Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:07, реферат
Целью данной работы является научный анализ процесса возникновения и формирования идей философии русского космизма в различных сферах русской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
изучить историю и развитие космических идей в русской философии;
раскрыть философию русского космизма как фундаментальный феномен русской культуры в целом;
рассмотреть основные направления философии русского космизма в единой системной философии;
рассмотреть пути реализации основных идей русского космизма в XXI вв.
Введение 3
1. Истоки и основные идеи русского космизма 6
2. Глобальная проблематика русского космизма 12
3. Реализации идей и перспективы русского космизма в XX-XXI вв 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
«ФИЛОСОФИЯ
РУССКОГО КОСМИЗМА»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Истоки
и основные идеи русского космизма 6
2. Глобальная
проблематика русского космизма 12
3. Реализации
идей и перспективы русского космизма
в XX-XXI вв 19
Заключение 24
Список
использованной литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Масштабные перемены в современном общественном миропорядке, называемые глобализацией приводят к новому осознанию таких понятий как единство, всеединство, всеобщее, глобальное. В связи с этим они наполняются особой актуальностью, приобретают новые черты. Постижение динамики происходящих общепланетарных процессов заставляет человечество вернуться к уяснению эвристической ценности основных идей философии космизма, проследить исторические тенденции развития общепланетного сознания, единства человека и всей природы в целом, суть интеграционных процессов па планете, их объективных основ. Однако понять, кто на самом деле сегодня играет роль интеграторов глобализирующегося мира, для современных ученых не простая задача, решение её требует философского подхода.
Человек всегда стремился как можно точнее определить свое место во Вселенной, познать всю систему отношений культуры и природы, социума и космоса. Тем более важным представляется сегодня выстраивание логики исторических форм этих отношений, поиск истоков их в далеком и недалеком прошлом. История русского космизма, включающая в себя элементы науки, философии, религии, искусства дает некоторую возможность найти ответы на такие вызовы современности, как проблемы всеобщей интеграции, поиска нравственных ориентиров, осознание путей достижения единства человеческого сообщества, выхода из общемирового экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.
Раскрытие тенденций эволюции человеческого сообщества, обоснование новых парадигм его развития, возникновение таких наук как планетология, геронтология, бионика, креоника делает актуальным осознание трудов философов-космистов естественнонаучного направления К.Э. Циолковского, А.С Чижевского, В.И. Вернадского, проблемы соотношения массового и элитарного в культуре, в частности в искусстве, возвращает к необходимости изучения роли философских идей космоса в творчестве художников, музыкантов, поэтов и архитекторов.
Идеи русских космистов обретают остросовременное звучание еще и постольку, поскольку их идеал связи человека с природой, взаимодействия человека и Космоса перекликается с идеями коэволюции, а выдвигаемое ими условие реализации этого идеала -единение человечества в планетарную общность, созвучно глобалистским концепциям. Предлагаемые русскими космистами концепции как религиозныго, так и философско-религиозного толка, указывали на то, что действительно является сущностью общечеловеческих универсалии и является движущей силой развития человечества и целом.
Таким образом, реконструкция логики развития идей философии русского космизма позволяет по-новому посмотреть и на наследие русского космизма, и на тенденции развития мира.
Степень научной разработанности проблемы. Русский космизм, как духовно богатое течение отечественной мысли исследуется отечественными и зарубежными учеными с различных сторон и в контексте разноплановой тематики. Ими рассматриваются отдельные стороны космизма, творческое наследие его определенных представителей, возвращаются забытые и малоизвестные представления мыслителей.
Творчеству философов-космистов посвящены многие работы, среди которых можно отметить труды С.Г. Семеновой, Е.И. Панчук, Ф.И. Гиренок, также обращают на себя внимание исследования следующих авторов: Н.В. Бряник, В.В. Казютинского, С.В. Останиной, Т.Г. Грушевицкой.
