скульптурная группа, в которую входят покровитель искусств Аполлон-кифаред, муза трагедии Мельпомена, и муза комедии Талия. На главном и боковых фасадах расположены скульптурные композиции.

    Интерьеры были оформлены очень скромно. Только барьеры лож и балконов были декорированы красным деревом, парадная лестница покрыта мрамором, бетонные парадные двери – мраморными плитками. Зрительный зал был оформлен живописным фризом «Торжество Диониса» работы художников Н. Верхотурова и В. Сакен на тему древнегреческих мистерий. Рядом с фойе по первоначальному плану размещалось помещение бильярдной, украшенное большим зеркалом.

    В год окончания строительства  театру было присвоено имя его  основателя, выдающегося актера и  режиссера, Федора Григорьевича Волкова. В здании даже была помещена специальная  мемориальная доска, увековечившая  это событие. На протяжении XX века театр  неоднократно ремонтировался. К 1964 году здание совсем обветшало, и его перестроили, расширили, сделали выше. Изменился  зал и фойе, исчезла бильярдная, но внешний облик реставраторы сохранили  почти без изменений, в том  числе и скульптурные фризы по рисункам Н.А. Сирина, украшающие фасады здания.

    Профессиональная труппа

    Первые  профессиональные актеры Ярославского театра уехали вместе с Ф.Г. Волковым в Петербург, но их место заняли другие, не менее талантливые. Продолжателем  дела Ф.Г. Волкова в Ярославле  стал И.А. Дмитревский, а после него – Катерина Семенова и Алексей Яковлев. В 40-х годах XIX века на сцене Ярославского тетра блистала Л.П. Косицкая, лучшая исполнительница роли Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В середине 60-х годов на сцену вышла П.А. Стрепетова, очень быстро ставшая популярной и любимой зрителями.

    В 50-х годах XIX века в Ярославль дважды приезжал великий русский актер  М.С. Щепкин. Он же впервые высказал предложение установить в Ярославле  памятник Ф.Г. Волкову. Во второй половине 90-х годов в Ярославском театре раскрылся талант И.М. Москвина. Здесь  же работал и будущий великий  русский оперный певец Л.В. Собинов.

    В XX веке деятельность Ярославского театра имени Ф.Г. Волкова была связана  с именами режиссеров И.А. Ростовцева, поставившего «Мещан» и «Старика»  М. Горького и «Чайку» А.П. Чехова; Т. Кондрашева («Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Бесприданница» А.Н. Островского), Ф. Шишигина, В. Давыдова, Г. Дроздова, В. Воронцова. С 1996 по 2006 года главным режиссером театра был В. Боголепов. Среди знаменитых актеров Ярославского театра можно назвать С.Д. Ромоданова, А.Д. Чудинову, ГА. Белова, В. С. Нельского, К.Г. Незванову, Н.И. Терентьеву, С.К. Тихонова, Ф.И. Раздьяконова, Н.В. Кузьмина, В.А. Солопова, В.В. Сергеева и многих других.

    В настоящее время в репертуаре Ярославского театра насчитывается  более 20 спектаклей по произведениям  Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Д. Боккаччо, Р. Шеридана, Б. Брехта, Ф. Саган, А. Вампилова, О. Заградника, Н. Птушкиной, В. Сигарева, С. Мрожека. В Ярославле ежегодно проходит Международный Волковский фестиваль, на который провинциальные театры привозят свои лучшие постановки. А труппа Волковского театра уже неоднократно выезжала на гастроли в разные города России и ближнего зарубежья.

    30 августа 1756 Императрица Елизаветы  издала приказ об учреждении  «русского для представления  трагедии и комедии театра».  Первым директором театра стал  А.П. Сумароков, а Федор Волков «был в оном Первым актером», а позднее заменил Сумарокова на посту директора. Репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

    «Тогда  Волков показал свои дарования в  полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого Актера и слава его подтверждена была и иностранцами», — пишет Н.И. Новиков. В игре Волкова были простота и страстность, она была основана на чувстве, а не на эффекте.

    Его можно с полным правом назвать  основателем российской актерской  школы. Такие актеры, как Дмитревский, Щепкин, Шаляпин, Станиславский, считали себя его учениками. 

    В дни коронования императрицы  Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарада, носившего  название: "Торжествующая Минерва". Это гулянье стоило ему не только большого труда, но и жизни: во время  маскарада он простудился и вскоре умер. Федор

    Волков  похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Следов от его  могилы не осталось. На кладбище установлена  памятная доска.

    Главным делом недолгой, но яркой его жизни  стал российский профессиональный театр, театр общедоступный. Вот слова  из его дневника: «Общая польза от театра российского будет ощущаться, когда  театр выйдет из рамок придворной затеи. Он должен быть публичным и  общенародным, в нем просвещенные и важные господа должны являться желанными, но не единственными зрителями  и ценителями. К такому театру должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны и привлечены не насильно, не приказами или указами, а по доброму их желанию и сознанию пользы отечества Доброхотность и общая польза должны быть навечно положены в основание российского театра...»

    Знаменитый  современник Новиков характеризует  Федора Волкова так: «Сей муж был  великого, обымчивого и проницательного разума, основательного, здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и чтением наилучших книг. Театральное искусство знал он в высшей степени, при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант не многих инструментах, посредственный скульптор, и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм; но сие исчезало, когда находился с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели; друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любитель воспомоществования».

    Фонвизин  о Волкове отзывается так: «Волков  был муж глубокого разума, исполненный  достоинств, он имел большие знания и мог бы быть человеком государственным».

Информация о работе Федор Григорьевич Волков – русский актёр