В многочисленных книгах и статьях, посвященных русскому космизму, исследуются различные аспекты космистской философии и методологи, позитивно оценен вклад отечественных ученых в общемировой теоретический опыт, показано значение фундаментальных выводов, сделанных русским космизмом, для дальнейшего развития естественных, технических и гуманитарных наук. Достаточно широко рассмотрены отдельные направления философии русского космизма.
Объектом исследования является философия русского космизма как уникальное явление национальной культуры.
Предметом исследования является процесс развития философии космизма.
Целью данной работы является научный анализ процесса возникновения и формирования идей философии русского космизма в различных сферах русской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1.
Истоки и основные
идеи русского
космизма
Феномен космизма многогранен и гетерогенен. Можно говорить о космизме античности, подразумевая древнегреческую цивилизацию и о космизме восточных культур, различая его элементы в русле индийской, китайской или египетской философии, о духовном космосе средневековья. Подобное разнообразие порождает дискуссии по поводу критериев различения космизма и близких к нему проявлений духовной культуры. В данном случае возникает проблема определения понятия «русский космизм».
Русский космизм является одним из языков описания окружающего мира, включающим в себя науку, философию, искусство и поэзию, причем языком, выражающим специфику русского национального мышления.
Научный космизм ориентирован на исследование природы (космоса), обусловленное своеобразным мировоззрением. Научное и философское направления космизма тесно взаимосвязаны. Космизм на протяжении XX столетия оценивался неоднозначно, зачастую становясь объектом критики и жесткой полемики. Философский анализ феномена научного космизма связан с определением границ понятия «космизм», а для этого важно провести различие научного и общекультурного измерения данного явления, а также проанализировать существующие оценочные позиции в отношении научного космизма, сложившиеся на рубеже XIX-XX вв.
В узком смысле слова «космизм» - это «расширение предмета классических наук, их выход за рамки изучения чисто земных явлений и процессов, интерес к космическим аспектам исследования (например, космохимия, радиационная генетика), создание чисто космических дисциплин в связи с выходом в космос» [4, с. 229]. Данная интерпретация характерна не только для Т. Грушевицкой. В широком смысле слова «космизм» - это своеобразное мировоззрение, или, как иногда отмечают, особая «направленность мышления», формирующая целостную концепцию мироздания на основании представления об органическом единстве мира, теснейшей взаимосвязи Земли и Космоса. При таком понимании понятие «космизм» сочетает в себе, по меньшей мере, два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, космизм - это специфическое миросозерцание или миропонимание, дающее представление о мире как целостности; во-вторых, космизм предполагает наличие в философской или научной концепции идеи разумной активно-эволюционной деятельности человечества по освоению космоса. Впрочем, широкий и узкий смыслы понятия «космизм» не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга.
В русском космизме выделяют донаучное (фольклорно-магическуе и религиозно-мифологическое), литературно-поэтическое и научное направления. Так, современный исследователь русского космизма Б.В. Емельянов к числу наиболее проработанных подходов относит теорию космических эр и космического бессмертия человечества К.Э. Циолковского; биогеохимию, космохимию В.И. Вернадского; идею богочеловечества B.C. Соловьева; принцип регуляции природы и «патрофикацию» Н.Ф. Федорова; теорию о влиянии Солнца на жизнь биосферы, астрогеологию, гелиобиологию, космическую медицину А.Л. Чижевского; космическую эволюцию сознания, концепцию единой планетарной культуры Н.К. Рериха; космоантропологию Н.А. Морозова; теософский антропокосмизм Е.П. Блаватской, П.Д. Успенского [6, с. 19]. При этом все многообразие подходов он разделяет на три основных направления:
Один из наиболее авторитетных подходов к изучению русского космизма представлен С. Семеновой [14]. Рассматривая космизм как направление научно-философской мысли XIX — XX вв., С. Семенова считает космизм и космическую философию «почти синонимичными», но при этом выражает несогласие с подходом, включающим в космизм, помимо научных разработок, размышления философов, поэтов, музыкантов и художников... «Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточно, чтобы произвести его в космисты. Но тогда то же можно было бы спокойно проделать с доброй половиной культурных деятелей не только России, но и всего мира...» [12, с. 3] . Особенность космизма, его генетическая черта как принципиально нового мироотношения, заключается, по мнению С. Семеновой в идее «активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки» [12, с. 4].
С данным подходом, согласно которому структурирующим признаком русского космизма становится идея «активной эволюции», и при этом из него исключаются поэзия, живопись и музыка, во избежание «неправомерного и безмерного расширения» понятия, выражает несогласие В. Казютинский. Он не согласен с тем, что выделяя в качестве эталонного образца космизма некоторые сущностные признаки философии общего дела Н.Федорова, С. Семенова применяет их к анализу космизма в целом, например, центральную идею Н. Федорова о неразрывной связи будущего человечества с космосом, о расселении в его просторах воскрешаемых поколений, предков. «Многочисленные проявления космизма вне обозначенного контекста отсекаются лишь потому, что они не представлены в исходном образце» - считает В. Казютинский [10, с. 13].
Согласно позиции В. Казютинского, русский космизм является одним из вариантов космизма и мировой культуре, и вне этого контекста его генезис неопределим. Исследуя космизм, он выделяет несколько элементов: идею космизма, принципы космизма, космическую философию и космизм как социокультурный феномен. В данном случае идея космизма, состоящая в том, что человек и космос неразрывно связаны друг с другом, находит свое выражение в двух принципах, сформулированных К. Циолковским: «Судьба существа зависит от судьбы вселенной» и «Судьба вселенной зависит от космического разума, то есть человечества и других космических цивилизаций» [17, с. 168-169]. Человек и космос взаимосвязаны. Кроме того, В. Казютинский считает русский космизм социокультурным феноменом. Создатель космической философии К. Циолковский называл своими предшественниками Платона, Сократа, Демокрита, Лейбница и многих других мыслителей. По определению В. Казютинского, «космизм - это феномен культуры в целом, включающий не только науку и философию, но и другие социокультурные феномены... На протяжении многовековой истории человечества космизм проявлялся во всех сферах творчества: и в античной эстетике, которая насквозь космична, и в архитектуре русских храмов, которые моделируют два уровня космоса - небесный и земной, и в поэзии Данте и М. Лермонтова, и в живописи Рериха или группы художников-космистов Амаравелла, и в музыке П. Хиндемита, и в бесчисленном множестве других образцов» [8, с. 143].
Итак, русский космизм - это одна из «универсалий мировой культуры» («социокультурный феномен»), не тождественная космической философии, поскольку «космическая философия» -понятие более узкое, чем космизм. «Далеко не всякая философская система, в которой просматривается проблема «человек - космос», может быть названа «космической философией» [8, с. 145]. Критерий понятия «русский космизм» несводим к какому-то одному, исключающему многогранность этого явления, как предлагает С. Семенова. Во-первых, космизм включает в себя несколько направлений: художественно-поэтическое, философское, религиозное, а не только научное, тем более не всегда предполагающее активное содействие эволюции. Во-вторых, научные работы космистов немыслимы без философской базы, элементов космической философии и в некоторых случаях, поэзии и музыки, поскольку многие космисты были людьми энциклопедического образования. Например, Л. Чижевский был прекрасным знатоком литературы, увлекался живописью и поэзией. У В. Вернадского помимо собственно научных разработок присутствуют размышления о начале и вечности жизни (теория метемпсихоза), в его творчестве проступает влияние восточной философии, Веданты [8, с. 146]. В литературном, философском и поэтическом творчестве Востока Вернадского привлекало наличие идеи неразрывной связи живой и неживой природы, чувствование единства всего живого, предрасполагающее к определенным научным ассоциациям.